Скажу об одной ошибке, которая на этот раз принадлежит не Прокудину-Горскому и не библиотеке Национального Конгресса. Но эта ошибка, как я увидел, повторяется на нескольких сайтах с фотографиями Прокудина-Горского - в том числе и на сайте Вейников. Я подозреваю, что именно Вейники и были первыми, а остальные действуют с их подачи.
Речь идет о фотографии "Образцы моделей":
![](http://prokudin-gorskiy.ru/library/pg/loc/0480g.jpg)
[0480]
Сам Прокудин-Горский поместил контрольный снимок этой фотографии среди контрольных снимков фотографий Екатеринбургской гранильной фабрики.
Честно говоря, фотография вызывает недоумение: на ней изображены какие-то грубые поделки. Неужели это гранильная фабрика?
Вейники решили: конечно же, нет! Это Касли! И теперь уже на разных сайтах публикуют эту фотографию в качестве фотографии каслинских скульптурок.
Между прочим, на самом деле каслинское литье гораздо тоньше, да и не раскрашивается в разные цвета. А самое главное: на негативе этой фотографии - метка "70" (что соответствует Екатеринбургу), а фотографии Каслей имеют метки "201" и далее. А между Екатеринбургом и Каслями - несколько дней пути (Чертово Городище, Каменский завод, Верхотурье, Кушва, Нижний Тагил, Березовский). Так что ошибка практически полностью исключена: фотография сделана именно в Екатеринбурге.
В Интернете есть книга: Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1953. В разделе "Камнерезное искусство Урала
в конце XIX — начале XX веков", глава "Екатеринбургская гранильная фабрика и её изделия" (
http://virlib.eunnet.net/lithica/ural/1953/23.htm">http://virlib.eunnet.net/lithica/ural/1953/23.htm ) читаем:
Цитата:
Мелкие изделия — флакончики, пепельницы превращаются в почти самостоятельные скульптуры. Они говорят о новой тематике, проникшей на гранильную фабрику в 70-х годах и развивающейся в 90—900-х. В ней своеобразно отразились новые реалистические направления в русском искусстве, его внимание к жизни простого русского народа. Вполне возможно, что попытка освоить новую тематику была вызвана влиянием развивающихся кустарных промыслов. Так, в 1872 году была сделана пепельница в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротниками, из которых вырастает таинственный цветок. В других изделиях — появляется изображение крестьянских домиков, ящериц.
К сожалению, иллюстраций нет. Но, во всяком случае, по описанию ясно, что подобные скульптурки действительно изготавливались в то время на Екатеринбургской гранильной фабрике. (А в центре фотографии - не та ли самая пепельница 1872 года в виде пеньков с грибами и папоротником?)
И все-таки: почему же качество обработки такое грубое? Кажется, и этому можно найти объяснение в той же книге:
Цитата:
В 1886 году Екатеринбургская фабрика получила девять гипсовых моделей. Среди них солонки саксонской фабрики XVIII века, чаши восьмигранной формы китайской фабрики, флакон древнекитайского производства, пепельницы «в виде разрезанной фиги» и другие.
Итак, существовала практика изготовления гипсовых моделей - своеобразных эскизов будущих изделий. (Надо думать, упомянутые здесь модели 1886 года были далеко не единственными.)
Вероятно, на фотографии Прокудина-Горского изображены именно такие гипсовые модели.
Таким образом, в данном случае авторское название фотографии полностью соответствует ее содержанию: изображены именно модели, и именно на Екатеринбургской гранильной фабрике. Нет никаких оснований для изменения ее идентификации.
Я написал об этом на своем сайте, страница
http://ps-spb2008.narod.ru/ur_ekg5a.htm">http://ps-spb2008.narod.ru/ur_ekg5a.htm .