В поисках разной информации в сети наткнулась на интересные рассказы о своих путешествиях по Древнему Мерву и не только, жительницы Ташкента
Галины Долгой.
Я написала письмо Галине с рассказом о наших исследованиях, у нас завязалась переписка.
Результаты которой я бы хотела показать всем участникам проекта.
Первое, что я ей показала, это:
[0082]
Ответ Галины:
Это место узнал мой муж, хоть, как он говорит, оно изменилось и от крепости остались только оплывшие стены. Это были постройки 19 века. Это недалеко от Байрамали, он стоит в 25 км к востоку от Мары и через него сегодня едут в Мерв. В одном тексте о Мерве мне попалась такая фраза:
"... и уже затем, посетив хорошо сохранившуюся уединенную загородную мечеть Ходжа-Юсуф XVI века, направиться на запад, к мавзолею Мухаммеда ибн-Зейда и окружающим
его небольшим глинобитным постройкам, видимо, более позднего времени, вроде бедных ханак— странноприимных помещений для паломников и дервишей."
http://etnolingvistika.ru/sultan-kala-staryiy-seldzhukskiy-merv.html То есть, эти самые постройки вокруг стены с порталом, вполне могут оказаться "текинским монастырем"
из списка Хантингтона. (
"Текинский монастырь в 8 верст. от Байрам-Али")
http://prokudin-gorskiy.ru/huntington_list.phpТакая версия у нас проскальзывала очень давно, без доказательств, только на основании оценки внешнего вида, насколько я помню.
Кроме того, у нас есть один снимок, о котором почти забыли
, хотя он отмечен как "Предположительно", то есть по сути не идентифицирован.
Я имею ввиду "Печи для плова"
[0155]
Когда я показала Галине этот снимок с вопросом, напоминают ли ей что-нибудь эти сооружения, Галина ответила совершенно однозначно. Привожу ее слова:
Мы называем такие печи очагами. На очаг ставится казан, под ним разжигается огонь. Готовить можно не только плов, а все, что угодно. Очагов много. Это, скорее всего говорит о том, что в этом месте собирается много народа. Мы видели в нашей поездке по Туркмении подобную "кухню" в одном из святых мест, куда приезжают паломники и в большом количестве. Скорее всего, "кухня" на снимке тоже находилась в одном из таких мест. Ведь в районе Мерва погребены многие святые, которым поклонялись и поклоняются до сих пор.
Прослеживается связь с тем снимком, который вы присылали раньше[
имеется ввиду 0082]
и этим. Думаю, и тот, и другой сняты в одном месте. На первом много домиков с куполами, там могли жить паломники. Разрушенная часть стены может быть частью древней мечети, и кухня где-то рядом с домиками.
А очаги на фото сделаны из глины, как и дома, из так называемого сырцового кирпича, не обожженного, смесь глины с сухой травой, сформованная и высушенная на солнце. Форма очага такая для большего сохранения тепла, чтобы меньше использовать дров, их ведь в пустыне нет, используют саксаул, а его и топором не разрубить. Так что жар надо беречь, а такая форма как раз это и позволяет.
Далее я нашла в сети вот такое фото, как изменялся во времени очаг для плова:
А затем получила еще одно письмо от Галины:
Я не знаю, но уверена ,что две туркменские фотографии связаны. Низкие домики с куполами очень похожи на места для размещения паломников. предполагаю, что в этом месте находились либо медресе (храм), либо мавзолей (сооружение, где покоится прах святого), либо муложатхона (место, где собираются дервиши для молитвы)
...
Здесь же очаги. И много. Много людей, много надо еды. Готовили группами, каждая сама себе. Это не как в столовой. Потому очаг не один большой, а много и небольших.
Я прицепила фото современных очагов у святого места, называемого Газли-ота по имени святого, к которому сегодня приходят туда молиться. Находится это место на северо-западе Туркмении. Это для справки. Вы видите, что очагов много. Они больше тех, что на фото П-Горского, и форма у них несколько иная, но это сути не меняет. Форма, кстати, тоже энергоемкая, для меньшего расхода топлива.
Вообщем, я думаю, что подписи к туркменкским фото вы нашли. И "Текинский монастырь", и "печи для плова" - это одно и то же место. И находится оно в 8-ми км от Байрамали, который как раз стоит на краю комплекса "Древний Мерв".
Фото очагов у святого места Газли-ота: