Храмы России

Вход
Храмы России |  Новости |  Поиск |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
 
Российская федерация
Москва
 Город в границах 1917 года
  Южная часть
версия для печати

Симонов мужской монастырь

 
Учетная карточка
       
У Ч Е Т Н А Я   К А Р Т О Ч К А
Название

Симонов мужской монастырь

Тип постройкимонастырь
Архитекторы
1590-е:Конь Ф. С. (ограда)
1630-е:Константинов А. (ограда)
1680-е:Петров П. (монастырский корпус(корпуса))
1680-1683:Старцев О. Д. (трапезная)
1832-1839:Тон К. А. (колокольня)
Историческое исповеданиеПравославный
Современная принадлежностьРПЦ МП
Статуссохр.
Адрес на 1917 г.Москва, Симоновская слоб.
Современный адресМосква, ул. Восточная, 4
См. также
Изображение
Симонов монастырь в Москве. Хорошо видны Успенский собор и колокольня с церковью Иоанна Царьградского и Александра Невского.
Симонов монастырь в Москве. Хорошо видны Успенский собор и колокольня с церковью Иоанна Царьградского и Александра Невского.

Дата съемки: 1882 год

всего изображений в галерее: 77
посмотреть изображения всех храмов монастыря
Местоположение
координаты: 55.714206°N   37.656624°E
Файл (kml) для Google Earth
Файл точек (wpt) для GPS-навигатора
 
Найти храмы в округе
Найти ближайшие станции метро
Дата создания карточки14 июля 2008 года
Дата обновления карточки9 июля 2014 года
СоставительИванов Юрий
 
Т Е К С Т Ы
 
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 280-286, 290-291
Симонов 1-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь "в 3 участке Рогожской части, на левом берегу р. Москвы, против Дербеневской набережной"[1]
Восточная ул., 4
"Основан в 1370 г. учеником преп. Сергия Феодором, позже архиепископом Ростовским"[1].
"Основан в 1370 г. преп. Феодором, племянником Сергия Радонежского. Название свое получил от Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Он был основан на том месте, где теперь находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове - древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя. Первоначально храм был деревянный, и только в 1509 г. была построена на том месте ныне существующая церковь"[2]. В настоящее время церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове стоит на территории завода "Динамо", ул. Ленинская слобода, 26; о ней подробнее см. в части "Город в границах 1917 г.".
"В 1379 г. монастырь был перенесен на то место, где находится и поныне. В том же году там заложена церковь Успения Божией Матери. Постройка ее была окончена в 1405 г.
Братские кельи монастыря двухэтажные каменные. Сохранился древний келарский корпус. Ограда древняя каменная с башнями, имеет вид неправильного 4-угольника. Окружностью 395 саж., высотой 3,5 саж. В ограде ворота восточные, северные и западные. Северные под колокольней"[2].
"По церковной утвари и ризнице монастырь считается наряду с богатейшими монастырями России"[3].
"Симонов монастырь основан при вел. кн. Димитрии Ивановиче, в Старом Симонове. По смерти преп. Сергия игумен Феодор перенес его на нынешнее место. В монастыре жили во время постов цари: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич. Здесь получили духовное воспитание многие исторические лица русской церкви: преп. Кирилл Белозерский, митрополиты Геронтий (1473-1489), Варлаам (1511-1522), Иов (1587-1605) - впоследствии первый Патриарх Всероссийский, Патриархи Гермоген (1606-1612), Иосиф (1642-1652) и Иоасаф II. В монастыре погребены: сын вел. кн. Димитрия Донского кн. Константин Покровский, митр. Варлаам, царь Симеон Бекбулатович, генерал-фельдмаршал Вас. Платонович Мусин-Пушкин"[4], "В. Пассек"[2], "у восточной ограды, на старом кладбище монастыря положены также поэт Д. В. Веневитинов (1805-1827), писатели С. Т. Аксаков (1791-1859) и его сын Константин Сергеевич (1817-1860)"[5].
"В монастырской ограде погребены кн. Ф. М. Мстиславский, князь Урусов и многие другие русские деятели"[6].
"Князь Константин, сын Димитрия Донского (1388-1430), умер иноком Симонова монастыря, приняв имя Кассиана"[7].
"Строительство каменных башен и стен монастыря началось, видимо, в XVI в. От этого периода сохранилась великолепная угловая башня под названием "Дуло". Некоторые исследователи относят ее к XVII в. Она представляет собой многогранник, ребра которого прикрыты снаружи лопатками. Многочисленные бойницы расположены в три яруса в "шахматном" порядке, верхние имеют небольшие наличники. В конце XVII в. башня "Дуло", как и остальные монастырские башни, получила высокий шатер со множеством небольших окошечек-слухов и двухъярусной смотровой вышкой. Остальные две башни (из сохранившихся к 1990 г. - П. П.) - пятигранная "Кузнечная" и круглая "Солевая", как и соединяющая их крепостная стена, - построены в 40-х гг. XVII в."[13].
"В 1771 г. монастырь был упразднен, по случаю чумы его превратили в чумной карантин. В 1795 г. по ходатайству гр. Мусина-Пушкина его вновь восстановили"[5].
"Монастырь получает ежегодно (к 1907 г. - П. П.) из казны 1851 руб. 79 коп. В нем: архимандрит, монахов 16, послушников 6"[2].
Звонарь-виртуоз К. К. Сараджев вспоминает в своей "Автобиографии" (нач. XX в.): "Восьми лет неожиданно услышал я восхитительный колокол. Услышал я удар в колокол, который повторялся приблизительно каждые 25 секунд. Он доносился со стороны Замоскворечья. Он овладел мною; особенность этого колокола заключалась в его величественной силе, в его строгом рычании, параллельно с гулом. Надо прибавить, что рычание-то и придавало ему какую-то особенную оригинальность, совершенно индивидуальную. Сперва, в самый первый момент, был я испуганно поражен колоколом, затем испуг быстро рассеялся, и тут открылась передо мной величественная красота, покорившая всего меня и вложившая в душу сияющую радость. До сей минуты запечатлелся этот звук во мне! Оказалось - этот колокол был Симонова монастыря. Я начал часто ездить туда с няней, с родными, вскоре стал ходить туда один". Позже, после закрытия монастыря, К. К. Сараджев еще изредка ходил звонить на его колокольню[8].
