Предлагаю участникам форума тему, необходимость которой назрела уже давно.
Почему у Прокудина-Горского временами огромное количество ошибок, а в других случаях ошибок очень мало или их совсем нет?
Обсуждение этого вопроса приобрело особую остроту в связи с альбомом "Мурманская железная дорога" 1916 года.
В свое время была выдвинута гипотеза о сознательной дезинформации в подписях к фотографиям военных объектов и окружающей местности. Но в "теории дезинформации" оказалось слишком много противоречий, чтобы продолжать ее придерживаться (говорю об этом как недавний сторонник этой теории).
Высказывались также мнения, касающиеся личности самого Прокудина-Горского. В наиболее концентрированном виде данная позиция выражена в следующем высказывании:
DMITRY писал(а):
Олег Поляков:Что касается авторских подписей бородинского цикла. У меня создалось устойчивое впечатление, что здесь в прогулке по историческим местам Сергея Михайловича сопровождал гид- человек прекрасно знающий местность и военную историю. Настолько грамотно составлены подписи.№11859
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3829&start=105Один раз ПГ (или паренек в синей рубашке с ремнем) не составлял подписи и получилось грамотно.
Грамотно и без ошибок документировать съемку ПГ был неспособен.Если он поручал вести ее другим, то не мог организовать процесс и самоустранялся.
И его недееспособность в этом вопросе (во всех альбомах, кроме одного вышеназванного) выходит за границы допустимого [...]
Но так ли это? Я не буду даже касаться вопроса о том, откуда у Дмитрия сведения о том, что подписи составлял не Прокудин-Горский (на этот вопрос я не получил никакого вразумительного ответа). Гораздо важнее другой вопрос: действительно ли фотографии Бородина - это единственный случай, когда в подписях нет (или хотя бы мало) ошибок?
И вот на этот вопрос я совершенно однозначно отвечу отрицательно. (Дмитрий просто не владеет фактическим материалом.)
1) Как я уже отмечал, альбом с фотографиями мест сражений 1812 года объединяет две серии фотографий, сделанные в разное время: 1) собственно фотографии Можайска и Бородина 1911 года, 2) фотографии, сделанные в следующем, 1912 году, в поездке от Малоярославца до Ковно. И эта вторая серия так же безупречна (если не считать совсем маленькой неточности в названии фотографии
снимок 0444 ). Может быть, и здесь Прокудина-Горского сопровождал тот же гид, и он же опять составил подписи? Допустим, так.
2) Еще одна
безупречная серия фотографий (не имеющая отношения к 1812 году) - это фотографии, сделанные в поездке по Северному Уралу в 1912 или 1913 году: Ныроб - Искор - Камгорт и Бигичи - Вильгорт - Чердынь. (Правда, я не силен в зоологии; может быть, есть какие-то ошибки в названиях фотографий чучел животных в Чердыни? Я их, по крайней мере, не заметил.) Эти фотографии собраны в конце первого уральского альбома. Здесь-то уж трудно предположить участие знатока 1812 года.
3)
Почти безупречна серия фотографий, сделанных в первой поездке по Уралу в 1909 году: Пермь - Екатеринбург и окрестности (Чертово городище, Каменский завод) - Верхотурье - Кушвинский завод - Нижний Тагил - Березовский завод - Верхний Уфалей - Касли - Кыштым - Челябинск - Ильменское озеро - Златоуст (кроме Уржумки и Александровской сопки) - Вязовая - Симская. (Эти фотографии собраны в начале первого уральского альбома.) Удалось найти, кажется, только три ошибки, притом не очень больших: перепутаны местами две фотографии Екатеринбурга (
снимок 0468 и
снимок 0477 ); памятная доска в Екатеринбурге (
снимок 0476 ) названа воротами Гранильной фабрики (а она и находилась почти рядом с Гранильной фабрикой); Троицкий собор в Златоусте (
снимок 0521 ) назван собором Трех святителей (а в Златоусте была и церковь Трех святителей). Согласитесь, совсем немного для такой большой поездки. Что, и здесь кто-то другой работал за Прокудина-Горского?
4) Практически не содержат ошибок подписи к фотографиям из поездки 1911 года: Владимир - Переславль-Залесский - Александров - Ярославль (повторное посещение) - Кострома (повторное посещение).
5) Весьма мало ошибок в названиях фотографий, сделанных в 1910 году в большой поездке по Волге от Углича до Городца. (Ошибки типа связывания дома Волковых в Угличе с именем Беринга или неправильного названия музейных экспонатов в том же Угличе - не в счет: они целиком лежат на совести не очень квалифицированного гида.)
6) На мой взгляд, вполне удовлетворительна обработка фотографий Суздаля, Рязани и Оки 1912 года (там, где Прокудин-Горский не помнил, где - в Кузьминском или Белоомуте - сделана фотография, он ничего не выдумывал, а давал неопределенные названия.)
7) В настоящее время я еще не закончил рассмотрение альбома "Камско-Тобольский водный путь", но пока в нем видно очень мало ошибок.
Объяснять все эти хорошие работы тем, что Прокудин-Горский не сам их делал, было бы
смехотворно. "Грамотно и без ошибок документировать съемку" Прокудин-Горский был вполне способен.
И еще одно любопытное обстоятельство: весьма странное впечатление производит обработка фотографий, сделанных в поездке по Южному Уралу в 1910 году. Примерно первые две трети - от Уфы до Симского завода - практически безупречны, зато последняя треть - от реки Юрюзани до Александровской сопки - мрак и жуть!
Но у меня и так уже получилось длинно. Продолжу в следующем сообщении.
P.S. При использовании данных материалов вне сайта "Храмы России" обязательна ссылка на адрес в интернете данного сообщения с указанием моей фамилии.