Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 16 дек 2019, 14:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Финансовая сторона иерейской хиротонии
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2007, 21:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 21:24
Сообщений: 84
Откуда: г. Северодвинск
В воспоминаниях священника XIX в. встретили такую фразу: «Сватьба наша и рукоположение мое во Священника состоялись при помощи одной благодетельницы».
Отсюда получается, что рукоположение во священника требовало определенных материальных затрат. Каких именно?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5034 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Финансовая сторона иерейской хиротонии
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2007, 21:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 дек 2004, 19:05
Сообщений: 141
Откуда: Подмосковье
Н. и Е. Андрущенко писал(а):
В воспоминаниях священника XIX в. встретили такую фразу: «Сватьба наша и рукоположение мое во Священника состоялись при помощи одной благодетельницы».
Отсюда получается, что рукоположение во священника требовало определенных материальных затрат. Каких именно?

Собственно за рукоположение деньги вряд ли брали.
А вот ставленая грамота (кем рукоположен, когда), да на штатном казённом бланке, с печатями-подписями - она должна была денег стоить, как и любой казённый документ. Возможно и ещё за какие-то бумаги следовало платить.
Но вообще судя по фразе можно предположить, что речь идёт о том, что автор воспоминаний получил приход от тестя, женившись на дочери престарелого сельского священника, и траты с этим процессом были связаны, а рукоположение - это уже вторично.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5039 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Финансовая сторона иерейской хиротонии
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2007, 22:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 21:24
Сообщений: 84
Откуда: г. Северодвинск
Бокарёв Александр писал(а):
Возможно и ещё за какие-то бумаги следовало платить.

Где-то что-то я когда-то слышал или читал, что нужно было платить епархиальный взнос. Но может быть и вру.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5041 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Финансовая сторона иерейской хиротонии
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2007, 22:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 21:24
Сообщений: 84
Откуда: г. Северодвинск
Бокарёв Александр писал(а):
Но вообще судя по фразе можно предположить, что речь идёт о том, что автор воспоминаний получил приход от тестя, женившись на дочери престарелого сельского священника.

Если точно - тесть уже давно скончался, а приход был за его дочерью на выданье. Подробнее см. тут:
Воспоминания прот. Мартина Турчиновича


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5042 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2007, 02:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 мар 2007, 19:09
Сообщений: 11
Весьма вероятно, что интересующие вас сведения имеются тут: http://www.brocgaus.ru/text/038/069.htm (статья "Духовенство" из энц. Брокгауза) Статья, конечно, большая, и там много о чем говорится, но в том числе и об интересующей вас теме, причем иногда довольно подробно.
К примеру там есть такие строки (особенно интересна 3 цитата):
Цитата:
Хотя Духовный Регламент и ocyждает наследственную передачу должностей, указ 1722 г. признает ее, говоря о необходимости оставлять при церквах детей Духовенство., чтобы они, служа в дьяках и пономарях и учась в школах, приготовлялись к занятию священнических и дьяконских должностей в своей церкви. Вследствие этого указа церковные места делаются фактической собственностью семьи и не только переходят по наследству, но являются часто предметом гражданских сделок; при Петре было запрещено продавать свои места только тем лицам, которые должны были оставить их за вину.

