В 2012 г. Муром торжественно отметит 1150-летний юбилей. Важную, неотъемлемую часть его истории составляют храмы и монастыри, являющиеся многовековым незыблемым духовным стержнем города. На протяжении столетий русская православная церковь играла ключевую роль в истории страны, воодушевляя и поддерживая народ в трудные годы испытаний и многочисленных лишений, выпавших на его долю. Именно с православием связно возрождение страны в постсоветский период, когда сотни тысяч людей вновь приобрели возможность приобщиться к вечным, непреходящим ценностям - миру во всем мире, любви и согласию.
Возрождение храмов немыслимо без осознания одной простой вещи: святыни Церкви, оказавшиеся по волю случая вне ее стен, должны быть возвращены верующим для использования по непосредственному прямому назначению. Иконы, храмовая утварь, предметы богослужения и поклонения являются неотъемлемой составляющей церковной жизни. В последние десятилетия сделано немало для передачи Церкви как культовых зданий, так и богослужебных предметов. Однако значительная часть важных для христиан святынь до сих пор ещё отторгнуты от полнокровной церковной жизни. Эту печальную участь разделила одна из главных святынь православного Мурома - Сретенский крест, многие десятилетия хранящийся в городском музее.
Для православных христиан, прихожан Мурома и многочисленных паломников Сретенский крест является неповторимой уникальной и ценной духовной святыней. Именно с ним связаны многочисленные случаи чудесного исцеления во время тяжелых эпидемических болезней, неоднократно обрушивавшихся на город в XVI-XIX столетия. Люди искренне верили, что чудотворный Крест Господень защитит их от всех бед и напастей, явит свою Божественную силу, избавит от невзгод и страданий. И "по вере их дано им" - Сретенский крест не раз являл свою духовную силу, о чем есть свидетельства в местной краеведческой литературе.
В послереволюционный годы главная святыня православного Мурома - Сретенский крест - был насильственно изъят из места его постоянного нахождения (храма Сретения Господня) и был передан в городской краеведческий музей, где он имеет пребывание до сего дня.
Русская православная церковь благодарна сотрудникам музея, что они приютили святыню в неспокойные годы, но настало время вернуть Сретенский крест в лоно Церкви, ибо это прежде всего великая святыня - предмет благоговейного поклонения десяткой тысяч верующих, а не музейный экспонат, уныло стоящий к полупустых музейных залах.
Вопрос о передаче Сретенского креста Сретенскому храму г. Мурома вот уже более десяти лет является предметом спора и недоразумений между православной общиной города и музейными сотрудниками. Последние, ссылаясь, на законодательство, находясь под эгидой Министерства культуры, не могут самостоятельно решить вопрос передачи экспоната. Министерство культуры, проводя политику двойных стандартов, тоже не в состоянии дать вразумительный ответ: почему такой важный для верующих предмет церковного поклонения не может быть возвращен Церкви, и это несмотря на то, что президент России Д.А. Медведев 6 декабря 2010 г. подписал закон о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям.
В одно время передача Сретенского креста тормозилась отсутствием надлежащих условий хранений в Сретенской церкви (наличие надежной охранной сигнализации и т.д.). Когда это условие со стороны причта храма было выполнено, радетели от культуры выдвинули новое требование: необходимо создать дорогостоящий герметичный бокс со всем набором аппаратуры для контроля температурно-влажностного режима, мотивируя это тем, что в храме нет необходимых условий для хранения культурной ценности. Но когда настоятель Сретенского храма был готов решить и этот вопрос, сотрудники музея, ссылаясь на крайне плохую сохранность Сретенского креста, отказались рассматривать вопрос о передаче святыни.
Доступность святыни для верующих приобрел особую остроту в связи с последними событиями. В феврале 2011 года главное здание муромского музея, где экспонировался Сретенский крест, закрыто на капитальную реставрацию. Сроки реставрации никому не известны, не исключено, что залы музея окажутся заперты на долгие годы. В результате, церковные коллекции, среди которых далеко не последнюю роль занимает и Сретенский крест, оказались "заперты под замок", и это не может не волновать православных прихожан и общественность города.
В связи с этими событиями необходимо вновь рассмотреть вопрос о возвращении Сретенского креста православной общине Сретенской церкви, дабы верующие имели вполне законное право поклоняться к своей святыне, насильственно отобранной у них в 1920-е гг. и "похороненной" чиновниками от культуры в недрах музея.