Касательно нарышкинского стиля - он по сути барокко не является, так как у него другая тектоническая система (то есть соотношение опорных и несущих конструкций): колонны (которые ничего не несут), фронтоны (которые разорваны и потому ничего не закрывают), пилястры, балюстрады и прочие ордерные элементы механически наложены на объем старого посадского храма, используются чисто декоративно, без связи с конструкцией и могут быть удалены без всякого ущерба для здания. Отличительные признаки стиля Александр Бокарев назвал в общем верно, но после каждого нужно добавлять оговорку "часто, но не всегда". Нарышкины, кстати, были не первыми и не единственными заказчиками стиля, в отличие от строгановского стиля, все храмы которого построены по одному заказу и, возможно, одной рукой.
Строгановскую архитектуру можно рассматривать как направление в рамках нарышкинской, однако свои отличительные черты у нее есть: храмы более массивны, меньше устремлены вверх, с менее выраженной ярусностью, и в то же время богаче декорированы (кто-то заметил, что разница в декоре нарышкинских и строгановских памятников как между резьбой и кружевами), в них активнее используется цвет.
Московское же барокко (имея в виду Ухтомского и иже с ним), тотемское барокко, некоторые другие виды провинциального барокко - как раз таки барокко настоящее, близкое по своей тектонике к западному. Украинское барокко стоит где-то между нарышкинским и настоящим (точнее, нарышкинский стиль - по сути украинский, переделанный под традиции древнего посадского храма).
Есть и другие близкие к нарышкинскому стилю явления: голицынское барокко, раннее петровское барокко и др., которые лежат в диапазоне от "не совсем барокко" до "совсем не барокко".
А еще есть памятники, относящиеся к смешанным и переходным стилям... А еще бывает, когда в последующие эпохи используют черты того или иного стиля прошлого...
У меня подготовлена статья о нарышкинском стиле, где это все рассматривается подробно и с иллюстрациями. Возможно, она будет где-то когда-то опубликована.
|