Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 17 июн 2019, 08:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 04 фев 2017, 22:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
По книге: «Мурманская железная дорога.» Краткий очерк постройки. Петроград. 1916 г.

http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#122/z
https://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012727/viewer/


Пристани на Онежском озере по линии Петрозаводск - Сорока.

[0302] [0273] [0274]

Главные массы грузов доставлены на линию и к складам по внутренним водным путям.
С открытием навигации снабжение линии перешло на водные пути, причем 77% протяжения линии Петрозаводск – Сорокская бухта снабжалась из Петрограда с доставкой грузов в два склада, расположенные непосредственно на самой линии.
Из Петрограда грузы следовали по реке Б.Неве, Приладожским каналам, реки Свири и, наконец, по Онежскому озеру в Кондопожскую и Большую губы этого озера, где были устроены пристани для причала и разгрузки судов, линейные склады для хранения грузов.


Т.о. имелось всего 2 пристани (у с. Кондопоги и у ст. Медв. Гора) и обе сняты фотографом. У дер. Лавас-губа пристань не указана, снимок 0295  .
Временная станция Кивач у карьера на 50-й версте появилась в т.ч. и из-за близости к пристани, на которую прибывали грузы для строительства жд.
………………………………………………………………………........................................................

Военнопленные на строительстве Мурм. жел. дороги.

[0279]

На места расквартирования военнопленных командировались агенты Управления, отбиравшие годных для работ людей, как в отношении их физического состояния, так и профессий до привлечения в ряды армии.
Военное ведомство доставляло эшелонами пленных в Петроград и Архангельск, где они сдавались специально сформированной охране из кавказских народностей.
На линии пленные размещались воинским порядком в отдельных помещениях. При нахождении на работах они находились также под охраной.
Постепенно пленные привыкли к окружающей обстановке. Хотя были случаи побегов, но крайне незначительные: бежало около 75 человек, причем почти все бежавшие были задержаны.
Преобладающее большинство пленных были австрийские славяне. Большинство из них понимало русскую речь, многие говорили по-русски, а некоторые и читали.
Ими исполнялись земляные и плотницкие работы. Пищу готовили они себе сами – для этого среди них нашлись повара и ученые пекари из венских ресторанов и пекарен.
Хотя военнопленные и были непревычны к северному климату, но, в общем, хорошо переносили климатические условия края. Лишь к концу года более слабый элемент стал болеть, и несколько сот пленных пришлось эвакуировать.
Продуктивность работы военнопленных была ниже свободных рабочих русских и финнов на 20-25%.


Ведомственное описание рисует жизнь военнопленных в радужных тонах: и повара, и «ученые пекари» из венских ресторанов.

Совсем другая картина в докладе А.В.Романовой о санитарном состоянии в/пленных в июне 1916 г. после ее поездки по Мжд (См. К.Агамирзоев «Путь на Север.», 2008 г., стр. 29).
В нем, например, указано, что почти все в/пленные, работавшие зимой 1915-1916 г.г. были эвакуированы из-за болезней в отличие от «нескольких сот» из описания.

Оценка Морского министра Григоровича приводилась ранее:
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19410#p19410
……………………………………………………………….............................................................

Карьеры на Мурманской жел. дороге.

[0309] [0314] [0275]

Наряду с обилием болот и скалистых грунтов серьезным затруднением при производстве работ явилось отсутствие резервов для устройства насыпей и песчаных карьеров для балластировки пути.
Для засыпки болот землю приходилось развозить поездами из редких карьеров на расстояние 25 верст один от другого.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19512 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 05 апр 2017, 17:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
У Вячеслава снимок 1953 г. из коллекции М. Манхофа: https://pastvu.com/p/590784
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=4306#p4306

100% не Мурманка-Кжд (леса нет, поле, жилые дома). Жд постройки во многом похожи были на разных дорогах.


Вложения:
Комментарий к файлу: Пермь-Екатеринбург, ок. 1880 г.
1.jpg
1.jpg [ 56.17 KiB | Просмотров: 1769 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19577 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 апр 2017, 00:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Этапы прокладки ж.д. полотна.

На снимке из Лодейнопольского краеведческого музея "Один из участков строительства дороги." видны этапы строительства жд полотна.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7736954
Вложение:
Комментарий к файлу: Этапы прокладки жд полотна.
1.jpg
1.jpg [ 55.26 KiB | Просмотров: 1707 ]

Первой (на снимке справа) прокладываеться гать (слань), потом временная (технологическая) жд линия и последней делается насыпь, на которой укладывается постоянное полотно.

Хотя, если линия проходит по сухому месту и не требуется высокая насыпь, то после гати сразу строится насыпь для основного полотна, см. 2033.
[2033]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19615 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 20:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Групповой снимок у паровоза на месте стыка Мурм. жд 3.11.1916 (перегон Боярская – Амбарный) оказался зеркально перевернут.
Это касается как выставки в Нац. музее РК посвящ. 100-летию Мжд, так и более ранних копий в сети. Неправильная зеркальность хорошо видна по Горячковскому (выделен красным).
После исправления эмблемы МПС пришли в соответствие со снимком молебна на фоне этого же паровоза.
На паровозе уже знакомые персоны:
на исправл. снимке справа от прожектора - В.В.Горячковский (нач. работ) и ген. С.С.Всеволожский; слева и дальше в папахе - кн. Багратион-Мухранский.


Вложения:
3.11.1916.JPG
3.11.1916.JPG [ 1.01 MiB | Просмотров: 1486 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19775 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 дек 2017, 21:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Торжественный поезд

Ранее http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19496#p19496

Подлинность музейных подписей "Званка-Петрозаводск" вызывают сомнения.
На заднем плане большой водоем, но Олонецкая жд не проходит по берегу водоемов, и на паровозе надписи "М.Ж.Д." и "Н II" (Николай-II), за ним видны мачты судов - пристань.
Не Олонецкая жд - Мурманская жд.

Возможно, это поездка главы МПС А.Ф.Трепова и Морского министра И.К.Григоровича 14-21 сентября 1916 г. от Петрограда до Кеми, и от Кандалакши до Романова-на-Мурмане (Кемь-Кандалакша на пароходе).
Подошла бы Кандалакша, пересадка с парохода на поезд. Останавливались на пароходе в Чупе - ездили на поезде к выемке: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19491#p19491

На одном снимке рельсы сложены, их привозили морем в т.ч. и на указанные пристани.
Снимки в разных местах сняты.


Вложения:
Комментарий к файлу: Мурм. жд.
1.JPG
1.JPG [ 303.23 KiB | Просмотров: 1482 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19776 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 29 дек 2017, 00:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Текст на обелиске и надпись на "срубе".

Ранее приводился снимок обелиска с текстом на месте, где 3 ноября 1916 г. произошла стыковка Мурм. жел. дор.
http://kola.gallery/wp-content/uploads/2015/07/27.jpg

«3.11.1916 на этом месте у пик. 618 верст. 537 от Петрозаводска в день рождения Ее Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны в присутствии свиты Его Величества генерал-майора князя Багратион-Мухранского соединена линия Великого Северного Пути.»


Странно читать у В.Хабарова «Магистраль», Мурм. кн. изд., 1986 г. (эл.стр.30):
http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/Habarov/HabarovVA_Magistralj_1986/index.html

"В день стыковки при большом скоплении строителей был сооружен деревянный обелиск («сруб»), на котором оставили надпись:
"3 ноября 1916 года в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска генерал-майором князем Багратионом-Мухрановским после молебствия был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск – Романов-на-Мурмане. По окончании молебствия по железнодорожному пути прошел экстренный поезд в составе 4-х вагонов. Данное событие окончания строительства железной дороги было отмечено сим знаком, который падает на участок Амбарный-Лоухи, т.е. 537 версте железнодорожного пути".


Дается ссылка на ЦГА КАССР. Ф.320. оп.3. д.71/573. л.245,246.
Интересно, там это же написано?

Автор "Магистрали" был на месте соединения.
«… мы не нашли следов памяти. Нашей памяти…»
Сейчас это 974 км, 7-й пикет.

Вложение:
Комментарий к файлу: В.В.Горячковский (нач. работ), ген. С.С.Всеволожский, монумент, кн. Багратион-Мухранский , Б.А.Крутиков (пом.нач. работ), слева от Горячковского - инж. Е.А.Захаров.
3-11-1916.jpg
3-11-1916.jpg [ 181.74 KiB | Просмотров: 1473 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: Эти двое на паровозе в центре снимка.
2.jpg
2.jpg [ 48.36 KiB | Просмотров: 1473 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19777 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 10 янв 2018, 22:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 205
Откуда: Белоомут
[0279]
Здесь неоднократно писалось об ужасающем положении пленных, занятых на постройке дороги. Вот что говориться об этом в книге "Железнодорожный траеспорт в пределах АКССР":
Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_11.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_11.jpg [ 993.91 KiB | Просмотров: 1393 ]

Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_12.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_12.jpg [ 1.07 MiB | Просмотров: 1393 ]

Вложение:
000934_000046_RuPRLIB12012695_13.jpg
000934_000046_RuPRLIB12012695_13.jpg [ 1 MiB | Просмотров: 1393 ]


https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012695/viewer/?page=11


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19803 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 12 янв 2018, 00:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Слава писал(а):
Интересно, что за головной убор у человека в центре снимка? На русские головные уборы не похож, но это и не австрийская Feldkappe.
Является ли он военнопленным?

Изображение

Прессовальный станок для сена. [1916 год]
[0278]

Это головной убор крестьянина Олонецкой губ. Слева такой же, только надо загнуть поля.
«10 лет Советской Карелии». 1930 г. http://elibrary.karelia.ru/
Вложение:
Комментарий к файлу: "За пением Калевалы."
0278.jpg
0278.jpg [ 132.13 KiB | Просмотров: 1377 ]

Хотя разнообразие было:
[2030]

Получается, что финны и корелы носили такие шляпы - русские "петь Калевалу" не могли.

..................................................
"Калевала":
[0195]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19805 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 янв 2018, 23:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 205
Откуда: Белоомут
"Список населенных мест Карелии", 1926г.: https://yadi.sk/i/mw6XmOpntUhVy


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19851 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 04 фев 2018, 00:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2968
Время поездки Прокудина-Горского по Мурм. жд.

Вячеслав: «…зацепила одна фраза: «И вот 8 июня 1916 года фотограф ... прибыл на станцию Петрозаводск
Интересно, откуда автор взял эту дату? Прежде по состоянию природы мы датировали всю поездку концом июля-августом 1916-го.»
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=12&p=4583&sid=1018b758dc7196a0bab6a7e1a9694570#p4583

Взял автор эту дату у Николая Кутькова: «Это время первого пробного рейса Петрозаводск – Сорока.»
https://ptzgovorit.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa
Позднее «… он [Н.Кутьков] изменил свое мнение о времени поездки — это скорее всего август
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14635#p14635

Привлекать внимание к таким "фразам", конечно, не стоит, но уж если привлечено, то остановиться на «пробном рейсе» все же следует.

Укладка пути на линии Петрозаводск - Сороцкая бухта окончена 17 декабря 1915 г. (Мжд. Краткий очерк. 1916.).
Это подверждается тлг Горячковского из Сороцкой бухты в Кандалакшу, инж. Соловьеву от 21.12.1915:
«Делюсь с Вами нашей обшей радостью последнее звено на линии Петрозаводск Сороцкая бухта, составляющей первый этап на великом мурманском пути уложено 17 декабря. Служебный сквозной поезд пропущен 20 декабря; ныне – же ожидаем проезд Министра (Пути) полагающего выехать к нам из Петрограда 26 Декабря.»
(Министр же проехал Петрозаводск только 13 января: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=18280#p18280)

Непонятно, о каком «первом пробном рейсе» говорит Николай Кутьков. Может это открытие регулярного (по расписанию) движения? Тогда подошел бы «торжественный поезд» с аббревиатурой «М.Ж.Д.» (см. текст вверху стр.).

Надо еще раз отметить, что Прокудина-Горского не было ни на этом "торжественном поезде", ни на "первом пробном" (через Петрозаводск 8-го июня).
Поездка Прокудина-Горского состоялась в июле-августе.


Вложения:
Комментарий к файлу: Выставка "100 лет Мжд" в Нац. музее РК.
1.JPG
1.JPG [ 254.94 KiB | Просмотров: 1250 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19863 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет