Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 13 мар 2025, 10:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 273 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 19  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09 окт 2008, 09:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 май 2008, 09:49
Сообщений: 201
Откуда: Смоленск
Сделал также PDF-версию статьи (1МВ) - http://microcap.ifolder.ru/8481844
А то DjVu все-таки картинки сильно портит.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6915 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Максимович
СообщениеДобавлено: 11 окт 2008, 11:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Какая судьба ждала бы Прокудина-Горского, останься он в Советской России? На этот вопрос уже никто никогда не ответит.
Тем интереснее проследить судьбу ближайшего соратника и соавтора некоторых важнейших изобретений ПГ - С.О.Максимовича (на этом форуме я ещё в мае запостил его статью).

Итак, материал из БСЭ:

Цитата:
Максимович Сергей Олимпиевич [5(17).6.1876, Петербург, — 27. 12. 1941, Ленинград], советский учёный и изобретатель в области цветной кинематографии и фотографии. В 1901 окончил высшее техническое училище в Дармштадте. В 1901—1916 работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак) в Петербурге. В 1919—30 профессор Высшего института фотографии и фототехники (позже Фотокинотехникум), с 1930 сотрудник Научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. В 1909 М. запатентовал способ трёхцветного кинематографа. В 1912 разработал новый способ изготовления цветных кинофильмов; в 1914 по этому способу был снят цветной короткометражный фильм. Первым применил в цветной кинематографии (1920) расщепляющую призму, устраняющую при съёмке параллакс. Исследования и изобретения М. в сенситометрии имели большое значение для развития фотографии; он, в частности, установил зависимость оптической плотности проявленного слоя от характера светового потока (явление М.). Автор ряда изобретений в области гальванопластики и электротехники.
Лит.: Ляликов К. С., С. О. Максимович — пионер цветной кинематографии в России, в книге: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954.


Вам не кажется, что советская историография приписала единолично Максимовичу некоторые достижения, которые были сделаны им совместно с ПГ?
Сам Максимович, очевидно, умер в блокаду от голода и холода.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6964 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Максимович 2
СообщениеДобавлено: 11 окт 2008, 11:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вот ещё материал с сайта http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=82487

Цитата:
Максимович Сергей Олимпиевич [5 (17) июля (по другим источникам, 1 {13} июня) 1876 — 1942] — сов. изобретатель в области цветного кино и фотографии. В 1901 окончил высшее технич. уч-ще в Дармштадте. В 1901 —16 работал в Экспедиции заготовления гос. бумаг (ныне Гознак) в Петербурге; с 1921 возобновил свою работу там же (Гознак). В 1917—30 — проф. Высшего ин-та фотографии (позже Фотокинотехникум), с 1930 — сотрудник Н.-и. ин-та геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1909 усовершенствовал оптич. систему поляризационного денситометра. Работы М. сыграли значительную роль в развитии трехцветного кино по субтрактивно-аддитивному способу. В 1909 он запатентовал (герм. патент № 229007 от 22 дек. 1909) изобретенный им способ трехцветного кино и в этом же году впервые осуществил трехцветные киносъемки. 22 дек. 1912 М. подал заявку на новый способ изготовления цветных кинематографич. лент (рус. привилегия № 2446). М. принадлежит приоритет в применении (1920) в цветном кино двусторонней пленки и расщепляющей призмы, устраняющей параллакс. Исследования М. в сенситометрии имели большое значение для развития фотографии. М. имеет также ряд изобретений в области гальванопластики и электротехники. Погиб во время блокады Ленинграда. Лит.: Ляликов К. С., С. О. Максимович — пионер цветной фотографии и кинематографии, в кн.: Рефераты докладов на совещании по цветной фотографии и кинематографии 23—27 окт. 1950 г., М.. 1950; его же, С. О. Максимович — пионер цветной кинематографии в России, в кн.: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954.


Так кто же изобрел цветное кино?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6965 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Максимович 3
СообщениеДобавлено: 11 окт 2008, 11:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Тут ещё нашлось кто-что про Максимовича на http://i-r.ru/show_arhive.php?mode=prin ... 07&id=1567

Цитата:
125 лет назад, 17.7.1876, в Петербурге родился Сергей Олимпиевич МАКСИМОВИЧ - один из зачинателей цветной фотографии в России. После Александровского лицея (Петербург) Максимович окончил электрохимический факультет политехникума в Дармштадте (Германия). Полихромной светописью Максимович увлекся еще в студенческие годы. В политехникуме он освоил способы цветной фотографии, разработанные Гофманом и Гезекнелем. Получив в 1901 г. дармштадтский диплом, Максимович вернулся в Петербург и приступил к работе в Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1919 г. ее реорганизовали в Гознак и перевели из Петрограда в Москву. Поначалу Максимович работал здесь в фотомеханических мастерских, потом заведовал отделом Станции по испытанию бумаг, затем возглавил гальванопластическую мастерскую. Начав с использования расщепляющей призмы для трехцветного аддитивного способа, Максимович позднее создал ряд оптических систем, совмещающих изображения с одной и той же точки съемки.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6966 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Cудьба Сергея Михайловича
СообщениеДобавлено: 12 окт 2008, 12:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Слава! На мой взгляд параллели в данном случае лучше проводить с другим не менее именитым и приближенным к Императору фотографом - К. Буллой. Он как известно тоже бежал от советской власти сразу же после революции. А вот его сын - Виктор Карлович ещё долго работал в городе, продолжая оставаться одним из лучших петроградских фотографов. Итог известен - в 1937г. по ложному обвинению он был арестован органами НКВД, и вскоре расстрелян (посмертно реабилитирован). Если интересно - документы по этому делу могу выложить (то что есть хорошо изложено в альбоме под редакцией В.А. Никитина - "Время несбывшихся надежд"). Максимович же нигде в связи с Императорским Домом не фигурировал, видимо поэтому его и пощадили. Так что судьба Сергея Михайловича в этом свете была бы незавидной.

_________________
И один в поле воин


Последний раз редактировалось Профессор 12 окт 2008, 12:44, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №6972 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: из книги А.Клейна «Цветной кинематограф», М., 1939
СообщениеДобавлено: 18 окт 2008, 09:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Интересно отметить, что в сталинский период само по себе имя Прокудина-Горского не было под запретом, но упоминалось в научной литературе лишь вскользь.
Вот, например, отрывок из книги А.Клейна «Цветной кинематограф», М., 1939. Там есть вводная часть с хронологией изобретений, оказывается, с 1900 г. и до конца 1920-х по обе стороны Атлантики почти ежегодно кто-нибудь то тут, то там изобретал свой собственный способ цветного кино, проводил пробные съемки и показы.
Итак, читаем:

Цитата:
1910—1914 гг. — В России была образована компания «Биохром» для эксплоатации патентов С. О. Максимовича и С. П р о к у д и н а-Г о р с к о г о. Это был трехцветный аддитив¬ный способ, в котором применялась пленка двойной ширины, причем на одной половине съемка велась через один свето¬фильтр, а на другой — поочередно, через два других. Аналогично велась и проекция — благодаря тому, что здесь использовались и одновременное и последовательное наложе¬ния цветов, ослаблялось мигание. Первоначально съемка велась через два объектива, перед которыми помещалась расщепляющая призма, дававшая продольный параллакс. Проектировался фильм в специальном проекторе с двумя объективами, снабженными приспособлением для юстировки. Главным недостатком способа, по-видимому, являлось мигание, сохранявшееся для некоторых цветов. Позже С. О. Максимович рассчитал призму, полностью устранявшую параллакс, представлявшую в горизонтальном сече¬нии равносторонний треугольник с полупосеребренной биссектрисой одного из углов {призма Максимовича). Подобную призму позже запатентовала фирма «Техниколор».


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7078 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Статья о Максимовиче
СообщениеДобавлено: 18 окт 2008, 10:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Возвращаюсь к Максимовичу – ближайшему соратнику Прокудина-Горского. Не поленился найти статью об этом деятеле в кн.: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954. С.239-245. Такое впечатление, что автор пишет о Прокудине-Горском, однако в действительности фамилия последнего упоминается только однажды (назван «известным в Петербурге фотографом»).

Вот часть статьи, относящаяся дореволюционному периоду:


Цитата:
К. С. ЛЯЛИКОВ
С. О. МАКСИМОВИЧ — ПИОНЕР ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ

Сергей Олимпиевич Максимович является одним из пионеров в об¬ласти 'цветной кинематографии и фотографии в России. Заинтересовав¬шись цветной фотографией еще в студенческие годы, он в течение всей своей жизни неоднократно возвращался к вопросам, связанным с разра¬боткой способов цветной фотографии и ее применения. Наряду с цветной фотографией С. О. Максимович интересовался самыми разнообразными во¬просами теории и практики фотографии. Будучи по образованию электро¬химиком, он превосходно знал оптику и другие разделы физики, сопри¬касающиеся с теорией фотографических процессов, что позволяло ему глу¬боко разбираться в различных вопросах фотографии. В России в то время было немало выдающихся деятелей в области фотографии, но тем не ме¬нее мы, вероятно, не ошибемся, если назовем СО. Максимовича первым русским представителем зарождавшейся в то время фотографи¬ческой науки.
С. О. Максимович родился в 1876 г. в Петербурге. Среднее образо¬вание он получил в гимназии и Александровском лицее. Окончив лицей в 1898 г., он поступил на электрохимический факультет политехникума в Дармштадте, который и окончил в 1901 г.
Во время пребывания в политехникуме Максимович работал в лабора¬ториях химии, электрохимии, физики и электротехники. Тогда уже опре¬делился его интерес к фотографии — он изучил способы цветной фотогра¬фии, в частности способы Гофмана и Гезекиеля, требующие незаурядного искусства и основательных знаний фотографии.
Сдав в 1901 г. выпускные экзамены по электрохимии, электротехнике и химической технологии, Максимович закончил политехникум и возвра¬тился в Петербург. Ему было предложено место лаборанта в незадолго до этого организованном Политехническом институте в Лесном, но он предпочел поступить в Экспедицию заготовления государственных бумаг, с которой (позже — с фабрикой Гознак) он был связан, с перерывами, почти всю жизнь.
В Экспедиции Максимович работал сначала помощником мастера, за¬тем мастером. В дальнейшем он работал помощником А. А. Поповицкого, заведующего фотомеханическими мастерскими Экспедиции заготовления государственных бумаг, заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг и, наконец, гальванопластической мастерской.
В 1916 г. Максимович оставил работу в Экспедиции, возобновив затем в 1921 г. работу в Гознаке.
По возвращении в Петербург после окончания Дармштадтского поли¬техникума Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В фотографическом кружке Петербургского университета и в Петербургском обществе фотографов тотчас по возвращении в Петербург Максимович демонстрировал свои трех¬цветные диапозитивы, бывшие в то время еще новинкой. Он делал доклады, печатал статьи в фотографических журналах, а с 1907 г. вел в журнале «Фотограф-любитель» обзоры иностранной литературы.
В 1908 г., реферируя статью о двухцветном процессе Смиса и Урбана, Максимович писал: «Изобретение Смиса и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом на¬правлении». Очевидно, что обсуждение недостатков процесса Смиса — Урбана, а может быть, и просмотр цветных фильмов, сделанных по этому способу (они позже демонстрировались в Петербурге), показали Макси¬мовичу, что именно является главнейшими принципиальными недостат¬ками процесса Смиса —■ Урбана и ему подобных. У Максимовича поэтому и явилось предположение о том, что «второй шаг» должен быть сделан в другом направлении.
Хотя появление процесса Смиса — Урбана было встречено в иностран¬ной литературе шумными похвалами, стало ясно, что два дефекта этого процесса являются органическими. Это, во-первых, его двухцветность, не позволяющая передавать более двух цветовых тонов (в разной насы¬щенности) из всего многообразия цветовых тонов, во-вторых, последо¬вательность фотографирования цветоделенных кинонегативов (через красно-оранжевый и сине-зеленый светофильтры). Благодаря неоднород¬ности съемки цветоделенных негативов при проекции из-за временного параллакса неизбежно возникают каймы, мало заметные на общих пла¬нах с медленно движущимися объектами и катастрофически портящие изображение в том случае, когда снимается объект, быстро движущийся на переднем плане.
И вот Максимович приступил к разработке трехцветных аддитивных способов кинематографии, не имеющих указанных недостатков. Перво¬начально для съемки применялась оптическая система, состоявшая из двух одинаковых объективов, расположенных за светорасщепляющей призмой. Применявшаяся для этой цели призма хотя и уничтожала вре¬менной параллакс, но обладала продольным пространственным паралла¬ксом,- впрочем значительно менее вредным, чем параллакс временной.
В дальнейших работах Максимович создал ряд оптических систем, дающих два совершенно одинаковых изображения, снятых одновременно и с одной точки. Так как создание удобной и достаточно светосильной оптической системы, дающей три одинаковых изображения, практически едва ли возможно, то для получения трехцветного изображения одно из изо¬бражений снималось поочередно через два светофильтра.
Появляющаяся из-за этого кайма значительно менее заметна, чем при ранее применявшихся способах последовательной съемки через три свето¬фильтра.
Так была создана система цветной кинематографии значительно более совершенная, чем эксплуатировавшиеся в Англии система «Кинемаколор», система Смиса — Урбана и другие английские и американские системы. Патент на свой способ цветной кинематографии Максимович взял со¬вместно с известным в Петербурге фотографом Прокудиным-Горским. Для использования их патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цвет¬ных фильмов.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7079 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Презентация Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 20 окт 2008, 19:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Вернемся, однако, к Прокудину-Горскому. На днях просматривал "Фотограф-любитель" за 1905 г. В №7 нашел статью о ПГ, которая представляет собой, можно сказать, его презентацию перед российским фотосообществом. Очевидно, уже тогда было принято решение о назначении ПГ новым главным редактором журнала и нужно было заранее подготовить к этому событию читателей (официально о назначении ПГ было объявлено в №11).

Изображение

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7123 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Статья ПГ
СообщениеДобавлено: 23 окт 2008, 06:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Статья Прокудина-Горского по случаю назначения на должность главного редактора журнала "Фотограф-любитель"

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7150 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23 окт 2008, 07:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо, Слава! :D Вы прямо идете по пунктам моего диплома. А то у нас в Петербурге с Фотографом-Любителем не очень то :cry: Зато благодаря Вам - основное есть!

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7152 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Иван Никулин - русский матрос
СообщениеДобавлено: 27 окт 2008, 07:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
К вопросу о наследии Прокудина-Горского.
Вчера смотрел канал "Культура", была передача про историю кино.
Рассказывали про фильм "Иван Никулин - русский матрос" (Мосфильм, 1944). Так вот, оказывается, он был изначально снят как цветной - на три пленки через три цветофильтра, хотя совместили их, почему-то, только недавно. Таким образом, в советское время снимали цветные фильмы по технологии Прокудина-Горского (и Максимовича). Интересно, какие ещё?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7179 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Письма Прокудина-Горского
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2008, 13:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Прокудин-Горский вел переписку с фотографами г.Рыбинска. Спасибо сотрудникам Рыбинского музея, помогли найти шифры хранения:

Рыбинский филиал Государственного архива Ярославской области
Фонд 254 опись 1 ед.хран 4 лист 10
Письма С.А.Говорухину от С.М.Прокудина-Горского

Может быть, кто-то имеет возможность поработать в Рыбинском архиве?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7291 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Альбом-двухтомник
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2008, 21:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 май 2008, 20:15
Сообщений: 243
Откуда: Москва
Достал альбом-двухтомник (!):
«Российская Империя в фотографиях С.М.Прокудина-Горского»
и
«Туркестан в фотографиях С.М.Прокудина-Горского».
Издательство D2B, Москва, 2004 г. Тираж 1000 экз.
Составитель Нина Богданова.

В первом томе 2 статьи: «С.П.Гаранина. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Очерк жизни и творчества» и «Евгений Козловский (Компьютерра). Загадка фотографа».

Статья С.П.Гараниной по разделам:
1. Наследие Менделеева.
2. Борьба за цвет.
3. «Мы в России не стоим на месте…»
4. «Протокольное» искусство.
5. В государевой милости.
6. Предел патриотизма.
7. Образы России в эмиграции.

Статья Е.Козловского краткая и не имеет подразделов.

Далее в первом томе идут фотографии по разделам:
1. Мариинский водный путь. 1909.
2. Волга и ее притоки. 1910.
3. Урал. 1910.
4. Камско-Тобольский водный путь. 1912.
5. Нашествие Наполеона. 1911.
6. Кавказ, Дагестан 1912.
7. Мурманская железная дорога. 1910.

В конце 1 тома имеется страница, озаглавленная:
Маршруты путешествий С.М.Прокудина-Горского.

Содержание 2 тома:
Статья С.П.Гараниной «Три путешествия в Туркестан».
Подразделы:
1. В погоне за Солнцем.
2. Спасти Биби-Ханум.
3. 1911. Цветное кино.
4. Эманация прошлого.

Далее идут фотографии по разделам:
1. На улицах Самарканда.
2. Знать Туркестана.
3. Мечети Самарканда и Бухары.
4. Городские окрестности.
5. Кочевники.
6. Сельское хозяйство и промышленность.
7. Голодная степь.

Увы, но Хантингтон нигде не упоминается!
Сейчас изучаю книгу. Обязательно отпишу интересные моменты.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7416 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Немного статистики
СообщениеДобавлено: 05 дек 2008, 15:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 июн 2008, 17:56
Сообщений: 221
Откуда: Санкт-Петербург
Защитил диплом... Честно говоря немного грустно - провел такой вот простой тест: в начале спросил у присутствующих (где-то 25 человек, 10 преподавателей, 15 студентов) о том, кто знает такого фотографа по фамилии Прокудин-Горский. Оказалось - только двое (не считая моего научного руководителя и оппонента, которые оба с кафедры фотожурналистики). Итого - в Университете, на ЖурФаке - двое из 22х, примерно, т.е. - ну где-то 10% Печально, весьма печально. Ещё что поразило - спросили мол, а как относится это к нашей журналистике. Рассказал про Фотограф-Любитель. А сегодня то по факту - почти никак. В "Родной речи" фотографий П-Г нет. В школьном курсе его не изучают. В университетском - только на кафедре фотожурналистики. Историки и те, как правило о нем мало знают. Что уж и говорить про остальных... Такие вот выводы, дамы и господа. Это к слову о том, что всё таки картину мира у нас сегодня в большинстве случаев формирует телевизор и бесплатная газета метро на входе в метрополитен. Ни там, ни там Прокудина-Горского вобщем-то просто нет...

_________________
И один в поле воин


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7631 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Мои поздравления
СообщениеДобавлено: 05 дек 2008, 16:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 26 май 2008, 20:15
Сообщений: 243
Откуда: Москва
Примите мои поздравления, Профессор! :D


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №7632 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 273 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 19  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет