Эстакада или мост ?
[0288]
В 1895 г. на заводе случился пожар.
«Только благодаря ветру, дувшему по направлению от села и штабелей с досками, селение уцелело, а также остался нетронутым огнем материал, заготовленный для пиловки и уже распиленный. Пожар ограничился одними заводскими зданиями, которые сгорели до основания.»На основании этого описания можно заключить, что сама распиловка происходила на правом берегу (об этом же вспоминает Л.А.Плотников), там же вываливались опилки (на снимке).
А обрезные отходы (на снимке) вывозились на левый берег. Для такой технологической цепочки и нужна эстакада.
Похоже, что на момент съемки на заводе был простой – нет судов под погрузкой, не видно готовой продукции на берегу, а отдельные короткие штабеля остались от предыдущих периодов работы.
Л.А.Плотников:
”1973 г. 23 февраля в день Красной армии мне исполнилось девяносто лет. … когда мне было лет 15–14, во время прокладки рельсов узкоколейной дороги, для подвозки из залива бревен к лесопильному заводу фирмы Бранта, был найден горшочек с мелкими серебряными монетами …”http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-9/311.htmlНекто «N» в газетной заметке (Огв №93, 1909 г.) пишет, что монеты найдены при рытье канавы у завода «Брант и К».
http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=2199&page=2В ответном письме управляющий заводом П.Неклюдов (Огв №107, 1909 г.) также не упоминает ужд:
«… при рытье канавы у завода.»http://ogv.karelia.ru/magpage.shtml?id=2213&page=215 лет Л.П.Плотникову было в 1898 г., а клад нашли в 1909 г. – разница в 11 лет.
Автор мог попутать времена и события, и снимках ужд не видно, но она могла идти по эстакаде на левый берег.
При таком раскладе деревянную конструкцию фотограф мог назвать и «железнодорожным мостом», но чтобы с этим согласиться нужны еще подтверждения существования ужд, противоречивых воспоминаний одного Л.П.Плотникова явно недостаточно.
При этом эстакада была необходима и без ужд. Без нее, при такой технологической цепочке, работа завода была бы крайне затруднительна.
Погрузка досок происходила на пристани (правый берег), она видна на снимке. Но для этого ужд должна была пересекать почтовый тракт и переходить реку (по снимку это сложно утверждать).
Если ужд шла от правой границы кадра (с правого берега сразу на завод, там видны бревна и т.п.), то эта часть ужд не подтверждает авторское "жд мост". Как раз про это направление ужд и говорит Л.А.Плотников.