Очевидец последних лет жизни монастыря А. Н. Руднев так рассказывает о двух своих посещениях его в 1914 и 1915 гг.: "...31 августа побывали в Симоновом монастыре, где я не был лет шесть. Отстояли там архиерейскую обедню (служил владыка Мисаил, который в мое детство был московским викарием), потом молебен перед Казанскою иконой Божией Матери, осмотрели храм, помолились над могилами о. Алексия, его келейника о. Ионы и о. Марка, а после нашли могилу восстановителя монастыря архимандрита Игнатия, близкого к знаменитому старцу Паисию Величковскому (мне хотелось поклониться о. Игнатию, и я был рад, что мы нашли его старинный памятник); затем были на могилах поэта Веневитинова и Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича Аксаковых. Эта обитель, которую я люблю с детства, всякий раз производит на меня сильное впечатление... : новая, но в старинном стиле живопись собора (особенно - картины из славного средневекового прошлого обители), изящный - начала XIX в. - придел в честь Казанской иконы, широкая паперть с св. Софией над входом, густые, узкие аллейки от собора к кельям - старым и как бы запущенным (что тоже почему-то очень хорошо гармонирует с общим духом Симонова!), старинное, заброшенное с 1812 г. здание на заднем дворе, башни с блестящей черепичной кровлей, штук пять пушек на одной стене, - и всюду какая-то особенная тишина и уединение... Как хорош вид от собора - несколько вниз - на пеструю трапезную (зимнюю) церковь и обратно - от трапезной на собор! ... Ходили и на Старое Симоново, через окно смотрели в церковь и поклонились до земли видной в окне гробнице Пересвета и Осляби и опять рассматривали образ св. Софии над алтарем...
Достояли до конца обедню в соборе, в приделе Казанской иконы Божией Матери стояли молебен, осмотрели всю церковь, причем А. В. особенно долго стоял перед изображением Христа в темнице и читал апокрифические суждения членов синедриона. Из церкви пошли в часовню, воздвигнутую над могилами о. Алексия, о. Ионы и о. Марка... А. В. поцеловал изображение о. Алексия, я показал ему отверстие, где берут песок от его могилы. За часовней поклонились могиле подвизавшегося здесь духовным подвигом генерала Михаила Зиновьевича Дурасова: он был учеником старца Алексия и даже - преп. Серафима Саровского. У алтаря соборного храма посетили могилы восстановителей монастыря после его временного упразднения - архимандрита Игнатия и третьего после него настоятеля - архим. Герасима... Потом мы искали - но, к сожалению, безуспешно - могилу Максима Ивановича Невзорова, издателя нравственного (несколько масонского) "Друга юношества": его трогательная биография... помещена была в славянофильской "Русской Беседе" 1856 г. ... Очень понравился А. В. задний двор: и есть чему понравиться! Низенькие старые ворота соединяют теперешнюю церковь с каким-то не вполне как будто обитаемым старинным же зданием... но самое оригинальное - дальше! Это - совсем уже заброшенное трехэтажное здание с заколоченными окнами, с целыми кустами и высокой травою на втором этаже, над арками нижнего этажа... Вообще этот монастырь хорош своей уединенностью, запущенностью некоторой; взять хотя бы низенькие кельи с глубокими, густо заросшими аллеями акации к ним... Я побывал в подвале под трапезной церковью. Там усыпальница... Усыпальница разделяется на три части (сообразно с тремя алтарями над нею); в каждом отделении стоит распятие. Доступны для обхода только два первых отделения, т. е. под главным алтарем и под алтарем левого придела. Когда мы взошли туда, из средней части слышались рыдания. Там, в полумраке, мы увидели пожилую женщину, просто одетую, стоявшую на коленях перед распятием и со слезами молившуюся... Под главным алтарем есть памятник в виде невысокой, лежащей на земле гробницы - как будто мраморный; он покрыт желтым покрывалом с бахромой, думаю (судя по месту), что это - надгробие схимонаха Павла, постриженика знаменитого Молдавского старца Паисия Величковского; подойти близко мы не решились: в этом месте каменный пол оседает, камни торчат вверх и приближаться туда опасно"[19].
"Монастырь был закрыт в 1923 г. В нем организован музей; был выпущен его путеводитель и проектировались реставрационные работы в 1927 г."[9]. "Последний храм закрыт в мае 1929 г."[36].
"Музейные работники шли на компромисс. Так, в декабре 1922 г., высказавшись против передачи клубу надвратной церкви Симонова монастыря с иконами XVI-XVII вв., они предложили использовать для этой цели предцерковное помещение XVIII столетия. В кельях разместились общежития и квартиры для рабочих"[33].
"Игумен Антонин из Симонова монастыря скончался в 1925 г. на Соловках в заключении; причтен к лику новомучеников Российских"[31].