Цитата:
История белого Духовенство. после Петра гораздо сложнее истории Духовенство. черного. Оба способа замещения церковноприходских должностей продолжают существовать и в XVIII в., причем выборное начало постепенно уступает место наследственному. Главною причиною этого является требование от духовного лица известного образования и распоряжение Петра об испытании ставленников архиереями. Все это давало архиереям широкий простор замещать приходы своими кандидатами и вело к упадку выборов, которые начинают сменяться разными распоряжениями; так, напр., по благочиннической инструкции митр. Платона Левшина выборы производятся уже не всем миром, а только "лучшими" людьми, под строгим надзором благочинного. К концу XVIII в. Духовенство. власть усваивает себе взгляд на выборы как на нечто незаконное и противное правилам церкви (м. Платон), и выборы еще более стесняются, а при имп. Павле в 1797 г. по случаю участия некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков отменяются совсем. Указ 24 июня 1797 г., запрещавший просьбы скопом и заговором, синод применил и к заручным прошениям прихожан: прошения об определении на места велено подавать только ищущим этих мест, с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении. Впоследствии и эти отзывы потеряли всякое значение и заменены аттестатами семинарий, в которых кандидаты учились; некоторую силу одобрения прихожан имеют в последующее время только при переходе из одного прихода в другой и при посвящении из низшей степени церковного служения в высшую при том же приходе. В древней России причетнические должности замещались тоже по выбору; к концу XVII века замещение причетнических должностей стало переходить к священникам, хотя община в договорах с ними часто выговаривала условие — не назначать причетников без ведома мира. Во второй половине XVIII в., когда вследствие развития в Духовенство. наследственности причетнические должности начинают замещаться детьми духовных лиц, вольнонаемный характер их уничтожается и причетник может получить место только после посвящения в стихарь. После ревизии 1744 г. податных людей позволялось посвящать только в случае самой крайней нужды, посвящение же лиц военных было совсем запрещено, солдатских детей даже не принимали в духовные школы. О дворянах после отмены в 1730 г. закона 1714 г. о единонаследии не было никакого узаконения, и это толковалось как запрещение им поступать в духовное звание. Жалованная грамота 1785 г. разрешила, правда, это вступление, но духовное сословие было в то время уже до того принижено, что никто из дворян не пользовался своим правом. И в XIX в. крепостным запрещалось поступать в Духовенство. без отпускной помещика, а людей податных состояний можно было принимать только в случае недостатка лиц духовного звания и если их поведение и образование соответствует духовному сану. Параллельно со всем этим шло и увеличение замкнутости духовных школ. Еще в XVII в. в белом Духовенство. крепко установилось убеждение, что церковные должностные места составляют семейное достояние служивших в ней священно- и церковнослужительских родов. Часто места оставлялись за наследницами в том расчете, что мужчина скорей пристроится. Кроме этого, места продолжали продаваться, меняться и вообще быть предметом разных гражданских сделок. Изданный в 1768 г. указ синода не запрещает сделок на места, а предписывает только во избежание подлогов записывать их в особые шнуровые книги. Даже в Своде Законов (XIII т., ст. 1617) определение лиц духовного звания на места престарелых их родственников и предоставление приходов сиротам показано в числе средств призрения, употребляемых по необходимости и обычаю. Лицу духовного звания, женившемуся на светской девице, приходилось иногда отказываться от надежды получить церковное место. Никакого закона на этот счет не было, но в бо'льшей части епархий обычай получил силу закона, и в консисторских билетах о дозволении ставленнику вступить в брак официально требовалось, чтобы он женился на девице духовного звания. Выработалась, таким образом, своего рода каста, разрушенная только в очень недавнее время.

Цитата:
С церковно-канонической точки зрения духовенство как класс лиц, избираемых на служение церкви, никогда не было и не могло быть сословием. Если оно, тем не менее, в наших законах иногда приурочивается к сословиям, то это объясняется тем, что в некоторые периоды русской истории ему были свойственны наследственность и замкнутость. Наследственность в среде Духовенство. еще недавно доходила до того, что священнические и даже причетнические должности "закреплялись" архиерейскими резолюциями за дочерьми священников и причетников, т. е. переходили к их мужьям. Такой порядок оказался, наконец, стеснительным не только для церкви, но и для государства, так как число воспитанников духовно-учебных заведений чрезвычайно увеличилось и многие из них оставались не только без должностей в духовном ведомстве, но и без всякого дела, по нескольку лет или на всю жизнь. 26 мая 1869 г. издан закон, отменивший наследственность и замкнутость Духовенства. В настоящее время на церковные должности могут поступать граждански правоспособные лица всех званий и состояний (для лиц из податных классов требуется разрешение губернатора), если по умственным и нравственным качествам они удовлетворяют существующим церковным правилам относительно этих должностей; дети духовных лиц не причисляются к духовному званию и им предоставляется свободный выбор занятий.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5044 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2007, 15:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 15 ноя 2007, 21:24
Сообщений: 84
Откуда: г. Северодвинск
Алeксей писал(а):
К примеру там есть такие строки (особенно интересна 3 цитата

Действительно интересно!
См. на эту тему 1-ю часть воспоминаний.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №5049 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет