DMITRY писал(а):
Сергей Прохоров:... во второй половине XIX в. параллельно им [старым ладожским каналам] были построены Ново-Сясьский и Ново-Свирский каналы ...
При этом Ново-Сясьский канал был проведен ближе к берегу Ладожского озера, а Ново-Свирский - наоборот, дальше от берега (таким образом был отчасти исправлен тот недостаток старых каналов, что их устья располагаются не напротив друг друга, что создавало неудобства в судоходстве).
... на картах "Яндекса" эти каналы названы неправильно: Старо-Сясьский и Ново-Свирский - Староладожским, а Ново-Сясьский и Старо-Свирский - Новоладожским.http://photoprogulki.narod.ru/lad2_sias.htmГде источник такой информации?
Источник я назвал в списке литературы под номером 2:
Н.В.Мурашова, Л.П.Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. СПб, "Алаборг", 2009, с. 260 - 265
Я отсканировал главу этой книги о Сясьских Рядках и положил ее в интернет. Прочитать ее можно по ссылкам:
http://photoprogulki.narod.ru/misc/sias/page_260_261.jpg - страницы 260, 261;
http://photoprogulki.narod.ru/misc/sias/page_262_263.jpg - страницы 262, 263;
http://photoprogulki.narod.ru/misc/sias/page_264_265.jpg - страницы 264, 265;
http://photoprogulki.narod.ru/misc/sias/page_263_map.jpg - отдельно плохо читаемая карта на странице 263 в более высоком разрешении.
Процитирую некоторые места:
а) О старых Сясьском и Свирском каналах:
Цитата:
Прямая линия Сясьского канала была ориентирована на село, здесь был перевоз. Свирский канал провели севернее, по возвышенному берегу Ладожского озера, в твердом грунте, из-за чего строители не достигли нужной глубины.
Вот и причина для того, чтобы провести новый канал южнее, дальше от Ладожского озера. (Не считая и другой причины - того, что устья каналов находились не напротив друг друга).
б) О новых каналах:
Цитата:
Новый канал Александра II между Невой и Волховом строился в 1861 - 1866 годах, новый Сясьский канал (императрицы Марии Федоровны) так же, как и предыдущий, был проложен мс озерной стороны, а новый Свирский (императора Александра III) с южной стороны старого Свирского, на месте кювета, прорывтого для сбора воды из-за разлива рек, пересекаемых каналом.
Далее из этого же текста мы узнаем, что Новые Сясьский и Свирский каналы были открыты в 1883 году.
На странице 260 (в начале главы) дана карта середины XIX века, когда еще не было Ново-Сясьского и Ново-Свирского каналов. Сравнение с современной картой Яндекса показывает, что Староо-Сясьский канал - тот из двух ныне существующих, который расположен южнее (этого и следовало ожидать). К сожалению, о Старо-Свирском канале трудно уверенно говорить, так как изменились береговые линии. Но все-таки на современной карте именно на северном канала можно увидеть два характерных излома восточнее Сяси; кроме того, похоже, что Сясьское устье этого канала было другим: на карте Яндекса видны следы прямого русла, соединявшегося с Сясью под острым углом (сейчас на этом месте заливчик, фотография которого есть на моем сайте).
На странице 263 приведена карта 1862 года - тоже того времени, когда новые каналы еще не были проведены.
Надписи на карте плохо читаются, но все-таки можно понять, что на ней показаны не только собственно каналы, но и кюветы: а) к югу и к северу от Сясьского канала (к югу - совсем недалеко от канала, а к северу - примерно там, где теперь Ново-Сясьский канал); б) к югу от Свирского канала (а сам канал изображен с теми же характерными двумя изломами).
Из текста мы узнаем, что в 1836 году в Сясьских Рядках появилась усадьба МПС, а на странице 264 приведена прорисовка с карты этого времени. Из нее видно, что усадьба располагалась на восточном берегу Сяси, между Свирским каналом (старым) и расположенным к югу от него кюветом. Остатки парка можно увидеть и сейчас (на моем сайте есть две фотографии его уголков). На карте Яндекса показано местоположение бывшего парка МПС (положение "Схема" или "Народная карта"): он находится именно между двумя каналами, т.е. между Старо-Свирским каналом на севере и Ново-Свирским (на месте кювета) на юге.
Я постарался написать обо всем подробно. Надеюсь, что сказанное мною вполне убедительно.
Другое дело - то, что со временем могли забыть об исторических названиях Старо- и Ново-Свирского каналов и начать называть их наоборот, по аналогии с Ладожскими и Сясьскими каналами. Но так ли это, я не знаю.