Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 150-155
Заиконоспасский ставропигиальный 2-го класса необщежительный мужской монастырь
Никольская, затем 25 Октября, с 1990 г. вновь Никольская ул., 7-9
"Монастырь возник на территории одного из древнейших московских монастырей - Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью (очевидно, Спасской) обособился. Возможно, тогда же здесь образовался монастырь, упоминаемый в документах с 1620 г. как "Спас на Старом" или "Спас Старый" (вероятно, по аналогии с "Николой Старым")"[20].
"Основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым"[18].
"Изображен на Сигизмундовском плане 1610 г."[4]. "Документально известен с 1635 г."[14].
"В 1660 г. был построен Спасский монастырь. Так как он стоял за расположенным по Никольской ул. Иконным рядом, то стал известным под именем Заиконоспасского"[1].
"Главная церковь монастыря впервые построена в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича в честь Нерукотворного Образа Спасителя. А Заиконоспасский монастырь на Никольском крестце основан царем Борисом Годуновым"[2] "в 1600 г."[3].
"Основан монастырь неизвестно когда, но при царе Михаиле Феодоровиче назывался Спасским монастырем на "Никольском крестце, на Песках, на Старом месте" и управлялся строителями.
При царе Алексее Михайловиче в нем основана соборная церковь (1660-1661). В 1737 г. церковь пострадала от пожара. По смерти игумена Палладия Роговского в монастыре учреждена архимандрия. До архиеп. Платона монастырь был в ведении Синода. В 1812 г. монастырь был разграблен неприятелями"[11].
"В 1812 г. при Наполеоне оставшихся монахов в Заиконоспасском монастыре французы ограбили до наготы, заставляли их носить грузы. Иеромонах Виктор был брошен в реку Москву за Новинским монастырем, но он реку переплыл и ночевал среди кустов. Иеродиакон Вонифатий по дряхлости не мог носить груз, также брошен в реку. Иеродиакона Владимира заставляли носить груз нагого, потом, прикрыв его св. покровом, приводили в Кремль к королю Неаполитанскому. В нижней церкви были поставлены лошади, вместо ковров их покрывали ризами. В казначейской келии жили портные и шили мундиры. В книжных лавках француженка торговала вином и съестным, постель у нее была покрыта Плащаницей. От взрыва Арсенала в Кремле монастырь был покрыт кирпичами, бревнами, железными полосами и решетками. Стекла все выбило. Перед выходом из Москвы у неприятеля было плохо с продовольствием, ели один картофель, иногда стреляли галок и ворон"[5].
"К монастырю приписана Владимирская церковь у Никольских ворот, начатая постройкой в 1691 г. по указу Петра I и освященная в 1692 г. во имя Владимирской иконы Божией Матери, каменная"[11].
150
Церковь сломана в 1920-е гг. …
"В ризнице монастыря, опустошенной после пожара в 1737 г., разграбленной в 1812 г., замечателен из других вещей серебряный крест, вызолоченный, с 420 частицами мощей разных святых, антиминс 1715 г. и некоторые другие вещи, монастырская библиотека не замечательна.
В монастыре погребены, в нижнем храме: строитель монастыря иеромонах Симеон Полоцкий (ум. 25 авг. 1680 г.), над гробом его эпитафия, написанная Сильвестром Медведевым, учеником и преемником его, в 12 статьях по 2 "вирши"; основатель Академии князь, иеромонах, писатель, доктор богословских и философских наук Иоанникий Лихуд (ум. 7 авг. 1717 г.) - надпись на греческом языке составлена братом его Софронием Лихудом; князь Георгий Андреевич Святополк-Четвертинский; строитель и ректор Академии игумен Палладий Роговский (ум. в 1703 г.); учитель философии Академии Василий Выговский, эпитафия на латинском языке.
Монастырь имеет 25 десятин огородной земли и леса близ Москвы, мельницу на р. Голедянке, в Шибаевке; доходы с часовни и церкви Владимирских и от сдачи свободных помещений, выходящих на Никольскую ул., под лавки, и получает из казны 1183 руб. 43 коп.
В монастыре (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 монахов, 9 послушников.
С историей монастыря тесно связана история Славяно-греко-латинской академии, возникшей из существовавшей при нем при царе Михаиле Феодоровиче греко-латинской школы, где учились молодые подьячие приказа тайных дел "по латыням"[11].
"В 1665 г. при монастыре была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Первоначально учащиеся были набраны из молодых подьячих разных приказов. В их числе находился Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший писателем и ученым. Школа готовила образованных подьячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка как международного было важно для чинов Посольского приказа. В 1680 г. открылась школа при Печатном дворе. Все эти начинания завершились в 1687 г. созданием Славяно-греко-латинской академии, первого опыта организации высшей школы в Москве"[1].
"Царь Алексей Михайлович в 1668 г. "благословил учредить" училище Славяно-греко-латинское и поручил написать строителю монастыря Симеону Полоцкому проект устава его, а на содержание приписал несколько монастырей, что было исполнено, но училище открыто греками, родными братьями Иоанникием и Софронием Лихудами лишь в 1686 г. Ректоры Академии были и настоятелями монастыря. Академия имела характер духовного учебного заведения, дала церкви в России многих просвещенных иерархов и проповедников; из учеников Академии известны: сатирик кн. Антиох Дмитриевич Кантемир, ученый и поэт Мих. Вас. Ломоносов, издатель первой "Арифметики" Леон. Филипп. Магницкий, Вас. Петр. Петров, лирический поэт (ум. в 1800 г.), митр. Киевский Евгений Болховитинов и др. В 1814 г. Московская Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру. На месте Академии существовала после этого Духовная семинария, теперь существует Московское духовное Заиконоспасское училище"[11].
"По плану Академия должна была давать широкое общее образование. В ее программу входил весь цикл средневековой схоластической школы, начиная от грамматики и кончая философией "разумительной, естественной и нравной", даже до богословия. В новое высшее учебное заведение охотно поступали представители высшей московской знати. Среди учеников было два сына боярина князя Ю. М. Одоевского, сын кравчего князя Б. А. Голицына, сын дьяка В. Постникова - впоследствии доктор медицины Падуанского университета, поэт В. К. Тредьяковский"[1].
"В Славяно-греко-латинской академии в 1812 г. осталось 5 учеников, их французы обратили в прислугу, за что довольствовали пищей. В покоях ректора поместился генерал, в покоях префекта его штаб, в классах швальня, на кухне пекли хлебы и отпускали в полки. От пожара здания уцелели. Неприятель расхитил медные деньги 1950 руб. и годовой продовольственный запас: муку, крупу, дрова и проч. От кремлевских взрывов в классах и жилых покоях окна были выбиты, многие покои сделались непригодными к жилью.
В 1841 г. Московская духовная академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, в ее здании открыты Заиконоспасское уездное училище и приходское училище. В 1819 г. здания осматривали архитектор Бове и каменных дел мастер Карлони. Они заявили, что здание в совершенной опасности: в верхнем этаже накаты обвалились, в нижнем своды и стены в трещинах, многие кирпичи угрожают падением, кровля раскрыта и проч. Решено было здание сломать, до постройки нового перевести Заиконоспасское уездное училище в Высокопетровский монастырь, приходское - в Богоявленский монастырь. Вековавшее столько лет здание Славяно-греко-латинской академии сломано, тем судьба его закончилась"[5].
"В Академии учились также св. Иннокентий Иркутский, основатель русского театра Волков, путешественник С. П. Крашенинников. Нынешнее Заиконоспасское духовное училище устроено по общему типу, имеет 4 класса, всех воспитанников 160. Принимаются по установленной программе дух. училищ дети духовенства Москвы и иносословные, последние с платою 95 руб. в год" ([13] - данные на 1912 г. - П. П.).
"Долгое время считалось, что от Академии ничего не сохранилось. Исследования и расчистки энтузиастов доказали, что уцелели, хотя и в перестроенном виде, учебные и жилые корпуса этого первого в России высшего учебного заведения. Предполагается реставрировать строения этого старинного центра русского просвещения и устроить здесь музей" ([7] - данные на 1978 г. - П. П.).
Колокольня монастыря, входящая в состав д. № 9 по улице, - "построена в 1900 г."[11] "архитектором 3. И. Ивановым"[3]. "Верх ее разобран в 1924 г."[4].
"Трехэтажные дома № 7 и 9, построенные в конце прошлого века М. Т. Преображенским и 3. И. Ивановым, предназначались для торговых помещений Заиконоспасского монастыря. На бывшей колокольне - мемориальная доска с надписью, что здесь находилась Славяно-греко-латинская академия, в которой учился М. В. Ломоносов"[7].
На самом деле, как показано выше, здания Академии находились не на месте колокольни, а во дворе.
Согласно книге воспоминаний активного обновленца А. Краснова-Левитина "Очерки русской церковной смуты" (написана в соавторстве с В. Шавровым), в 1920-х гг. монастырский собор был захвачен одним из движений обновленчества, именовавшим себя "Церковное возрождение" и возглавлявшимся еп. Антонином (Грановским).
"Сам еп. Антонин жил в кельях Богоявленского монастыря, к 1922 г. уже закрытого, а служил в соборе Заиконоспасского. Разорвав отношения с другими толками обновленцев, он основал здесь "автокефальную кафедру Союза Церковного Возрождения". 16 января 1927 г. его здесь же и отпели (погребен он за алтарем собора Новодевичьего монастыря); и почти тотчас собор был окончательно закрыт"[21]. "Храм окончательно закрыт в июле 1929 г."[23].
К 1917 г. в монастыре был один соборный храм с двумя престолами.
В 1990 г. он занят служебными помещениями, здание сохранилось.
"Собор; Учительский корпус (Братские кельи) 1686, 1886 г.; Корпус училища 1822-1826 гг., архитектор О. И. Бове, состоят на государственной охране и имеют охранный № 211"[19].
"Ул. 25 Октября, д. 9. Славяно-греко-латинская академия. Палаты XVII в., учебный корпус, ректорский корпус. Ныне жилые помещения" ([8] - 1968 г. - П. П.).
В 1990 г. на улицу выходят здания бывшего монастыря под номерами 7 и 9. В доме № 7 разместилось Производственное объединение радиовещания и радиосвязи № 1. Д. № 9, в состав которого входит колокольня: в западной части отделение связи № 12, из центра недавно выведен склад магазина "Продукты", с востока Институт общей реаниматологии АМН СССР. Третий ярус колокольни, где находилась непосредственно звонница, и красивое завершение ее сломаны. В большом каменном киоте на втором ярусе вместо иконы Спаса Нерукотворного пробито окно.
С востока от д. № 9 расположены кельи Николаевского греческого монастыря (д. № 11).
Между колокольней и собором до недавнего времени также был склад магазина "Продукты".
С севера собор соединяется переходами со зданием о трех этажах, представляющим в основе двухэтажные кельи XVII в. В них находилась контора, а к Олимпиаде 1980 г. были поставлены леса и началась медленная реставрация. Другой стороной кельи выходят к стене Китай-города и Театральной площади. В 1990 г. здание принадлежит Историко-архивному институту.
К западу от келий находится одноэтажное строение № 1 (здесь служебное помещение строителей МИАИ), а за ним, еще западнее, - трехэтажное строение № 5, занятое детско-юношеской спортшколой Свердловского района (в основе это корпус училища нач. XIX в., архитектор О. Бове).
С запада монастырь ограничен проходом к станции метро "Пл. Свердлова - пл. Революции".