Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 10 янв 2025, 02:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 44  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 12:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Какая досада!

Я спохватился, что не посмотрел, как на карандашной подписи под фотографией дрезины написано слово "направлению" (по старой орфографии должно быть "направленiю"). Посмотрел - и оказалось, что это слово недописано!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9913 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 13:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Почему карандашные записи были сделаны по советским правилам правописания (если это так) - для меня загадка.
Вопрос с каталогами очень интересный. При слове "каталог" иы представляем себе красочное печатное издание, подготовленное в рекламных целях. Однако, по всей видимости, под каталогами ПГ понимал рукописные или машинописные списки отснятых сюжетов под порядковыми номерами, но без картинок. До нас дошел только один такой каталог - список Хантингтона.
Действительно, мы видим ссылки на такие каталоги в Верхневолжском и Мурманском альбомах. Однако причина ссылок принципиально разная. В первом случае ПГ прекрасно понимал, что его помощник(и) напортачил(и) с подписями в альбоме и пытался как мог разобраться, внося пометки. В частности, он по своему в некоторых случаях соотносил виды на контрольках с названиями сюжетов в каталоге. Что касается Мурманского альбома, то в нем ссылки на номера в каталоге были проставлены сплошняком для того, чтобы можно было восстановить когда-нибудь правильные подписи (когда будет снят гриф секретности со всего отснятого материала). Каталожных номеров нет в начале - под снимками Лодейного Поля, Петрозаводска и большей части водопадов. Чтож, легко объснить: ведь именно эти снимки ПГ и не пытался маскировать ложными подписями. Есть одно "но": каталожные номера начинаются уже с безобидных снимков некоторых водопадов и природы. Могу предложить только одно объяснение, которое некоторым покажется неубедительным: если бы каталожные номера начались сразу с секретной инфраструктуры, то это бы было слишком явным намеком.
Итак, моя версия механизма мистификации по состоянию на 14-00 01.10.09: скорее всего, ложные подписи были внесены при подготовке альбома ещё до возвращения поезда в Петербург. Всё делалось в полевых условиях, наспех, в связи с чем нам нечаянно оставили некоторые подсказки.
Конечно, ПГ был доверенным лицом и дал подписку о неразглашении. Но он оставался частным штатским лицом, у которого дома и в мастерской бывала "половина Петрограда". Когда правительство поручало ПГ сделать снимки Мурманской ж.д., оно поставило некоторые условия, на которых ПГ имел право оставить у себя оригиналы негативов и альбом. Этим условиям были неправильные подписи. Возможно, ни о какой спецоперации по дезинформации противника изначально речи и не шло. Надо было просто обезопасить секретную информацию.
Я по ходу навел исторические справки: ввод Мурманской дороги в 1916 г. мог изменить весь ход войны. Русская армия захлебывалась кровью, потому что ей катастрофически не хватало оружия и боеприпасов: их производство в Германии превосходило российское в 6-8 раз! Весь золотой запас был брошен на закупку оружия у союзников, прежде всего, у США. Только успешная работа Мурманской ж.д. могла решить проблемы с военными поставками и переломить весь ход войны. Это понимали и немцы. Они бы дорого заплатили за подлинные виды ключевых станций, причалов и, главное, мостов. Из Курляндии за одну осеннюю ночь Цеппелин мог добраться до Мурманской магистрали и вывести её из строя на несколько недель, снеся пару мостов.
Прокудину-Горскому хранить у себя дома или в мастеркской альбом, от обладания которым мог зависить исход войны, тоже было не безопасно. Петроград был наводнен немецкими шпионами, ради этих снимков запросто могли вырезать всю семью. Но и остаться совсем без результатов экслюзивной фотосъемки Прокудину тоже не хотелось. Поэтому и договорились зашифровать альбом. Каталог с подлинными названиями снимков мог храниться в надежном месте.
Такая шифровка Мурманского фотоальбома очень пригодилась в 1923 г., когда велись переговоры с ГПУ о вывозе коллекции. Когда чекисты проверили инфомациию (родственников) ПГ о том, что подписи к стратегическим снимкам почти сплошь - лажа, они с удовольствием отправили такую дезу на Запад. Пускай вражеские аэропланы полетят бомбить оборотное паровозное депо в Каннесемгу-Кяппесельгу, депо-то - в Лижме!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9916 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 13:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Слава писал(а):
При слове "каталог" иы представляем себе красочное печатное издание, подготовленное в рекламных целях.

Хм... "фильтры восприятия" :)) А я как раз и не думала о красочных изданиях. Для меня "каталог" это упорядоченный и систематизированный список чего-либо, неважно на каком носителе.

Слава писал(а):
В первом случае ПГ прекрасно понимал, что его помощник(и) напортачил(и) с подписями в альбоме и пытался как мог разобраться, внося пометки.

Ему достаточно было проверить рабочие метки. Это конечно только мое мнение.

Слава писал(а):
Чтож, легко объснить: ведь именно эти снимки ПГ и не пытался маскировать ложными подписями. Есть одно "но": каталожные номера начинаются уже с безобидных снимков некоторых водопадов и природы. Могу предложить только одно объяснение, которое некоторым покажется неубедительным: если бы каталожные номера начались сразу с секретной инфраструктуры, то это бы было слишком явным намеком.

Да, я ждала именно такого объяснения :)))


Слава писал(а):
Прокудину-Горскому хранить у себя дома или в мастеркской альбом, от обладания которым мог зависить исход войны, тоже было не безопасно. Петроград был наводнен немецкими шпионами, ради этих снимков запросто могли вырезать всю семью.

Если это была реальная опасность, то зашифрованные надписи на снимках от неё нисколько не спасали.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9918 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 14:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Я предвидел вопрос по поводу опасности. Да, ПГ был весьма рисковым человеком, и ввязавшись в Мурманский проект (спецоперацию?), подвергал определенной опасности свою жизнь. Но если бы к нему в гости пришли немецкие шпионы и приставили нож к горлу, он бы выдал им под страхом смерти фальшивый альбом, не чувствую себя при этом предателем. Возможно, на такой сценарий и рассчитывала русская контрразведка. Неплохой способ "сосватать" фальшивку о Мурманской ж.д. немецким шпионам, доверив её хранение беззащитному частному лицу.
Внук ПГ Мишель Сусалин говорил, что о его деде можно писать приключенческие романы. А по Вашей, Лена, теории, получается какой-то "рассеянный с улицы Бассеенной".


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9920 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 14:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Слава писал(а):
А по Вашей, Лена, теории, получается какой-то "рассеянный с улицы Бассеенной".


Знаете, Слава, не надо мне приписывать того, чего я не говорила, даже если я и не согласна с Вашими теориями.
Я говорила не о рассеянности, а о безответственности и халатном отношении к делу. Согласитесь, что это несколько иные качеств и они никак не мешают участию в приключениях.

Однако, еще раз хочу заметить, что я уже говорила в другой теме: вся эта безответственность не ассоциируется у меня лично с ПГ, так как мы не знаем, кто реально составлял эти альбомы и почему именно так они были составлены. Но если Мурманскую серию еще и можно представить секретной операцией, то Волжскую поездку никак нельзя объяснить этой теорией.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9922 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 14:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Хорошо, давайте оставим препирательства и перейдем вновь к практическим вопросам.
Есть два снимка:
LC-DIG-prokc-20282 "Водокачка на ст. Каннесемга" http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20282v.jpg
LC-DIG-prokc-20283 "Вид ж.д. пути" http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20283v.jpg
Второй снимок снят с водокачки, что видна на первом снимке.
До вчерашнего дня я полагал, что это редкое исключение, когда подпись (в первом случае) отражает содержание. Действительно, на всем маршруте (в пределах дня пути) только одна станция, согласно подробной карте, пересекается рекой - Кяппесельга. Однако на втором снимке мы видим резкий поворот рельсов влево, который делает окружность диаметром в несколько сот метров. В то же время на подробной карте от станции Кяппесельга в обе стороны рельсы делают поворот вправо (и не такой резкий). Поскольку на станции Кяппьсельга никогда с 1916 г. не велось крупного строительства, то крайне сомнительно, что железнодорожное полотно вместе с насыпью переложили и пустили по другой траектории. Так что, вполне вероятно, и здесь мы имеем дело с подлогом подписи.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9924 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 16:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Ещё одна светлая мысль появилась.
LC-DIG-prokc-20296 "Бараки военнопленных на Мурманской ж.д."
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20296v.jpg

Снимок помещен в самый конец альбома. Явно потерелся, бедняжка. Даже каталожного шифрономера нет.
Зато есть зеркальная метка 86.
Что видим? Ну уж явно не бараки для военнопленных. При большом разрешении видна публика: женщины, дети. Последние стоят прямо у входных дверей.
На горизонте характерный вид хребта, поросшего лесом.
Вердикт: судя по всем признакам, это дома поселенцев у станции Медвежья Гора.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9926 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 01 окт 2009, 16:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Гораздо более сложный случай:
LC-DIG-prokc-20272 "Завод для вяления рыбы".
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20272v.jpg
Местоположение объекта совершенно неопределенное.

Снимок мне этот всегда казался скучным. Где вяленная рыба и где Мурманская ж.д.
А какие есть признаки что это действительно завод для вяления рыбы? Странная надстройка над крышей непонятного назначения?
Если бы не она, то был бы просто обычный барак строителей. Потому что налицо все признаки ж.д. стройки: штабель со шпалами на первом плане, за ним куча строительных тачек. Навес, под которым обычно обедают (хотя стола не видно, только лавки). Рыбы нигде не видно.
В дверях один чел стоит явно в военной форме.
Короче, теряюсь в догадках. Одно слово, конспираторы. Даже интересно стало!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9927 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 02 окт 2009, 09:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Кругом одна лажа.
LC-DIG-prokc-20276 "Бараки военнопленных австрийцев у станции Кяппесельга".
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20276v.jpg

На снимке высокого разрешения "пленные австрийцы" оказываются группой женщин в платочках, которые сидят и что-то обсуждают.
Можно предположить, конечно, что это бывшие бараки австрийских военнопленных, поскольку съемка велась уже после завершения строительных работ. Но что-то мне слабо верится: выходы из бараков военнопленных в тридцати метрах от ж.д. магистрали. Вышел, вскочил на подножку проходящего поезда и поминай как звали. А может быть тогда между дорогой и бараками были стройные ряды колючей проволоки, которые снесли после расформирования лагеря?
Думаю, проще предположить другой вариант. Как известно, основную массу строителей Мурманской ж.д. составляли не военнопленные, а рабочие из центральных губерний России (http://biarmia.narod.ru/library/doc/zh_d.html). Поэтому на снимке, скорее, представлены дома (бараки) гражданских строителей, многие из которых перебирались и оседали вдоль дороги со своими семьями. Странно, что ПГ ни разу не снял (не подписал) жилища основных героев строительства. Впрочем, в таком подлоге был определенный смысл. Посмотрите на единственный достоверный снимок барака военнопленных:
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpg

Мы видим гораздо более убогое строение и кучу охраны вокруг. Я раньше, когда смотрел на снимки бараков, думал: вот ведь как позаботились о пленных австрияках, построили им такие добротные, практически капитальные дома. А сейчас думаю: а может, именно такой эффект хотели создать у высшего начальства, заказавшего съемку? Реальные картины быта военнопленных на строительстве Мурманки не всегда создавали благостное впечатление, а ПГ, как известно, своими снимками старался вызывать у людей (особенно, высокопоставленных) именно позитивные чувства.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9933 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 02 окт 2009, 11:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Как только окончательно подтвердилась конспиративная теория, мне стало ясно, что Лижма не должна быть Лижмой.

LC-DIG-prokc-20273 "Ж.д. дамба около станции Лижма"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20273v.jpg

Изображение

Современный снимок сделан с более высокой точки.
Детская загадка. Ключ к отгадке лежит на переднем плане снимка ПГ.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9934 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 02 окт 2009, 13:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Нашел интересный источник: http://welcome-karelia.ru/history-of-ka ... ovoj_vojni

Цитата:
В особенно тяжелом положении находились строители Мурманской железной до­роги. Проживали они, как правило, в землянках или наспех сколоченных из сырого леса бараках в условиях крайней скученности. Администрация и подрядчики неред­ко, хотя и не всегда по зависящим от них причинам, срывали поставки на трассу про­довольствия, что обрекало рабочих, занятых тяжелым физическим трудом, на хрони­ческое недоедание и голодовки. Из района Кондопоги в 1915 г. в одно из правительственных учреждений поступила жалоба, что строители вынуждены были питаться только раз в сутки. «Порцию пищи убавили наполовину, обещают оставить на воде и хлебе»,— телеграфировали в декабре того же года в управление стройки рабочие участка Сорока-Кемь. Подобные жалобы шли буквально со всех участков дороги. Архангельский губернатор С. Д. Бибиков, осмотревший с комиссией Мурман­скую дорогу в июне 1916 г., вынужден был констатировать, что «снабжение пищевы­ми продуктами было организовано крайне слабо, и нередко рабочие кроме ржаной муки (и то не всегда в достаточном размере) не имели ничего. Не было мяса, овощей, чая, сахара и даже соли»189. Неудовлетворительно обстояло дело и с обеспечением одеждой и обувью. Известно немало случаев, когда полученные со склада сапоги раз­валивались через 1–2 недели190. Плохо одетые и обутые рабочие страдали зимой от морозов и метелей, а в остальное время года от частых и холодных дождей.

Рабочий день на строительстве Мурманской железной дороги формально, по кон­трактам, ограничивался 10 часами. Но в действительности, ввиду особой важности и спешности стройки, на большинстве участков работы велись «от темна до темна» — по 12–16 часов в сутки. В зимнее время в условиях полярной ночи рабочие трудились при свете факелов.


Может быть, ПГ совершил поездку в июне 1916 именно с комиссией Бибикова?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9936 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 02 окт 2009, 14:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Как только окончательно подтвердилась конспиративная теория, мне стало ясно, что Лижма не должна быть Лижмой.

LC-DIG-prokc-20273 "Ж.д. дамба около станции Лижма"
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20273v.jpg

Детская загадка. Ключ к отгадке лежит на переднем плане снимка ПГ.

Думаю, что это Медвежья Гора: именно там была пристань для подвоза строительных материалов. Конечно, то же касается и второй фотографии "Лижмы" - 20274 "Железнодорожная дамба на ст. Лижма":
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20274v.jpg

На ней изображена та же пристань в другую сторону.

Вероятно, там же сделана и фотография, отнесенная к Лавасгубе, - 20302 "Дер. Ловась-Губа на большой губе Онежского озера":
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20302v.jpg

Если не ошибаюсь, на заднем плане видна та же пристань, только у нее стоят суда. А на переднем плане видна та же узкоколейка (для вагонеток?), что и на двух фотографиях "Лижмы", теперь уже наполовину разобранная, поскольку строительство в основном закончилось.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9937 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 02 окт 2009, 14:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей, ответ неверный!
Подумайте, почему на снимках "дамбы" в "Лижме" видны сразу две железных дороги (разноклейные).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9939 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009, 11:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Возвращаюсь к фотографии 20316 "Ст. Сегеж. Общий вид" с отметкой 856 верст (даю сведенное изображение с сайта Вейников, поскольку у меня нет такого крупного изображения):

Изображение

1 верста = 1,0668 км. 856 верст - это 913 километров.

Расстояние от Петербурга до Кеми 837 км (см., например, карту http://biarmia.narod.ru/img/1943.jpg ). Таким образом, данное место находится на 76 км дальше Кеми.

Но почему мы решили, что дальше Кеми Прокудин-Горский не ездил?

Как известно (см., например, http://louhi.onego.ru/culture/hist_st_amb.htm ), в ноябре 1916 г. произошла смычка южного и северного участков Мурманской железной дороги, означавшая окончание строительства. Она состоялась на 537 версте (т.е. 573 километре) от Петрозаводска, или 977 километре от Петрограда, на перегоне между станциями Амбарный (966 км) и Боярская (984 км). Это место находится в 140 км от Кеми.

Летом 1916 года, когда в Кеми был Прокудин-Горский, строительство еще не было завершено. Но оно велось, надо думать, уже дальше Кеми.

76 километров - не такой уж далекий путь, на поезде (даже при маленькой скорости) можно одолеть его за два часа. Видимо, именно до того места и была достроена в то время железная дорога. Вполне естественно, если Прокудин-Горский из Кеми съездил до самого конца дороги.

Проблема, пожалуй, в другом. Судя по картам, это место находится примерно на полпути между станциями Воньга (900 км) и Сиг (920 км). В этом месте не видно похожего места - с двумя поворотами вправо и влево. Мало что проясняет и весьма подробная карта http://www.tourism.ru/docs/map/topo/9/12/36.jpg (на которой даже видна остановка "912 км"). В то же время в окрестностях есть два похожих места: одно - у станции Сиг, а другое - немного севернее станции Воньга, при переезде через реку Воньгу (вроде бы на изображении фотографии в полный размер видно на заднем плане что-то похожее на реку). Вероятно, изображено какое-то из этих двух мест. Почему отметка 856-й версты не совсем на месте? Видимо, позже где-то была изменена трасса железной дороги (может быть, и не в одном месте). Или это изменение произошло именно здесь?

Может быть, Вы выскажете какие-то соображения по уточнению места? Если же ничего не выйдет, то следует назвать данную фотографию "На 856-й версте". (Если, конечно, не будет возражений).


Последний раз редактировалось Сергей Прохоров 03 окт 2009, 12:32, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9946 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 03 окт 2009, 11:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Сергей, ответ неверный!
Подумайте, почему на снимках "дамбы" в "Лижме" видны сразу две железных дороги (разноклейные).

Ну, если это не Медвежья Гора, то, видимо, второй конец линии водного сообщения - Петрозаводск. А узкоколейная дорога - от Александровского завода (такая дорога от завода к Онежскомпу озеру действительно была, см. http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=2231 ).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №9947 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 ... 44  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет