Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Заиконоспасский мужской монастырь
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 150-155
Заиконоспасский ставропигиальный 2-го класса необщежительный мужской монастырь Никольская, затем 25 Октября, с 1990 г. вновь Никольская ул., 7-9 "Монастырь возник на территории одного из древнейших московских монастырей - Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью (очевидно, Спасской) обособился. Возможно, тогда же здесь образовался монастырь, упоминаемый в документах с 1620 г. как "Спас на Старом" или "Спас Старый" (вероятно, по аналогии с "Николой Старым")"[20]. "Основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым"[18]. "Изображен на Сигизмундовском плане 1610 г."[4]. "Документально известен с 1635 г."[14]. "В 1660 г. был построен Спасский монастырь. Так как он стоял за расположенным по Никольской ул. Иконным рядом, то стал известным под именем Заиконоспасского"[1]. "Главная церковь монастыря впервые построена в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича в честь Нерукотворного Образа Спасителя. А Заиконоспасский монастырь на Никольском крестце основан царем Борисом Годуновым"[2] "в 1600 г."[3]. "Основан монастырь неизвестно когда, но при царе Михаиле Феодоровиче назывался Спасским монастырем на "Никольском крестце, на Песках, на Старом месте" и управлялся строителями. При царе Алексее Михайловиче в нем основана соборная церковь (1660-1661). В 1737 г. церковь пострадала от пожара. По смерти игумена Палладия Роговского в монастыре учреждена архимандрия. До архиеп. Платона монастырь был в ведении Синода. В 1812 г. монастырь был разграблен неприятелями"[11]. "В 1812 г. при Наполеоне оставшихся монахов в Заиконоспасском монастыре французы ограбили до наготы, заставляли их носить грузы. Иеромонах Виктор был брошен в реку Москву за Новинским монастырем, но он реку переплыл и ночевал среди кустов. Иеродиакон Вонифатий по дряхлости не мог носить груз, также брошен в реку. Иеродиакона Владимира заставляли носить груз нагого, потом, прикрыв его св. покровом, приводили в Кремль к королю Неаполитанскому. В нижней церкви были поставлены лошади, вместо ковров их покрывали ризами. В казначейской келии жили портные и шили мундиры. В книжных лавках француженка торговала вином и съестным, постель у нее была покрыта Плащаницей. От взрыва Арсенала в Кремле монастырь был покрыт кирпичами, бревнами, железными полосами и решетками. Стекла все выбило. Перед выходом из Москвы у неприятеля было плохо с продовольствием, ели один картофель, иногда стреляли галок и ворон"[5]. "К монастырю приписана Владимирская церковь у Никольских ворот, начатая постройкой в 1691 г. по указу Петра I и освященная в 1692 г. во имя Владимирской иконы Божией Матери, каменная"[11]. 150 Церковь сломана в 1920-е гг. … "В ризнице монастыря, опустошенной после пожара в 1737 г., разграбленной в 1812 г., замечателен из других вещей серебряный крест, вызолоченный, с 420 частицами мощей разных святых, антиминс 1715 г. и некоторые другие вещи, монастырская библиотека не замечательна. В монастыре погребены, в нижнем храме: строитель монастыря иеромонах Симеон Полоцкий (ум. 25 авг. 1680 г.), над гробом его эпитафия, написанная Сильвестром Медведевым, учеником и преемником его, в 12 статьях по 2 "вирши"; основатель Академии князь, иеромонах, писатель, доктор богословских и философских наук Иоанникий Лихуд (ум. 7 авг. 1717 г.) - надпись на греческом языке составлена братом его Софронием Лихудом; князь Георгий Андреевич Святополк-Четвертинский; строитель и ректор Академии игумен Палладий Роговский (ум. в 1703 г.); учитель философии Академии Василий Выговский, эпитафия на латинском языке. Монастырь имеет 25 десятин огородной земли и леса близ Москвы, мельницу на р. Голедянке, в Шибаевке; доходы с часовни и церкви Владимирских и от сдачи свободных помещений, выходящих на Никольскую ул., под лавки, и получает из казны 1183 руб. 43 коп. В монастыре (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 монахов, 9 послушников. С историей монастыря тесно связана история Славяно-греко-латинской академии, возникшей из существовавшей при нем при царе Михаиле Феодоровиче греко-латинской школы, где учились молодые подьячие приказа тайных дел "по латыням"[11]. "В 1665 г. при монастыре была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Первоначально учащиеся были набраны из молодых подьячих разных приказов. В их числе находился Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший писателем и ученым. Школа готовила образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка как международного было важно для чинов Посольского приказа. В 1680 г. открылась школа при Печатном дворе. Все эти начинания завершились в 1687 г. созданием Славяно-греко-латинской академии, первого опыта организации высшей школы в Москве"[1]. "Царь Алексей Михайлович в 1668 г. "благословил учредить" училище Славяно-греко-латинское и поручил написать строителю монастыря Симеону Полоцкому проект устава его, а на содержание приписал несколько монастырей, что было исполнено, но училище открыто греками, родными братьями Иоанникием и Софронием Лихудами лишь в 1686 г. Ректоры Академии были и настоятелями монастыря. Академия имела характер духовного учебного заведения, дала церкви в России многих просвещенных иерархов и проповедников; из учеников Академии известны: сатирик кн. Антиох Дмитриевич Кантемир, ученый и поэт Мих. Вас. Ломоносов, издатель первой "Арифметики" Леон. Филипп. Магницкий, Вас. Петр. Петров, лирический поэт (ум. в 1800 г.), митр. Киевский Евгений Болховитинов и др. В 1814 г. Московская Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру. На месте Академии существовала после этого Духовная семинария, теперь существует Московское духовное Заиконоспасское училище"[11]. "По плану Академия должна была давать широкое общее образование. В ее программу входил весь цикл средневековой схоластической школы, начиная от грамматики и кончая философией "разумительной, естественной и нравной", даже до богословия. В новое высшее учебное заведение охотно поступали представители высшей московской знати. Среди учеников было два сына боярина князя Ю. М. Одоевского, сын кравчего князя Б. А. Голицына, сын дьяка В. Постникова - впоследствии доктор медицины Падуанского университета, поэт В. К. Тредьяковский"[1]. "В Славяно-греко-латинской академии в 1812 г. осталось 5 учеников, их французы обратили в прислугу, за что довольствовали пищей. В покоях ректора поместился генерал, в покоях префекта его штаб, в классах швальня, на кухне пекли хлебы и отпускали в полки. От пожара здания уцелели. Неприятель расхитил медные деньги 1950 руб. и годовой продовольственный запас: муку, крупу, дрова и проч. От кремлевских взрывов в классах и жилых покоях окна были выбиты, многие покои сделались непригодными к жилью. В 1841 г. Московская духовная академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, в ее здании открыты Заиконоспасское уездное училище и приходское училище. В 1819 г. здания осматривали архитектор Бове и каменных дел мастер Карлони. Они заявили, что здание в совершенной опасности: в верхнем этаже накаты обвалились, в нижнем своды и стены в трещинах, многие кирпичи угрожают падением, кровля раскрыта и проч. Решено было здание сломать, до постройки нового перевести Заиконоспасское уездное училище в Высокопетровский монастырь, приходское - в Богоявленский монастырь. Вековавшее столько лет здание Славяно-греко-латинской академии сломано, тем судьба его закончилась"[5]. "В Академии учились также св. Иннокентий Иркутский, основатель русского театра Волков, путешественник С. П. Крашенинников. Нынешнее Заиконоспасское духовное училище устроено по общему типу, имеет 4 класса, всех воспитанников 160. Принимаются по установленной программе дух. училищ дети духовенства Москвы и иносословные, последние с платою 95 руб. в год" ([13] - данные на 1912 г. - П. П.). "Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Исследования и расчистки энтузиастов доказали, что уцелели, хотя и в перестроенном виде, учебные и жилые корпуса этого первого в России высшего учебного заведения. Предполагается реставрировать строения этого старинного центра русского просвещения и устроить здесь музей" ([7] - данные на 1978 г. - П. П.). Колокольня монастыря, входящая в состав д. № 9 по улице, - "построена в 1900 г."[11] "архитектором 3. И. Ивановым"[3]. "Верх ее разобран в 1924 г."[4]. "Трехэтажные дома № 7 и 9, построенные в конце прошлого века М. Т. Преображенским и 3. И. Ивановым, предназначались для торговых помещений Заиконоспасского монастыря. На бывшей колокольне - мемориальная доска с надписью, что здесь находилась Славяно-греко-латинская академия, в которой учился М. В. Ломоносов"[7]. На самом деле, как показано выше, здания Академии находились не на месте колокольни, а во дворе. Согласно книге воспоминаний активного обновленца А. Краснова-Левитина "Очерки русской церковной смуты" (написана в соавторстве с В. Шавровым), в 1920-х гг. монастырский собор был захвачен одним из движений обновленчества, именовавшим себя "Церковное возрождение" и возглавлявшимся еп. Антонином (Грановским). "Сам еп. Антонин жил в кельях Богоявленского монастыря, к 1922 г. уже закрытого, а служил в соборе Заиконоспасского. Разорвав отношения с другими толками обновленцев, он основал здесь "автокефальную кафедру Союза Церковного Возрождения". 16 января 1927 г. его здесь же и отпели (погребен он за алтарем собора Новодевичьего монастыря); и почти тотчас собор был окончательно закрыт"[21]. "Храм окончательно закрыт в июле 1929 г."[23]. К 1917 г. в монастыре был один соборный храм с двумя престолами. В 1990 г. он занят служебными помещениями, здание сохранилось. "Собор; Учительский корпус (Братские кельи) 1686, 1886 г.; Корпус училища 1822-1826 гг., архитектор О. И. Бове, состоят на государственной охране и имеют охранный № 211"[19]. "Ул. 25 Октября, д. 9. Славяно-греко-латинская академия. Палаты XVII в., учебный корпус, ректорский корпус. Ныне жилые помещения" ([8] - 1968 г. - П. П.). В 1990 г. на улицу выходят здания бывшего монастыря под номерами 7 и 9. В доме № 7 разместилось Производственное объединение радиовещания и радиосвязи № 1. Д. № 9, в состав которого входит колокольня: в западной части отделение связи № 12, из центра недавно выведен склад магазина "Продукты", с востока Институт общей реаниматологии АМН СССР. Третий ярус колокольни, где находилась непосредственно звонница, и красивое завершение ее сломаны. В большом каменном киоте на втором ярусе вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно. С востока от д. № 9 расположены кельи Николаевского греческого монастыря (д. № 11). Между колокольней и собором до недавнего времени также был склад магазина "Продукты". С севера собор соединяется переходами со зданием о трех этажах, представляющим в основе двухэтажные кельи XVII в. В них находилась контора, а к Олимпиаде 1980 г. были поставлены леса и началась медленная реставрация. Другой стороной кельи выходят к стене Китай-города и Театральной площади. В 1990 г. здание принадлежит Историко-архивному институту. К западу от келий находится одноэтажное строение № 1 (здесь служебное помещение строителей МИАИ), а за ним, еще западнее, - трехэтажное строение № 5, занятое детско-юношеской спортшколой Свердловского района (в основе это корпус училища нач. XIX в., архитектор О. Бове). С запада монастырь ограничен проходом к станции метро "Пл. Свердлова - пл. Революции". [1] Сытин. С. 92-93. [2] Синодальный справочник. [3] Александровский, № 96, а также с. 70. [4] Рукопись Александровского, № 229. [5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3, кн. 2. [6] Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 10 (статья З. И. Шамуриной "Великие могилы"). [7] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 196-197. [8] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 157. [9] Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях... М., 1852. С. 45. [10] Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863. [11] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 401-404; библиогр. [12] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 436. [13] Вся Москва: Адресная книга на 1912 г. [14] Материалы. С. 392. [15] Москва. Памятники архитектуры XVII - 1-й трети XIX в. [16] Путеводитель Машкова (рис. 70 - фото колокольни монастыря). [17] Ковалев А. Историческое описание ставропигиального Заиконоспасского монастыря в Москве. М., 1887. 132 с. [18] Москва: Энциклопедия. М., 1980. С. 266. [19] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 91. [20] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 416-418. [21] Левитин А., Шатров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт. 1978. Т. 1. С. 17-24, 148-150, 186, 214; Т. 3. С. 185-186, 292, 296-297. [22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309. [23] Козлов В. "Ввиду потребности для трудовых классов" // Московский церковный вестник. 1991. № 2. С. 8. [24] Иванов О. Ресторан в монастыре // Московский церковный вестник. 1990. № 26. С. 4. [25] Козлов В. Первые сносы // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 8. С. 27-29. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 17-18
Заиконоспасский монастырь. Основан в 1600 году при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался "Спас на старом месте", "Старый Спас на Песках" или "Спасский монастырь, что за иконным рядом". По сведениям от 1610, 1626 и 1629 годов в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1600 года монастырь пострадал от пожара. По обещанию князя Ф. Ф. Волконского был выстроен нынешний двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 года. Около 1701 года игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 года очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII века. Освящение было 15 июля 1742 года, причем по желанию Императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа. Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 году. Нынешняя колокольня, на месте прежней постройки 1743 года, выстроена в XX в. по проекту архитектора З. И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольное Успенской на Покровке церкви 1696 года. Монастырь называется "ставропигиальным", что означает непосредственную зависимость от Святейшего Синода, такую же, как монастырей Симонова, Новоспасского и Донского. В историческом отношении Заиконоспасский монастырь важен тем, что в нем с 1686 года помещалась Академия, в которой слились все прежде бывшие высшие училища: Чудовское, Андреевское, Богоявленское и Типографское. Академия эта до 1700 г. была эллино-славянская, до 1775 года славяно-латинская, до 1814 года славяно-греко-латинская. С 1814 г. в городе Москве нет высшего богословского учебного заведения. Память о проповедях, которые произносили наставники и учащиеся Академии, сохранилась в Скорбященской церкви в виде особой кафедры у левого клироса, имеющей вид позолоченного столпа. К числу известных деятелей, вышедших из Заиконоспасской Академии, принадлежат: Св. Иннокентий Иркутский, митрополит Евгений, Магницкий, Кантемир, Ломоносов, Волков. Некоторые ученые деятели погребены при нижнем храме. Обращают на себя внимание длинные надгробные надписи на стенах о Симеоне Полоцком (1628-1680) и Иоанникии Лихуде (1633-1717). Всего текстов: 2
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Казенном" см. весь список Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||