Весьма вероятно, что интересующие вас сведения имеются тут:
http://www.brocgaus.ru/text/038/069.htm (статья "Духовенство" из энц. Брокгауза) Статья, конечно, большая, и там много о чем говорится, но в том числе и об интересующей вас теме, причем иногда довольно подробно.
К примеру там есть такие строки (особенно интересна 3 цитата):
Цитата:
Хотя Духовный Регламент и ocyждает наследственную передачу должностей, указ 1722 г. признает ее, говоря о необходимости оставлять при церквах детей Духовенство., чтобы они, служа в дьяках и пономарях и учась в школах, приготовлялись к занятию священнических и дьяконских должностей в своей церкви. Вследствие этого указа церковные места делаются фактической собственностью семьи и не только переходят по наследству, но являются часто предметом гражданских сделок; при Петре было запрещено продавать свои места только тем лицам, которые должны были оставить их за вину.
Цитата:
История белого Духовенство. после Петра гораздо сложнее истории Духовенство. черного. Оба способа замещения церковноприходских должностей продолжают существовать и в XVIII в., причем выборное начало постепенно уступает место наследственному. Главною причиною этого является требование от духовного лица известного образования и распоряжение Петра об испытании ставленников архиереями. Все это давало архиереям широкий простор замещать приходы своими кандидатами и вело к упадку выборов, которые начинают сменяться разными распоряжениями; так, напр., по благочиннической инструкции митр. Платона Левшина выборы производятся уже не всем миром, а только "лучшими" людьми, под строгим надзором благочинного. К концу XVIII в. Духовенство. власть усваивает себе взгляд на выборы как на нечто незаконное и противное правилам церкви (м. Платон), и выборы еще более стесняются, а при имп. Павле в 1797 г. по случаю участия некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков отменяются совсем. Указ 24 июня 1797 г., запрещавший просьбы скопом и заговором, синод применил и к заручным прошениям прихожан: прошения об определении на места велено подавать только ищущим этих мест, с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении. Впоследствии и эти отзывы потеряли всякое значение и заменены аттестатами семинарий, в которых кандидаты учились; некоторую силу одобрения прихожан имеют в последующее время только при переходе из одного прихода в другой и при посвящении из низшей степени церковного служения в высшую при том же приходе. В древней России причетнические должности замещались тоже по выбору; к концу XVII века замещение причетнических должностей стало переходить к священникам, хотя община в договорах с ними часто выговаривала условие — не назначать причетников без ведома мира. Во второй половине XVIII в., когда вследствие развития в Духовенство. наследственности причетнические должности начинают замещаться детьми духовных лиц, вольнонаемный характер их уничтожается и причетник может получить место только после посвящения в стихарь. После ревизии 1744 г. податных людей позволялось посвящать только в случае самой крайней нужды, посвящение же лиц военных было совсем запрещено, солдатских детей даже не принимали в духовные школы. О дворянах после отмены в 1730 г. закона 1714 г. о единонаследии не было никакого узаконения, и это толковалось как запрещение им поступать в духовное звание. Жалованная грамота 1785 г. разрешила, правда, это вступление, но духовное сословие было в то время уже до того принижено, что никто из дворян не пользовался своим правом. И в XIX в. крепостным запрещалось поступать в Духовенство. без отпускной помещика, а людей податных состояний можно было принимать только в случае недостатка лиц духовного звания и если их поведение и образование соответствует духовному сану. Параллельно со всем этим шло и увеличение замкнутости духовных школ. Еще в XVII в. в белом Духовенство. крепко установилось убеждение, что церковные должностные места составляют семейное достояние служивших в ней священно- и церковнослужительских родов. Часто места оставлялись за наследницами в том расчете, что мужчина скорей пристроится. Кроме этого, места продолжали продаваться, меняться и вообще быть предметом разных гражданских сделок. Изданный в 1768 г. указ синода не запрещает сделок на места, а предписывает только во избежание подлогов записывать их в особые шнуровые книги. Даже в Своде Законов (XIII т., ст. 1617) определение лиц духовного звания на места престарелых их родственников и предоставление приходов сиротам показано в числе средств призрения, употребляемых по необходимости и обычаю. Лицу духовного звания, женившемуся на светской девице, приходилось иногда отказываться от надежды получить церковное место. Никакого закона на этот счет не было, но в бо'льшей части епархий обычай получил силу закона, и в консисторских билетах о дозволении ставленнику вступить в брак официально требовалось, чтобы он женился на девице духовного звания. Выработалась, таким образом, своего рода каста, разрушенная только в очень недавнее время.
Цитата:
С церковно-канонической точки зрения духовенство как класс лиц, избираемых на служение церкви, никогда не было и не могло быть сословием. Если оно, тем не менее, в наших законах иногда приурочивается к сословиям, то это объясняется тем, что в некоторые периоды русской истории ему были свойственны наследственность и замкнутость. Наследственность в среде Духовенство. еще недавно доходила до того, что священнические и даже причетнические должности "закреплялись" архиерейскими резолюциями за дочерьми священников и причетников, т. е. переходили к их мужьям. Такой порядок оказался, наконец, стеснительным не только для церкви, но и для государства, так как число воспитанников духовно-учебных заведений чрезвычайно увеличилось и многие из них оставались не только без должностей в духовном ведомстве, но и без всякого дела, по нескольку лет или на всю жизнь. 26 мая 1869 г. издан закон, отменивший наследственность и замкнутость Духовенства. В настоящее время на церковные должности могут поступать граждански правоспособные лица всех званий и состояний (для лиц из податных классов требуется разрешение губернатора), если по умственным и нравственным качествам они удовлетворяют существующим церковным правилам относительно этих должностей; дети духовных лиц не причисляются к духовному званию и им предоставляется свободный выбор занятий.