Олонецкий вице-губернатор А.Ф.Шидловский (1911-1916, ноябрь).
Из высших олонецких чиновников именно Шидловский больше всех занимался Мурманской жел. дорогой и именно он обойден вниманием на выставке в Нац. музее респ. Карелии посвящ. 100-летию Мурманской жд.
Причем в своих работах Александр Федорович рассматривал не только железную дорогу, но и проект одновременной постройки Онего-Беломорского водного пути (совр. Беломорканал).
Маршрут через ПетрозаводскВ начале октября 1914 г. Шидловский прибыл в Петроград для личного доклада принцу А.П.Ольденбургскому по вопросу о пути на Мурман через Петрозаводск, где изложил подробно условия, при которых возможно было бы приступить к осуществлению именно этого маршрута, и особенно старался доказать необходимость пути через Петрозаводск, а не через Финляндию.
Его Высочество просил на другой же день все изложенное повторить лично министру путей сообщ. и министру внутренних дел.
Глава М.П.С. Рухлов не согласился с немедленным началом работ, указывая на необходимое время для подготовки и трудности работы зимой. Но через несколько дней (уже после отъезда Шидловского) М.П.С. решило строить дорогу через Петрозаводск и в конце ноября было решено приступить к немедленному строительству.
Петрозаводск - Кемь, а не Петрозаводск - Сорокская Бухта.Первоначальным проектом планировалось строить две линии: Петрозаводск-Сорока и Кандалакша-Кола с морским провозом грузов между Сорокой и Кандалакшей.
Шидловский категорически выступал против окончания линии в Сороке из-за мелководности залива и невозможности использовать там большие морские суда. Также в районе бухты с конца февраля до конца апреля скапливаются массы льда, оторванные от берегов и нанесенные туда течениями, что представляет затруднения для выхода в открытое море для судов, не защищенных от удара крупных льдин, даже при проводке их ледоколами.
Попытки обосновать свое отрицательное отношение к Сороке в некоторых влиятельных петроградских газетах остались безрезультатны. Сорокская гавань считалась в Петрограде
«лучшей гаванью на всем западном берегу Белого моря».Только «Петроградские ведомости» и «Правительственный вестник» дали место в колонках для изложения мнения Шидловского. Но все же М.П.С. пришлось согласиться с Шидловским и конечным пунктом 1-й части дороги стала Кемь.
Следует отметить, что за Кемь и за пристань на Поповом острове снимок 0341 выступал в 1897 г. Архангельский губернатор А.П.Энгельгардт:
http://prokudin-gorskiy.ru/explanation.php?ID=312снимок 2037 Линия Сорока – КандалакшаШидловский выступал также против разрыва жд линии между Сорокой (Кемью) и Кандалакшей. Для устранения двойного перегруза с рельсов на воду и обратно необходимо было строить жд линию Сорока – Кандалакша.
В итоге строительство началось только в сентябре 1915 г. и закончилось 3 ноября 1916 г. стыком на перегоне Боярская-Амбарный.
По материалам Общества изучения Олонецкой губернии за 1914 и 1915 г.г.:http://elibrary.karelia.ru/search.shtml?word=%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&x=0&y=0Вложение:
Комментарий к файлу: Снимки слева из альб. "300 лет Петрозаводску.", 2003 г.
3.jpg [ 266.07 KiB | Просмотров: 10544 ]
Из выступления ректора духовной семинарии Н.К.Чукова на собрании членов Общества изучения Олон. губернии (15.12.1914):
« …во многом благодаря его [Шидловского] умелому, энергичному освещению в Петрограде (куда он для этого был специально вызван) вопроса о проведении железной дороги на север, этот чрезвычайной важности вопрос теперь разрешается в положительном смысле и дорога в самом скором времени пройдет не только до Петрозаводска, но и далее на север к Белому морю и океану, то, думаю, что я не преувеличу, если заслугу Александра Федоровича для нашего Олонецкого края назову историческою.»Известия Общества. 1914 г. Т.4, №8.
http://elibrary.karelia.ru/search.shtml?word=%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&x=0&y=0