[1012]
[1013]
[1015]
Я получил письмо от Владимира, в котором задан вопрос:
Зачем для входа в Череповецкую гавань из Шексны нужен шлюз?
По моим данным шлюз и Алексеевский док располагались слева от дамбы, а гавань справа. На форуме см. п.1 и п.2http://soborcherepovet.5bb.ru/viewtopic.php?id=181&p=4Ниже приведен упомянутый текст:
1.Возведение сухого дока для строительства кораблей началось в 1868 году. В устье реки Ягорбы поставили шлюзовую камеру, а чуть выше, там, где Ягорба текла параллельно Шексне, соорудили плотину, мимо которой направили обводной канал. Между шлюзом и плотиной организовалось пространство, где и расположился сухой док, названный в честь великого князя Алексея Александровича — Алексеевским. Док состоял из трех частей: 1) ремонтный на шесть больших пароходов; 2) судостроительный на 25 судов крупного водоизмещения; 3) зимовник на 60 судов типа волжских барж, полулодок и мариинок. Все эти части соединялись между собой посредством шлюзовых ворот. Грунт, вынутый из котлована, уложили в дорогу, соединявшую шекснинскую пристань с городом, — получилось аккуратно и экономно.
2.Вы еще только ступили на земную твердь, как к вам лихо подкатывает, и не без щегольства, извозчик, до сего часа ожидавший оказии у речного отеля под многообещающей вывеской «Гостиница с номерами». За час езды лихач берет по 50 копеек с седока, что соответствует стоимости порции свежих щей на пароходе.
Некоторое время коляска катится вдоль Алексеевского дока, где отстаиваются для ремонта суда самого различного типа. Это слева, а справа разворачивается панорама стройки обширной гавани и железнодорожной ветки. А далее за гаванью — громадные нефтеналивные баки обществ «Мазут» и «Бр. Нобель».
Громыхнув на большом деревянном мосту через Ягорбу, экипаж взлетает по крутому подъему мимо дома городского головы и каменной ограды Воскресенского собора, лихо проскакивает сквозь затейливо украшенную арку с надписью «Господь сохранит вхождение твое», от чего наш въезд в город приобретает некоторый оттенок триумфальности, поднимается на Соборную площадь и выкатывается к Воскресенскому или, как его называют еще, Большому проспекту.
3.Территория Череповецкой пристани представляла остров отделенный от города рекой Ягорбой, рекой Шексной, а с востока искусствено созданной гаванью, которая соединялась с рекой Ягорбой при помощи деревянного шлюза длиной 60 метров при ширине 8 метров. Гавань представляла прямоугольник по восточному берегу которого располагался причал для производства ПРР с подъездными ж/д путями в 3 нитки на причал и бункер базу. расположенную по правому берегу р.Шексна к выходу из гавани. По западному берегу гавани были расположены жилые дома поселка речников (9 домов), здание управления пристани, здание склада снабжения, баня, склад ГСМ. На территории острова были расположены клуб, поликлиника и больница, столовая. На западной части острова были расположены производственные здания Череповецких СРМ и сухой док. Стенки причалов гавани имели откосную конструкцию мощеную булыжником.
Для обработки пассажирских судов имелся деревянный однодечный дебаркадер, установленный на правом берегу р.Шексны, связанный с городом шоссейной дорогой и мостом через реку Ягорбу в районе Соборной горки. Для связи с железной дорогой был установлен грузовой дебаркадер «Ветка-пристань».