Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 30 сен 2020, 19:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 773 ]  На страницу Пред.  1 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 ... 52  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Уч-Дере
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 23:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Кажется, никто до сих пор не обратил внимание.
LC-DIG-prokc-20061 [Orchard and buildings on a hillside]


Изображение

По непонятной причине в Библиотеке не была установлена связь с контролькой:
LC-DIG-prok-02191 "Вид по долине Уч-Дере, 25 в. от Сочи"

http://memory.loc.gov/pnp/prok/02100/02191v.jpg


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7708 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Уч-Дере
СообщениеДобавлено: 11 дек 2008, 23:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Слава писал(а):
Кажется, никто до сих пор не обратил внимание.


Отлично!

Зафиксировано: http://temples.ru/pg_mistakes.php?status=0&LC_DIG=0061


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7709 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12 дек 2008, 13:49 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
(хотя и убедился путем сравнения русского и церковно-славянского текста Евангелия, что обозначение года оканчивается значком "60").

Цифры в церковно-славянском языке отмечаются надстрочным знаком — такая волнистая линия над буквами. Называется она "титло".
С годом Вы совершенно правы.

Насчет сокращения "Св." — это, безусловно, моя ошибка. Я слишком вольно сократила слово "Святейший".

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7710 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ясная Поляна
СообщениеДобавлено: 12 дек 2008, 13:52 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Слава писал(а):
И почему всё приходится делать самому? :(


Слава, Вы даже не представляете, сколько мне приходится делать самой. Этим, я думаю, многие отличаются.
Всякая работа не проходит без следа. Вы молодец. Не огорчайтесь. Кто знает, может со временем нас станет больше.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7711 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Самарканд
СообщениеДобавлено: 13 дек 2008, 11:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
На одном самаркандском сайте давно указана ошибка, которую я замечал и по другим источникам:

LC-DIG-prokc-21789 "Малая мечеть Шах-Зинде" - на самом деле это мечеть Хазрат-и-Хизр.
Отсюда:
http://www.samarkand-foto.ru/categories ... =21&page=4

Изображение

Есть ещё одна ошибка по Самарканду:
LC-DIG-prokc-21738 и LC-DIG-prokc-21744, оба называются "По р.Сиаб". На самом деле Сиаб - не река, а канал.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7717 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Дворец близ Бухары
СообщениеДобавлено: 16 дек 2008, 22:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Только что заметил.
LC-DIG-prokc-21900 "zagorodnom dvortsie Ėmira Bukharskago. Bukhara" Зеркальный номер 623

Изображение

LC-DIG-prokc-21761 "Obrazts mozaichnykh stien vnutri doma bogatago sarta. V okrestnostiakh Samarkanda" Зеркальный номер 626

Изображение

Я пока не нашел строгой последовательности ранних зеркальных номеров, но тут сопоставление орнамента на двух снимках сразу навело на мысль - второе фото сделано также в загородном дворце эмира Бухарского.

Но это ещё не всё. Пока набирал этот пост, по ходу заметил ещё один снимок
LC-DIG-prok-02314 "Vnutri doma bogatago sarto [i.e. sarta]. V okrestnostiakh Samarkanda"

Изображение

Несомненно, это всё там же. Даже стулья идентичные!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7740 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Загородный дворец Эмира Бухарского
СообщениеДобавлено: 18 дек 2008, 08:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
С загородным дворцом эмира Бухарского - просто беда. В Сети есть некоторое количество современных фотографий, но на них исключительно постройки и интерьеры, сделанные в 1912-1918 гг., т.е. уже после визита Прокудина-Горского. Например, везде фотографии Белого (тронного) зала. При этом не нашел ни одной фотографии зала, изображенного на фото LC-DIG-prokc-21900

http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21900v.jpg

Либо этот зал больше не существует, либо он закрыт для туристов.
Удалось найти только трон из этого зала, который теперь красуется в музее Бухары.

Изображение

Может быть, кто-то из участников поможет разобраться с этими загадками?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7749 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Загородный дворец Эмира Бухарского
СообщениеДобавлено: 18 дек 2008, 19:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
С загородным дворцом эмира Бухарского - просто беда. В Сети есть некоторое количество современных фотографий, но на них исключительно постройки и интерьеры, сделанные в 1912-1918 гг., т.е. уже после визита Прокудина-Горского. Например, везде фотографии Белого (тронного) зала. При этом не нашел ни одной фотографии зала, изображенного на фото LC-DIG-prokc-21900

Либо этот зал больше не существует, либо он закрыт для туристов.
Удалось найти только трон из этого зала, который теперь красуется в музее Бухары.

Может быть, кто-то из участников поможет разобраться с этими загадками?


Может быть, я и не помогу разобраться. Но, кажется, ясно, где не нужно искать.

Я взял небольшую брошюрку о дворце эмира Бухарского (Крюков К.С. Ситораи Мохи-Хоса. Ташкент, "Узбекистан", 1977). Она начинается такими словами:
Цитата:
Загородный дворец (Старый дворец) был построен еще в прошлом столетии отцом последнего бухарского эмира - Ахадханом. [...] В настоящее время этот дворец с его многочисленными аппартаментами в значительной части разрушен.

К востоку от резиденции Ахадхана был сооружен новый комплекс садово-парковых павильонов в стиле загородных дворцов в Европе.


И далее описывается известный нам дворец. Заметим, что этот (ныне широко известный) дворец называется Ситораи Мохи-Хоса, в то время как в подписи к одной из фотографий Прокудина-Горского (21885) он назван Шир-Будун. Скорее всего, это и есть тот самый, теперь разрушенный дворец. (А дворец Ситораи Мохи-Хоса появился несколько позднее.)

И еще одно описание дворца - довольно интересное, хотя оно сделано человеком, который его, надо думать, сам не видел (это описание я нашел довольно давно на сайте http://www.bukhara.uz/ , на котором, в свою очередь, сделана ссылка на статью в журнале "Вокруг света", 1900. № 7, с. 111; но сейчас этот сайт почему-то не открывается, так что я приведу полностью цитату):

Цитата:
В начале 1896 года в Новой Бухаре начата постройка величественного здания – дворца его высочества эмира Бухарского, на что было ассигновано около 230.000 руб.

Дворец построен по плану, составленному архитектором и художником А. А. Бенуа, и состоит приблизительно из 40 комнат.

Фасад дворца отделан в мавританском стиле и почти сплошь покрыт лепными работами. Ряд башен тянется высокими куполами и лепными отделками.

При входе в первый этаж видна чудная отделка парадных дверей и окон фасада. Мраморные ступеньки ведут вверх на террасу, сводчатый потолок которой отделан красивыми лепными украшениями.

С террасы открывается вид на красивый мраморный фонтан, который еще не закончен.

Весь фасад окрашен масляными красками, за исключением, разумеется, лепных работ, которые остались белыми.

Роскошная зала дворца отделана в стиле французского Ренесанса.

Из остальных комнат внимания заслуживают: столовая, кабинет и сартовская столовая, покрытая сплошными лепными украшениями, и еще две красиво отделанные комнаты с решетками, освещенные сверху стеклянным потолком.

Все работы производились, по словам Закаспийского Обозрения, исключительно русскими мастерами.

Для европейских комнат дворца заказана мебель в выдержанном стиле.


Здесь мы видим и дату начала постройки - 1896 (действительно, XIX век), и имя архитектора - А.А.Бенуа. Правда, я не могу понять, кто это: мне известны всего пять представителей семьи Бенуа, которые жили и работали в это время, но ни у одного из них нет инициалов "А.А." Скорее всего, это Альберт Николаевич Бенуа - художник-акварелист и отчасти архитектор. (Остальные - три "чистых" архитектора и один "чистый" художник.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7756 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дворец близ Бухары
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 06:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Изображение


Изображение

Несомненно, это всё там же. Даже стулья идентичные!


Идентификация по стульям, по-моему, крайне ненадежна.

Меня вообще шокирует вид таких стульев в роскошном дворцовом зале (тронном!). Это так называемые венские стулья. Не знаю, как в Бухаре - а в Петербурге это был самый что ни на есть ширпотреб. Еще в 60-х годах - во времена моего детства - венские стулья очень часто встречались в ленинградских квартирах. Иногда их можно увидеть и сейчас. (Один венский стул стоит у нас на даче :) .)

Может быть, в Туркестане венские стулья и были большей редкостью - но не до такой степени, чтобы их не мог купить состоятельный житель Самарканда. (Заметим, что Самарканд - в отличие от Бухары - не находился на территории какого-нибудь автономного эмирата или ханства; кроме того, в Самарканде есть и русский район - с прямыми улицами и домами европейского типа.)

Итак, идентифицировать фотографию по венским стульям нельзя. Что же касается остального, то я здесь не вижу никаких безусловных совпадений. Так же, как и на второй фотографии, которую Вы представили. Поэтому я по-прежнему считаю эти две фотографии изображениями интерьеров дома богатого сарта (или домов богатых сартов) в Самарканде.


Последний раз редактировалось Сергей Прохоров 19 дек 2008, 18:38, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7758 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Дворец эмира
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 08:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Да, я согласен с тем, что идентичность "интерьеров дома богатого сарта" с загородным дворцом бухарского эмира доказать не удалось. Если интерьеры дворца утеряны, то доказать это вообще вряд ли когда-нибудь удастся. Но интуитивно я скорее склоняюсь к своей первоначальной версии. Прокудин-Горский никогда не снимал интерьеров частных домов (к великому сожалению) и трудно понять, почему вдруг для дома какого-то безымянного "богатого сарта" было сделано исключение. По всей видимости, во время своей первой поездки в Туркестан ПГ не вел четкой записи сделанных снимков и названия им присваивал несколько лет спустя, когда из материалов трех разных поездок составлялся сводный туркестанский альбом. Почти все названия фотографий поездки 1906-1907 гг. звучат так, как будто ПГ выдумывал их из головы, разглядывая изображения на снимках. Ну, например, LC-DIG-prokc-21871 "Въезд во дворец Эмира в Старой Бухаре". По-моему, на самом деле это въезд в цитатель Арк, внутри которой находится один из дворцов эмира.
Или LC-DIG-prok-01876 и LC-DIG-prok-01879 "Образцы мозаик стен в Старой Бухаре" - по идее, должно было быть указание на название этого яркого памятника архитектуры. LC-DIG-prokc-21884 "Бухарский чиновник. Бухара" - почему-то не указано место съемки (загородный дворец), имя и должность чиновника (наверняка не ниже министра).
По той же технологии, очевидно, было придумано название для интерьеров, происхождение которых ПГ попросту не смог вспомнить :)
Характерно, что к фотографиям из поездок 1911 г. в Бухару и другие части Туркестана даются точные подписи с указанием названий объектов. Поэтому я бы отнес два снимка с интерьерами "дома богатого сарта" к категории фотографий, авторская атрибуция которых вызывает серьезные сомнения (в этой группе уже более 10 снимков).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7759 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Дворец эмира
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 17:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Или LC-DIG-prok-01876 и LC-DIG-prok-01879 "Образцы мозаик стен в Старой Бухаре" - по идее, должно было быть указание на название этого яркого памятника архитектуры.


Изображение

Я уже очень давно (с самого начала) идентифицировал эту фотографию на своем сайте, страница http://ps-spb2008.narod.ru/attr_samarkand2.htm . Но организаторы сайта "Храмы России" не включили ее в общий список. Я решил, что представленная мной фотография показалась недостаточно убедительной, и не стал настаивать - в надежде найти другие, более наглядные материалы. Но найти мне их так и не удалось. Поэтому повторю прежние доводы.

На самом деле эта фотография сделана не в Бухаре, а в Самарканде, в ансамбле Шахи-Зинда. Сфотографирован мавзолей Эмир-заде (XIV в.).

Для сравнения покажу ту единственную фотографию, которую мне до сих пор удалось найти (в книге: Немцева Н.Б., Шваб Ю.З. Ансамбль Щах-и Зинда. Изд-во литературы и искусства имени Гафура Гуляма. Ташкент, 1979, с. 118):

Изображение

На фотографии изображена отделка справа от портала, расположенная симметрично части мавзолея, показанной на фотографии Прокудина-Горского на переднем плане. Слева видна небольшая часть отделки в глубине портала.

И добавлю то, что в свое время не стал писать на сайте и отложил до того времени, пока дойду до обзора фотографий Средней Азии. (Но теперь все-таки решил написать.)

Почему я вообще усомнился в том, что это Бухара? Дело в том, что на фотографии изображены рельефные майоликовые украшения. Такие украшения исчезли из употребления к концу XIV века, и начиная, по меньшей мере, со времени Тимура, украшения - уже плоскостные. Единственное известное мне место, где в большом количестве сохранились здания с рельефными майоликовыми украшениями - это Шахи-Зинда в Самарканде; в Бухаре ничего похожего я не знаю. Я стал проверять свою догадку - и действительно нашел здание, сфотографированное Прокудиным-Горским, именно там.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7761 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Эмир-Заде
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 20:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей, замечательно! Надо, конечно, это в таблицу исправленных ошибок. Кстати, у приведенного Вами черно-белого фото есть аналог в коллекции ПГ (LC-DIG-prok-02270) http://memory.loc.gov/pnp/prok/02200/02270v.jpg
Ваша находка ещё раз подтверждает, что Прокудин-Горский мог путаться в подписях между Самаркандом и Бухарой.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7763 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Гур-Эмир
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 20:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вот, только что заметил:
LC-DIG-prokc-21818 "Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде. Самарканд"

Изображение

На самом деле это вход в мечеть Гур-Эмир! Сравните снимок крупным планом у ПГ LC-DIG-prok-02290:
http://memory.loc.gov/pnp/prok/02200/02290v.jpg

Особенно меня удивило, что на сайте "Самарканд-фото" не заметили ошибки у ПГ!
http://www.samarkand-foto.ru/categories ... =21&page=3


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7764 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Гур-Эмир
СообщениеДобавлено: 19 дек 2008, 21:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Вот, только что заметил:
LC-DIG-prokc-21818 "Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде. Самарканд"


На самом деле это вход в мечеть Гур-Эмир! Сравните снимок крупным планом у ПГ LC-DIG-prok-02290:
http://memory.loc.gov/pnp/prok/02200/02290v.jpg



Я это давно заметил, да всё недосуг было написать...


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7765 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Эмир-Заде
СообщениеДобавлено: 20 дек 2008, 10:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Кстати, у приведенного Вами черно-белого фото есть аналог в коллекции ПГ (LC-DIG-prok-02270) http://memory.loc.gov/pnp/prok/02200/02270v.jpg


Я долго не мог понять, как же я пропустил эту фотографию? И наконец понял: на фотографиях 21879 и 02270 - при всем сходстве - изображены разные мавзолеи! (И фотографию 02270 я не пропустил, а отнес к другому зданию.) Сравните эти две фотографии:

Изображение

Изображение

Назову хотя бы одно отличие: по-разному оформлены боковые стороны ниши портала.

На второй фотографии (на контрольном снимке) изображен мавзолей Шади Мульк-ака (1372 г.) В 1386 г. к нему был пристроен слева мавзодей Эмир-заде - очень похожий, но с отличиями в деталях. На второй фотографии слева виден его правый край. А на представленной мной фотографии из книги, наоборот, справа виден левый край фасада мавзолея Шади Мульк-ака.

И чтобы уже совсем не оставалось сомнений, покажу еще одну фотографию из той же книги (илл. 7). Она озаглавлена: "Резная поливная терракота и расписная майолика в облицовках порталов мавзолеев Шади Мульк-ака (справа) и Эмир-заде":

Изображение


Последний раз редактировалось Сергей Прохоров 20 дек 2008, 11:53, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7766 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 773 ]  На страницу Пред.  1 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 ... 52  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет