Продолжаю...
Светлана Петровна выступила с краткой речью, посвященной этой экспозиции (около 100 фотографий).
Выступление Светланы Петровны Гараниной.
(в квадратных скобках - мои минимальные уточнения)
Слово предоставляется профессору Московского государственного университета культуры и искусств Светлане Петровне Гараниной.
Здравствуйте! Ну что сказать? Занимаюсь я Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским с 1969 года. Для молодежи это, наверное, уже страшно звучит, потому что сразу ясно как я не молода [смеется]. Но, действительно, это вышло совершенно случайно, в фильме вы увидите (я не хочу повторять фильм) как все начиналось. Дело в том, я думаю, всем это будет интересно, так сложилась судьба коллекции Прокудина-Горского, коллекция достопримечательностей России, что сама коллекция находится в библиотеке Конгресса, а все архивы, все, что связано с созданием этой коллекции находится в России. Поэтому мы и сотрудничали так тесно с библиотекой конгресса, когда они стали оцифровывать и когда они устраивали выставку в Эрмитаже. Здесь работы, которые висели в Эрмитаже, но просто Наталья Валентиновна [организатор выставки в Серпухове] сделала заново эти оцифрованные работы, превратила их в такие экспонаты. Там были более крупные материалы, которые не очень вмещались сюда. Ну, в общем, я считаю, что здесь просто подвиг был сделан, потому что вместо того, чтобы, так скажем, взять все, что хранится в библиотеке иностранной литературы, Наталья Валентиновна выбрала, во-первых какие-то свои работы, потом так замечательно их представила, так что эти работы смогут уже быть в фондах этого музея, что уже само по себе большое дело.
Так сложилась судьба, что это не основная моя работа, я, вообще-то, книговед, так что занималась я Прокудиным-Горским в свободное от работы время, но очень много всего публиковала. Сейчас вышла большая книга, у Натальи Валентиновны она есть, посвященная Прокудину-Горскому. Книга на двух языках, на русском и английском, это называется билингва. Здесь все тексты документов, а дело в том, что Прокудин-Горский фигурирует и в дневниках Николая II, потому что благодаря тому, что именно Николай II понял важность этой идеи снять всю Россию на цвет и дал эту возможность Прокудину-Горскому, стала действительно возможна такая огромная коллекция, потому что ни в царской России, ни сегодня у нас в России любой человек не будет так просто ездить по стране и снимать все, что ему захочется. Ему была предоставлена такая возможность.
Ну и что мне бы еще хотелось сказать. Мне очень приятно. Вы видите сколько здесь собралось молодежи. Потому что Прокудин-Горский, когда он собирал эту коллекцию, Николай II спросил его: «А что вы собираетесь делать с этой замечательной работой?». И Прокудин-Горский сказал: «Ваше Величество! Я надеюсь, что Вам будет интересно видеть Россию такой, какая она есть. А, кроме того, наше молодое поколение в школах может узнавать нашу Родину по этим замечательным фотографиям».
Прокудина-Горского считают, и это при его жизни уже стало известно, что была создана специальная комиссия по приобретению в казну создаваемой профессором Прокудиным-Горским коллекции достопримечательностей России. И там были произнесены такие интересные слова, что Прокудин-Горский создатель нашего «Родиноведения». Вот это слово, мне кажется, оно – ключевое. Потому что, действительно, когда мы смотрим на эти фотографии мы, во-первых, чувствуем душу от художника, кроме того, что это краски замечательные – все фотографии абсолютно живые. Они дышат. Ведь все-таки снимают металлом: это оптика и металл – камера. Но, действительно, изображение не всегда и не у всякого получается. А здесь, как будто все эти дома, здания, люди в особенности, смотрят на нас, разговаривают с нами. Был такой, к сожалению был, потому что недавно умер, замечательный культуролог французский Ролан Барт. И вот, когда в конце жизни он занялся фотографией, он сказал такую интересную фразу, у него есть книга, она называется «Светлая камера», он сказал: «Фотография - это не только искусство. Фотография – это магия. И говоря о портретах он говорит, что в портрете, хорошо сделанном, фотографическом, мы ощущаем цвет, который исходит от человека и вот этот цвет передается нам, находящимся здесь. Он сказал такую фразу: «Фото исчезнувшего существа прикасается ко мне как запоздалые лучи погасшей звезды». И вот, действительно, когда смотришь на фотографии Прокудина-Горского: мельница летом, мост, церковь, ты чувствуешь, что время пропадает, это какой-то мост из прошлого в настоящее и может быть в будущее. Потому что так создается наша история. Так мы чувствуем связь поколений, мы понимаем, что до нас было что-то, после нас будет что-то и все это отражается. И мне кажется, что в этом отношении ценность этой выставки и ценность творчества Прокудина-Горского она совершенно фантастическая. Кроме того, что этот человек, который очень любил Родину. И еще об одном хотелось бы сказать. Когда вы будете смотреть его фотографии Туркестана, его этнографические фотографии – он необыкновенно толерантен. Его интересуют все люди, населявшие Россию. Они все для него представляют огромную ценность. Вот, например, башкир – обходчик на железной дороге, или вот там мы видим простых людей, туркестанцев или сборщики чая в Грузии, или в том же Туркестане – люди, сидящие в зиндане, т.е. в яме, в которую они за долги были посажены, они все чрезвычайно его интересуют, все абсолютно. Каждый человек для него – самоцель. И мне кажется, что эта выставка и поучительная необыкновенно, и красивая необыкновенно, и слава богу, что у нас был такой замечательный фотохудожник, и замечательно, что его творчество до нас дошло.
Ну а когда фильм посмотрите, может возникнут какие-то вопросы. И еще я хочу сказать. Я сюда приехала не одна. Получилось так, что дипломник, заканчивающий в этом году ВГИК, Ваня Мартынов решил, в качестве дипломной работы, сделать документальный фильм о Прокудине-Горском. И оператор тот, кто снимает вас, тоже из ВГИКа приехал с нами сюда для того, чтобы сделать эти съемки, и вы видите, что эта молодежь этим интересуется. Значит, я считаю, что дело не пропало. Я хочу сказать, что Ваня Мартынов, который снимает этот фильм, в этом году побывал в библиотеке Конгресса, причем поехал туда за собственные свои деньги, заработанные, и снимал в библиотеке конгресса как раз материалы Прокудина-Горского, сами стекла [фотопластинки], которые мы здесь с вами не видим, и побывал у внука Прокудина-Горского – Димы Свечина в Париже. Меня в 1993 году внуки Прокудина-Горского нашли в Москве, мы познакомились. Все фотографии, которые представлены здесь на выставке, связанные с семьей Прокудина-Горского, это все было подарено мне ими в Париже, я очень плотно работала с внуками Прокудина-Горского, с его правнуками, так что в общем там тоже целое поколение и в общем это тоже все передается, о нем не забыли. Но надо сказать, что для французских родственников и наследников Прокудина-Горского было полной неожиданностью, что здесь, у нас собрано и собираются его материалы, они не знали этих архивов, и все это наше сотрудничество было очень интересным.
[показ документального фильма]
После выступления состоялся просмотр видеофильма "Цвет времени" (около 20 мин.), посвященного творчеству П.-Г.
С.П. особо отметила, что в работе над фильмом принимали выпускники ВГИКа, причем тема дипломной работы одного из них, автора фильма Ивана Мартынова - творчество П.-Г.
Он выступил с демонстрацией фрагментов своих встреч с работниками библиотеки конгресса США (во время научной поездки), и показал съемки фондов где хранятся альбомы с контрольками; также в фильме была продемонстрирована одна из трехкадровых фотонегативных пластин П.-Г.
В основном была демонстрация видеоряда, причем это был новый, а не показанный чуть ранее фильм, демонстрировались интервью с сотрудниками Библиотеки Конгресса.
(выступление было крайне сжатым)
Харри Вайс – руководитель Европейского отделения Библиотеки Конгресса – единственный ответственный сотрудник, владеющий русским языком, вовлечен в этот процесс, и если вы будете писать письмо в библиотеку конгресса, то, скорее всего письмо прочтет именно он. Американцы, в общем-то, спасли эту коллекцию. Если бы она не попала в Америку, со временем все эти пластинки стеклянные разрушились бы. Огромное число людей было вовлечено в процесс реставрации, оцифровывания, были свои сложности.
[Показ листов контрольного альбома]
Они столкнулись с такой проблемой. Многие фотографии подписаны, причем подписаны самим Прокудиным-Горским, вручную. Использовались современные словари, поэтому многие слова просто не переводились, поэтому подписи под многими фотографиями содержат неточности
[Показ стеклянной пластинки]
Стеклянные пластинки, длиной 24 см и из 3-х квадратов 8х8 состоит.
Здание библиотеки очень красивое.
На экране Дмитрий Николаевич Сечин, человек уже в возрасте. Он рассказывает интересную вещь: что они сами не представляли цену коллекции, потому что в тот момент технология уже продвинулась вперед, появилась цветная пленка, думали, что она ни кого не сможет заинтересовать, что никому эта коллекция была не нужна, что она начинала уже портиться из-за условий хранения, и были рады, что ей заинтересовалась библиотека конгресса.
После выступления всех участников были ответы Светланы Петровны на вопросы, возникшие у присутствующих (каковых практически не было). Я задал вопрос о проекционном 3-х объективном аппартате, который использовал П.-Г. (в фильме он промелькнул, как мне показалось, в виде реального прототипа). С.П. ответила, что в фильме использовалась репродукция из английской книги (мне же показалось, повторю, что это реальный прототип).
[Гаранина]
Последний подлинный аппарат Люмьера в России был уничтожен.
Английская книга - "История цветной фотографии".
Вопрос из зала - он никак не прикасался к Серпухову?
[Гаранина]
К сожалению я не нашла ничего у него про Серпухов мы об этом говорили с Натальей Валентиновной, когда смотрели фотографии Библиотеки Конгресса. Вроде бы нет. Хотя, в общем-то, верховья Волги, Ока у него есть. Но все-таки, по-видимому, в Серпухове он не был. Вы понимаете проект был все-таки снять всю Россию но события революции и первая мировая война, конечно, внесли свои коррективы.
Вышел большой альбом, я уже о нем говорила. Называется «Российская империя Прокудина-Горского», там дано очень много документального материала, кроме того у Никиты Михалкова в альманахе Российский архив, в 9 томе, дана подборка документов. Там та самая переписка со Столыпиным, переписка с министром финансов Коковцевым как раз о приобретении в казну коллекции Прокудина-Горского. Все документы воспроизводятся полностью. Там есть моя большая вступительная статья
После последовали благодарности и подарки от слушателей.
Я немного пообщался со С.П. после окончания мероприятия
Во-первых меня очень заинтересовал фильм и С.П. любезно сообщила мне контакты производителей, с которыми я в ближайшее время свяжусь на предмет покупки оного.
Кстати, если стоимость копии окажется невелика, может мне приобрести сразу некоторое количество для активистов форума? Елена, как модератор, думаю, подскажет как это лучше сделать - собрать заявки в этом посте или как-то иначе?
Или я узнаю может ли каждый сделать это лично. Тогда я сразу сообщу координаты.
Во-вторых есть толстый сборник от 1989 г. под названием "Мир фотографии", изданного к 150-летию первой ч/б фотографии, где имеется большая статья С.П.
В-третьих, как сказала С.П., Никитой Михалковым издается альманах или сборник под названием "Российский архив". В 9 томе этого сборника за 1999 год также имеется большая статья С.П., посвященная творчеству П.-Г.
Может кто-то возьмется отыскать эти книги в библиотеке, сделает сканы статей и разместит на форуме?
В заключении еще несколько фотографий из Серпухова, специально по тематике сайта "Храмы России". К сожалению спросить как называются эти храмы было не у кого, к тому же все они были закрыты.