Несколько слов о фотографии "Крестьянка мнет лен", место съёмки обозначено как "Пермская губерния".
[0587]
Мы с нашим коллегой Сергеем (seredina77) недавно детально обсуждали этот снимок. Сам Сергей из-за нехватки времени не может сейчас писать на форуме, поэтому я с его согласия частично перенесу сюда нашу переписку.
За что можно "зацепиться" при анализе этого снимка?
1) Одежда крестьянки (найти особенные местные детали костюма)
2) Конструкция мялки для льна.
3) Заборы (на снимке два типа заборов: с горизонтальными и косыми жердями).
Вот эти детали мы и обсуждали.
Один вопрос был отклонен сразу: конструкция мялки не дает привязку к местности, такая конструкция слишком распространенная на очень большой территории страны.
Вопрос одежды.
Сергей:
Вот статья о традиционных одеждах русского населения Пермского края
http://www.culturemap.ru/?region=140&topic=13&subtopic=45&id=2261
В ней на первой фотографии к статье похожий передник, на последней паре снимков похожий головной убор... Но на фотографии не очень понятна конструкция этого головного убора (возможно, что это платок так завязан, возможно и головной убор типа "сорока" (борУшка), которые были распространены на очень большой территории Русского севера в Олонецкой, Архангельской, Новгородской, Вологодской губерниях.
Описание сарафанов, рубах и особенностей кроя слишком пространные, да ещё и соответствует традициям кроя не только Пермского региона, такие же сарафаны (по крою и ткани) были и в Архангельской губернии. Есть фото похожего сарафана (как минимум по ткани) из села Антушево под Белозерском. Такие рубахи (по рукавам много не скажешь, но...) есть и в музейных собраниях бывшей Новгородской губернии (из Устюжского уезда, например).
Данный костюм я атрибутирую как костюм северных губерний, но из более-менее весомых аргументов в пользу именно Пермской губернии у меня пожалуй только отдалённое сходство передников (с передником из статьи, см. ссылку выше).
Привожу указанные картинки в тексте:
Я предположила, что на голове у женщины не особый убор, а платок, так как сзади видны его кончики и они свободно провисают.
Сергей:
У женщины на голове, действительно, платок (хвосты концов сзади видно). Платок однотонный тёмный, по нему не определить происхождение и принадлежность к какому-либо региону, хотя практически везде парадно-выходные платки были, в основном, или Барановской мануфактуры, или Павлов-Посадскими (эти платки имели наибольшее распространение). Но на фото. скорее всего, домотканый платок.Заборы.Сергей:
На фотографии ещё я заметил ограду из наклонных жердей. Такие заборы очень распространены были в Олонецкой губернии, в Архангельской тоже мне попадались, а также попадались и в моем любимом Белозерьи. Такая ограда изображена на картине А.К. Денисова-Уральского "Под осенним небом" 1907 год (http://www.liveinternet.ru/users/marjamarishka/post77664323/), но однозначно привязать эту картину к Уралу я не берусь, тем более, что согласно его биографии (http://artru.info/ar/5235/) время написания картины относится к его Питерской жизни, но и отрицать его связь с Уралом в этот период нельзя... Больше пока сведений о заборах в Пермской губернии не нашёл.Я написала о том, что аналогичные заборы с наклонными жердями встречала и на других снимках Прокудина-Горского, в том числе на Карельских снимках. Кроме того, на снимках в селах Шадринского уезда тоже есть такие заборы.
Карелия:
[0268]
И в Курганской области, то есть на Урале
[0823]
Вот на этом снимке просто "клубок" заборов
[0804]
Если посмотреть на большом размере, то и там можно найти наклонные жерди
http://prokudin-gorskij.narod.ru/20804u.JPGСергей:
В Карелии эти заборы довольно часто встречаются и жерди у них крепятся, вроде бы, реже (если так можно выразиться "упорядочнее"), чем на фотографиях, относимых к Курганской области. Характеры заборов на двух последних ссылках - жерди наклонные "свалены кучей", а на Карельской фотографии жерди стоят более аккуратно... На фото с женщиной, мнущей лен, жерди забора, скорее "свалены в кучу", хотя некоторый "порядок" в них имеется, тут восприятие субъективное. На более близком плане забор с горизонтальными жердями, как на уральских фотографиях по твоим ссылкам.
Цитата о льне:
"Кудельное дело - старинное дело жителей Шадринского уезда. Сухринские женщины были большими мастерицами в производстве льняной кудели и тонкой пряжи из нее. В 1909 году тюриковский смышленый мужик Бутаков Дмитрий Иванович построил на окраине Шадринска прядильно-ткацкую фабрику, которая обрабатывала до 75 тысяч пудов кудели в год. Материал поставляли в основном жители сел Приисетья."http://schadrinsk.narod.ru/library/shadrinskie_sela.htmlВ Шадринске и уезде выращивали и выделывали лён, точно так же как и во многих других уездах и губерниях.
Привязаться к этому невозможно, слишком распространенное занятие в северных областях дореволюционной России.
Есть ли в костюме женщины особенные местные детали? На мой взгляд деталей там слишком мало, но это может оценить только специалист.
Я написала в музей г. Шадринска с этим вопросом.
Почему именно Шадринска: с одной стороны очень субъективная оценка общей цветовой гаммы снимка "Крестьянка мнет лен" и поиска похожих, с другой — надо было с чего-то начинать.
Сергей:
Вывод мой таков: Косвенные факты дают возможность привязать данную фотографию к Пермской губернии с некоторой степенью вероятности. Прямых аргументов и доказательств, на мой взгляд, нет.Кстати, есть еще небольшое лирическое отступление.
На большом снимке мы видим, что лицо женщины серьезно и сосредоточено.
А если посмотреть на контрольный отпечаток в альбоме, то видно что женщина... улыбается
Улыбка появилась на третьем (нижнем) кадре негатива. Не выдержала
)