Имя
Ивана Федоровича Токмакова (1856 - ок. 1923) известно не только любому московскому краеведу, но и некоторым провинциальным исследователям, ибо плодовитый автор почтил своим вниманием самые разные уголки Империи. Бесспорно, часто его книжки с замысловатым названием "Историко-статистическое и археологическое описание..." являются единственным легкодоступным источником информации по интересующей теме. Само собой подразумевается, что историк-архивист использует в своих работах оригинальный материал, добытый, в большинстве своём, собственными трудами. Правда, читая его книги, я иногда ловил себя на мысли, что "где-то я это уже видел", однако не придавал ей большого значения. Но когда мне довелось сравнить книгу
Токмаков И. Ф. Историко-статистическое описание города Коврова (Владимирской губ.) с уездом. М., 1903, 119 с. с вышедшим пятью годами ранее справочником
Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 5: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Владимир, 1898, 505, VII с., я был, мягко говоря, потрясен беззастенчивым использованием чужого труда. Во многих местах Токмаков просто берет несколько строк чужого текста, в иных - немного меняет порядок слов. Справедливости ради надо сказать, что несколько ссылок на справочник Добронравова и Березина найти можно, но каких ссылок! Только на конкретное место, и только критических. Например, на с. 36 читаем: "В 1853 году церковь эта продана за 150 руб. в село Лежнево, см. стр. 233, вып. V, Историко-Статистич. описание церквей и приходов Владимирской Епархии, хотя на стр. 223, в том же труде В. Березина, этой продажи почему-то не показано.". Или вот здесь (с. 44): "В. Березин почему-то пропустил сведения о Блаженном Киприане". Ну, нельзя так ссылаться на книгу, откуда списана значительная часть собственной работы! Для меня долгое время оставалось загадкой, считался ли в те давние годы плагиат серьёзным проступком? Ведь в данном случае не могло быть и речи, что такое использование чужого материала пройдет незамеченным. Но наконец-то вопрос несколько прояснился, правда, в отношении другой брошюры. Вот какое замечание обнаружилось в книге
Михайлов К. Н. Никитский женский монастырь в Москве. Спб., 1902, XIV, 259 с. Тут следует только добавить, что книга Хавского, о которой пойдет речь, издана в 1866.
При этом маститый автор не страдал излишней скромностью. Свои звания и заслуги он подробно перечисляет, например, в
Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание Петровско-Разумовского. М., 1902, [2], 43 с.
И последнее. Работы выполнялись отнюдь не бесплатно. Вот реклама из
Токмаков И. Ф. Село Спас-Тушино Московской губ. и уезда. М., 1905, 13 с.
Есть ли у уважаемых коллег аргументы в защиту И. Ф. Токмакова?