"Памятники на монастырском кладбище сохранялись до 1928 г. В октябре 1928 г. вскрыта была могила игумена Тихона (умер в 1911 г.) и монахов Марка и Алексея, некоторые предметы из этих погребений предназначались для открытого в монастыре музея. В январе 1930 г. взорваны 5 из 6 монастырских церквей, башни Сторожевая, Тайнинская с прилегавшими к ней зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной" ([10]; см. также фотографии монастыря 1911-1929 гг., сделанные А. А. Губаревым, - Гос. Ист. музей, альбомы 1001-1043).
В журнале "Огонек" № 4 от 10 февраля 1930 г. на обложке помещена фотография С. Фридлянда, изображающая огромный обломок только что взорванной колокольни Симонова монастыря, с подписью: "Вместо крепости церковного мракобесия - рабочий дворец культуры. 8 тысяч рабочих Ленинской слободы участвовали в субботнике по сносу развалин б. Симонова монастыря, на месте которого будет создан громадный Дворец культуры". Там же на с. 7 - еще две фотографии: субботник по разбору кирпича после взрыва собора и колокольни; стены Симонова монастыря, взорванные в ночь на 21 января 1930 г. Им предпослана статья с тем же заглавием, что на обложке, гласящая: "Единственным целесообразным местом для постройки Дворца оказалась территория б. Симонова монастыря. Комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены. Одновременно было решено приспособить под культурное учреждение трапезную монастыря, отстаиваемую Главнаукой... В ночь на 21 января, в 6-ю годовщину смерти В. И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны... Для разборки кирпича через несколько дней после взрыва был организован субботник, в котором приняли участие 8000 рабочих. За день участники субботника уложили в штабеля 35.000 кирпичей. Свыше 200 000 кирпичей было увезено на склады. По окончании субботника состоялся митинг". Подпись под статьей: "О. К."[20].
"Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память перед замечательными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конечно, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузиасты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище. Так вот, сохранился протокол... Потрясло меня одно место из этого протокола. Вот оно: "При извлечении останков некоторую трудность представляло взятие костей грудной части, так как корень березы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, пророс через левую часть груди в области сердца". Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?"[11].
"На месте большей части монастыря в 1932-1937 гг. архитекторы Л. А., В. А. и А. А. Веснины построили Дворец культуры автомобильного завода им. И. А. Лихачева"[12].
К 1990 г. в монастыре сохранились следующие здания, состоящие на гос. охране под № 94: "Крепостные стены (три прясла); Солевая башня (угловая, юго-восточная); Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене); "Дуло" (угловая, юго-западная башня), "Водяные" ворота, 1-я пол. XVII в.; "Келарский корпус" (Старая трапезная), 1485, XVII в., XVIII в.; "Новая" трапезная, 1677-1683, зодчие П. Потапов, О. Старцев; "Сушило" (солодежня), XVI в., 2-я пол. XVII в.; Казначейские кельи, 1-я треть XVII в."[21].
В 1982 г. вся территория была еще огорожена, здания заняты промкомбинатом московского общества "Рыболов-спортсмен" Росохотрыболовсоюза - здесь производили рыболовные крючки и прочую снасть, одновременно нанося большой вред памятнику: в трапезной церкви пробиты отверстия для труб; башни, в том числе знаменитая "Дуло", дали множество трещин и т. д. Многолетние усилия добиться перевода комбината в более подобающее место и провести реставрацию памятника долго не давали положительных результатов. Даже вход на территорию его посетителям был закрыт.
"В юго-западном углу - здание, известное под названием "солодежни", или "сушила". Судя по документам XVIII в., оно предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцовой стороне здания, в свое время украшенной так же, как и трапезная церковь, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписаным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней, свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальные помещения второго и третьего этажей (своды второго этажа сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени"[13]. В 1982 г. здание "сушила" было занято производственно-складским помещением, вид его был весьма неприглядный: окна забиты досками или повыбиты, низ разрушается.
К 1990 г. монастырь занят объединением "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР: его московскому управлению комплекс был передан в середине 1980-х гг., и оно подрядило мастерскую № 1 Мосреставрации начать восстановление оставшихся зданий обители. Предполагается устроить тут выставочный зал и проч.; пока вычинено одно административное помещение. Прихожане, идущие на службу во вновь открытый в 1989 г. храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, с грустью смотрят на прозябание в запущенности древнего монастыря.
"В Третьяковской галерее находятся четыре иконы, связанные с Симоновым монастырем.
1. "Богоматерь Одигитрия", ок. 1397 г. (моск. школа), принесенная в 1397 г. в Белозерский край св. Кириллом Белозерским из московского Старого Симонова монастыря и до революции находившаяся в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря. В галерею поступила в 1931 г. из Центр. гос. реставрационных мастерских.
2. "Богоматерь Владимирская", перв. пол. XVI в. из собора Симонова монастыря, откуда поступила в галерею в 1931 г.
3. "Богоматерь из Деисусного чина", втор. пол. XVI в., поступившая в 1930 г. из фонда Моск. отдела народного образования.
4. Складень трехстворчатый из ризницы Симонова монастыря (в ее описи сказано, что этим складнем Сергий Радонежский благословил иноков Пересвета и Ослябю перед Куликовским сражением; однако современная датировка относит его к сер. XVII в., моск. Школы). Поступил из ризницы монастыря в 1930 г. На среднике изображен Спас Смоленский с припадающими Николой и Кириллом Белозерским и двумя ангелами, на створках предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча"[28].
К 1917 г. в монастыре было 6 храмов с 11 престолами.
В 1900 г. сохранился один закрытый храм с 5 престолами, пять других с 6 престолами разрушены.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 399-400; библиогр.
[2] Путеводитель Машкова. С. 165-166.
[3] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[4] Синодальный справочник.
[5] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 361.
[6] Останкович Н. П. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912. С. 49.
[7] Настольный энциклопедический словарь Гранат. 1903.
[8] Цветаева А. Повесть о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 138, 155.
[9] Торопов С. А., Троицкий В. И. Симонов монастырь (история и путеводитель по музею). М., 1927.
[10] Рукопись Александровского, № 401 и 200 - церковь Тихвинская, № 27 - Успенский собор, № 214 - церковь Всемилостивого Спаса, № 312 - церковь Николая чудотворца, № 852 - церковь Иоанна в колокольне, № 442 - церковь Александра Свирского и XL - стены и башни.
[11] Солоухин Вл. Славянская тетрадь. Письма из Русского музея. М., 1979. С. 478.
[12] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 478.
[13] Ильин М. Москва. М., 1970. С. 140-142.
[14] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 159.
[15] Александровский, № (соответственно) 109, 5, 32, 346, 357, 192.
[16] Третьяков А. Московский Симонов монастырь. 2-е изд. М., 1893. 23 с.
[17] Москва и ее окрестности. Спб., 1896 (фото).
[18] Souvenirs de Moscou. М.; Спб.: Изд. Дациаро, б. г. (вид).
[19] В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 310, 317, 351.
[20] Огонек. 1930. № 4. 10 февр. С. 1, 7.
[21] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 86.
[22] Материалы. С. 855.
[23] Евстафий, архим. Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь. 2-е изд. М., 1867. 33 с.
[24] О Казанской чудотворной иконе Божией Матери в Московском Симонов ом монастыре. 2-е изд. М., 23 с.
[25] Токмаков И. Историко-археологическое описание московского Симонова монастыря. 2-е изд. М., 1896. 131 с.
[26] Вечер в Симонове // Бочаров Н. И. Сочинения. 1840. 123 с. (предания, история).
[27] Канцельсон Р. Ансамбль Симонова монастыря в Москве // Архитектурное наследство. М., 1956. Вып. 6.
[28] Антонов В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 253; Т. 2. С. 140, 174-175, 291.
[29] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 121 (о трапезной).
[30] Голицын С. М. Как в Москве разрушали памятники старины // Моск. вестник. 1989. № 1. С. 333-336 (о сносе монастыря).
[31] Новые мученики Российские / Сост. прот. М. Польский. Джорданвилль. 1949. Т. 1. С. 199.
[32] Историческое описание Московского Симонова монастыря / Сост. В. В. Пассеком. М., 1843.
[33] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.
[34] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[35] Суходолов В. Кинотеатр в трапезной Симонова монастыря // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 5. С. 28-30.
[36] Козлов В. "Ввиду потребности для трудовых классов" // Московский церковный вестник. 1991. № 2. С. 8.
[37] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 49-50.
Список сокращений
Всего текстов: 1
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск объектов
расширенный поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, арх. фонды
 поиск фотографий
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Секирный замок"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Христова в Рождествено"

см. весь список

Из фондов проекта:
Часовенные столбы конца XIX - начала ХХ веков
Часовня в Троице-Вязниках
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2017 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет