По книге: «Мурманская железная дорога.» Краткий очерк постройки. Петроград. 1916 г. http://kolanord.ru/html_public/col_Osvoen-KS/MZHD-Krat-ocherk_1916/index.html#122/zhttps://нэб.рф/catalog/000934_000046_RuPRLIB12012727/viewer/Пристани на Онежском озере по линии Петрозаводск - Сорока.
[0302]

[0273]

[0274]
Главные массы грузов доставлены на линию и к складам по внутренним водным путям.
С открытием навигации снабжение линии перешло на водные пути, причем 77% протяжения линии Петрозаводск – Сорокская бухта снабжалась из Петрограда с доставкой грузов в два склада, расположенные непосредственно на самой линии.
Из Петрограда грузы следовали по реке Б.Неве, Приладожским каналам, реки Свири и, наконец, по Онежскому озеру в Кондопожскую и Большую губы этого озера, где были устроены пристани для причала и разгрузки судов, линейные склады для хранения грузов.Т.о. имелось всего 2 пристани (у с. Кондопоги и у ст. Медв. Гора) и обе сняты фотографом. У дер. Лавас-губа пристань не указана,
снимок 0295 .
Временная станция Кивач у карьера на 50-й версте появилась в т.ч. и из-за близости к пристани, на которую прибывали грузы для строительства жд.
………………………………………………………………………........................................................
Военнопленные на строительстве Мурм. жел. дороги.
[0279]
На места расквартирования военнопленных командировались агенты Управления, отбиравшие годных для работ людей, как в отношении их физического состояния, так и профессий до привлечения в ряды армии.
Военное ведомство доставляло эшелонами пленных в Петроград и Архангельск, где они сдавались специально сформированной охране из кавказских народностей.
На линии пленные размещались воинским порядком в отдельных помещениях. При нахождении на работах они находились также под охраной.
Постепенно пленные привыкли к окружающей обстановке. Хотя были случаи побегов, но крайне незначительные: бежало около 75 человек, причем почти все бежавшие были задержаны.
Преобладающее большинство пленных были австрийские славяне. Большинство из них понимало русскую речь, многие говорили по-русски, а некоторые и читали.
Ими исполнялись земляные и плотницкие работы. Пищу готовили они себе сами – для этого среди них нашлись повара и ученые пекари из венских ресторанов и пекарен.
Хотя военнопленные и были непревычны к северному климату, но, в общем, хорошо переносили климатические условия края. Лишь к концу года более слабый элемент стал болеть, и несколько сот пленных пришлось эвакуировать.
Продуктивность работы военнопленных была ниже свободных рабочих русских и финнов на 20-25%.Ведомственное описание рисует жизнь военнопленных в радужных тонах: и повара, и «ученые пекари» из венских ресторанов.
Совсем другая картина в докладе А.В.Романовой о санитарном состоянии в/пленных в июне 1916 г. после ее поездки по Мжд (См. К.Агамирзоев «Путь на Север.», 2008 г., стр. 29).
В нем, например, указано, что почти все в/пленные, работавшие зимой 1915-1916 г.г. были эвакуированы из-за болезней в отличие от «нескольких сот» из описания.
Оценка Морского министра Григоровича приводилась ранее:
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=19410#p19410……………………………………………………………….............................................................
Карьеры на Мурманской жел. дороге.
[0309]

[0314]

[0275]
Наряду с обилием болот и скалистых грунтов серьезным затруднением при производстве работ явилось отсутствие резервов для устройства насыпей и песчаных карьеров для балластировки пути.
Для засыпки болот землю приходилось развозить поездами из редких карьеров на расстояние 25 верст один от другого.