Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 19 апр 2024, 00:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 85 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 04 фев 2017, 22:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
По книге: «Мурманская железная дорога.» Краткий очерк постройки. Петроград. 1916 г.

http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#122/z
https://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012727/viewer/


Пристани на Онежском озере по линии Петрозаводск - Сорока.

[0302] [0273] [0274]

Главные массы грузов доставлены на линию и к складам по внутренним водным путям.
С открытием навигации снабжение линии перешло на водные пути, причем 77% протяжения линии Петрозаводск – Сорокская бухта снабжалась из Петрограда с доставкой грузов в два склада, расположенные непосредственно на самой линии.
Из Петрограда грузы следовали по реке Б.Неве, Приладожским каналам, реки Свири и, наконец, по Онежскому озеру в Кондопожскую и Большую губы этого озера, где были устроены пристани для причала и разгрузки судов, линейные склады для хранения грузов.


Т.о. имелось всего 2 пристани (у с. Кондопоги и у ст. Медв. Гора) и обе сняты фотографом. У дер. Лавас-губа пристань не указана, снимок 0295  .
Временная станция Кивач у карьера на 50-й версте появилась в т.ч. и из-за близости к пристани, на которую прибывали грузы для строительства жд.
………………………………………………………………………........................................................

Военнопленные на строительстве Мурм. жел. дороги.

[0279]

На места расквартирования военнопленных командировались агенты Управления, отбиравшие годных для работ людей, как в отношении их физического состояния, так и профессий до привлечения в ряды армии.
Военное ведомство доставляло эшелонами пленных в Петроград и Архангельск, где они сдавались специально сформированной охране из кавказских народностей.
На линии пленные размещались воинским порядком в отдельных помещениях. При нахождении на работах они находились также под охраной.
Постепенно пленные привыкли к окружающей обстановке. Хотя были случаи побегов, но крайне незначительные: бежало около 75 человек, причем почти все бежавшие были задержаны.
Преобладающее большинство пленных были австрийские славяне. Большинство из них понимало русскую речь, многие говорили по-русски, а некоторые и читали.
Ими исполнялись земляные и плотницкие работы. Пищу готовили они себе сами – для этого среди них нашлись повара и ученые пекари из венских ресторанов и пекарен.
Хотя военнопленные и были непревычны к северному климату, но, в общем, хорошо переносили климатические условия края. Лишь к концу года более слабый элемент стал болеть, и несколько сот пленных пришлось эвакуировать.
Продуктивность работы военнопленных была ниже свободных рабочих русских и финнов на 20-25%.


Ведомственное описание рисует жизнь военнопленных в радужных тонах: и повара, и «ученые пекари» из венских ресторанов.

Совсем другая картина в докладе А.В.Романовой о санитарном состоянии в/пленных в июне 1916 г. после ее поездки по Мжд (См. К.Агамирзоев «Путь на Север.», 2008 г., стр. 29).
В нем, например, указано, что почти все в/пленные, работавшие зимой 1915-1916 г.г. были эвакуированы из-за болезней в отличие от «нескольких сот» из описания.

Оценка Морского министра Григоровича приводилась ранее:
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19410#p19410
……………………………………………………………….............................................................

Карьеры на Мурманской жел. дороге.

[0309] [0314] [0275]

Наряду с обилием болот и скалистых грунтов серьезным затруднением при производстве работ явилось отсутствие резервов для устройства насыпей и песчаных карьеров для балластировки пути.
Для засыпки болот землю приходилось развозить поездами из редких карьеров на расстояние 25 верст один от другого.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19512 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 05 апр 2017, 17:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
У Вячеслава снимок 1953 г. из коллекции М. Манхофа: https://pastvu.com/p/590784
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=4306#p4306

100% не Мурманка-Кжд (леса нет, поле, жилые дома). Жд постройки во многом похожи были на разных дорогах.


Вложения:
Комментарий к файлу: Пермь-Екатеринбург, ок. 1880 г.
1.jpg
1.jpg [ 56.17 KiB | Просмотров: 8632 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19577 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 апр 2017, 00:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Этапы прокладки ж.д. полотна.

На снимке из Лодейнопольского краеведческого музея "Один из участков строительства дороги." видны этапы строительства жд полотна.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7736954
Вложение:
Комментарий к файлу: Этапы прокладки жд полотна.
1.jpg
1.jpg [ 55.26 KiB | Просмотров: 8570 ]

Первой (на снимке справа) прокладываеться гать (слань), потом временная (технологическая) жд линия и последней делается насыпь, на которой укладывается постоянное полотно.

Хотя, если линия проходит по сухому месту и не требуется высокая насыпь, то после гати сразу строится насыпь для основного полотна, см. 2033.
[2033]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19615 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 20:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Групповой снимок у паровоза на месте стыка Мурм. жд 3.11.1916 (перегон Боярская – Амбарный) оказался зеркально перевернут.
Это касается как выставки в Нац. музее РК посвящ. 100-летию Мжд, так и более ранних копий в сети. Неправильная зеркальность хорошо видна по Горячковскому (выделен красным).
После исправления эмблемы МПС пришли в соответствие со снимком молебна на фоне этого же паровоза.
На паровозе уже знакомые персоны:
на исправл. снимке справа от прожектора - В.В.Горячковский (нач. работ) и ген. С.С.Всеволожский; слева и дальше в папахе - кн. Багратион-Мухранский.


Вложения:
3.11.1916.JPG
3.11.1916.JPG [ 1.01 MiB | Просмотров: 8349 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19775 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 21:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Торжественный поезд

Ранее http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19496#p19496

Подлинность музейных подписей "Званка-Петрозаводск" вызывают сомнения.
На заднем плане большой водоем, но Олонецкая жд не проходит по берегу водоемов, и на паровозе надписи "М.Ж.Д." и "Н II" (Николай-II), за ним видны мачты судов - пристань.
Не Олонецкая жд - Мурманская жд.

Возможно, это поездка главы МПС А.Ф.Трепова и Морского министра И.К.Григоровича 14-21 сентября 1916 г. от Петрограда до Кеми, и от Кандалакши до Романова-на-Мурмане (Кемь-Кандалакша на пароходе).
Подошла бы Кандалакша, пересадка с парохода на поезд. Останавливались на пароходе в Чупе - ездили на поезде к выемке: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19491#p19491

На одном снимке рельсы сложены, их привозили морем в т.ч. и на указанные пристани.
Снимки в разных местах сняты.


Вложения:
Комментарий к файлу: Мурм. жд.
1.JPG
1.JPG [ 303.23 KiB | Просмотров: 8345 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19776 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 29 дек 2017, 00:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Текст на обелиске и надпись на "срубе".

Ранее приводился снимок обелиска с текстом на месте, где 3 ноября 1916 г. произошла стыковка Мурм. жел. дор.
http://kola.gallery/wp-content/uploads/2015/07/27.jpg

«3.11.1916 на этом месте у пик. 618 верст. 537 от Петрозаводска в день рождения Ее Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны в присутствии свиты Его Величества генерал-майора князя Багратион-Мухранского соединена линия Великого Северного Пути.»


Странно читать у В.Хабарова «Магистраль», Мурм. кн. изд., 1986 г. (эл.стр.30):
http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Habarov/HabarovVA_Magistralj_1986/index.html

"В день стыковки при большом скоплении строителей был сооружен деревянный обелиск («сруб»), на котором оставили надпись:
"3 ноября 1916 года в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска генерал-майором князем Багратионом-Мухрановским после молебствия был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск – Романов-на-Мурмане. По окончании молебствия по железнодорожному пути прошел экстренный поезд в составе 4-х вагонов. Данное событие окончания строительства железной дороги было отмечено сим знаком, который падает на участок Амбарный-Лоухи, т.е. 537 версте железнодорожного пути".


Дается ссылка на ЦГА КАССР. Ф.320. оп.3. д.71/573. л.245,246.
Интересно, там это же написано?

Автор "Магистрали" был на месте соединения.
«… мы не нашли следов памяти. Нашей памяти…»
Сейчас это 974 км, 7-й пикет.

Вложение:
Комментарий к файлу: В.В.Горячковский (нач. работ), ген. С.С.Всеволожский, монумент, кн. Багратион-Мухранский , Б.А.Крутиков (пом.нач. работ), слева от Горячковского - инж. Е.А.Захаров.
3-11-1916.jpg
3-11-1916.jpg [ 181.74 KiB | Просмотров: 8336 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Эти двое на паровозе в центре снимка.
2.jpg
2.jpg [ 48.36 KiB | Просмотров: 8336 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19777 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 10 янв 2018, 22:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 246
Откуда: Белоомут
[0279]
Здесь неоднократно писалось об ужасающем положении пленных, занятых на постройке дороги. Вот что говориться об этом в книге "Железнодорожный траеспорт в пределах АКССР":
Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_11.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_11.jpg [ 993.91 KiB | Просмотров: 8256 ]

Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_12.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_12.jpg [ 1.07 MiB | Просмотров: 8256 ]

Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_13.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_13.jpg [ 1 MiB | Просмотров: 8256 ]


https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012695/viewer/?page=11


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19803 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 12 янв 2018, 00:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Слава писал(а):
Интересно, что за головной убор у человека в центре снимка? На русские головные уборы не похож, но это и не австрийская Feldkappe.
Является ли он военнопленным?

Изображение

Прессовальный станок для сена. [1916 год]
[0278]

Это головной убор крестьянина Олонецкой губ. Слева такой же, только надо загнуть поля.
«10 лет Советской Карелии». 1930 г. http://elibrary.karelia.ru/
Вложение:
Комментарий к файлу: "За пением Калевалы."
0278.jpg
0278.jpg [ 132.13 KiB | Просмотров: 8240 ]

Хотя разнообразие было:
[2030]

Получается, что финны и корелы носили такие шляпы - русские "петь Калевалу" не могли.

..................................................
"Калевала":
[0195]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19805 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 янв 2018, 23:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 246
Откуда: Белоомут
"Список населенных мест Карелии", 1926г.: https://yadi.sk/i/mw6XmOpntUhVy


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19851 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 04 фев 2018, 00:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Время поездки Прокудина-Горского по Мурм. жд.

Вячеслав: «…зацепила одна фраза: «И вот 8 июня 1916 года фотограф ... прибыл на станцию Петрозаводск
Интересно, откуда автор взял эту дату? Прежде по состоянию природы мы датировали всю поездку концом июля-августом 1916-го.»
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=12&p=4583&sid=1018b758dc7196a0bab6a7e1a9694570#p4583

Взял автор эту дату у Николая Кутькова: «Это время первого пробного рейса Петрозаводск – Сорока.»
https://ptzgovorit.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa
Позднее «… он [Н.Кутьков] изменил свое мнение о времени поездки — это скорее всего август
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14635#p14635

Привлекать внимание к таким "фразам", конечно, не стоит, но уж если привлечено, то остановиться на «пробном рейсе» все же следует.

Укладка пути на линии Петрозаводск - Сороцкая бухта окончена 17 декабря 1915 г. (Мжд. Краткий очерк. 1916.).
Это подверждается тлг Горячковского из Сороцкой бухты в Кандалакшу, инж. Соловьеву от 21.12.1915:
«Делюсь с Вами нашей обшей радостью последнее звено на линии Петрозаводск Сороцкая бухта, составляющей первый этап на великом мурманском пути уложено 17 декабря. Служебный сквозной поезд пропущен 20 декабря; ныне – же ожидаем проезд Министра (Пути) полагающего выехать к нам из Петрограда 26 Декабря.»
(Министр же проехал Петрозаводск только 13 января: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=18280#p18280)

Непонятно, о каком «первом пробном рейсе» говорит Николай Кутьков. Может это открытие регулярного (по расписанию) движения? Тогда подошел бы «торжественный поезд» с аббревиатурой «М.Ж.Д.» (см. текст вверху стр.).

Надо еще раз отметить, что Прокудина-Горского не было ни на этом "торжественном поезде", ни на "первом пробном" (через Петрозаводск 8-го июня).
Поездка Прокудина-Горского состоялась в июле-августе.


Вложения:
Комментарий к файлу: Выставка "100 лет Мжд" в Нац. музее РК.
1.JPG
1.JPG [ 254.94 KiB | Просмотров: 8113 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19863 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 07 авг 2019, 15:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Группа участников ж.д. постройки. [Остров Попов.] [1916 год]

[0341]

Вячеслав в очередной раз остановился на участниках жд постройки.
https://oldcolor.livejournal.com/561687.html

Крайний справа – архитектор Сергей Александрович Транцеев ? В 1915-1918 гг. работал на Мжд ст. инженером, архитектором. Автор нескольких типов вокзалов, станционных построек, домов посемейного и барачного расселения.
В комментах забракован из-за разных мочек ушей. По-моему, на прокудинском снимке под прямым солнечным освещением объем мочек нельзя увидеть. А других замечаний нет.
Интересное фотосравнение по этапам жизненного пути: революционер-эсер, строитель-инженер на Мжд, советский руководитель–архитектор. Как будто разные люди.
Из троих расмотренных его можно идентифицировать.
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=159&p=4835#p4835


Вложения:
Комментарий к файлу: Архитектор С.А.Транцеев. 1907 - 1916 - 1930-е.
T.jpg
T.jpg [ 239.19 KiB | Просмотров: 6787 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №20177 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 07 авг 2019, 22:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Группа участников ж.д. постройки. [Остров Попов.] [1916 год]

[0341]

Аккерман или Чарницкий?

В центре в шляпе между двумя главными «участниками» скрестив руки позирует господин.
Ранее сравнивая с известным фото, посчитал, что это А.Ф.Аккерман; Вячеслав – Чарницкий С.Т. Информации, как он пишет, по Аккерману нет.
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=159&p=4835&sid=b9a10166c9758feda361a9b831430ccd#p4835

В 1916 г. есть Аккерман Федор Викторович, инженер для поручений на линии Сорока-Кандалакша (Список л/с МПС).
Летом 1916 г. по вопросам в/пленных телеграммы шлют «в Кемь инженеру Аккерману.» И причал в Кеми.

В Известиях Общ. изуч. Олон. губ. за 1915 г., т.5 №1, указывается Аккерман – нач. 4-го участка, «вдоль р.Онды до бухты Сорока.»

Вряд ли начальник участка в 1915 г. становится инженером для поручений в 1916 г. Да и участки разные, хоть соседние.
Т.о. есть два Аккермана – Федор Викторович и «А.Ф.», который на фото в книге.


Вложения:
a.jpg
a.jpg [ 205.49 KiB | Просмотров: 6772 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №20178 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 02 июл 2020, 11:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Река [Суна у деревни Малое Вороново.] 1916 г.

[0167]

Загоны на реке, вероятно, для хранения пойманной живой рыбы?
Вложение:
0167.jpg
0167.jpg [ 123.08 KiB | Просмотров: 5637 ]

На Волге у монастыря загон для рыбы установлен в пруду:
[2452]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №20292 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Хронология жизни и датировка работ Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 18 авг 2020, 22:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
DMITRY писал(а):
Служебный вагон фотографа.
На Мурм. жд этого вагона на снимках нет.
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=20316#p20316

Есть на Мжд этот вагон! На мосту через р. Кемь.

Вложение:
Комментарий к файлу: Слева - ст. Бородино, 1911 г.
N2419.jpg
N2419.jpg [ 715.98 KiB | Просмотров: 4383 ]

Река Кемь: [0338] [2036]

У Масельской он 1-й:
[0304]
http://prokudin-gorskiy.ru/library/recovery/0304_949o.jpg
-----------------------------------------------------

[0398] - ст. Бородино, 1911 г.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №20317 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 19 авг 2020, 00:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Наталья Мозохина:
"Сохранилось всего 4 дела о предоставлении вагона Прокудину-Горскому для поездок по высочайшему заказу: за 1909, 1910, 1911 и 1912 года. Странно, почему же при полной сохранности фондов МПС нет аналогичного дела за 1913 год? В своих воспоминаниях Прокудин-Горский указывал, что вагон он вернул в распоряжение министерства с началом Первой мировой войны."
https://vk.com/id612452

Почему нет дела за 1913 г. рассмотрено и по ссылке выше, и здесь:
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=20316#p20316

Но в 1916 г. служ. вагон №2419 идет по Мжд, а дела нет. Нет его потому, что организовывало поездку само министерство и ПГ был приглашен в качестве фотографа. Ехал ли он один со списком заказанных фотосъемок или в составе группы столичных жд чиновников (т.н. «комиссии» или «ревизии») неизвестно. Но раз служебный вагон присутствует, то должны быть бумаги на такую поездку (не на имя ПГ). Через этот вагон можно выйти на точное время поездки, ее цель и состав этой «группы участников жд постройки». И может быть найти в архиве МПС прокудинские ч/б снимки с правильными подписями (возможно, это будет альбом).

[0341] "Участники ж.д. постройки."


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №20318 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 85 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет