Среди многочисленных храмов православного Мурома особое место принадлежит церкви Сретение Господня. Ныне она стоит в центре города, однако раньше, 300-400 лет назад, это место считалось окраиной средневекового Мурома. Древний храм дал наименование улице, которая до середины 1920-х гг. называлась Сретенской.
У Сретенской церкви был предшественник - скромный деревянный храм во имя св. великомученика Димитрия Солунского. Он упоминается в древнейшем из сохранившихся документов Мурома - Сотной книге муромского посада 1574 г.
Дмитриевская церковь подробно описана в городской описи 1623/24 г. Из нее следует, что храм имел два придела во имя московских чудотворцев митрополитов Петра и Алексея. В те годы внутреннее убранство храма не отличалось роскошью и богатством. Согласно документам, иконостас и все иконы были написаны "на празелени", т.е. обычными красками, без позолоты, церковные сосуды были оловянными, а богослужебных книг насчитывалось всего девять. При храме имелась небольшая колокольня. На ней находилось "два колокола невеликих", весом в три пуда (48 кг). Церковь была холодной, т.е. не отапливаемой, и богослужения в ней совершались только в теплое время года.
История донесла до нас имена главных инициаторов строительства храма. Так, известно, что и храм, и все церковное убранство сооружено на средства "Смирнова да Третьяка Микитиных сыновей Судовщиковых" - богатых муромских торговцев, ставших впоследствии купцами гостиной сотни. Любопытно и другое свидетельство. В документах упоминается о старинном пруде, находившемся "позади попова двора". Этот пруд и поныне находился неподалеку от храма, известный муромским старожилам под именем "Жадинский пруд".
В 1676 г. в приходе церкви Дмитрия Солунского насчитывалось 22 двора. На рубеже XVII-XVIII вв. в приходе проживали старинные жители Мурома: купцы Жадины, Корольковы, Зворыкины, Стариковы, Елатомцовы, а также многочисленные семьи рядовых посадских людей - Шелудяковы, Синицыны, Котельниковы и многие другие.
По подсчетам муромского историка и краеведа, кандидата исторических наук В.Я. Чернышева в 1723 г. в приходе Дмитриевской церкви значилось 25 дворов, в которых проживало 69 лиц мужского пола (в описываемое время учету подлежали только мужчины, как основная единица налогообложения). Всего же прихожан насчитывалось не менее 140 человек. В статистическом отношении приход Дмитриевской церкви выглядел следующем образом. В 1723 г. в "купечестве" значилось 6 дворов; в "мясном промысле" - 6 дворов; в "калачниках" - 2 двора, в кузнецах - 1 двор; в "крашенинниках" (занимались покраской холстов) - 1 двор. Жители остальных 8-ми дворов кормились поденной черновой работой.
В конце XVIII столетия при Дмитриевской церкви соорудили небольшой теплый деревянный храм во имя Сретения Господня. По всей видимости, это было связано с ростом населения города, а также желанием прихожан иметь храм для совершения круглогодичного цикла богослужений.
К сожалению, точная дата сооружения деревянной Сретенской церкви не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1795 г. вместо ветхих деревянных храмов Дмитрия Солунского и Сретения Господня была сооружена каменная Сретенская церковь, сохранившаяся доныне. Главным инициатором строительства стал муромский купец первой гильдии Иван Никифорович Зворыкин.
В ходе строительства новый храм поставили несколько в стороне от предыдущих построек. Это связано с тем, что в конце XVIII в. город отстраивался по новому поквартальному плану, утвержденному Екатериной II, с прямыми, широкими улицами. С тех пор улица получила название Сретенская. Впрочем, это не мешало городским обывателям вплоть до середины XIX в. называть улицу по старинке - Димитриевская.
После постройки нового храма некоторые иконы из предыдущих деревянных церквей были переданы в небогатые сельские церкви Горицкого погоста Муромского уезда. Сретенский храм украсили новые иконы и церковная утварь, приобретенные на средства прихожан.
В 1801 г. к Сретенской церкви был приписан приход древней церкви Архистратига Михаила. Она находилась в самом центре Муроме - внутри бывшего деревянного кремля (ныне - территория Окского парка). Однако вскоре этот приход упразднили, а в память о нем в 1829 г. в Сретенской церкви был устроен придел во имя Архистратига Михаила.
До 1888 года Сретенский храм стоял без изменений. С 1888 по 1892 г. в нем развернулись большие строительные работы: трапеза храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде.
Главной святыней Сретенского храма считался Животворящий Крест Господня, именуемый в просторечье Сретенским.
В конце XIX в. в приходе Сретенской церкви проживало более пятисот человек.
Муромский краевед А.А. Епанчин записал уникальную информацию о колоколах Сретенской церкви, сброшенных с колокольни в конце 1920-х гг. Согласно этим сведениям, на звоннице находилось десять колоколов. Первый, самый большой, весом в 25.308 пуд, был отлит в Ярославне в 1857 г. Второй - полиелейный колокол, отлитый в Ярославле, весил 124 пуда 6 фунтов. Третий - будничный колокол, отлит в Муроме 6 июня 1792 г., весом 42 пуда. Четвертый колокол весил 21 пуд 29 фунтов. Сведений о пятом колоколе нет. Шестой колокол, весом в 16 пуд 14 фунтов, отлили в Ярославле. Седьмой колокол происходил из г. Слободской Вятской губ., весом 8 пуд. 34 фунта. Восьмой колокол весил 1 пуд 16 фунтов. Девятый - 36 фунтов. Десятый колокол - г. Слободской Вятской губернии, 29 фунтов.
После революции 1917 г. Сретенская церковь разделила печальную участь многих муромских храмов. 8 мая 1922 г. под предлогом оказания помощи голодающему Поволжью из храма изъяли церковное серебро, общим весом 1 пуд, 1 фунт, 44 золотника, что составило примерно 16,5 кг. Среди конфискованного имущества было тринадцать риз с икон, серебряный оклад Евангелия, серебряное кадило, а также украшавшие иконы венцы и жемчуг.
Прошло еще несколько лет. 31 мая 1929 г. на очередном пленуме горсовета было принято решение о возбуждения ходатайства перед уездным Исполнительным комитетом о закрытии в Муроме пяти церквей. Среди указанных храмов числилась и Сретенская церковь. Закрытый храм планировалось использовать "под культурные нужды". В июне 1929 г. уездный Исполком утвердил постановление горсовета о закрытии Сретенской церкви. Здание бывшего Сретенского храма решили отдать под дом культуры, так называемый "санпросвет". В ноябре 1929 г. в храме размещался также дом физкультуры. Любопытен один факт: официально утвержденный документ о закрытии Сретенской церкви был принят президиум ВЦИК только 20 января 1930 г. Главную святыню храма - Сретенский крест - передали в музей.
По решению президиума горсовета Сретенскую церковь передали Муромскому объединению льняных фабрик под склад для хранения льносырья. Вся арендная плата, полученная за использование помещения церкви, должна была идти на культурные нужды города.
Муромский старожил Е.Н. Дюмина (происходившая из рода Емельяновых), вспоминала, что в конце 1920-х годов Сретенскую церковь окружала зеленая лужайка, на которой цвели маргаритки. После закрытия храма помещения отдали под склад. Около церкви лежали тюки с волокном. Дети из близлежащих домов с большим удовольствием прыгали по мягким тюкам и мешкам. Затем здание на какое-то время передали под оружейный склад, и вокруг церкви стал ходить часовой. Лужайка прекратила свое существование. В последующие годы, по воспоминаниям Е.Н. Дюминой, в храме находился гараж, а потом - пекарня, из которой разносился по окрестностям аромат сдобы. Когда пекарню закрыли, то в церкви разместилась мастерская по изготовлению надгробных памятников, просуществовавшая до конца 1990-х годов.
Сретенская церковь, брошенная на произвол судьбы, ветшала и разрушалась. Еще 1920-е гг. с колокольни храма были сброшены колокола. Впоследствии и сама колокольня была по-варварски разобрана на кирпич. Это произошло в 1934 г., после того как в нее ударила молния, разрушившая верхнюю часть постройки. Забытый храм не раз переходил из рук в руки различных арендаторов и временщиков. И никто из них не заботился о поддержании храма. Для временных арендаторов древних храм был не более чем промышленная площадь, не требующая внимания и попечения. И лишь в 1997 г. храм вернули Владимиро-Суздальской епархии.
8 ноября 2001 г. в южном приделе Дмитрия Солунского была отслужена первая литургия, которую провели игумен Спасского монастыря о. Кирилл (Епифанов) и настоятель возрождающегося храма о. Петр Кибалюк. С именем последнего связаны большие работы, направленные на восстановление Сретенской церкви, продолжающиеся и по сей день.