Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 21 апр 2021, 02:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 150 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2009, 17:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
21400 "Дворец Петра I на Переяславском озере. Близ Переяславля-Залесского":
http://ps-spb2008.narod.ru/images/21400v_a.jpg

Правильное название: "Белый дворец в усадьбе "Ботик". Переяславль-Залесский"
(Дворец построен в 1853 г., т.е. спустя 128 лет после смерти Петра I. У меня это написано на странице http://ps-spb2008.narod.ru/vl_pereslavl3.htm .)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10701 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 17:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
LC-DIG-prokc-20904 g. Lodeinoe Pole. Pamiatnik Imperatoru Petru I. [Rossiiskaia imperiia]
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20904v.jpg

Более полно: Лодейное поле. Вид памятника императору Петру I на берегу реки Свирь,поставленного купцом Софроновым по предсмертному желанию его малолетнего сына.

Источник: http://photoarchive.spb.ru:9090/www/sho ... 2001889293


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10729 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2009, 18:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
Одно из уточнений, предложзенных мною, Елена уточнила еще больше - и, к сожалению, неправильно.

Это название фотографии 20916, названной Прокудиным-Горским "Село Февроньево". Елена дала ей такое название: "Река Свирь. Панорама села Хевроньино Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. На заднем плане Христорождественская церковь".

На самом деле это церковь Иоанна Предтечи (а церковь Рождества Христова хорошо видна только при большом разрешении, как мы увидим).

Я использую здесь данные справочника: Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006. Источник, по-моему, очень надежный. Но дело не в моем мнении, а в том, что эти данные полностью совпадают с тем, что изображено на фотографии Прокудина-Горского.

В этой книге о Хевроньине сказано следующее:

Цитата:
ХЕВРОНЬИНО

1142. Рождества (?) Иоанна Предтечи. {Деревянная, до сер. XVIII в.}. Камен-
ная, 1868 г. Закрыта в 1939 г. Во время финской оккупации в 1942—
1944 гг. действовала как кирха. Взорвана в 1960-е гг.

1143. Рождества Христова. Деревянная, 1764 г. Закрыта в 1939 г. Разобрана
перед войной, участок затоплен в 1951-1952 гг.

Итак, в селе было две церкви, и одна из них -деревянная. Эта деревянная церковь стояла настолько близко к берегу, что при повышении уровня воды в результате строительства Верхне-Свирской ГЭС это место (на котором ее к тому времени уже не было) оказалось затоплено.

К сожалению, в книге нет фотографии Хевроньина. Но зато у нас есть фотография, сделанная Прокудиным-Горским.

Если мы посмотрим на фотографию, то увидим эту деревянную церковь. При низком разрешении можно принять здание за обыкновенную избу, но при высоком разрешении хорошо видно, что его завершает луковичная главка:

Изображение

Эта скромная клетская церковь и есть та самая церковь Рождества Христова, построенная в 1764 году и уничтоженная перед войной (а вовсе не разрушенная во время войны, как у Вас, Елена, написано в карточке).

А та каменная церковь, которая хорошо видна при любом разрешении, - это церковь Иоанна Предтечи (или Рождества Иоанна Предтечи?), построенная значительно позже, в 1868 г. и дожившая до 60-х годов.

Итак, если уж делать такое развернутое название фотографии, то следует написать:
"Река Свирь. Панорама села Хевроньино Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. На заднем плане церковь Иоанна Предтечи; на берегу - деревянная церковь Рождества Христова".

P.S. Об этом я написал на своем сайте, страница http://ps-spb2008.narod.ru/mar_fevronievo.htm (не сразу, а только после того, как восстановил фотографию в большом размере и смог во всем разобраться).

P.P.S. Хотел написать об этом Вам, Елена, в личном сообщении, но увидел ошибку в уточненном названии - и понял, что должен выступить на форуме.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10731 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2009, 02:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Вы правы, Сергей, это моя ошибка. Я пользовалась тем же источником, который привели и Вы — "Земля Невская православная". Когда писала карточку, имела ввиду каменную церковь, а название перепутала.
Это лишний раз говорит о том, что ночью надо спать... :)

Большое спасибо, что заметили. Исправлю и в карточке храма и в уточнении.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10737 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2009, 10:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
LC-DIG-prokc-20900 Stiennaia zhivopis' v tserkvi Sv. Georgīia. [Staraia Ladoga, Rossiiskaia imperiia]

http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20900v.jpg

Уточненное название: "Фресковая роспись "Чудо Георгия о змие" в Георгиевской церкви, XII в. Старая Ладога".


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10805 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2009, 15:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
LC-DIG-prokc-20900 Stiennaia zhivopis' v tserkvi Sv. Georgīia. [Staraia Ladoga, Rossiiskaia imperiia]

http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20900v.jpg

Уточненное название: "Фресковая роспись "Чудо Георгия о змие" в Георгиевской церкви, XII в. Старая Ладога".

Слава, я же об этом уже писал 24 ноября, на странице 4. И дал названия для всех трех фресок.

Вообще, я боялся, что с переходом на новую страницу мои уточнения на этой странице останутся незамеченными. И, видно, не зря.

Поэтому напоминаю: на этой же странице - еще и исправления для восьми фотографий Александро-Свирского монастыря. И еще уточнения названий фотографий крепости в Старой Ладоге.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10807 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 02 дек 2009, 18:04 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Слава писал(а):
Повторно предлагаю убрать из таблицы уточнений два названия:
Сушка сетей на озере Селигер (вблизи Осташкова ?)
Рыбацкие поселения на озере Селигер (вблизи Осташкова?)

Что это за "уточнения", если поставлены со знаком вопроса?
Если не ошибаюсь, Сергей Прохоров также поддерживает удаление.


Я не против того, чтобы убрать признак "Уточнение названия", тем самым убрав из рабочего списка эти снимки.
Но при этом я бы хотела, чтобы текст про Осташков обязательно остался, самый логичный вариант перенести его в поле "Примечание".
Знак вопроса (правда в круглых скобках, здесь я ошиблась в формате) — это стандартная сокращенная запись о том, что определение не окончательно доказано.
То есть правильно писать "вблизи Осташкова (?)". Но если этот текст уходит из названия, то знак вопроса убираем и пишем развернуто "предположительно".
Почему я отстаиваю это примечание: озеро Селигер очень большое, и раз мы стараемся максимально точно найти местоположение снимков, то принебрегать таким уточнением не правильно.
Оно было дано Юрием Красильниковым, коренным жителем Осташкова, очень хорошо знающим и город, и окрестности, и берега озера. И мне кажется, что мы не должны сбрасывать это со счетов.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10877 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 24 дек 2009, 14:36 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Сергей, начала заниматься Вашим списком уточнений и возникло несколько вопросов.

Цитата:
4. 01926 "Церковь Св. Троицы в Александро-Свирском монастыре. Колокольня":
http://ps-spb2008.narod.ru/images/bw/01926v.jpg
Правильное название: "Троицкая часть Александро-Свирского монастыря. Колокольня".

На указанном снимке слева виден фасад Троицкой церкви. Так что формально название у ПГ правильное.
А подробности можно в примечании написать. Как Вы к этому предложению относитесь?


Цитата:
20898: http://ps-spb2008.narod.ru/images/20898v_a.jpg
20898: "Стенная живопись в церкви св. Георгия. Мария мученица"

Среди христианских святых наиболее известны две Марии: Мария Магдалина и Мария Египетская.
Сергей, я не смогла наверняка прочесть буквы на росписи. Вы можете сказать, о какой Марии идет речь в данном случае?

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10951 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 24 дек 2009, 15:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
Елена писал(а):
Сергей, начала заниматься Вашим списком уточнений и возникло несколько вопросов.

Цитата:
4. 01926 "Церковь Св. Троицы в Александро-Свирском монастыре. Колокольня":
http://ps-spb2008.narod.ru/images/bw/01926v.jpg
Правильное название: "Троицкая часть Александро-Свирского монастыря. Колокольня".

На указанном снимке слева виден фасад Троицкой церкви. Так что формально название у ПГ правильное.
А подробности можно в примечании написать. Как Вы к этому предложению относитесь?

По-моему, здесь главный объект - колокольня. А фасад Троицкой церкви виден где-то сбоку, между прочим. Мне кажется, что лучше все-таки дать уточнение.

Елена писал(а):
20898: http://ps-spb2008.narod.ru/images/20898v_a.jpg
Цитата:
20898: "Стенная живопись в церкви св. Георгия. Мария мученица"

Среди христианских святых наиболее известны две Марии: Мария Магдалина и Мария Египетская.
Сергей, я не смогла наверняка прочесть буквы на росписи. Вы можете сказать, о какой Марии идет речь в данном случае?

Непосредственно в музее в церкви св. Георгия эта фреска названа именно так: "Мария мученица". Дома я посмотрел альбом с репродукциями фресок старой Ладоги - и опять эта фреска названа "Мученица Мария".

Ни Мария Магдалина, ни Мария Египетская - не мученицы. Это и не та, и не другая святая.

Насколько мне известно, мучениц по имени Мария, по меньшей мере, три. О какой из них идет речь, я не знаю. (Возможно, что и никто этого теперь не знает.) Но такое не совсем ясное название, по-моему, лучше, чем совсем никакого


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10954 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 25 дек 2009, 09:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
В дополнение к вчерашнему моему сообщению:

Мария Египетская (совсем не похожая на святую на фотографии Прокудина-Горского) изображена на другой фреске в церкви св. Георгия - "Праведные жены"; она стоит впереди других праведных жен.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10956 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 15:50 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Данные по Свирскому монастырю внесены.
http://temples.ru/pg/tree.php?ID=312

Здесь изменена формулировка:
http://temples.ru/pg/image.php?ID=721
Так как надвратная церковь Николай Чудотворца была упразднена в 1858 при перестройке главного корпуса.
Более не возобновлялась и не возобновлена ныне.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10968 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 18:12 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Фотография, сделанная в Ростовском музее:
21339 "Надгробный памятник из белого известняка 1459-го года":
http://ps-spb2008.narod.ru/images/21339v_ab.jpg

Во всех известных мне литературных источниках этот памятник датируется 1458 годом, а не 1459. Кроме того, известно имя того, кому сделано надгробие.

Предлагаю название: "Надгробный памятник дьяка Стефана Бородатого, 1458 года"

Исследованием не занималась, но меня смутило то, что в первой же монографии на эту тему написано несколько иное:
"Другой памятник — крест из Ростова (1458 г.). Был установлен дьяком Степаном Бородатым на могиле сына, у церкви Воскресения в Ростове. Крест восьмиконечный, с длинной посвятительной надписью, с рельефными сценами из Евангелия, святыми (Николаева 1971: 92-94). Ныне находится в Ростовском музее. Степан Бородатый был дьяком Великой Княгини Марьи Ярославны. На кресте он приказывает вырезать свое завещание а следить за выполнением своего завещания, написанного на кресте, он поручает дьяку великого князя Ивана III."
То есть получается, что крест поставлен не на надгробии дьяка Стефана Бородатого.
Источник:
http://www.etnograf.ru/node/1133

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10969 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 29 дек 2009, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
Елена писал(а):
Сергей Прохоров писал(а):
Фотография, сделанная в Ростовском музее:
21339 "Надгробный памятник из белого известняка 1459-го года":
http://ps-spb2008.narod.ru/images/21339v_ab.jpg

Во всех известных мне литературных источниках этот памятник датируется 1458 годом, а не 1459. Кроме того, известно имя того, кому сделано надгробие.

Предлагаю название: "Надгробный памятник дьяка Стефана Бородатого, 1458 года"

Исследованием не занималась, но меня смутило то, что в первой же монографии на эту тему написано несколько иное:
"Другой памятник — крест из Ростова (1458 г.). Был установлен дьяком Степаном Бородатым на могиле сына, у церкви Воскресения в Ростове. Крест восьмиконечный, с длинной посвятительной надписью, с рельефными сценами из Евангелия, святыми (Николаева 1971: 92-94). Ныне находится в Ростовском музее. Степан Бородатый был дьяком Великой Княгини Марьи Ярославны. На кресте он приказывает вырезать свое завещание а следить за выполнением своего завещания, написанного на кресте, он поручает дьяку великого князя Ивана III."
То есть получается, что крест поставлен не на надгробии дьяка Стефана Бородатого.
Источник:
http://www.etnograf.ru/node/1133

Большое спасибо. Значит, мои данные неточны - или, во всяком случае, требуют проверки. (К счастью, я не написал на своем сайте ничего о Стефане Бородатом, так что мне ничего исправлять не надо, см. http://ps-spb2008.narod.ru/yar_rostov2b1.htm .)

Но одно уточнение все же необходимо. Во всех известных мне источниках (в том числе и в приведенном Вами) все же называется 1458 год. Так что уточнение все-таки необходимо.

Предлагаю другой вариант названия: "Надгробный памятник из белого известняка 1458-го года". Оно отличается от авторского только датой.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10972 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 30 дек 2009, 14:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Данные внесены в базу.
[url="http://www.temples.ru/pg/tree.php?ID=312"]Свирский монастырь[/url]
[url="http://www.temples.ru/pg/tree.php?ID=21"]Кострома[/url]
[url="http://www.temples.ru/pg/tree.php?ID=93"]Лодейное Поле[/url]
[url="http://www.temples.ru/pg/tree.php?ID=37"]Ростов[/url]

Поздравляю всех с наступающим Новым Годом!
Хорошего настроения, доброго здоровья и новых открытий, друзья! :)

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10974 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Уточнения к названиям снимков Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 31 дек 2009, 17:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1340
Откуда: Санкт-Петербург
С НОВЫМ ГОДОМ!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10978 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 150 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет