БЕЗОПАСНОСТЬ или УДОБСТВО? Логичный выбор. Рассмотрим снимок 0982 повнимательнее… 1) На снимке видно, что два русла подходят очень близко друг к другу. Чуть впереди (на заднем плане чуть правее центра снимка) видно, что далее русло, по которому на фото следуют суда (новое русло), делает левый поворот. Этот момент полностью укладывается в идентификацию места «слияния» старого и нового русел канала (в направление от Шексны к Белозерску). Визуально я определяю расстояние от точки съемки до поворота нового русла около 150 метров, возможно, чуть больше... 2) Со ссылкой на г-на Петрошеня И.В. и на картографические источники известно, что в районе стыка Белозерского канала и Шексны на старом русле канала было два шлюза - №1 «Безопасность» и №2 «Удобство». Согласно картографическим источникам, эти шлюзы находились последовательно один за другим. Шлюз «Безопасность» располагался ближе к Шексне. И.В. Петрошень (в цитате DMITRY) писал: «за последнее переустройство (1892-1896 гг) были перестроены шлюзы, взамен 2-х шлюзов при выходе канала в Шексну (Безопасность и Польза) был построен один новый шлюз Безопасность». Для начала надо, все же, исправить допущенную (И.В.Петрошенем или DMITRYем) ошибку в цитате – правильно писать: «… взамен 2-х шлюзов при выходе канала в Шексну (Безопасность и Удобство)…», т.к. шлюз «Польза» находился совсем в другом географическом месте (на другом конце Белозерского канала, примерно в 70 верстах от места, рассматриваемого нами сейчас). Теперь, согласно утверждений И.В.Петрошеня, мы знаем, что новое русло обошло стороной оба старых шлюза. Получается, что шлюз «Удобство» расположен ближе к стыку старого и нового русел канала. 3) Вернёмся к рассмотрению фотографии… На ней мы видим, что рельеф старого русла, который хорошо читается особенно возле пакгаузов на правом фланге фотографии, пересекает отвал нового русла. Этот отвал является дамбой для воды в канале (в новом русле), не давая ей перетекать в старое русло. Старое же русло, как видно на фото, постепенно заболачивается… Также на фотографии видно, что в промежуток старого русла от места съемки до места стыка русел никакого больше, кроме видимых шлюзовых ворот, гидротехнического сооружения нет, если только это гидротехническое сооружение не похоронили под насыпью выемок грунта от прорытия нового русла. И так напрашивается единственный очевидный вывод – на фото 0982 верхние ворота старого шлюза УДОБСТВО, но есть два «если»… «Если» №1: Фото сделано действительно возле слияния Белозерского канала и реки Шексны. Но это «если» с высокой степенью вероятности подтверждают картографические данные конца 19-го начала 20 века, современные космоснимки, и прочие источники. «Если» №2: Как я уже написал выше, если шлюз «Удобство» не был похоронен под землёй, под отвалом. Но надо ли было рыть новое русло, строить новый шлюз, чтобы забросить один шлюз и зарыть другой… Не проще ли забросить оба старых шлюза и не тратить на них ни сил, ни времени, ни денег? И по тому, что мы видим на фото, напрашивается вывод, что шлюзы были брошены и не зарыты.
Теперь, что касается уровня воды в этом гидротехническом сооружении. 1) На фотографии видно, что уровень воды на участке старого русла, который (участок русла) мы видим на фото, имеет некоторый «минимум», об этом говорят следы перепада уровней воды, видимые на створках ворот. 2) На фотографии видно, что с одной стороны, условно назову её «верхней», участка старого русла есть естественное ограничение в виде уже мной упомянутой насыпи-дамбы отвала грунта нового русла. 3) Если предположить, что старые шлюзы были заброшены, шлюзовые ворота раскрыты или вообще отсутствуют на своих местах, перепад высот (уровней) стремится к понижению в сторону реки Шексны, то в этом случае (открытых и отсутствующих всех старых шлюзовых ворот) вода из старого шлюза «Удобство» должна была вытечь в Шексну. Для того, чтобы вода не вытекала, её необходимо чем-то запереть или ограничить. Но чем, если по условию задачки мы приняли гипотезу о том, что шлюзовые ворота раскрыты или отсутствуют? Ответ напрашивается при рассматривании фотографии. На фото мы видим (в правом нижнем углу фото) плавающие в воде некие деревянные щитовые конструкции (не очень похожие на створки шлюзовых ворот, у ворот доски нашиты по диагонали конструкции, а на этих щитах параллельно краям) вперемешку с другим мусором. Шлюзовые камеры на канале являлись самым узким местом русла канала. Это подтверждают и рассматриваемая нами фотография и другие фотографии шлюзов. На фото 0982 хорошо видно за шлюзовыми воротами, как русло расширялось. На сколько русло становилось шире вне шлюзовых камер особенно хорошо видно перед пакгаузами справа на фото. В широком месте русла сложнее ограничивать слив воды нежели в узком месте. Наличие всякого мусора в воде меня приводит к простой и логичной мысли – в шлюзовой камере образовался затор из мусора, по сути – плотина, которая и держит слив воды (вспомните бобровые плотины, например). 4) Если предположить, что нижние шлюзовые ворота находятся на своих местах, но закрыты или не сильно приоткрыты, то это совсем облегчает образование запруды в русле и шлюзе… Закон сообщающихся сосудов из учебника физики за 6 класс превращается… в закон замкнутого сосуда.
На снимке верхние ворота старого шлюза УДОБСТВО.
_________________ Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование...
Автор данного текста участвует во всех проектах, которые ему интересны.
|