Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 14 дек 2018, 18:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 05 дек 2015, 21:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Ф.Белявский «Краткий путеводитель по Мжд» (1923 г.) однозначно разделяет станцию Колчаново и одноименный населенный пункт (как и все др. станции с населенными пунктами):

Изображение
http://elibrary.karelia.ru/

За такой короткий период станция Олонец скорее всего не успела попасть на карту.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18202 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 05 дек 2015, 21:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Выше уже приводилась карта, где ст. Колчаново севернее насел. пункта Колчаново. Сергей, Вы ее смотрели?
Ниже фрагменты крупнее. Ясно видно наличие нескольких путей и депо на станции Колчаново (левый фрагмент) и остановочные платформы в насел. пункте Колчаново (правый фрагмент).

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18203 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 06 дек 2015, 00:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1323
Откуда: Санкт-Петербург
Дмитрий, мне не нужно внимательно разглядывать карту, я и так знаю, где что.

Станция - старое деревянное здание в том же стиле, что и другие станции по этой дороге (правда, переделанное года два назад). Она находится слева по ходу движения. От станции влево (на запад) отходит Железнодорожная улица с жилыми домами, а к югу от этой улицы, у железной дороги - лесозаготовительное предприятие. И все это Колчаново.
Далее. Пройдя по Железнодорожной улице 300 м, мы упремся в большую дорогу (не знаю ее названия) с многочисленными старыми деревянными домами. Повернув по ней налево и пройдя около 3 км (по заселенной местности с деревянными жилыми домами), мы попадем к главным историческим достопримечательностям - усадьбе купца Шарапова и трем церквям -новой и (около 200 м от нее) двум старым. И этот путь проходит МИМО ПЛАТФОРМЫ 143 КМ. И нигде нет сколько-нибудь значительных разрывов в застройке. А платформа 143 км находится по другую сторону Сяси, и та часть тоже заселена, и это тоже Колчаново.

Во всяком случае сейчас это так выглядит. Хотя, может быть, раньше разрывы в застройке были больше и разные части назывплись по-разному, а Колчановым считалась только историческая часть в 3км от станции? В любом случае судить об этом по современной карте нельзя.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18204 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 06 дек 2015, 12:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Станция Олонец / Колчаново

В таблице стоимости билетов (Памятн. кн. Олон. губ. за 1916 г.) указана ст. Колчаново.

Обзор документов по истории Олонецкой и Мурманской железных дорог:
134. Донесение дежурного по станции Колчаново в Петрозаводское отделение Петроградского жандармского полицейского управления железных дорог о крушении поезда с военнопленными на 27 версте перегона Юги-Колчаново 16 декабря 1916 г. ф.Р-528, оп.5, д.1/1, л.3.
http://rkna.ru/index.php/component/content/article/466-nsa/spravochniki/dopolnitelnye/obzory-dokumentov/1035-obzor-dokumentov-po-istorii-olonetskoj-i-murmanskoj-zheleznykh-dorog

В ранее приведенной телеграмме от 18.1.1917 о крушении на 22 версте на ст.Олонец указан др. источник в архиве: Ф.310, Оп.3, Д.117/916, Л.21.
В этой же книге станция Олонец упоминается еще один раз без указания версты (книги сейчас нет рядом).
Первоначально станция Олонец была на Ожд, по указанной версте это совр. ст. Колчаново (каких-либо фактов обратного выше приведено не было). Современное название появляется не позднее 1916 года.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18205 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 13 янв 2016, 22:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
«Докладная записка Олонецкого губернатора в Департамент полиции о низком качестве строительных работ на Олонецкой жд».
(Без даты. "История Карелии в докум. и материалах.", 2000 г.)

Материал этой записки использовался для комментариев к снимкам:
http://prokudin-gorskiy.ru/explanation.php?ID=1084
http://prokudin-gorskiy.ru/explanation.php?ID=281

[0229] [0316]


Записка под грифом «совершенно секретно».
Сведения о строительстве жд (в т.ч. и фотографии) были закрытой информацией и публикации подлежали цензуре. Вероятно, были ограничения и на использования снимков Прокудиным-Горским.

«9 сего января получил сведения, что г. министр путей сообщений вечером 12 января выезжает из Петрограда чрез станцию Званка Северных железных дорог в г. Петрозаводск и Сороцкую Бухту по строящимся Олонецкой и Кемской железным дорогам.»

Изображение Трепов А.Ф, министр путей сообщений Изображение Зубовский М.И., Олонецкий губернатор

Ст. Званка в 1916 г. относится к Сев. жд и формальным началом Ожд являлись раз. Дубовики (о чем ранее не раз говорилось на форуме http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17870#p17870).

«Это известие очень взволновало инженеров-строителей, так как работы еще далеко не окончены.»
Поездка была внезапной. Вероятно, министр решил лично осмотреть стройку т.к. имел информацию не только из официальных отчетов.

«Отдавая должное усердию строителей, г. министр высказал мне, что он несколько разочарован состоянием путей и ожидал найти более капитальные сооружения.»
Разочарован потому, что на бумаге жд путь выглядел лучше?
Может отсюда и появилась проверочная комиссия летом 1916 года , в которой участвовал фотограф Прокудин-Горский?
[0341]

Утром 13-го января 1916 г. губернатор Зубовский встречал министра на ст. Лодейное Поле и сопровождал его до Петрозаводска. На обратном пути из Сорокской Бухты министерский поезд дважды сошел с рельс и министерский вагон пришлось бросить.

М.Бубновский «По новому пути» в изд. 1917 г. пишет, что это произошло 13 января на 246 версте три (?) раза снимок 0316  .
13-го министр мог только выехать из Петрозаводска и сходы поезда на 246 в. на обратном пути были по дате позднее.

.......................................................................................................
Совсем скоро исполнится 100 лет этой поездки.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18280 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 11 мар 2016, 17:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
В январе исполнилось 100 лет открытию сквозного жд движения между Петроградом и Петрозаводском.
Событие это осталось почти незамеченным. Нашлось только упоминание (не считая текста выше):
В январе этого года нашей станции [Паша, бывш. Олонецкая жд], появившейся в 1916 году как часть Олонецкой железной дороги, исполняется 100 лет.
https://vk.com/note8247598_11883030
Вложение:
Комментарий к файлу: Бывшее здание вокзала на ст. Паша.
1.jpg
1.jpg [ 140.11 KiB | Просмотров: 2514 ]

На Краеведческих чтениях, которые прошли 11-12 февраля в Национальной библиотеке Республики Карелия, говорилось в целом о строительстве и значении Мурманской жд. http://library.karelia.ru/files/5957.pdf
Среди докладов была тема о самых первых петрозаводских зданиях Мжд: «Город Петрозаводск и железная дорога. Архитектурные взаимоотношения.», где снимок Прокудина-Горского 0242 датирован 1915 годом!
Прокудин-Горский фотографировал Мурм. жд в 1916 году.

[0242]
Никак Мурманский альбом не может избавиться от этой черной метки.
http://gazeta-licey.ru/history/42477-gorod-petrozavodsk-i-zheleznaya-doroga-arhitekturnyie-vzaimootnosheniya

Касательно петрозаводских снимков Прокудина-Горского в докладе есть современный вид (дата не указана) жилого дома по адресу ул. Шотмана, 58. Этот дом затерян где-то левее водонапорной башни на 0242.
Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 584.96 KiB | Просмотров: 2514 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18598 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 26 авг 2016, 18:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
В 1916 г. разъезд Дубовики – начало Олонецкой жд.

[0242] Станция Петрозаводск - начало Мурманской жд.

Ранее: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=12748#p12748
Можно окончательно поставить точку в этом вопросе.

"Соединение Мурманской железной дороги с Имперской железнодорожной сетью происходит при посредстве вновь открывающейся железной дороги – от разъезда Дубовики, у станции Званка, Северных железных дорог, до города Петрозаводска, - принадлежащей частному Обществу Олонецкой железной дороги."

«Мжд. Краткий очерк постройки жд на Мурман с описание ее района», Петроград, 1916.:
http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#1/z


Вложения:
d.jpg
d.jpg [ 71.67 KiB | Просмотров: 2263 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19283 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 26 авг 2016, 18:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
К 100-летию Мурманской жд.

Опубликованы материалы Национальной библиотеки РК «КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы X научной конференции (11 - 12 февраля 2016 г.)» в т.ч.:

- доклад (без фотографий) по шуйскому мосту В.Тетина, где интересующий нас период повторяет статью Н.Кутькова:
http://ptzgovorit.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa-0
[0246]

- доклад о военнопленных Е.С.Намятовой, в котором есть копии различных документов в т.ч. страницы метрической книги Кондопожского прихода о захоронении в/пленных в феврале 1917 г. «на кладбище близ карьера 50 верста» (за неделю от цинги захоронено 10 человек).
[0275]
Вложение:
m.jpg
m.jpg [ 409.26 KiB | Просмотров: 2263 ]

- представлены обложки альбомов 7-го жд строит. батальона, на которые в публикациях ссылался Николай Кутьков, но фотосравнений с прокудинскими снимками не было показано.

http://library.karelia.ru/files/7533.pdf
http://library.karelia.ru/Programmy_i_proekty/Nauchnaja_konferencija_Kraevedcheskie_chtenija/2016_god__X_nauchnaja_konferencija__Kraevedcheskie_chtenija___K_100-letiju_Murmanskoj_zheleznoj_dorogi


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19284 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 10 дек 2016, 00:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
На выставке «100 лет Мурман. жд» в Нац. музее респ. Карелии есть фотокопия плана Мжд 1924 года. Ничего для снимков ПГ на плане нет, выделяется только станция Кивач, написанная покрупнее (как и несколько еще). Может там депо были? снимок 0277  
Вложение:
Комментарий к файлу: План Мжд, 1924 г.
1924.JPG
1924.JPG [ 806.08 KiB | Просмотров: 2104 ]

ПГ представлен двумя снимками без указан. года (что лучше, чем 1915-й):
[0246] [0341]
«Группа участников» без указания места съемки.

Еще раз посмотрел на Азанчеева. Хоть и похож, но утверждать, что на причале он, не буду.
К тому же «сердитый господин» с тростью и видно, что ему тяжело ходить снимок 0342  , а Азанчеев лазал по зимнему лесу и трость ему не нужна.
Вложение:
a.jpg
a.jpg [ 17.47 KiB | Просмотров: 2104 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19408 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 10 дек 2016, 14:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Прогулка министра путей сообщения по следам Прокудина-Горского.

14 сентября 1916 г. глава М.П.С. Трепов, по поручению Николая II лично осмотреть Мурманскую железную дорогу, отправился из Петрограда по жел. дороге в г. Романов-на-Мурмане (от Кеми до Кандалакши плыл на пароходе из-за неготовности пути), где 21.9.1916 участвовал в торжественной закладке Никольского храма. Этот день стал считаться датой основания города.
До Кеми было две остановки. Петрозаводск смотрели полтора часа: http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=196,
да на разъезде № 9 два часа любовались Надвоицким водопадом.
[0318] [0317] [0320]
Вложение:
Комментарий к файлу: Глава М.П.С. Трепов на Воицком водопаде. Сентябрь 1916 г.
1.jpg
1.jpg [ 171.81 KiB | Просмотров: 2164 ]

В Кеми провели больше суток: http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=199
Сплавали на Соловки, в тамошний монастырь. http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=122

Нет сомнений, что министр смотрел снимки Прокудина-Горского, а сам фотограф, снимая виды Воицкого водопада, помнил о министре.


Мнение морского министра Григоровича.

Сейчас, в год 100-летия Мурманской жд, много говорится о рекордных сроках постройки, неимоверных трудностях, смелых технических решениях и т.п.
Тогдашний глава М.П.С. Трепов тоже считал, что ведомство, в общем, успешно справляется с возложенной на него задачей, а замеченные частичные недочеты будут исправлены.

Резкую оценку увиденному дал И.К.Григорович, который вместе с Треповым был в той поездке.

"Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно было, все жалобы, которые до меня доходили, верны. Рабочие и пленные, работающие на дороге, содержатся плохо, о них мало заботятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут большие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем говорил Министру путей сообщения, но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель [Горячковский ?] нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал".

Когда А.Ф.Трепов попросил подписать телеграмму на имя Государя об открытии дороги, Григорович отказался.

..........................................................................................................
По статье Владимира Сорокажердьева:
http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/2014/04/21/poezdka-ministrov-na-murman


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19410 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 12 дек 2016, 11:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Два монумента на стыке Мурманской жд.

Справка центрального Государственного архива КАССР от 11.XI.1983 г.:
"3 ноября 1916 г. в 12 часов дня на 537 версте от Петрозаводска был забит последний костыль на смычке сплошного рельсового пути Петрозаводск - Романов (Мурманск). По окончанию молебствия по ж. д. прошел экстренный поезд в составе 4-х вагонов".
http://louhi.onego.ru/culture/Monuments.htm#M10
Вложение:
Комментарий к файлу: Современный вид.
2.jpg
2.jpg [ 368.56 KiB | Просмотров: 2141 ]

Видно, что сейчас монумент не исторический.
Совр. текст хоть и говорит о стыковке, но знак поставлен в честь 75-летия (дальше не читается, возможно Мурм. жд; странно, что в сети нет нормальных снимков).
«На этом месте в 1916 году произведена стыковка строящейся Мурманской железной дороги.
Торжественное открытие сквозного движения на участке Петрозаводск - Мурман состоялась 3 ноября (16-го по н.с.) 1916 года.
Знак установлен в честь 75-летия М … 1991 г.»


На историческом памятнике удается прочитать:
«3.11.1916 на этом месте у пик. 618 верст. 537 от Петрозаводска в день рождения Ее Императорского Высочества Великой княжны Ольги Николаевны в присутствии свиты Его Величества генерал-майора князя Багратион-Мухранского соединена линия Великого Северного Пути.»
http://kola.gallery/wp-content/uploads/2015/07/27.jpg

Стыковку приурочили ко дню рождения Ольги Николаевны.
Двое упомянуты в тексте и одинаковая судьба у них. А.И.Багратион –Мухранский в 1918 г. убит большевиками в Пятигорске во время массовой казни заложников.
С таким текстом монумент и не мог сохраниться, была бы табличка, но выбито в камне.
Вложение:
Комментарий к файлу: 3 ноября 1916 г.
1.jpg
1.jpg [ 615.4 KiB | Просмотров: 2126 ]

У памятника слева-направо:
В.В.Горячковский (нач. работ), ген. С.С.Всеволожский, кн. Багратион-Мухранский , Б.А.Крутиков (пом.нач. работ).
Похоже, что справа за Крутиковым « участник жд постройки» с кемского причала. А слева от Горячковского - инж. Е.А.Захаров.
Возможно, что еще один «участник» есть со снимка 0342.
........................................................................................................................

[0341] [0342]
Для этих снимков остался не проверенный Влад. Ник. Дмитриев (пом. нач. раб. на линии Петрозаводск-Сорока) – нет его фото. Хотя место съемки (Кемь) выходит за границы его участка.

И чтобы собрать вместе всех "участников" установленных и полуизвестных, остальные показаны на рис. ниже:
Вложение:
Комментарий к файлу: Аккерман А.Ф. или Аккерман Фед. Викт.- инж. для поручений, Сорока-Кандалакша?
3.jpg
3.jpg [ 347.02 KiB | Просмотров: 2136 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19418 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 18 дек 2016, 00:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Гать

[2033]

Для такого снимка можно бесконечно определять место съемки - зеркального номера нет, вклейка в альбом (для Мурм. альб.) весьма ненадежна.
Но главное на снимке – это временная дорога или гать, в авторском названии ошибки нет. Снято к Мурману, по месту в альбоме – Кондопога-Илемсельга.

Железнодорожники использовали другое название такой дороги из бревен – «слань», которое стоит добавить в название для сохранения редкоупотребляемого термина.
http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#122/z
Вложение:
Комментарий к файлу: Слань.
2033.jpg
2033.jpg [ 126.71 KiB | Просмотров: 2120 ]

Малый академ. словарь:
«Слань - настил из жердей или бревен для проезда или производства каких л. работ в заболоченных, топких местах.»
Вложение:
Комментарий к файлу: Пути сообщения. 1914 г.
s.jpg
s.jpg [ 148.15 KiB | Просмотров: 2119 ]

http://yatbooks.ru/load/literatura_po_gubernijam/arkhangelskaja/severnyj_kraj_illjustrirovannyj_albom_arkhangelskoj_gubernii_1914g/3-1-0-166


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19429 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 27 дек 2016, 14:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Торжества на Мурманской жд.

Снимок (слева) из Нац. музея РК: «Торжества по случаю открытия движения на участке Званка-Петрозаводск».
http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/zheleznaya-doroga-raududorogu/
Вложение:
1.jpg
1.jpg [ 636.1 KiB | Просмотров: 2097 ]

Но на паровозе плакат «МЖД», а участок Званка / Петрозаводск - Олонецкая жд.
1-й тов-пассаж. поезд прибыл в Лод. Поле из Петрограда 30.12.1915 (по ст. ст.).
1-й пробный поезд из Званки прибыл в Петрозаводск 11.1.1916, глава МПС Трепов проехал через Петрозаводск в Сороку 13.1.1916.
На снимке не зима и не 3.11.1916 (стыковка между Боярской и Амбарный).
Снято на пристани. На паровозе "Н-II" (Николай II) - весна-осень 1916 г.
Трепов и Григорович (морской мин.) проехали от Петрограда до ст. Мурман в сентябре 1916 г. Участок Кемь-Кандалакша плыли морем (из-за неготовности жд пути) с остановкой в Чупе (18 сентября). Там была ф/съемка и при сравнении Чупа не подходит.
Вряд ли на снимке отплытие от причала на Поповом острове в Кеми, возможно, торжественная встреча на причале в Кандалакше ?

.......................................
Снимки Чупы:
http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#122/z


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19446 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 24 янв 2017, 23:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
В пред. тексте ставилось под сомнение, что на снимке 1916 года торжества по случаю открытия движения на линии Званка (совр. Волховстрой-2) – Петрозаводск.
Но на выставке в Нац. музее респ. Карелии посвящ. 100-летию Мурман. жд есть снимок «Торжественное открытие участка дороги Званка-Петрозаводск. 1916 г.» Паровоз тот же, отличается его оформление (треугольный плакат перед прожектором) и окружающая обстановка.
Вероятно, летом 1916 года были торжества и проезд спецпоезда. Но с такими подписями (без указания места и, вообще, без описания события) такие снимки малоинформативны.


Вложения:
2.JPG
2.JPG [ 246.83 KiB | Просмотров: 2056 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19496 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Мурманскому альбому
СообщениеДобавлено: 24 янв 2017, 23:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 2931
Олонецкий вице-губернатор А.Ф.Шидловский (1911-1916, ноябрь).

Из высших олонецких чиновников именно Шидловский больше всех занимался Мурманской жел. дорогой и именно он обойден вниманием на выставке в Нац. музее респ. Карелии посвящ. 100-летию Мурманской жд.
Причем в своих работах Александр Федорович рассматривал не только железную дорогу, но и проект одновременной постройки Онего-Беломорского водного пути (совр. Беломорканал).

Маршрут через Петрозаводск

В начале октября 1914 г. Шидловский прибыл в Петроград для личного доклада принцу А.П.Ольденбургскому по вопросу о пути на Мурман через Петрозаводск, где изложил подробно условия, при которых возможно было бы приступить к осуществлению именно этого маршрута, и особенно старался доказать необходимость пути через Петрозаводск, а не через Финляндию.
Его Высочество просил на другой же день все изложенное повторить лично министру путей сообщ. и министру внутренних дел.
Глава М.П.С. Рухлов не согласился с немедленным началом работ, указывая на необходимое время для подготовки и трудности работы зимой. Но через несколько дней (уже после отъезда Шидловского) М.П.С. решило строить дорогу через Петрозаводск и в конце ноября было решено приступить к немедленному строительству.

Петрозаводск - Кемь, а не Петрозаводск - Сорокская Бухта.

Первоначальным проектом планировалось строить две линии: Петрозаводск-Сорока и Кандалакша-Кола с морским провозом грузов между Сорокой и Кандалакшей.
Шидловский категорически выступал против окончания линии в Сороке из-за мелководности залива и невозможности использовать там большие морские суда. Также в районе бухты с конца февраля до конца апреля скапливаются массы льда, оторванные от берегов и нанесенные туда течениями, что представляет затруднения для выхода в открытое море для судов, не защищенных от удара крупных льдин, даже при проводке их ледоколами.
Попытки обосновать свое отрицательное отношение к Сороке в некоторых влиятельных петроградских газетах остались безрезультатны. Сорокская гавань считалась в Петрограде «лучшей гаванью на всем западном берегу Белого моря».
Только «Петроградские ведомости» и «Правительственный вестник» дали место в колонках для изложения мнения Шидловского. Но все же М.П.С. пришлось согласиться с Шидловским и конечным пунктом 1-й части дороги стала Кемь.

Следует отметить, что за Кемь и за пристань на Поповом острове снимок 0341  выступал в 1897 г. Архангельский губернатор А.П.Энгельгардт:
http://prokudin-gorskiy.ru/explanation.php?ID=312

снимок 2037  

Линия Сорока – Кандалакша

Шидловский выступал также против разрыва жд линии между Сорокой (Кемью) и Кандалакшей. Для устранения двойного перегруза с рельсов на воду и обратно необходимо было строить жд линию Сорока – Кандалакша.
В итоге строительство началось только в сентябре 1915 г. и закончилось 3 ноября 1916 г. стыком на перегоне Боярская-Амбарный.

По материалам Общества изучения Олонецкой губернии за 1914 и 1915 г.г.:
http://elibrary.karelia.ru/search.shtml?word=%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&x=0&y=0

Вложение:
Комментарий к файлу: Снимки слева из альб. "300 лет Петрозаводску.", 2003 г.
3.jpg
3.jpg [ 266.07 KiB | Просмотров: 2056 ]

Из выступления ректора духовной семинарии Н.К.Чукова на собрании членов Общества изучения Олон. губернии (15.12.1914):
« …во многом благодаря его [Шидловского] умелому, энергичному освещению в Петрограде (куда он для этого был специально вызван) вопроса о проведении железной дороги на север, этот чрезвычайной важности вопрос теперь разрешается в положительном смысле и дорога в самом скором времени пройдет не только до Петрозаводска, но и далее на север к Белому морю и океану, то, думаю, что я не преувеличу, если заслугу Александра Федоровича для нашего Олонецкого края назову историческою.»

Известия Общества. 1914 г. Т.4, №8.
http://elibrary.karelia.ru/search.shtml?word=%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&x=0&y=0


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №19497 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет