Интересная информация с форума филокартист.ру: ------------------------------------------------------ кто знает как печатали открытки в начале 20 века? сколько открыток на лист? у кого есть фото цеха? что за шрифты использовали? какие краски? где производили бумагу для открыток? как происходил заказ открыток? как выглядел путь открытки заказчик - художник[макет] - издатель - покупатель. догадки не интересуют, хочется документальных данных.
Бумагу для открыток изготавливала Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг - об этом встречается упоминание в ее рекламном каталоге. Как происходил заказ? Могу говорить только на примере Общины св. Евгении на основании работы с ее архивом. Издатель (в данном случае это был делопроизводитель Общины И.М. Степанов) достал через покровительницу Общины Е.М. Ольденбургскую несколько адресов знаменитых современных художников и разослал просьбу прислать рисунки для издания с гонораром. Так появились первые четыре рисунка Каразина, а далее от Каразина знакомства шли по цепочке. Да, бывало художники присылали рисунки, а они не печатались, так как не были одобрены художественным совещанием издательства (туда вошли некоторые художники).
Фотографов отыскивали так же по знакомству. Когда Община организовала киоски для продажи открыток, то она стала просить своих продавщиц на местах отыскивать фотографов. Те присылали свои фотографии, художественное совещение опять-таки одобряло или не одобряло их, оценивая их как с художественной стороны, так и со стороны "продаваемости" вида. Свои фотографии давали и сами члены художественного совещания и их друзья: Курбатов, Бенуа, Лукомский, Билибин, Рерих и др. Постепенно сформировался постоянный контингент и профессиональных фотографов. В 1912 году фотограф Павлович получил прерогативу на снимки в Московском регионе. Он одновременно должен был фотографировать различные местности России для «евгениинских» открытых писем и по пути осуществлять контроль над киосками.
Как печатались открытки? Община посылала предварительное письмо в разные типографии - главным образом, крупнейшие. Те отвечали, могут они сейчас напечатать или нет. Постепенно сформировался и постоянный круг типографий. Когда издательство приобрело известность, некоторые типографии, в том числе и зарубежные, стали присылать письма с предложениями печатать у них. Община печатала пробный выпуск открытки, и если уровень печати художественное совещание не устраивал, то отказывалась от дальнейшего сотрудничества. Естественно, соображения размера стоимости печати тоже играли свою роль. Печатались они, например, в той же ЭЗГБ.
Хочу только отметить одну интересную деталь. Она везде ссылалась на свою благотворительную деятельность, а тогда благотворительность была в большом почете, и каждый старался внести свою лепту в это благое дело. Средства шли на содержание Евгенииской больницы в Петербурге, которая существует и поныне. Строились новые лечебные корпуса, вспомогательне сооружения - и все на деньги от открыток. Правда, во время русско-японской войны было напечатано очень большое количество открыток, которое не успели продать, и Община попала в долги. Два года она просила помощи у Российского Общества Красного Креста - своей вышестоящей организации. Я думаю, что открытки плохо продавались, так как война шла далеко, и столицы ее вообще не видели.
Открытки печатались в тех же цехах, что и другая печатная продукция. Отдельный специальный цех иметь накладно. Видела я пробные оттиски открыток Виллие, их было десять на листе. Они печатались у Голике-Вильборга. Но, наколько я поняла количество открыток зависело от возможности типографии. Я помню одно письмо от Прокудина-Горского, где тот просил прислать еще один рисунок для печати, чтобы общее количество рисунков было четным и бумага не пропадала. Община не была довольна не только его фотографиями, но даже репродукциями. Да и современная пресса его жаловала не очень: "С своими цветными, довольно бесцветными репродукциями, удивляющими, что этот безусловно хорошо знающий свое дело человек, все еще не может двинуться вперед и постичь или заставить окружающих постигнуть, как надо исполнять цветную работу".
А что с реализацией? Я опять-таки могу говорить на основании Общины св. Евгении. Она рассылала в различные магазины (книжные и писчебумажные) письма о том, не возьмут ли они на продажу несколько открыток. Печатали рекламу в разных газетах и журналах о выпусках открытых писем. К ним стали обращаться и сами владельцы магазинов, желая взять их на реализацию. Только с 1905 года открытки стали продаваться в почтово-телеграфных учреждениях империи! А с 1903 года Община организует киоки про продаже открыток на вокзалах и становится конкурентом Суворина, который имел исключительное право на распространение открыток на железнодорожных станциях. В поездах Общиной помещались объявления (плакаты) о продаже открыток на станциях. Община даже мечтала о единоличном праве издания открыток в России! Но им сей прожект не утвердили. Кажется, был еще вопрос о цене. Открытки Общины стоили 3-5 копеек (5 копеек - особо интересные, например, Билибин, Рерих и т.п.). Открытки других издательств - 1-2 копейки (по 1 копейке - чернобелые и по 2 , соответственно, цветные). Дороговизна открыток Общины объясняется их благотворительным назначением. По-видимому, дороже стоили и открытки других благотворительных организаций. В 1915 г. стоимость 3-копеечных открыток Общины св. Евгении возросла до 5 и 10 копеек соответственно. В 1916 г. открытки стоили 10 и 15 копеек соответственно. В 1917 году на красочные открытки цена достигла 20 копеек.
|