У Прокудина-Горского, как в Греции, есть всё, даже автобус нашелся.
Снимок LC-DIG-prokc-20215, Лугано:
Приближаем:
Автобус оказался не простым, а легендарным Фиатом 15ter.
Чем, спросите, столь знаменит? Именно эта машина в варианте грузовика стала выпускаться по итальянской лицензии ещё до революции на заводе АМО в Москве. После революции этот же Фиат 15ter стал первым автомобилем, собранным в СССР (грузовиик под маркой АМО-Ф-15). Это случилось в 1924 г. А 1926 г. на шасси АМО-Ф-15 были собраны первые советские автобусы.
См.:http://www.tmru.bizland.com/200002/p17.html
Если бы Прокудин-Горский об этом знал тогда, он бы снял этот автобус покрупнее
Однако автобус интересен не только сам по себе, он является ключем к датировке снимка. Я полагал, что все швейцарские фотографии были сделаны в 1906 г. в рамках поездки ПГ в Италию на конгресс химиков в Риме. Ан нет.
Несколько дней назад я наткнулся на интересную страничку:
http://mastersofcinema.org/tarkovsky/lugano.html
Автор, хорошо знакомый с Лугано, пишет, что снимки Прокудина-Горского были сделаны, скорее всего, в 1914 г. По каким признакам он это определил - неизвестно. Возможно, по привлекшей его внимание выеске "HOTEL–RESTAURANT "AMERICANA" (может быть, ресторан был открыт именно в 1914 г.?)
Важно, что эта датировка подтверждается автобусом. Фиат 15ter стали выпускать только в 1913 г. Значит снимок Лугано не мог быть сделан ранее 1913 г., причем более вероятен 1914 г.
Для нас это маленькая сенсация, поскольку до сего дня не было известно НИ ОДНОГО цветные снимка, сделанного ПГ в период 1913-1914 гг. Эти годы как будто выпали из его творческой биографии после периода бешенной активности.
Может быть, предложенная V_V_D датировка снимка лаборатории так же станет частичным восполнением этого странного пробела.
Вообще, я не раз уже думал открыть отдельную тему по датировке снимков ПГ и хронологии его деятельности.