Сергей Прохоров писал(а):
3. Остается только одна версия, которую я принимаю всерьез - о позднем происхождении подписей. Если бы она подтвердилась, я с радостью выкинул бы "теорию дезинформации" - а заодно и Ваши измышления насчет слабоумия Прокудина-Горского.
Сергей Прохоров писал(а):
А другое высказанное мною предположение (о позднем происхождении подписей к фотографиям Мурманской железной дороги) Вы не хотите рассмотреть?
Ответа Дмитрия не последовало.
Сергей Прохоров писал(а):
Я Вам ответил. А вот от Вас не получил абсолютно никакого ответа на мое предыдущее сообщение.
И вот, наконец, долгожданный ответ:
DMITRY писал(а):
Я не вижу там вопросов.
[...]
По пункту 3.
Опять про слабоумие. Ответил уже.
В моих текстах нет слова "слабоумие".
Итак, версию о позднем происхождении подписей Дмитрий не захотел рассматривать.
Напишу подробнее. Конечно, квалифицированно написать об этом мог бы только специалист-почерковед. Но что же делать, попробуй найти специалиста, который еще и интересовался бы Прокудиным-Горским.
Для начала покажу для сравнения образцы почерка Прокудина-Горского из нескольких альбомов 1909 - 1912 гг.:

Видимо, все-таки не нужно быть специалистом, чтобы понять, что почерк вполне стабильный и в течение этих лет оставался практически постоянным.
К сожалению, образцов почерка в период между 1912 и 1916 г. у меня нет. Но, как мы увидим, это и не очень нужно.
Вот как выглядит первая страница альбома "Мурманская железная дорога" (1916 г.):

Заголовок и подписи к первым четырем фотографиям (видам Лодейного Поля) написаны все тем же ровным, уверенным почерком; значит, и к 1916 году заметных изменений почерка не произошло.
Но что мы видим дальше? Подписи к двум последним фотографиям на странице сделаны каким-то другим почерком - с корявыми буквами, неровными строчками (хотя вроде бы писал тот же человек). И дальше на протяжении всего альбома виден уже этот изменившийся почерк. Вот характерный пример - страница с теми самыми фотографиями Кяппесельги, получившими неверные названия:

А вот, например, одна из страниц с фотографиями Соловков:

Только иногда почерк становится более твердым, но все-таки и в этих случаях он мало напоминает тот уверенный почерк, которым сделаны надписи в самом начале альбома:

В чем дело? Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, такое значительное изменение почерка не может произойти мгновенно, для этого нужны годы.
(Или какой-то сильный стресс; но какой мог быть стресс у Прокудина-Горского в 1916 году?)Как мне кажется, эти отличия в почерке можно объяснить следующим обстоятельством: все подписи в альбоме, кроме первых четырех, делались позже, спустя несколько лет. Но тогда понятны и многочисленные ошибки - и не нужно для их объяснения привлекать ни дезинформацию, ни какие-то гипотетические особенности психики Прокудина-Горского.
(Для полной уверенности хорошо бы получить заключение специалиста по почерковедению. К сожалению, среди моих знакомых таких специалистов нет.)
P.S. При использовании этих данных вне сайта "Храмы России" обязательна ссылка на это сообщение с указанием его адреса и моей фамилии.