Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 31 янв 2025, 08:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 273 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 19  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: К хронологии ПГ
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 13:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Очередное дополнение:

Цитата:
В 1919 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через соответствующие светофильтры. Можно считать, что это прямой предок современной трехматричной системы, активно использующийся в видеокамерах и отдельных фотокамерах.


Источник: http://www.ixbt.com/digimage/nistfoto.shtml


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6448 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 18:11 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
1897
Прокудин-Горский публикует пособие "О фотографировании моментальными ручными камерами: (Указания для любителей)".

Роман, у Вас указан 1898, но это не так. Перенесем всю фразу "Прокудин-Горский публикует первые из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании (копировании) с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»"" на год раньше?

1898
Публикуется брошюра "Вероскоп (стереоскопическая камера) Ришара. Описание." с предисловием Прокудина-Горского.
В серии "Курсы практической фотографии" издается конспект лекций С. М. Прокудина-Горского "О проявителях и о проявлении броможелатиновых пластинок".

1903
Прокудин-Горский издает брошюру "Изо-хроматическая съемка моментальными ручными камерами"
В этой же работе он пишет: "Постоянные требования на мои книжечки в течении 6 лет дают мне право думать, что они принесли некоторую пользу".

1901 (или 1900 ?)
Прокудин-Горский начинает заниматься исследованиями под руководством специалиста по цветной фотографии проф. Мите (Miethe) в Берлине.

1905
Прокудин-Горский издает специальное пособие "Фототехническое дело" — краткий указатель для редакторов, издателей, художников, типографов. Пособие написано на основе опыта работы собственной фотомеханической мастерской Сергея Михайловича.

1910
Публикуется перевод работы проф. Рудольфа Намиаса (Италия) "Фотографические бумаги и их обработка для достижения художественных эффектов: (Carte e viraggi per la Fotogragia artistica)". Под редакцией и с предисловием Прокудина-Горского.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6452 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 18:13 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
На данный момент все сведения из сообщений ветки занесены в хронологию.
Прошу проверить. Во избежание :о)

http://www.temples.ru/pg/hron.php

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6453 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: С.М.Прокудин-Горский: жизнь, творчество, наследие
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 19:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Елена, вы меня простите, но про 1897г. писал не я а Слава :)
По фактам (http://www.temples.ru/pg/hron.php):

1905 (?)
Прокудин-Горский, подбирает фотоматериалы для большой иллюстрированной книги о Маньчжурских сражениях под названием «Русско-японская война», издаваемой по заказу Главного Штаба. Сам фотограф в Манчжурии не был - известен список отправившихся на войну фотокорреспондентов, среди них С.М. не было. (Да и харакер фотографий говорит сам за себя - они совсем не похожи на стиль автора).

=> строку "1904
Прокудин-Горский делает фотографии Русско-японской войны, подбирает фотоматериалы для большой иллюстрированной книги о Маньчжурских сражениях под названием «Русско-японская война»" убираем.

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6454 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Альбом «Русско-японская война»
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Роман, я не совсем понял, откуда у Вас сомнения по альбому «Русско-японская война». По многим библиографическим источникам это авторский альбом Прокудина-Горского. В фондах Российского гос. архива кинофотодокументов все эти фотографии храняться как фотографии Прокудина-Горского (http://www.rgakfd.ru). Откуда взялость имя ПГ на альбоме? По-моему, чтобы поставить под сомнение общепринятое авторство манчжурского альбома нужны более веские доказательства, чем "непохожесть стиля" и отсутствие ПГ в "списках фотографов", посланных на театр военных действий (где этот список опубликован, кстати?).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6456 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Статья в вологодской газете
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 21:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Только что нашел статью о Прокудине-Горском в газете "Вологодская неделя" (2006 г.). С одной строны - грубейшие фактические ошибки, с другой - весьма интересные подробности биографии ПГ, которые я прежде не встречал НИГДЕ.

Адрес: http://www.vn.vic35.ru/piece_of_news.php?fID=969

Читаем:

Цитата:
Вологодская губерния без ретуши и правок 9 февраля 2006 14:19
Уникальная выставка «Неизвестная Россия в цвете» открылась недавно в Вашингтоне в стенах библиотеки Конгресса США. Ее основу составили полноцветные фотографии различных российских городов, в 1909 - 1915 годах выполненные известным российским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. В сочных и ярких цветах предстают дореволюционные виды Белозерска, Кириллова, Вытегры, Мариинской водной системы. По сути, мы получили возможность увидеть мир точно таким, каким видели его наши предки - без ретуши и исправлений.
Несмотря на то, что первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер», появились в Европе еще в 1904 году, качество таких снимков не выдерживало никакой критики. Цветное фото в его современном понимании стало завоевывать мир лишь с конца 20-х годов прошлого столетия. Первая же серийно выпускаемая цветная пленка - «Агфа» и вовсе появилась лишь в 1936 году.

Прокудин-Горский более чем на два десятилетия опередил это время. И опередил благодаря своему изобретению - проекционному синхроскопу. А жизнь фотографа и история его фотографий настолько удивительны, что заслуживают отдельного описания.

Уроженец Владимирской губернии, Прокудин-Горский в юности мечтал стать ученым-химиком. В 1883 году он поступает в Санкт-Петербургский технологический институт и слушает курс лекций у знаменитого Дмитрия Менделеева. Но вскоре американец Гудвин изобрел фотографическую пленку (до этого фотографии делались на ортохроматических пластинках, а еще раньше - на стеклянной поверхности с коллоидным раствором). Делать снимки стало удобнее и быстрее, весь мир «заболел» фотографией и со временем это увлечение передалось и Прокудину-Горскому. Закончив обучение в институте, уезжает за границу, чтобы в Париже и Берлине пройти практику в самых современных на тот момент фотохимических лабораториях. Перед отъездом будущий фотограф-изобретатель сочетается узами законного брака с некоей Анной Лавровой и в качестве свадебного путешествия отправляется в Белозерск и Вологду.

Это было первое появление Сергея Михайловича на вологодской земле, которое во многом стало определяющим. Считается, что, всматриваясь с высоты земляного вала на Белое озеро, играющее на закате всеми цветами радуги, Прокудин-Горский и решил придумать технологию, позволяющую отображать полноцветные краски окружающего мира.

Вот только путь к этому был нелегким и долгим. По возвращении в Россию Прокудин-Горский публикует несколько теоретических работ (в частности, «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами»), подбирает материалы для большой иллюстрированной книги о русско-японской войне, работает редактором петербургского журнала «Фотограф-любитель».

Технология цветной проекционной фотографии была придумана исследователем в 1908 году, а вскоре опробована на практике. Суть метода заключалась в следующем: один и тот же объект фотографировался через три разных фильтра - красный, зеленый и синий. Экспозиции, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, отображались на стеклянной пластине шириной 84-88 мм и длиной 232 мм. Сами фотографии выходили в черно-белом изображении. Однако помещенные в изобретенный Прокудиным-Горским проектор с тремя скрепленными вместе ромбовидными пластинами, они под воздействием тех же красного, зеленого и синего цветов преображались, фокусируя цветное изображение на экран. Фактически, это были своеобразные слайды, но увидеть их можно было лишь на специальных видеосеансах.

Такие сеансы с успехом прошли по всему Санкт-Петербургу. Изобретением Прокудина-Горского заинтересовались в царской семье (царь Николай Второй также слыл заядлым фотографом - прим. автора). Автору предложили выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович сам комментировал снимки, и делал это просто блестяще. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании двухчасового сеанса царь пожал ему руку, а императрица и царские дети попросили сделать цикл цветных фотографий из провинции.

Будучи не только увлеченным, но и предприимчивым человеком, Прокудин-Горский вскоре представил ко Двору проект «Фотографирования разных российских городов, рек и достопримечательностей путем оптических цветных проекций». Если говорить коротко, предлагалось создать архивную базу с цветными слайдами, изображающими разные стороны жизни Российской империи, и снабжать ею школы и гимназии. Проект получил статус общеобразовательного, под него выделили немалые деньги. Самому Прокудину-Горскому предоставили помощников, аппаратуру и мягкий пульмановский вагон. В нем фотограф со «свитой» разъезжал по губернским городам, снимая архитектурные памятники и пейзажные виды. Причем Вологодская губерния стала первой остановкой на пути «съемочной фотобригады» по 11 российским территориям.

Существует легенда, что, приехав в Вологду, Прокудин-Горский обиделся на малопочтительный, по его мнению, прием, оказанный ему тогдашним губернатором Хвостовым и отказался от фотосессии. Пульмановский вагон переехал на крошечную в ту пору станцию Шексна, а «съемочная фотобригада» водным путем отправилась в Кириллов и Белозерск. Правда это или нет - неведомо. Но в архивах фотографа действительно не оказалось ни одного слайда с изображением Вологды, тогда как видов других окрестных городов - довольно много.

Тут стоит отметить, что придуманная Прокудиным-Горским технология имела один, но весьма существенный недостаток. Фотографируемые объекты должны были быть неподвижными. Иначе цвет «размазывался»... Поэтому чаще всего фотографировались церкви, обзорные виды и неподвижные машины. Люди на снимках появлялись крайне редко. И всегда были в несколько неестественных, статичных позах.

Фотосъемки в рамках проекта продолжались в течение двух с половиной лет. В 1913 году коллекция цветных слайдов была продемонстрирована в крупнейшем парижском кинотеатре и вызвала настоящий фурор. Прокудина-Горского засыпали выгодными предложениями и контрактами. Но осуществлению этих планов помешала первая мировая война. Тем не менее в 1915 году была проведена еще одна большая фотоссесия - Мурманской железной дороги. А уже после революции, в Николаевском зале Зимнего дворца, объявленного большевиками «Центром пролетарской культуры», прошла масштабная выставка работ Прокудина-Горского.

И все же отношения с новой властью у фотографа не заладились. Ему не могли простить тесной дружбы с царской семьей. Часть снимков конфисковали, в голодном 1918 году выделили продпаек по самой низшей, «буржуазной» категории. В возрасте 55 лет обиженный фотограф покидает Россию, сначала уезжая в Норвегию, а затем - в Англию. Удивительно, но вместе с собой Прокудин-Горский ухитрился вывезти и 20 ящиков с фотопластинками - всего около 1000 слайдов.

Находясь в эмиграции, россиянин продолжает работать над совершенствованием цветной фотографии и киносъемки. Он патентует новую оптическую систему для кинокамеры, а затем совместно с братьями Люмьер открывает в Ницце фотолабораторию. Однако бизнес не заладился, потом разразилась вторая мировая война и об «архивах Прокудина-Горского» на время позабыли. Уже после смерти фотографа, в 1948 году его сын продал ящики с фотопластинками библиотеке конгресса США. Продал за весьма символические деньги. «Волшебный» проектор был давно утерян, а рассматриваемые на свет слайды казались мутными и черно-белыми. Почти полвека фотопластины пролежали мертвым грузом в архивах библиотеки. Пока кому-то из архивистов не пришла в голову простая по своей гениальности идея - «синхронизировать» снимки Прокудина-Горского с помощью компьютерной программы «Фотошоп». Сказано - сделано! И перед изумленными потомками открылись виды царской России в их, так сказать, первозданном виде. И хотя наша газета, к сожалению, не может воспроизвести эти снимки в полном цвете, они заслуживают того, чтобы предстать перед вами.

Владимир РОМАНОВ


Оказывается, всё началось на валу в Белозерске :)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6457 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 21:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Слава! Сомнения идут вот откуда: 1) Ситуация с архивами на мой взгляд аналогична случаю с К. Буллой. По факту после ареста автора архив его фотостудии передали в гос. архив, но все имеющиеся фото не разбивали по авторам, а просто в общей куче обозначили под именем К. Булла. Точно так же по всей видимости было и с Прокудиным-Горским, вернее его альбомом. Конечно это домыслы, но 2) Число фотографов, побывавших на войне не столь велико. Список изучал не я, а мой научрук, Никитин В.А., много лет занимавшися П-Г, у которого я этот вопрос постараюсь уточнить 3) Фотографии действительно не похожи на стиль Сергея Михайловича. Это очень легко сравнить положив рядом (открыв в разных окнах) снимки П-Г и снимки из альбомов К слову абсолютно нет столь характерных для него панорамных снимков, стиль на 100% репортажный, газетный 4) Неясно почему тогда нет ни одной цветной фотографии из Манчжурии, хотя очевидно что именно в это же самое время Сергей Михайлович такие цветные фотографии делал 5) Прокудин-Горский много печатал и чужих работ, выполняя разнообразные заказы, что весьма похоже на данный случай. 6) Нашел нашу переписку с Никитиным:
"Роман!
Я еще раз просмотрел страницы из альбома и теперь уже почти на сто процентов могу сказать, что это просто типографское издание Прокудина-Горского, которых он делал много. В частности у меня есть несколько листов архитектурных съемок, на которых точно также внизу стоят его выходные данные как и на страницах этого альбома. То есть - это типографское издание, в котором авторство Пр-Гор заключается лишь в изготовлении на базе его цинкографии клише для воспроизводства изображений".

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6458 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 21:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Для верности предлагаю оставить этот вопрос как спорный, до выявления более точных фактов.
С уважением, Роман


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6459 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: С.М.Прокудин-Горский: жизнь, творчество, наследие
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 23:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Профессор писал(а):
Елена, вы меня простите, но про 1897г. писал не я а Слава :)

Ой... :oops:

Профессор писал(а):
Я еще раз просмотрел страницы из альбома и теперь уже почти на сто процентов могу сказать, что это просто типографское издание Прокудина-Горского, которых он делал много.

В Питере, в РНБ, должно быть несколько изданий, выпущенных товариществом ПГ и Ко.
Например
1) Храм в духе времени царя Алексея Михайловича (цветные иллюстрации)
2) Живописная Европа: [Путеводители]. Т. 1: Голландия

Можно посмотреть, как оформлены выходные данные на листах этих альбомов для сравнения.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6462 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31 июл 2008, 23:58 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Цитата:
Но в архивах фотографа действительно не оказалось ни одного слайда с изображением Вологды, тогда как видов других окрестных городов - довольно много.


Это не единственный такой случай.
Никого не удивляет, что в таком большом и заполненном историческими архитектурными постройками городе, как Тверь, у ПГ снят общий вид с крыш, ворота Преображенского собора, да несколько видов экспозиций краеведческого музея?
А вообще, это отдельная тема и мне бы не хотелось перемешивать ее с темой "наследия".

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6463 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Квартира Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 01 авг 2008, 23:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
В докладной записке от 6 декабря 1910 г. Прокудин-Горский указал место своего жительства: Фонтанка, 133. Может быть, наши петербургские участники посмотрят, что сейчас в этом доме и нет ли там каких-либо следов пребывания нашего героя.

Ещё один вопрос на ту же тему. Снимок LC-DIG-prokc-200 (лаборатория). Есть ли какая-либо возможность осмотреть помещения на Б.Подьяческой 22 изнутри? Если не было капитальной перестройки, то комнату лаборатории можно опознать по соотношению оконного проема и двери. Если удастся доказать, что на снимке запечатлена знаменитая лаборатория Прокудина-Горского, это будет пусть маленькая, но сенсация.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6473 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Квартира Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 02 авг 2008, 06:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 май 2008, 20:15
Сообщений: 243
Откуда: Москва
Слава писал(а):
Ещё один вопрос на ту же тему. Снимок LC-DIG-prokc-200 (лаборатория). Есть ли какая-либо возможность осмотреть помещения на Б.Подьяческой 22 изнутри? Если не было капитальной перестройки, то комнату лаборатории можно опознать по соотношению оконного проема и двери. Если удастся доказать, что на снимке запечатлена знаменитая лаборатория Прокудина-Горского, это будет пусть маленькая, но сенсация.

В этой же ветке (на 2 странице) я уже размещал ссылку на современный вид здания на Б.Подъяческой, 22 http://www.si-spb.ru/bpod.html ИМХО Прокудин-Горский мог устроить свою лабораторию только в подвале, т.к. это жилой дом. Не стоит забывать и том, что у него помимо лаборатории было и производство (см. мой пост на стр. 4 в этой же ветке с рекламой ателье П-Г, где сказано о расширении производства). Самое удобное место для подобного производства, как мне кажется, - подвал. На современном снимке хорошо видно, что окна уже "вросли" в асфальт - прошло уже много времени, образовался "культурный слой". Мне представляется, что на снимке Прокудина-Горского изображена не его лаборатория, а лаборатория в каком-нибудь институте. Может быть там, где он преподавал.


Последний раз редактировалось v_v_d 02 авг 2008, 11:46, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6474 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 авг 2008, 09:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Елена писал(а):
Никого не удивляет, что в таком большом и заполненном историческими архитектурными постройками городе, как Тверь, у ПГ снят общий вид с крыш, ворота Преображенского собора, да несколько видов экспозиций краеведческого музея?


Это не вполне так: мы тут обнаружили едва ли не десяток видов Твери (панорамы Волги). Меня удивляет другое: почему этих видов нет в альбомах?

Что же до того, почему не сфотографировано многое достойное съемки, то на этот вопрос мог ответить лишь сам фотограф, нам же остается только гадать. Может быть, Прокудин-Горский стремился запечатлеть в первую очередь то, что не слишком известно широкой публике?

Следует учитывать и то, что съемка на пластиночную камеру - вещь тяжелая. Нужно поставить штатив, сориентировать камеру, навести на резкость, поставить кассету, сделать снимок. А запас кассет с пластинками (в каждой кассете - всего одна) невелик. Т.е. снимок занимал много времени, и количество снимков было очень ограничено. Поэтому неизбежно приходилось выбирать, что заснять, а чем пожертвовать. Каковы же были критерии выбора - мы не знаем...


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6475 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 02 авг 2008, 17:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2008, 06:42
Сообщений: 690
Вот и еще снимок Твери: http://temples.ru/pgonmap.php?LotID=137

Изображение
http://hdl.loc.gov/loc.pnp/prok.01184


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6476 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Адреса
СообщениеДобавлено: 05 авг 2008, 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
По Фонтанке 133 - проверю. Но думаю врядли что-то особенное. На Подъяческой был - обычный дом, в подъезд не войти, все закрыто. Да и врядли что-то там такое осталось кроме голых стен... Что же до фотографии лаборатории - поддерживаю мнение коллеги, действительно похоже скорее на Технологический Университет, чем на личную лабораторию - там света должно было быть меньше...

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6485 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 273 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 19  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет