Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 19 мар 2024, 12:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 09 фев 2016, 00:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Мечеть в Самарканде.

[1740]

На первый взгляд снимку подошла бы подпись «Сартский дом». Но более похоже, что фотограф прав и снят внутренний двор мечети (медресе).

Если медресе богата, то она имеет обширный двор, обнесенный кирпичным забором; в центре стоит мечеть и здание с аудиториями, а вокруг них по забору расположены кельи, в которых живут студенты.
Н.Фридрих "Бухара", 1910 г.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003774613/viewer/

Медресе устраиваются в виде большого четырехугольного здания с внутренним двором. С внутренней стороны двора находятся: 1) ханака - мечеть, 2) дарс-хана – аудитория, 3) худжара-келии – комнаты для учащихся, делающее медресе похожей на монастырь. Среди двора с растительностью вырывается пруд (хоуз).
Д.Логофет "Бухарское ханство.", 1911 г.
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_1872801/viewer/


Вложения:
1740.jpg
1740.jpg [ 140.45 KiB | Просмотров: 7941 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18414 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 09 фев 2016, 19:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Старик сарт. (Бабайка)

[1848]

На внешнем дворе … Здесь же нередко висит и клетка с любимой птицей сартов – перепелом (бидана). Отправляясь в путь, сарты иногда берут с собой эту птичку, держа ее в рукаве или за пазухой.
Полное описание нашего Отечества. Т.19. Туркестанский край. 1913. Стр. 396.
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_91911/viewer/


В прошлом перепел служил предметом добывания, во-первых, как дичь, употребляемая в пищу. Мясо перепелов очень вкусно. (Википедия)
Вложение:
Комментарий к файлу: Возможно, в руке у бабайки 2-3 перепела.
1848.jpg
1848.jpg [ 168.35 KiB | Просмотров: 7928 ]

Ранее записано: « В тюркских языках "баба", "бабай" означает "дедушка".»
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14472#p14472

Есть созвучное слово «малайка» - мужская прислуга в доме (к слову сказать, женской прислуги и не было). Поэтому «бабайка» правильно у фотографа.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18424 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 17:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Туземные городовые

[2308] [1735]

На снимках нукера (полицейские) – низшие должностные лица полиции, подчиняющиеся есаулу, который в свою очередь является помощником есаул-баши (полицеймейстера).
Нукерам жалованья не полагалось, жили они за счет населения и освобождались от уплаты податей с участка земли, который может быть обработан двумя волами.


Аксакалы

[2302] [2303]

Аксакалы являлись выборными от населения и оставались на своих местах пожизненно, сменяясь лишь в случае поступления жалоб со стороны населения на сделанные злоупотребления.

....................................................................................
Д.Логофет «Страна бесправия. Бухарское ханство и его современное состояние.», 1909 г.
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_1872832/viewer/


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18463 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 23:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Группа студентов.

[2299]

В число студентов медресе может записаться каждый, но непременно окончивший мектабу (мактаб).
[2304]

Медресе имеет двор, обнесенный забором. В центре двора стоит мечеть и здание с аудиториями, а вокруг них по забору расположены кельи, в которых живут студенты. Каждый студент живет особняком на средства стипендии, размеры которой зависят от богатства медресе. Медресе же содержится за счет частной благотворительности.
[1740]

Университетский курс разделяется на три класса: низший – адна, средний - аусат и высший – ала. Студент обязан пробыть на курсе не менее трех лет, но по закону позволяется и больше. Этой льготой пользуются малоспособные студенты и бедняки, которые остаются в медресе до 35-45 лет.
Но не редки случаи, когда в медресе встречаются и «вечные студенты», которые разделяются на две категории. Одни из них считают мусульманскую науку настолько необъятной, что для постижения истины мало одной человеческой жизни. Другая категория, к которой можно причислить и лентяев, чувствует себя неподготовленной к самостоятельной жизни и тянет лямку ученика, имея определенный кусок хлеба и теплый угол.
Экзаменов в медресе нет. Изучив одну книгу, студент приступает к изучению другой и т.д. Чтением лекций занимаются мударисы, которые назначаются государственной властью.
[1753] [1851]

