Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 30 сен 2020, 17:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 126 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 11 мар 2010, 14:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Лена! Вид от Ниловой пустыни - это всё тот же Осташковский плёс.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11245 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 11 мар 2010, 14:39 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Слава писал(а):
Лена! Вид от Ниловой пустыни - это всё тот же Осташковский плёс.

Так... я запуталась :)
Пошла искать, где какой плес расположен.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11248 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 11 мар 2010, 14:47 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Исключительно из академического интереса и для самообразования.

На одной карте все, что вокруг Осташкова, называют "Осташковский плес".
Изображение
Источник: http://www.ostashkov.ru/map/glubina.asp

На другой, "Осташковским" называют плес восточнее Осташкова, а западнее указан "Слободской плес".
Изображение
Источник: http://www.kravotyn.ru/?p=72

Какая правильная, интересно?

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11250 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 11 мар 2010, 22:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Возможно, Юрий всё-таки прав относительно места съемки. Меня убеждают сарайчик и лодки. Совпадений многовато для случайности. При наличии такого количества совпадений все другие нестыковки можно даже не рассматривать. Хотя меня смущает, что я не могу найти на снимке Ниловой у ПГ такое место с маленькими ёлочками и саженцами.

Изображение

А название "Осташковский плёс" всё равно оказалось правильным :)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11258 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 07:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Слава писал(а):
Я уже рассматривал этот берег. По-моему, очень похож, но не он. А то что виднеется в кустах, вообще, не наш домик с мезонином, а какое-то сооружение с куполом.


"Сооружение с куполом" в деревне Пески (ударение на первом слоге, к слову) - вещь куда менее вероятная, чем дом с мезонином...

Елена писал(а):
Исключительно из академического интереса и для самообразования.

На одной карте все, что вокруг Осташкова, называют "Осташковский плес".

Источник: http://www.ostashkov.ru/map/glubina.asp

На другой, "Осташковским" называют плес восточнее Осташкова, а западнее указан "Слободской плес".

Источник: http://www.kravotyn.ru/?p=72

Какая правильная, интересно?


Как говаривал Насреддин - "и ты прав, и ты тоже прав" :) Топонимика - вещь неоднозначная, особенно селигерская топонимика. Хотя мне в разговорах название "Слободской плес" не встречалось: что вокруг города (до Ниловой Пустыни и Николо-Рожка" - все "Осташковский".

Вот что пишет В.Ф.Иванов ( http://ostashkov.codis.ru/ivadict.htm ):
"ОСТАШКОВСКИЙ. В XIX в. - Большое плесо, в сер. XX в. Городской плес. Иногда выделяют Средний (Чертовы ворота), Слободской, Рудинский. В XIX в. юго-западную часть оз. называли Емская Лука."

Названия "Чертовы ворота" и "Рудинский плес" достаточно часто встречаются, в отличие от Слободского плеса.

А труд Иванова очень рекомендую.

Слава писал(а):
Возможно, Юрий всё-таки прав относительно места съемки. Меня убеждают сарайчик и лодки. Совпадений многовато для случайности. При наличии такого количества совпадений все другие нестыковки можно даже не рассматривать. Хотя меня смущает, что я не могу найти на снимке Ниловой у ПГ такое место с маленькими ёлочками и саженцами.


Слава, сейчас я практически полностью уверен, что на фото - вид на юго-восток откуда-то из Ниловой Пустыни или около.

Дело вот в чем: когда едешь на лодке (не пассажиром, а на руле), волей-неволей смотришь на берег впереди и запоминаешь его вид. Так что вид на снимке очень похож на то, что видишь, когда едешь к городу и огибаешь Нилову Пустынь. Слева - Пески, справа - восточный мыс Городомли. А впереди далеко - Рудинский плес, иногда летом из-за рефракции там и берега не видно, кажется, что вода до горизонта :)

А на вид из Житного это совершенно не похоже - берег на юго-западе достаточно высокий.

Насчет маленьких елочек - наверно, монахи высаживали вдоль набережной. Набережная (из тесаных гранитных блоков) ныне почти вся уничтожена, увы. Остался только небольшой кусок на севере острова.

Насчет точного места съемки - кто вдруг окажется в Ниловой Пустыни, хорошо бы пройти на южный берег и посмотреть. Мне кажется, это берег недалеко от Крестовоздвиженской церкви. Только надо учесть, что около деревни Пески нынче выросло много тресты в воде. Да и вдоль берега Столбного тоже.

Вот вид Крестовоздвиженской церкви с озера:
Изображение


Слава писал(а):
А название "Осташковский плёс" всё равно оказалось правильным :)


Конечно :)

Надо сказать, что больше нигде, кроме Осташковского плеса, Прокудин-Горский на Селигере и не был. Во всяком случае, никаких других снимков мы не знаем. В Нилову Пустынь наверняка ездил по воде, с заездом на Городомлю. (При тогдашних дорогах это было разумно: даже в середине 60-х годов прошлого века машина от Осташкова до Торжка - 125 км - ехала 6 часов :) По воде в Нилову было явно быстрее, чем по суше...)

В общем, мое мнение такое: можно достаточно смело писать, что снимок - вид из Ниловой пустыни на Осташковский плес Селигера, сделан в юго-восточном направлении, слева - дер.Пески, справа - Городомля, в центре далеко на берегу - дер.Уницы.

- - - - - -

PS Вопрос к специалистам по нумерации снимков (Елене и Славе в первую очередь, надо погагать): а какой номер у фото "Рыбацкие поселения на озере Селигер" и между какими снимками он находится?

Не дает мне этот снимок покоя: где же все-таки он сделан?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11260 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 08:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Юрий Красильников писал(а):

PS Вопрос к специалистам по нумерации снимков (Елене и Славе в первую очередь, надо погагать): а какой номер у фото "Рыбацкие поселения на озере Селигер" и между какими снимками он находится?

Не дает мне этот снимок покоя: где же все-таки он сделан?


"Рыбацкие поселения" имеют номер 44. До них идут четыре снимка Городомли, после них - наш "Осташковский плёс". Но я боюсь, что в пределах одного дня съемок последовательность нумерации снимков не всегда соблюдалась.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11262 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 16:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Слава писал(а):
"Рыбацкие поселения" имеют номер 44. До них идут четыре снимка Городомли, после них - наш "Осташковский плёс". Но я боюсь, что в пределах одного дня съемок последовательность нумерации снимков не всегда соблюдалась.


А что идет до Городомли?

И вообще хорошо бы сделать базу данных по меткам на негативах с возможностью сортировки. Вот это был бы клад.

Если порядок все-таки отражает последовательность съемки, то получается, что "рыбацкие поселения" - это либо Городомля, либо район Ниловой. Интересно... Сейчас вокруг Ниловой ничего подобного вроде нет, а что было 100 лет назад на Городомле - это, боюсь, сказать очень трудно.

И, кстати, про каменный дом в Песках (цитирую по http://ostashkov.codis.ru/isakpss.htm , подчеркнуто мною):
Цитата:
Интересную экскурсию можно совершить по восточному берегу Селигера — по деревням Пески, Пачково, Жар, Зальцо, Кравотынь, Лежнево, Святое, Красуха, Заплавье. Белые, уютные, полные света и воздуха, они гостеприимно раскинулись на зеленых полянах среди лесов и озер. Пройти по такой деревне — словно напиться воды из чистого лесного ключа. Здесь все построено людьми светлыми, сильными своей верой в добро и красоту.

Построенные в конце прошлого — начале нынешнего века, эти деревни поражают не отдельными домами, не шедеврами архитектуры, а затаенной музыкой своих улиц, светлой гармонией целой деревни.

Белые дома, лодки на озере, сети по изгородям, амбары, колодцы, скамейки — все понемножку вносит в селигерскую деревню свою нотку, создавая ее неповторимый художественный образ. Любопытно, что каменное строительство охватило деревни преимущественно только в одном месте — на восточном берегу озера. Здесь семьи рыбаков и крестьян по нескольку лет сами делали и обжигали кирпич и, скопив его, сколько надо для дома, приглашали мастера-каменщика. Известным каменщиком был, например, осташковский подрядчик Суравков, работавший вместе со своими сыновьями.

Знакомство с этими каменными рыбацкими домами можно начать с дома Василия Егоровича Михайлова в Песках. Белый, массивный, стоящий почти у самого озера, в начале поднимающейся по склону улицы, он первым привлекает внимание в этой деревне. Высокий мезонин, глядящий тремя окнами на юг и на север, симметрично положенные валуны у палисадника, крепостная толщина стен говорят о том, что дом строился с любовью, надолго. Хорошо видно это и внутри дома. Кроме трех светлых комнат и кухни здесь две большие комнаты в мезонине, кладовая, погреб, даже баня. Из сеней есть дверь прямо в примыкающий к дому хлев с просторной конюшней и высоким сеновалом. По этому типу построено большинство каменных домов на озере.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11268 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 19:11 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Юрий Красильников писал(а):
И вообще хорошо бы сделать базу данных по меткам на негативах с возможностью сортировки. Вот это был бы клад.


Юра, так у нас уже все для этого есть :)
Плохо только то, что еще не все снимки внесены в базу данных. Ну это дело времени....

Как этим пользоваться:
На каждой странице географии проводится проверка, есть ли в выбранном регионе снимки с зеркальными (рабочими) метками. Если есть, то вверху появится ссылка "показать только снимки с рабочими метками"
По этой ссылке откроется страница этого региона в режиме "снимки с рабочими метками": на ней будут показаны только снимки с метками и список автоматически будет отсортирован по меткам.
Изображение

Из-за того, что снимки одного и того же альбома могут попасть в разные районы, лучше подниматься до урвня области.
Например, просмотр Волжского альбома удобно проводить по Тверской области:
http://www.temples.ru/pg/tree.php?ID=5&label=on

Вот, кстати, сразу заметила интересный момент: снимок "За пряжей. В деревне Изведово" по метке попадает между Осташковым и бейшлотом. Это точно ошибка.
http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=955

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11286 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
СообщениеДобавлено: 13 мар 2010, 10:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Елена писал(а):
Юрий Красильников писал(а):
И вообще хорошо бы сделать базу данных по меткам на негативах с возможностью сортировки. Вот это был бы клад.


Юра, так у нас уже все для этого есть :)
Плохо только то, что еще не все снимки внесены в базу данных. Ну это дело времени....

Как этим пользоваться:
На каждой странице географии проводится проверка, есть ли в выбранном регионе снимки с зеркальными (рабочими) метками. Если есть, то вверху появится ссылка "показать только снимки с рабочими метками"
По этой ссылке откроется страница этого региона в режиме "снимки с рабочими метками": на ней будут показаны только снимки с метками и список автоматически будет отсортирован по меткам.
Изображение


Отстал я от жизни, однако :(

В компенсацию за проявленную тупость - маленькое исследование. Возьмем снимки, сделанные на Городомле и в Ниловой Пустыни.

По порядку меток:
1108 [31] Вид на Нилову с Городомли - снято ближе к вечеру, солнце на западе;
1109 [32] Вид на Нилову от дер.Пески - снято утром, солнце на востоке;
1110 [33] Вид Ниловой с востока - аналогично предыдущему;
1111 [34] Главный корпус Ниловой - то же;
1112 [35] Вход в ограду - кажется, ближе к полудню;
1113 [36] Вид на Светлицу - наверно, незадолго до полудня;
(для Елены: в описании "Вид на [остров] Светлицу. Церковь Михаила Архангела. [Селигер]" ошибка. Светлица - ударение на первом слоге - вовсе не остров, а населенный пункт. Вновь цитирую В.Ф.Иванова: "СВЕТЛИЦА. Ранее Святица, Светлище, Светлице. Известна с XVII в.. как монастырское поселье. Слова святой, свет, цвет, звез-(да) генетически близки. "Святость" физически проявляется в ярком "белом" свете, нимбе. Об истине пытали Иисуса его апостолы целых три года. "Я есть свет", - говорил он им. Высокие берега, поросшие соснами, усиливают восприятие светлости, праздничности от всего п-ва Светлица. Аналогии: В Болгарии - есть гора Свети Никола (святой Николай). В пантеоне славянских языческих богов был Световид. В этом же лексическом поле и праздник Пасхи - Светлое Воскресение.")
1116 [38] Вид на Светлицу с запада - первая половина дня;
1117 [39] Вид Осташкова с о.Воронье - ближе к вечеру, солнце на западе:
1118 [40] Гефсиманский скит на Городомле - не могу сказать, не знаю местности;
1119 [41] Храм в Гефсиманском скиту - не знаю;
1120 [42] Монахи на Городомле сажают картошку - не знаю;
1121 [43] Часовня на острове - не знаю;
1122 [44] Рыбацкие поселения - нельзя сказать, не зная места съемки;
1095 [45] Осташковский плес - около полудня.

Вырисовывается такая картина: с утра Прокудин-Горский по воде отправился в Нилову Пустынь, сначала заехал в Пески, потом фотографировал в Ниловой Пустыни, после обеда направился обратно в Осташков, остановился на Городомле, затем при подходе к Осташкову высадился на Воронье и сделал снимок города. С точки зрения логистики это логично :) Но порядок меток совсем не соответствует порядку, в котором делались фотографии.

(И еще для Елены: наверно, вопрос с Осташковским плесом можно считать закрытым, так что можно скорректировать описание и положение места съемки на карте. Снимок можно совершенно спокойно отнести к Ниловой пустыни по точке съемки.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11297 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 21 май 2010, 08:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вернемся к снимку 1095 "Вид из Ниловой пустыни на Осташковский плес Селигера", который у нас в таблице идентифицирован "с большой степенью вероятности".
Думаю, что можно говорить о безусловной индентификации. Вот снимок в том же ракурсе, сделанный вчера:

Изображение

На переднем плане остатки той самой гранитной облицовки, которую заметил Юрий Красильников. Справа - тот же мыс, задний план совпадает. Единственное, что почти не узнается - это берег Светлицы. За 100 лет, мне кажется, левый мыс сильно удлинился за счёт намыва. Белый домик на современном снимке присутствует, кажется, у самого края слева, он выкрашен теперь в красно-бурый цвет. Узнать можно только по форме мезонина, если это действительно он.

Изображение

Быть может, ПГ снимал немного с другой точки, левее по набережной. Но эти вопросы уже являются частностями.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №12033 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 07:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 май 2008, 20:15
Сообщений: 243
Откуда: Москва
Слава нашел доказательства, что снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер" сделан в Осташкове (пароходная пристань и уличный фонарь):
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewto ... 8&start=10
Он полагает, что снимок сделан на восточном побережье между Знаменским монастырем и городской гаванью:
Изображение
free image hosting

Изображение
image host




Последний раз редактировалось v_v_d 18 май 2011, 15:42, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13963 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 18 май 2011, 12:36 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
То, что на снимке "Рыбацкие поселения на озере Селигер" изображен Осташков с самого начала утверждал Юрий Красильников. Фонарь — прекрасное тому подтверждение!
Возможно, тот же самый фонарь, что и на снимке "Старинная часовня на улице г. Осташкова" :)

[1122] Изображение

[1106] Изображение

v_v_d писал(а):
Он полагает, что снимок сделан на восточном побережье между Знаменским монастырем и городской гаванью:

Сложно сказать. Для фрагмента, отмеченного красной линией, не подходит соотношение высоты крыши второго сарая. Если имеется ввиду пара пристроенных друг к другу сараев разной высоты на переднем плане снимка 1122.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13965 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 10:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Елена писал(а):
То, что на снимке "Рыбацкие поселения на озере Селигер" изображен Осташков с самого начала утверждал Юрий Красильников. Фонарь — прекрасное тому подтверждение!
Возможно, тот же самый фонарь, что и на снимке "Старинная часовня на улице г. Осташкова" :)


Тот же самый - вряд ли. Фонарь на "Старинной часовне..." - в северном конце ул. Орловского (тогда - Театральной). Там вряд ли было место для стольких сараев. Но, надо полагать, городские фонари были однотипными.

Вообще задача сложная. Думаю, что точное место не установить без снимков городского побережья столетней давности.

И пара замечания по поводу сообщения Славы. Во-первых, насчет пароходной пристани сомнительно: берег там, где он полагает, мелкий, пристань должна была сильно выдаваться в воду. Мне кажется, что там обычные "зарубы" - укрепления берега где камнями, где бревнами и досками. (При ледоходах мера не лишняя: порой ветер гонит лед, и он вылезает на берег, ломая все на своем пути.)

Во-вторых, качественные спутниковые снимки Осташкова есть сейчас на "Яндекс-картах".


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13992 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 10:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
v_v_d писал(а):
Слава нашел доказательства, что снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер" сделан в Осташкове (пароходная пристань и уличный фонарь):
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewto ... 8&start=10
Он полагает, что снимок сделан на восточном побережье между Знаменским монастырем и городской гаванью:


Я нашел на своем старом сайте фото Дмитриева, сделанное от Набережного сада, где как раз этот участок берега.
Изображение

Не похоже, как мне представляется.

(Страница с фотографиями Дмитриева: http://ostashkov.codis.ru/dmitriev.HTM )


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13993 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга".
СообщениеДобавлено: 23 май 2011, 11:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
И еще одна мысль. Вряд ли это восточный берег. Тогда солнышко было бы на севере.

Может, западный?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13994 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 126 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет