Возможно то, что я напишу ниже, уже кому-то известно и не является новостью. Но для меня более пристальное изучение контрольных альбомов принесло новое открытие. Чем и спешу со всеми поделиться.
До сих пор я серьезное внимание уделяла лишь рабочим (зеркальным) меткам и подписям в альбомах, все остальные пометки на них относила к дополнительной и не всегда ясной для меня информации.
В альбоме для каждого контрольного отпечатка есть подпись и номер. Это порядковый номер снимка внутри альбома. Иногда номера зачеркнуты и исправлены на другие, но в общем, это просто порядковый номер в альбоме. Этот номер дает нам некоторую информацию, а именно: в тот момент, когда составлялись альбомы, снимки были пронумерованы (то есть разложены) именно так.
Кроме того, в альбоме часто стоит карандашная пометка около снимка "Р87-хххх", где "хххх" — четырехзначный номер.
Эти же четырехзначные номера присутствуют и на стеклянных негативах, причем они нанесены не зеркально, а обычно. То, что эти номера были нанесены на негативы работниками БКС, это я помнила, но не задумывалась, откуда они вообще взялись.
![Изображение](http://s59.radikal.ru/i163/1003/37/23fa8f497e68.jpg)
Перечитывая статью Виктора Минахина, обратила внимание на одну фразу, которую уже читала много раз:
"Единственная существующая в настоящее время полная нумерация всех негативов представлена четырехзначными (за небольшим исключением) номерами, которые сотрудники Библиотеки Конгресса перенесли с конвертов на стеклянные пластинки в 2000 году. К сожалению, нам не известно, в какой именно момент появилась эта нумерация на конвертах и является ли она авторской."Четырехзначные номера нанесены работниками БКС, но они не ими придуманы. Эта нумерация пришла вместе с коллекцией, а значит, она может нести в себе некоторую информацию.
Первое же пристальное знакомство с "конвертными" номерами дало интересные результаты. У меня есть два предположения:
Номера были нанесены на конверты
-- после 1916 года;
-- но ДО вывоза коллекции из России.
Безусловно, это только мое предположение, но для него есть причины.
В какой-то момент времени Прокудиным-Горским (или его помощниками) была проведена очередная инвентаризация и систематизация коллекции.
Четырехзначный номер на конверте — это своеобразный шифр, состоящий из двух частей.
1 - Первая цифра обозначает номер альбома, в котором есть описание снимка;
2 - Последние три цифры являются порядковым номером снимку внутри своего альбома.
Альбомы перенумерованы следующим образом:
1 - Разное и этюды
2 - Мурманская ж.д.
3 - По местам войны 1812 г.
4 - Урал
5 - Мариинская водная система
6 - Волга и ее притоки (Ока)
7 - Кавказ
Из этого как раз и следует, что нумерация составлялась после 1916 года, когда были отсняты все альбомы.
Нумерация внутри альбома сквозная, начиная с 1-го номера. Причем, в тех альбомах, где есть снимки, изъятые перед вывозом (Урал и т.п.), нумерация имеет соответствующие "дырки", то есть пропуски. Это может означать только то, что эта инвентаризация проводилась до того, как снимки были изъяты, иначе какой смысл нумеровать снимки, потерянные безвозвратно. Возможно, она как раз проводилась как подготовка к вывозу.
Как я предполагаю, суть это инвентаризации была в том, чтобы каждому негативу поставить в соответствие его альбом и конкретное место в этом альбоме. В начале практически каждого альбома порядковый номер в альбоме (желтый) совпадает с номером на конверте (зеленый).
![Изображение](http://s51.radikal.ru/i133/1003/87/68319f8aeaa8.jpg)
Чем дальше, тем больше вероятность рассогласования в этих номерах и появление небольшого сдвига.
![Изображение](http://s003.radikal.ru/i204/1003/41/aa6fb675de76.jpg)
Тем не менее, есть альбом, в котором номера идут без сдвига! Угадайте какой? Правильно — места 1812 года.
И есть альбом, в котором сдвиги начинаются на первой странице. Угадали? Конечно это Волжский альбом
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Есть еще очень интересное наблюдение: в Мурманском альбоме конвертные номера практически везде совпадают с зеркальными метками.
Самое интересное дальше.
Все больше убеждаюсь в том, что те альбомы, которые мы видим, не являются экспедиционными рабочими альбомами и были составлены после поездок.
Очевидно, что эта "конвертная" инвентаризация проходила при наличии настоящих экспедиционных записей, хотя бы частично.
Исследование некоторых "конвертных" номеров дает решение задач, которые мы уже давно решили совсем другим способом.
Зеркальные метки дают нам информацию о последовательности съемки в рамках одной поездки, пусть не абсолютно верную, но с высокой степенью достоверности.
"Конвертные" номера не могут дать информации времени съемок, но они могут нам сказать, в каком порядке расставил снимки ПГ(?) в момент этой инвентаризации. И может, на этот порядок стоит обратить свое внимание. В некоторых случаях он дает подсказку.
Например,
Никола в Капустниках (Тверь), помещенный в альбоме как церковь в челе Сучки имеет конвертный номер
6729. Если предположить, что работники БКС неверно прочли прочерк и номер на самом деле =
6129, то этот номер "ложиться" на отсутствующую страницу альбома в промежутке между известными страницами Торжка и Твери. Именно туда, где ему и место.
Для снимка
церкви в Городне не было найдено место в контрольном альбоме, но конвертный номер у него
6186! Это как раз в Волжском альбоме, причем номер известного снимка Городни совсем рядом —
6193.
Конечно, в процессе той инвентаризации уже были совершены ошибки:
Могила из Соловков была отмечена как могила князя Гагарина уже в момент той инвентаризации -- у снимка конвертный номер
6199.
Снимок из Мурманского альбома "Река Шуя" был отнесен к альбому "Разное и этюды" — его конвертный номер
1017.
И тем не менее. Если предположить, что в момент инвентаризации были доступны экспедиционные записи, то некоторую подсказку конвертные номера могут нам дать.
Например, снимок
с озером "На Урале" имеет конвертный номер
4366, что соответствует
вот этому месту в альбомеМожет это ошибка при инвентаризации, а может и подсказка.
Подозрительный
снимок "река Урал" имеет конвертный номер
4044, то есть при той инвентаризации он был помещен где-то после
последнего снимка этого листа.
И в дополнение к конвертным номерам: так как нигде не сказано, что работники БКС на негативы наносили еще какие-то метки, кроме четырехзначных номеров с конвертов, и так как эти номера нанесены "прямым текстом", а не зеркальным, то можно предположить, что все зеркальные метки нанесены на негативы НЕ работниками БКС, а либо автором, либо его помощниками.
В таком случае, метка "III-414" на
снимке с собаками нанесена при очередной инвентаризации. Кроме нее на этом снимке присутствует зеркальная метка "133" и конвертный (прямой) номер "4315".
Аналогичная зеркальная метка "III-413" есть на снимке с
озером на Урале.
Возможно это следы очередной (частичной?) инвентаризации, так как именно эти номера 413 и 414 указаны как порядковые к этим снимкам в альбоме, потом они зачеркнуты. Альбом носит название "Урал. III отдел". Совпадение?