Затем науки разделяются на два направления: юридическое (церковное, уголовное и гражданское право) и общеобразовательное (богословие, диалектика, метафизика, математика).
Окончившие учебу, если имеют протекцию, занимают государственные должности.
Число слушателей медресе незначительно, в силу чего, за исключением аристократии, служащих и богатых людей, все население Бухарских владений почти поголовно безграмотно.

Н.Фридрих «Бухара», этнограф. очерк, 1910 г., стр.58:
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003774613/viewer/

Группа студентов [медресе. Самарканд.]


Вложения:
m.jpg
m.jpg [ 62.11 KiB | Просмотров: 7889 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18479 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 21 фев 2016, 01:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Бухарские евреи

[1861] [2294] [2295]

Евреи (джугут, ягуди) или, как их обыкновенно называют, бухарские евреи, живут в городах почти всего Туркестана.
Они, вероятно, являются потомками тех пленников, которых уводили с собой ассирийские и персидские завоеватели во время войн с израильскими и иудейскими царствами. Вследствие многовековой жизни среди туземцев, евреи, по внешнему быту и языку, не отличаются от последних, но, не смешиваясь с туземцами, они всецело сохранили свой тип, наклонности и черты характера.
С присоединением Туркестана к России положение евреев изменилось к лучшему, и в настоящее время почти вся крупная торговля в Средней Азии находится в их руках.
Костюм евреев ныне мало чем отличается от обычного костюма туземца, лишь вместо чалмы они носят остроконечную шапку с меховой опушкой, да на бритой голове оставляют на висках локоны волос.

Полное описание нашего Отечества. Туркестанский край. 1913 г.
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_91911/viewer/
Вложение:
Комментарий к файлу: Шапки с меховой опушкой; у взрослых на висках локоны волос.
e.jpg
e.jpg [ 191.72 KiB | Просмотров: 7871 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: У девочек маникюр?
d.jpg
d.jpg [ 51.46 KiB | Просмотров: 7871 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18497 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 21 фев 2016, 12:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Бухарские лавки.

[1728] [1732] [1775] [1725]

Бухарские лавки по своему внешнему виду напоминают собой длинный, во всю улицу, сплошной навес, разделенный на клетки. Передняя стена каждой лавки на ночь закладывается деревянной ставней снабженной замком.
Вся лавка наполнена товаром, а на полу на войлоке сидит хозяин. Перед лавками обыкновенно тянется общий навес и терасска, также покрытая войлоком, на котором располагается покупатель и рассматривает разложенный перед ним товар.
Торговля составляет любимое занятие туземцев, которые охотно меняют атрибуты земледельца и ремесленника на лоток торговца. Но внутренняя торговля незначительна, т.к. бухарец любит меньше продать, но больше нажить.

Н.Фридрих "Бухара", 1910 г.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003774613/viewer/
http://www.tcoletribalrugs.com/article4.html
Вложение:
Комментарий к файлу: В лавке имеется разрешение на торговлю и вывеска с указанием хозяина; торговец материями учет ведет прямо на стене.
2.jpg
2.jpg [ 269.95 KiB | Просмотров: 7845 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: На терасске сидит покупатель и рассматривает товар.
1.jpg
1.jpg [ 41.07 KiB | Просмотров: 7850 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18499 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 21 фев 2016, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Муллы у Шах-Зинде.

[2293]

Муллы на снимке – это студенты медресе, по окончании которого они получают должности казиев, муфтиев, аглямов*, или же остаются преподавать в медресе в качестве мударисов (профессор, снимок 1753  ).
Любой мулла также может быть приглашен на должность преподавателя в мектабе (мактаб – низшая духовная школа, снимок 2304  ).
Помимо названных учебных заведений существуют муллы (учителя), состоящие при семьях богатых людей, исполняющие одновременно обязанность учителей и настоятелей домашних мечетей.

* Аглям – окончивший медресе юрист, тонкий знаток Шариата.
Муфтий – кандидат на должность агляма.
Казий – судья. При каждом казие имеется два помощника – аглям и муфтий.

Вложение:
m.jpg
m.jpg [ 222.35 KiB | Просмотров: 7841 ]

………………………………………………………………………………..
Д.Логофет "Страна бесправия." 1909 г.
http://нэб.рф/catalog/000202_000006_1872832/viewer/
Н.Фридрих "Бухара", 1910 г.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003774613/viewer/
Журнал «Нива» за 1889 г., библиотека «Руниверс»
http://www.runivers.ru/lib/book9158/
.................................................................................
[1753] [2304]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18500 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 27 фев 2016, 22:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Арбакеш

[2297]

Арба — высокая двухколёсная повозка в Средней Азии. Извозчика арбы называют арбакеш (от тадж. аробакаш).

http://www.foto.kg/galereya/page,1,181,2548-dzhalal-abad-arbakeshi-na-zh-d-vokzale.html
Живописная Россия. Т.10. Русская Средняя Азия.
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_115196/viewer/


Вложения:
Комментарий к файлу: Ездил ли Прокудин-Горский на арбе?
2297.jpg
2297.jpg [ 476.08 KiB | Просмотров: 7793 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18539 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 27 фев 2016, 23:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Башкирская школа. В окрестностях Самарканда.

[2316]

Башкиров в списке народностей нет. Но среди школьников на 1896 справа сидит мальчик в таком же головном уборе, как и у нескольких человек у школы. Надо запомнить эти шапки и смотреть кто такие еще носит (снимок 2294   "Еврейские школьники с учителем." не подходит).
У башкира на Урале головной убор похож. У школы у третьего справа (см. фрагмент) почти прямоугольная форма головного убора.

[1896] [0661]


Вложения:
Комментарий к файлу: Народы Туркестана.
p.jpg
p.jpg [ 54.44 KiB | Просмотров: 7787 ]
Комментарий к файлу: Головные уборы.
2316.jpg
2316.jpg [ 249.22 KiB | Просмотров: 7787 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18540 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 08:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 246
Откуда: Белоомут
Башкиры на территории современного Узбекистана проживали с довольно давних времён: http://www.mg.uz/publish/doc/text55169_narody_uzbekistana_bashkiry
Если верить информации из вышеуказанного источника, то на территорию современной Башкирии они пришли из Средней Азии.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18541 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 09:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
0,13% от общего числа населения на все остальные народности (черемисы, башкиры, мордва и т.п.)
Всего населения на 1909 г. около 6,5 миллионов человек.

Полное описание нашего Отечества. Туркестанский край. 1913 г. Эл. стр. 360 и 430.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18542 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 03 мар 2016, 22:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2012, 18:32
Сообщений: 246
Откуда: Белоомут
[1861] [2294]
Цитата:
Самаркандское русско-еврейское училище помещается в превосходном просторном здании, построенном еврейской общиной специально для помещения училища и учителей. Учителями состоят муж и жена. Первого, который обучает по древне-еврейски и получает содержание от общины, я не застал в училище. Вторая, преподающая по-русски, окончила курс гимназии в Дербенте, еврейка по происхождению, считает родным языком язык татский, но совершенно хорошо, без акцента и ошибок, говорит по-русски, природный язык детей знает настолько мало, что объяснения работ, предложенных мною ученикам, давал русский учитель русско-туземного училища, посетивший это училище вместе со мною. Учащихся в училищ 37 человек: в первом отделении—16, во втором—13, в третьем—6, в четвертом—2 ч.


Из книги "Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии." http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003800677/viewer/
Стр. 26 эл. копии.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18551 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 08 мар 2016, 13:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
[1739] [1726] [1753]

Один из экскурсоводов фотографа по Самарканду, человек с определенным социальным статусом (в отличии от студентов позирует на кафедре преподавателя) :


Вложения:
Комментарий к файлу: Приятель менялы, зевака на Регистане, студент медресе.
1739-26-53.jpg
1739-26-53.jpg [ 105.15 KiB | Просмотров: 7707 ]
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18568 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 08 мар 2016, 14:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Сартянки.

[1769] [1746]

Костюм женщины состоит из длинной рубахи и широких сверху и узких внизу панталон, заправленных в мягкие сапоги (ичиги), на которые надеваются галоши. Русские ботинки только начинают входить в моду и встречаются крайне редко. Сверх рубахи надевается бумажный или шелковый халат.
При выходе из дому сартянка набрасывает на голову чимбет (густая сетка из конского волоса), закрывающий лицо и грудь, а сверху на голову одевает длинный халат (паранджа) с узкими длинными руками, заброшенными на спину и срепленными внизу. Незакрытыми ходят девочки до 9-10 лет, нищие и древние старухи.

[1743]

Полнота, темные волосы и глаза, белая нежная кожа считается непременными условиями красоты, а лучшим украшением лица считается родинка.
Туземки часто прибегают к косметике. Чаще всего применяются белила из риса или яичной скорлупы и румяна (фуксин), и в особенности окрашивание бровей черной растительной краской (усма), а ресниц сурьмой. Многие туземки красят зубы в черный, а иногда и в красно-желтый цвет.
Кроме этих украшений у сартянок в большом ходу кольца, серьги, браслеты, бусы, коралловые ожерелья, амулеты и т.п. Серьги с массой привесок иногда бывают до ¼ аршина (ок. 18 см) длиной и, чтобы своей тяжестью не прорывали ушей, подвешиваются к волосам, за ушами или к платку.
Цветы, в особенности розы, служат любимым украшением не только сартянок, но и сартов. Весной почти у каждого сарта из-под чалмы около уха торчит цветок (на снимках ПГ их почему-то нет).

Полное описание нашего Отечества. Туркестанский край. 1913 г. Эл.стр.413.
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_91911/viewer/
Вложение:
Комментарий к файлу: Сартянки.
3.jpg
3.jpg [ 408.97 KiB | Просмотров: 7706 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: На голове чимбет (густая сетка из конского волоса), закрывающий лицо и грудь; сверху на голове длинный халат (паранджа).
Мягкие сапоги (ичиги), но без галош.

4.jpg
4.jpg [ 206.32 KiB | Просмотров: 7706 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18569 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Примечания к Туркестанскому альбому
СообщениеДобавлено: 09 мар 2016, 00:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3163
Бухарские лепешки

[0012] [1765] [2306]

В женской половине сартского дома расположена куполообразная печь, приспособленная для выпекания пшеничных лепешек (хлеба бухарцы не пекут).
Способ выпекания лепешек довольно оригинален.
У нас ставят хлеба в печь после ее протопки и обыкновенно на то место, где горели дрова. Бухарец же делает это как раз наоборот.
На дне печи горят дрова, а туземец или туземка то и дело ловко подбрасывают лепешки, которые прилипают к своду печи и, таким образом, пекутся над горящими дровами.

Н.Фридрих "Бухара", 1910 г.
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003774613/viewer/
Вложение:
Комментарий к файлу: Торговец лепешками в Самарканде.
l.jpg
l.jpg [ 34.01 KiB | Просмотров: 7823 ]

Вложение:
Комментарий к файлу: У этого бухарского пекаря обмотаны руки - он сам "клеит" лепешки к своду печи.
ll.jpg
ll.jpg [ 32.77 KiB | Просмотров: 7823 ]


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №18570 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет