Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 25 сен 2020, 11:03

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 17:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Сергей Прохоров писал(а):
Создается такое впечатление, что был какой-то заводик, изготавливавший "тощие свечи" и продававший свои изделия в разные места.


Заводик? В Смутное время? Как-то сомнительно мне это.

Да и восковой цилиндр примерно 200 мм в диаметре и 700 в высоту (в сантиметрах мерят только печники и портные, как любят говорит машиностроители :) ) изготовить в количестве 2-3 штук можно и без заводика.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7703 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 17:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
У Барщевского есть в коллекции и тверские подсвечники тоже.

_________________
С уважением,
Юрий


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7704 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 17:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Юрий писал(а):
У Барщевского есть в коллекции и тверские подсвечники тоже.


Такие же?

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7705 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 17:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Насчет заводика я, пожалуй, неточно выразился. Но все равно похоже, что был какой-то один центр, где делали подсвечники. Слишком уж они похожи друг на друга.

Юрий! Почему Вы решили, что эти подсвечники делались в Смутное время? Насколько я понимаю, они датируются вообще XVII веком (совсем не обязательно его началом.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7706 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 17:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Сергей Прохоров писал(а):
Насчет заводика я, пожалуй, неточно выразился. Но все равно похоже, что был какой-то один центр, где делали подсвечники. Слишком уж они похожи друг на друга.

Юрий! Почему Вы решили, что эти подсвечники делались в Смутное время? Насколько я понимаю, они датируются вообще XVII веком (совсем не обязательно его началом.)


На фото даты - 1649 и 1652 годы. Лет на 40 позже, да. Но я имел в виду гипотезу Елены - что на фото из Твери - "пудовая свеча, найденная на месте разоренного в Смутное время монастыря".

Насчет же центра - сходство росписей можно объяснить и сложившейся традицией.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7707 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Вышивка и иные промыслы
СообщениеДобавлено: 15 дек 2008, 14:13 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Так называемые "рабочие метки" на стеклянных негативах нам не один раз помогали решить вопросы идентификации снимков. Если я правильно помню, мы так и не смогли установить, в какой именно момент эти метки ставились на пластину, но практика показывает, что номера этих меток с большой степенью вероятности соответствуют хронологии съемок. Не все альбомы имеют такие метки, к сожалению.
Итак, я решила переписать все рабочие метки из альбома "Волга". Переписку я начала с конца и дошла до Ржева. Обнаружилось, что на некоторых снимках метка почти не читается, а на некоторых ее нет вообще.
В ходе составления этого списка оказалось, что все снимки из нашей серии "музейные экспонаты", которые мы идентифицировали по дверным ручками, вешалкам и т.п., точно попадают в диапазон Тверских фотографий.
Это номера 157 - 177. Таким образом, можно считать определенно, что местоположение съемок этих кадров Тверской музей. Однако, я все равно продолжу изучать описи экспонатов, чтобы попытаться идентифицировать и те предметы, которые на них изображены.

В нашей предварительной серии "музейные экспонаты" особняком стоят снимки вышивок.
Это №№ 0137, 0021, 0020, 0119, 0054
На номере 0137 рабочей метки нет, на остальных снимка при рассмотрении больших tiff-ов рабочие метки были определены, это метки 125, 126, 127, 128.
Снимок №0137 снят там же, где и №0021, это мы уже определили раннее.

Снимков с метками 124 и 129 я не нашла. Возможно, одна из этих меток должна стоять на №0137.
Далее самое интересное: снимок с меткой 130 это вид Твери, а вот с меткой 123 это Борисоглебский монастырь в Торжке.

Таким образом, наше предположение о тверском местоположении этих вышивок могло быть неверным. С таким же успехом эти вышивки могли быть сняты в Торжке. Но если это Торжок, что именно ПГ мог снимать там?

И вот, что я нашла:

Торжокское золотное шитьё - вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла.
Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II .
Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.
Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.
...
Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы).


Современные преемник Торжокских золотошвейных мастерских — ОАО "Торжокские золотошвеи"
http://www.zolotoshveya.com

Вид современного вышитого изделия из каталога: (лицевое шитье, шов в прикреп)
Изображение

Увеличенные фрагменты снимков ПГ. К сожалению, видно не очень хорошо, но типы стежков все же видны. Это те же приемы лицевого шиться и стежков в прикреп.
ИзображениеИзображение

Возникает вопрос. А не в показательных ли золотошвейных мастерских Торжка сделаны эти снимки?
В пятницу написала письмо в ОАО "Торжокские золотошвеи". Пока ответа нет.
Но мне кажется, вероятность истинности этого предположения довольно высока.
Может у кого-то возникнут иные предположения на основе выше сказанного.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7725 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 дек 2008, 15:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
Насколько я понимаю, метки на негативах пишутся тушью по сухой эмульсии. Другой вариант - процарапывание надписи на (мокрой-?) эмульсии.

_________________
С уважением,
Юрий


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7729 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 дек 2008, 16:24 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Юрий писал(а):
Насколько я понимаю, метки на негативах пишутся тушью по сухой эмульсии. Другой вариант - процарапывание надписи на (мокрой-?) эмульсии.


Про все метки можно сказать следующее:
1) метка зеркально отражена (как правило);
2) метка обычно стоит либо на верхней, либо на нижней части среднего кадра.

Изображение

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7730 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 дек 2008, 17:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
Елена писал(а):
2) метка обычно стоит либо на верхней, либо на нижней части среднего кадра.

Метка стоит на полях или на малозначимом фрагменте изображения :lol:

_________________
С уважением,
Юрий


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7731 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 11 янв 2009, 13:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Мне до сих пор не ответили из Торжка. Скорее всего и не ответят. Попробую обратиться в местный краеведческий музей.
А пока добавим снимки в список ошибок с пометкой "предположительно".

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7919 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 23 мар 2009, 13:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Первый ответ из Торжка.
На этот раз мне повезло, через знакомых и через Тверской архив удалось найти телефон краеведа из Торжка. Нина Аркадьевна знает о ПГ, знает об ошибках в идентификации снимков Торжка. По разговору она произвела на меня очень приятное впечатление.
К сожалению, никаких документальных сведений о посещении ПГ конкретных мастерских не найти. Но Нина Аркадьевна предложила показать снимки мастерам золотошвейной фабрики. Возможно они смогут узнать какие-то особенные узоры. Снимки я ей выслала. В общем, надежда призрачная, но она есть.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8447 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 28 май 2009, 15:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Мне ответила Нина Аркадьевна.
С местными специалистами она изучила все присланные снимки. К сожалению, абсолютно точного и неоспоримого подтверждения моей гипотезы они не нашли. Кроме одной старой открытки, на которой изображены практически те же пояса, что и на снимке №0020
Изображение

Никаких специфических узоров на снимках ПГ не отражено.
Однако, по общему впечатлению, по сравнению техники вышивок, Нина Аркадьевна убеждена, что это на самом деле снимки из учебных золотошвейных мастерских в Торжке.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №8779 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 01 сен 2009, 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):


Часы Волоскова.
Изображение
Оказывается, в музее находился самый первый экземпляр часов и не самый "продвинутый". Более поздние "астрономические" часы находились в г. Ржеве у госпожи Образцовой. Кто такая не уточняется.
Циферблат музейных часов менял цвет в течении дня (!), чем было ближе к вечеру, тем темнее он становился.
На циферблате были надписи (орфографии сохранена): "Луна понеби летить" и "Земной шаръ светить".

Правда, пристальный взгляд на фото подвел меня к крамольной мысли: а те ли часы на нем изображены?


Лена совершенно верно написала, что на фото ПГ запечатлены не самые продвинутые часы Волоскова. На днях я случайно обнаружил, что эти часы, кажется, вообще никуда не пропадали во время войны. Пропали те «самые продвинутые». В справочнике коллекционера «Всесвит» на эти часы есть специальная учетная карточка со ссылкой на снимок.
Так выглядел пропавший шедевр Волоскова:
Изображение

А вот эти часы демонстрировались в краеведческом музее Ржева в 2004 г. по случаю юбилея Волоскова:

Изображение

Как видно, изменился деревянный корпус и пропали маленькие стрелки.
Вот заметка на эту тему юбилея Волосквова:
http://www.karavan.tver.ru/html/n662/article6.php3

Из заметки непонятно, являются ли часы постоянным экспонатом музея Ржева или были ему предоставлены для юбилейной экспозиции.
Неплохо было бы узнать подробности о судьбе часов с фотографии Прокудина-Горского у Ржевских краеведов.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9508 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 03 сен 2009, 11:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
По результатам моего обсуждения с Василием (ржевитянин, занимается краеведением Ржева и окрестностей) следующая информация:

1) Изображенные на снимке ПГ часы являлись и являются в настоящий момент экспонатом Тверского музея.
2) Астрономические часы Волоскова после революции находились в экспозиции Ржевского краеведческого музея. Слова Василия по поводу госпожи Образцовой: "Основу экспозиции того времени в части предметов обихода, картин составляли предметы реквизированные из усадеб и возможно из городских, т.к. Образцовы старинная купеческая ржевская фамилия, возможно и часы могли попасть в музей в результате экспроприации."
3) Астрономические часы утрачены во время немецкой оккупации Ржева, дальнейшая их судьба неизвестна.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9512 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: работа над ошибками:: МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
СообщениеДобавлено: 04 сен 2009, 12:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):
По результатам моего обсуждения с Василием (ржевитянин, занимается краеведением Ржева и окрестностей) следующая информация:

1) Изображенные на снимке ПГ часы являлись и являются в настоящий момент экспонатом Тверского музея.
2) Астрономические часы Волоскова после революции находились в экспозиции Ржевского краеведческого музея. Слова Василия по поводу госпожи Образцовой: "Основу экспозиции того времени в части предметов обихода, картин составляли предметы реквизированные из усадеб и возможно из городских, т.к. Образцовы старинная купеческая ржевская фамилия, возможно и часы могли попасть в музей в результате экспроприации."
3) Астрономические часы утрачены во время немецкой оккупации Ржева, дальнейшая их судьба неизвестна.


Спасибо за информацию, Лена! Насколько я понял, Тверской музей всё-таки успели эвакуировать в 1941 г. и ничего не пропало.
Кстати, в связи с недавним сообщением Сергея Прохорова, действительно ли Тверской музей был лучшим провинциальным музеем в Российской империи?
Мне, честно говоря, показалось, что многие из снятых в Тверском музее экспонатов "не тянут" на статус особо выдающихся достопримечательностей или произведений искусства. Поэтому версия со съемкой "по великокняжеской протекции" этого музея мне представилась столь убедительной.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9528 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет