Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 25 сен 2020, 16:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 126 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 15:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
DMITRY писал(а):
Монастырь Пр. Нила Столбенского с [востока].

[2330]

Юрий Красильников:
Вдали - купола и кресты несохранившейся церкви (примерно под буквой "ы" в слове "монастырь"). (См. открытку выше.)

Это церк. св. Иоанна Предтечи (1771 - 1781), уничтожена в 1930-х годах.
Кирпичи пошли на строительство моста до Светлицы, материала не хватило и Нилова пустынь осталась без моста.


Кстати, интересно, что точно на месте разрушенной церкви что-то виднеется.

То ли раскопки, то ли восстанавливать собрались...

Вложение:
npgm.jpg
npgm.jpg [ 206.88 KiB | Просмотров: 2270 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18643 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 16:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
В связи со вновь открывшимися обстоятельствами предлагаю для 2330

[2330]

следующие координаты съемки: 57,23552 с.ш., 33,06827 в.д., направление - З.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18644 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 22:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Фото 1108:

[1108]

Точка съемки была поставлена "от балды", честно говоря :)

Я натравил на этот снимок свою программу "краб-бокоход" (текст приведен тут: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=18631#p18631, а "краб-бокоход" - потому что бежит по заданной линии боком и сверяет соответствие азимутов :) ). Благо объектов, которые сохранились и координаты которых можно снять с гуглокарты, аж 15 штук.

Результат: точка съемки 57,20918 с.ш., 33,08570 в.д. Точность оцениваю метров в 30 влево-вправо по берегу, судя по графику зависимости среднеквадратичного отклонения от координат точки наблюдения. Среднеквадратичное отклонение азимутов 0,007 градуса, т.е. при ширине снимка 3400 пикселей и горизонтальном угле зрения 29 градусов как раз соответствует одному пикселю - лучшего ожидать трудно, собственно говоря.

Исходные данные для расчета приведу завтра.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18646 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 23:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3065
Вид с острова Городовня на Монастырь Пр. Нила Столбенского.

[1108]

Ранее был вопрос по названию острова Городомля, который ПГ записал как Городовня. На старой карте тоже «Городовня». Прокудин-Горский ничего не перепутал, назывался остров и так. Мне прокудинский вариант кажется благозвучней.


Вложения:
Комментарий к файлу: Остров Городовня.
o.jpg
o.jpg [ 104.55 KiB | Просмотров: 2253 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18647 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 23:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
DMITRY писал(а):
Ранее был вопрос по названию острова Городомля, который ПГ записал как Городовня. На старой карте тоже «Городовня». Прокудин-Горский ничего не перепутал, назывался остров и так. Мне прокудинский вариант кажется благозвучней.


1. На картах иногда бывает такая ерунда... Например, на современных картах Селигера - в ассортименте: "остров Воронежский", "остров Фомичев", "остров Бумеранг". А мыс Толстик переехал аж в Кравотынский плес :D Порой поубивал бы этих картографов к чертям собачьим.

2. Если и был раньше вариант названия "Городовня", то сейчас он не употребляется совершенно. "Говорю как краевед" (с) Филатов :)

3. Мне прокудинский вариант кажется ужасным.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18648 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 23:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Дополнение.

Островский Александр Николаевич, классик, "Бесприданница", "Гроза и т.д.

http://emsu.ru/um/excurs/torzhok/ostr.htm:
Цитата:
На берегу вся увешанная сетями деревня, через пролив Рудинского плеса тянется непрерывная цепь мереж, безгранично протянулось синее озеро с своими островами, вдали колокольни и дома почти утонувшего в воде Осташкова, покрытый дремучим лесом остров Городомля и почти на горизонте окруженные водой белые стены обители Нила преподобного...


В.Слепцов, "Письма об Осташкове", http://az.lib.ru/s/slepcow_w_a/text_0070.shtml:
Цитата:
Над озером стоит туман, и дальние берега чуть-чуть мелькают: с одной стороны виднеются какие-то деревни да несколько ощипанных кустов; в другую сторону, к югу, лежат острова: Кличин, еще какой-то с обвалившейся красильней; житный монастырь тоже на острове. За этими островами темной полосою синеет опять остров - Городомля с сосновым лесом, а за этим лесом уже не видно Ниловой пустыни.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18649 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 00:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3065
Здесь вопрос в наличии или отсутствии ошибки в авторском написании.
Прокудинское написание "Городовня" подтверждается надписью на карте - ошибки у ПГ нет. Конечно, он слышал и "Городомля", но выбрал не его т.к. записывал менее распространенные названия. Может ему не понравилось окончание "мля"?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18650 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 07:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
DMITRY писал(а):
Здесь вопрос в наличии или отсутствии ошибки в авторском написании.
Прокудинское написание "Городовня" подтверждается надписью на карте - ошибки у ПГ нет.


А вот если я скопирую кусок современной карты, это будет подтверждать существование на Селигере островов "Воронежский" и "Фомичев"? Даже если я красным подчеркну?

Вложение:
dikost.jpg
dikost.jpg [ 175.89 KiB | Просмотров: 2218 ]


Вообще-то ошибки на карте - дело житейское. Даже школьник знает, что слово "корова" нельзя писать через "а" (а корректоры в издательствах - тем более), но поди пойми из Москвы или Питера (где карту составляют), где там Уницы, а где Увицы и какой там остров - то ли Вороний, то ли Воронежский?

А что самое скверное - такие ошибки на картах практически неистребимы, кочуют с одной на другую.

Кстати, меня бесит, что создатели этого сайта с упорством, достойным лучшего применения, пишут "остров Столобный". Тоже почерпнуто с карт "времен Очаковских"...

DMITRY писал(а):
Конечно, он слышал и "Городомля", но выбрал не его т.к. записывал менее распространенные названия.


"Конечно" - это сильно. Дмитрий, вы лично его сопровождали и сами слышали, что он слышал, а что не слышал?

DMITRY писал(а):
Может ему не понравилось окончание "мля"?


А может, Прокудин-Горский вообще никого не слушал, а списал липовое название острова с карты?

А может, продуло его на селигерских ветрах, уши ему заложило и он плохо слышал?

А может быть, собака? А может, это дворник злой? А может, и не злой?

А может, не будем гадать на кофейной гуще?

Факты-то таковы, что в альбомах фотографа описок, ошибок и перепутанных подписей выше крыши. Так что одной больше, одной меньше - велика ли разница?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18651 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 08:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3065
[1108]

Юрий, Вы не понимаете алгоритма подтверждения авторского названия. Название ПГ подтверждено старой картой. Этого достаточно и для этого снимка остается в названии авторское "Городовня" с соответствующим примечанием.
Некоторые вопросы в теме: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=11888#p11888
Лучше найти информацию о происхождении названия острова. Окажется потом, что "Городовня" первоначальное название, а "Городомля" более позднее и поэтому употребляемое.

Названия ПГ записывал со слов сопрождающих, а не с карт. Во многих случаях записывал его сын Михаил.
На этих снимках он с блокнотом:
[0911] [1107]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18652 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 12:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
DMITRY писал(а):
Юрий, Вы не понимаете алгоритма подтверждения авторского назвния.


Я не понимаю, зачем такой алгоритм вообще нужен. Авторское название следует приводить в точности и, если необходимо, разъяснять, что там не так: неполнота, неточность либо полная ошибочность.

Например, "Вид Торжка" - название ошибочно, это Батум.

"Старинная часовня на набережной" - название неточное, часовня далеко от набережной, видимо, перепутаны названия данного и такого-то снимков.

И т.п.

DMITRY писал(а):
Название ПГ подтверждено старой картой. Этого достаточно и для этого снимка остается в названии авторское "Городовня" с соответствующим примечанием.


Р.Ньютон:
Цитата:
Думаю, что это иллюстрация хорошо известного принципа, который можно назвать «увековечиванием ошибки».
Этот принцип можно сформулировать следующим образом. Предположим, что ошибка, сделанная автором А, была как-то опубликована. И пусть более поздний автор Б цитирует или упоминает эту ошибку, принимая ее за истинное утверждение. Вот ошибка и становится вечной и искоренить ее из научной литературы уже нельзя. Конечно, нельзя серьезно говорить о том, что исключений не бывает. Однако имеется поразительно много примеров, для которых этот принцип верен. Каждый читатель, наверное, сможет привести свои примеры.


DMITRY писал(а):
Названия ПГ записывал со слов сопрождающих, а не с карт. Во многих случаях записывал его сын Михаил.
На этих снимках он с блокнотом:
[0911] [1107]


Дмитрий, вы подглядывали через плечо, что писал Михаил? Он точно записывал географические названия со слов сопровождающих? Или, может, вел журнал съемок?

И с чего вы решили, что пара снимков Михаила с блокнотом начисто исключает сверку названий с картами?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18654 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 13:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Конструктивчик для разнообразия - не все ж собачиться :)

Итак, фото 1095:

[1095]

Кажется, я понял, откуда оно снято.

По достаточно большому углу между Песками и Городомлей - не просто с южного берега Столбного, а с его западной оконечности.

Вот полное (некадрированное) изображение.

Изображение

Набережная и елочки, а расстояние на снимке от корня средней елочки до верхушки - такое же, как от верхушки до горизонта. Елочка молодая, метра полтора высотой. Значит, камера выше ее на те же полтора метра, т.е. основание штатива примерно на той же высоте, что и ее верхушка.

Набережная идет косо - справа она ближе, чем слева.

В общем, думается мне, что снято это с насыпи у ограды Крестовоздвиженской церкви.

Посмотрите на это фото: http://ivanov.ortox.ru/data/imagegallery/5083b53d-27c4-ae29-d258-f40e507e2261/a6096218-943d-765f-c846-aad26a884836.jpg

Думается мне - где-то недалеко от левой башенки ограды.

На фото с Городомли

[1108]

это место тоже видно, но подробностей не так много:

Вложение:
npfg.jpg
npfg.jpg [ 198.03 KiB | Просмотров: 2192 ]


Я сперва думал - от входных ворот в ограде, но там набережная в кадре шла бы ровно.

Предлагаемые координаты - 57,23257 с.ш., 33,06169 в.д., направление - ЮВ.

Кстати, о координатах.

Доколе долгота на страницах "На карте" будет называться широтой, а широта - долготой!?

Пример: http://prokudin-gorskiy.ru/onmap.php?ImageID=922

PS В общем, откуда-то отсюда, как мне кажется:

Вложение:
npfg2.jpg
npfg2.jpg [ 265.88 KiB | Просмотров: 2192 ]


PPS Впрочем, может, и от ворот: в этом случае угол между набережной и осью съемки - градусов 70, а не прямой, так что набережная тоже слева будет видна, а справа уйдет под кадр.

Как-нибудь можно подумать попристальнее, а пока в качестве начального приближения вышеуказанные координаты вполне годятся. (Т.к. на снимке виден сохранившийся дом в Песках, то можно довольно точно определить место.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18655 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 18 мар 2016, 13:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Юрий Красильников писал(а):
Конструктивчик для разнообразия - не все ж собачиться :)

Итак, фото 1095:

[1095]

Кажется, я понял, откуда оно снято.

...

PPS Впрочем, может, и от ворот: в этом случае угол между набережной и осью съемки - градусов 70, а не прямой, так что набережная тоже слева будет видна, а справа уйдет под кадр.


Угол между осью съемки и направлением набережной, замеренный по фото (см. http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=18658#p18658), составил 73 градуса.

Азимут берега по гугл-картам - 65,5 градуса, а азимут от Крестовоздвиженской церкви в направлении посередине между Городомлей и Песками (предполагаемая ось съемки) - 143,5 градуса, разность - 78 градусов.

Вывод: соответствие достаточно хорошее, так что фото могло быть снято не там, где набережная закругляется к северу, а там, где она еще идет ровно вдоль южного берега. Возможно, что и от ворот в церковной ограде: наверняка перед ними была ровная и удобная площадка. Но не исключено, что и в самом начале закругления набережной к северу (как я предполагал в прошлом сообщении): там, где она отклонилась на 5 градусов к северу от исходного направления, соответствие будет вообще идеальным. Но на такой точности я не настаиваю :)

На месте было бы легко определить место съемки, а дистанционно - сложнее. В правой части кадра нет ориентиров, кроме леса на Городомле, но за 100 лет граница леса могла измениться.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18659 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 18 май 2016, 11:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 215
Откуда: Белоомут
По поводу вариантов названия Городомля-Городовня: в книге "Озера области истоков Волги и верховьев Западной Двины" (https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003681597/viewer/, на стр. 16 указаны оба варианта "Городовня (или Городомля)"
В албоме фотографий "Истоки Волги" https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/004796_000040_EB73FFF3-400F-470F-8080-71DED006DA60/viewer/, на стр. 31 название одного из снимков указано как: "Остров Городовня на озере Селигере (принадлежащий Монастырю Нила Столбенского)". К сожалению, самих иллюстраций нет, но отдельные снимки из этого альбома можно найти как на нэб.рф, так и в сети.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18960 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 18 май 2016, 11:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3065
DMITRY писал(а):
[1108]
Окажется потом, что "Городовня" первоначальное название, а "Городомля" более позднее и поэтому употребляемое.

Так и оказалось. Спасибо, Анатолий!
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=18960#p18960


Вложения:
Комментарий к файлу: Остров Городовня.
g.jpg
g.jpg [ 49.08 KiB | Просмотров: 2147 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18961 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Осташков и Нилова пустынь
СообщениеДобавлено: 19 май 2016, 14:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Anatolij писал(а):
По поводу вариантов названия Городомля-Городовня: в книге "Озера области истоков Волги и верховьев Западной Двины" (https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003681597/viewer/, на стр. 16 указаны оба варианта "Городовня (или Городомля)"
В албоме фотографий "Истоки Волги" https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/004796_000040_EB73FFF3-400F-470F-8080-71DED006DA60/viewer/, на стр. 31 название одного из снимков указано как: "Остров Городовня на озере Селигере (принадлежащий Монастырю Нила Столбенского)". К сожалению, самих иллюстраций нет, но отдельные снимки из этого альбома можно найти как на нэб.рф, так и в сети.


Знатные книжки. Столько названий: "Хочин", "Овселук", "Слапущи", "Кличин"...

Только вопрос-то не стоит выеденного яйца, по-моему. Мы же пишем не для ординарного академика по кафедре зоологии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге Д.Н.Анучина и не для действительного члена Императорского географического общества Е.П.Вишнякова, а для наших современников. Посему следует в случае применения устаревшего и более не употребляемого названия обязательно давать примечание: "современное название - такое-то". А в собственных комментариях давать все-таки современные названия. Я, например, не понимаю, почему, например, на стр. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=694 дано описание:

Цитата:
В перспективе чуть правее Спасо-Преображенского монастыря "американский мост" через р. Коротость (постр. в 1853 г. взамен наплавного);
у левого края снимка- церковь Николы Мокрого.


Сейчас-то эта речка называется Которосль...


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18987 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 126 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет