Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 14 мар 2025, 20:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 23 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Церковь в селе Семьинском
СообщениеДобавлено: 28 янв 2005, 00:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 янв 2005, 20:27
Сообщений: 12
Откуда: Казахистан
Спасибо !!! :D Про церковь все боле-менее понятно. Я думаю скоро уже то время придет когда возмутся за реставрацию. Судя по темпам передачи разрушенных храмов и монастырей из государственного и общественного владения в ведение Православной церкви с последующей их реставрацией уже на районном уровне. Еще раз благодарю всех откликнувшихся и всех кто хотел помочь и не смог!

Меня же более интересует история самого села.Хочу в перспективе сделать собранные сведения достоянием сельской общественности.С целью поднятия самосознания граждан и возрождения культуры, где Никольская церковь будет занимать свое исторически центральное место, ато вырождается деревня. "Сохнут корни", сказал бы классик. Молодеж уезжает в город, остальные, как бы помягче выразится, бухают по чёрному.Не знаю ещё как, может в виде краеведческого уголка в клубе. Он все равно простаивает закрытым. Вообщем, будем посмотреть. Потому как, судя по предварительным выводам, история деревни очень интересна и волнующа своими событиями. С точки зрения Краеведения. Но это уже не по теме форума, поэтому перехожу в соответствующий раздел: http://temples.ru/forum/viewtopic.php?t=14
Прошу всех обладающих сведениями и любезно решивших ими поделиться постить их туда же :wink: С Уважением galesis :!:

:!:

_________________
Ищите и обрящите


Последний раз редактировалось galesis 31 янв 2005, 14:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №43 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Еще раз о Семьинском...
СообщениеДобавлено: 31 янв 2005, 11:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
Есть такой статистический справочник: "Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Спб, 1863, LIII+2+283 с.". Посылаю страничку из него. Информации чуть-чуть, но всё ж... Подтвердите получение.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №45 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Еще раз о Семьинском...
СообщениеДобавлено: 31 янв 2005, 14:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 янв 2005, 20:27
Сообщений: 12
Откуда: Казахистан
Получил. Хоть и чуть-чуть, но интересно. Спасибо! :D

_________________
Ищите и обрящите


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №46 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 11 фев 2006, 14:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 дек 2004, 09:05
Сообщений: 668
Откуда: Москва
Вы имеете в виду книгу "Токмакова нашего времени" О. Пэнэжко? (Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005, 159 с.) Или какая-то другая публикация была?

_________________
С уважением,
Юрий


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №1203 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Церковь в селе Семьинском
СообщениеДобавлено: 03 дек 2010, 15:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2010, 15:30
Сообщений: 4
Мои предки тоже родом из Семьинского и лежат на местном погосте. Я тоже в детстве часто ездил сюда к дедушке с бабушкой. Став историком-профессионалом, не преминул прикоснуться к истории села, о чём писал в районной газете "Вестник ополья" и в своих книгах. Сбор информации продолжаю.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13007 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Церковь в селе Семьинском
СообщениеДобавлено: 03 дек 2010, 16:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2010, 15:30
Сообщений: 4
Вот что удалось откопать в последнее время:


Веселовский Алексей Иванович
Родился в 1893 г., Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Семьинское; священник. Проживал: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Семьинское.
Арестован 27.01.1933. Осужден на срок предварительного заключения Арестован 15 декабря 1937 г.
Приговор: 8 лет лишения свободы
Источник: Книга памяти Владимирской обл.


Последний раз редактировалось Сергей Хламов 03 дек 2010, 16:05, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13008 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Церковь в селе Семьинском
СообщениеДобавлено: 03 дек 2010, 16:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2010, 15:30
Сообщений: 4
А вот ещё:

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Вера и знание ухтинского профессора
Ивана Николаевича Андронова
Каждую неделю Иван Николаевич Андронов и еще несколько преподавателей Ухтинского технического университета приходят в храм. Мне даже сказали, что Иван Николаевич церковный староста. «Нет, сторож», – с улыбкой поправил ученый, надо заметить, крупный специалист в своей области.
По ночам, как и многие православные ухтинцы, Андронов ходит охранять церковь. Она им дорого досталась, отогрела погибавшие от безверия души.


Родом она была из Семьинского, но потом уехала в Ивановскую область. За чтение Псалтыри в храме ей вменили антисоветскую агитацию и отправили в лагерь – на границу с Монголией.
Вышла оттуда в 49-м году и вернулась к матери в Семьинское. Каждый праздник пешком – распутье или нет – ходила в дальние церкви за 12 и более километров. Вскоре о ней пошла молва. Сгорел дом в соседней деревушке у одной женщины. Но вскоре несчастная получила откуда-то деньги.
Все знали, что Валентина помогла, а праведница в ответ молчала. Жила она на отшибе села с матерью, сыном Мишей и одной убогонькой, горбатой женщиной, которую все называли няней.
С Мишей Ваня Андронов крепко сошелся. Помнит, как все женщины в доме друга вели себя – сдержанно, степенно. Везде чистота, образа на стенах. Лишь однажды мать Валентины Федоровны выбранила Ивана. Перед праздником иконы были выложены на столы и прикрыты газетами. А мальчик не знал, что там, и локтем раздавил стекло на иконе. А от Валентины за все годы ни разу сердитого слова не услышал. Очень доброй была.
Иной раз он пытался спорить с ней о Боге, хоть и любил тетю Валю, а в ответ слышал:
– Ты можешь не верить, делай что хочешь, но только не богоборствуй.
Из Семьинского Валентина Федоровна уехала в 89-м году при необычных обстоятельствах. Они осветили, обнаружили ее подвиг. Когда была на богослужении, сгорел дом. Реакция погорелицы всех ошеломила. Она вздохнула с облегчением:
– Ну и слава Богу, теперь ничто в мире не держит.
И, счастливая, уехала обратно в Ивановскую область, которую очень любила, где постриглась в инокини под именем Арсении.
Иван Николаевич признается: «Недоброе у нас село». Даже бабу Валю на что уж любили, а как станут вспоминать, стараются найти что-нибудь нехорошее в ее жизни. Рассказывают, как лет 50 назад кому-то что-то не так сказала, не так сделала. Удивительно, но помнят.
Храм в селе даже восстанавливать-то особо не нужно. Разрушена только колокольня, а в церкви крышу нужно починить. Но нет у людей в Боге нужды.
А у Бога в людях – есть. Уехала баба Валя, на смену ей на «боевое дежурство» прибыла баба Катя, столь же ревностная в вере. Также ходит в церковь за много километров, Псалтырь читает во все праздники, в отпевании участвует, все делая по правилам.
Что удивительно. Большевики направляли в села 25-тысячников и прочих эмиссаров, а Господь – Своих посланцев. Потому что не стоять селу без праведника. Никогда я так зримо, как в случае с Семьинским, не сталкивался с воплощением этой поговорки, со столь очевидной опекой Божьей над заблудшим селением.
* * *
После того, как Валентина Федоровна покинула Семьинское, их пути с профессором Андроновым на время разошлись. А тем временем зерна, зароненные ею в душу Ивана, прорастали в сокровенной темноте, готовились ко всходу.
«Очень рада за тебя...»
– По натуре я всегда был бойцом, – говорит Иван Николаевич, – никогда полностью не признавал ту власть, которая была. Это не от отца, он иначе относился. Характер у меня непокорный был, строптивый. Это с детства. Я дрался всегда, сколько себя помню. Одноклассников побивал всех, кто со мной потягаться желал. Тех, кто на год старше, – тоже. Тех, кто на два года, через одного побеждал. В армии тоже сложности были – разжаловали меня за удаль из сержантов в рядовые. Из МГУ выгоняли.
Может, потому, что некрещеный был?
* * *
В отрочестве Иван Андронов больше других работ любил дрова колоть. Пилить, косить тоже приходилось, простые плотницкие работы исполнять, в саду работать. Но дрова колоть – это не работа, это для души.
Как-то так вышло, что обнаружился дар к точным наукам. Однажды отправили его на районную олимпиаду по математике, занял первое место. Потом на областную послали и, наконец, на всесоюзную.
Так он оказался в физматшколе при МГУ. Профессор говорит об этом просто, но мне-то известно, что это было за место. Школа номер один в СССР и еще, наверное, в доброй половине мира. Но тогда еще не было ни блата, ни коррупции. И другая система обучения.
Достаточно сказать, что тригонометрию в физматшколе вообще не проходили. Считалось, что если человек с головой – он сам изучит, на досуге. Но за незнание этого предмета отчисляли из школы.
Это было образование с большой буквы. Школа растила творцов, лидеров советской науки, а не просто хороших исполнителей.
* * *
Несмотря на буйный характер, институт все же окончил, стал преподавать, кандидатскую защитил, докторскую. Но что-то грызло изнутри. Не умещалась душа в отведенное ей русло.
Что искала? Однажды прочел Иван «Мастера и Маргариту», месяца два спать не мог нормально, донимали кошмары – жуткое впечатление. Рериха читал, Блаватскую, учение Вернадского по биосфере. Венцом этих исканий стала «Теософия» – старый, хорошо изданный еще до революции том, друг в Москве дал. Опять сна лишился, как-то раз ночью встал с постели – увидел темное существо. Демона – не демона, а решение креститься после этого созрело окончательно.
– Я могу объяснить, почему увлекся необычным, – говорит Андронов. – Как физик, я понимал, что есть нечто более сложное, чем наш материальный мир. Но почему креститься решил – вот этого я объяснить просто не в состоянии. Веру не объяснишь.
– Может быть, это был результат внутреннего кризиса?
– Не знаю. Кризис был – это верно. Перестройка. Люди пачками «в тираж» выходили. И спивались, и вешались, и стрелялись, и в бизнес уходили – страшное время.
– Я слышал, что в то время вы возглавляли Народный фронт в Ухте – ультрадемократическую организацию.
– Был грех. Фронт возник в конце 80-х – начале 90-х годов. Объединил все демократические, а скорее, антикоммунистические движения в городе. Собиралось несколько сот человек, говорили без конца, составляли какие-то бумаги. Меня неоднократно выдвигали в депутаты. Но Бог миловал.
У меня была искренняя вера, что вот сметем власть коммунистов, и придет власть справедливая. Но это была, конечно, утопия. Возьмем наш Народный фронт. Патриотической составляющей в нем не было. Не было любви к родине, мы сходились только на ненависти и либеральной болтовне. И мне душно стало жить, невыносимо.
В это время умер отец...
Первое причастие
Отец. В 39-м году окончил Ивановский учительский институт. Воевал, был в плену, год провел на работах под Свердловском. Строгий, прямой человек – учитель истории. Всегда знал, выучил сын урок или нет. Если нет – вперед, к доске, получи свою двойку. Ну а если подготовился как следует – сиди на месте, нос не задирай. Веру в нем раз и навсегда убил его собственный родитель – Иван Никитич, к которому предложили перед смертью батюшку позвать – пособоровать. Старик ответил: «Дураком не жил, дураком и помирать не буду».
Для Николая Андронова это поведение перед лицом смерти стало образцом мужества.
Иван Николаевич признается, что спорить с отцом было тяжело. Гуманитарий все-таки. Правда, в конце концов, после всех споров с сыном, признал Творца. Но знание – это еще не вера.
Но как при этом понимать такой поворот судьбы: на 40-й день после смерти отца Иван Николаевич встретился с внуком бабы Вали Димой. Вскоре от старой доброй наставницы пришло письмо: «Ваня, я узнала от Димы, что ты крестился, и возрадовалось сердце мое...»
FPRIVATE "TYPE=PICT;ALT=ioanna1.jpg (16731 bytes)"

Звала Ивана к себе. Наконец он решился. Приехал в ее деревню под Иваново. На Успение монахиня повела его на исповедь. Священник, узнав, что гость постился всего ничего, замахал руками. Как такого причащать.
А матушка уговаривала:
– Ты уж возьми грех на душу...
Сама же светилась.
Вместе со Святыми Дарами в душу Ивана Николаевича вошло счастье. Что поразило. Любил он крепко выразиться, за матерным словом в карман не лез. А тут как отрезало.
Трижды ездил к Арсении в Ивановскую область, два раза живую застал, в третий раз – хоронить, уже под именем Иоанны. Незадолго до смерти матушка приняла схиму.
* * *
Выдержка из письма схимонахини Иоанны профессору Андронову:
«Очень рада за тебя, что ты ходишь причащаться. Такому человеку есть надежда на спасение, а кто не хочет причащаться, сам заживо себя сажает в ад на вечное мучение. Слово «ад» очень страшное. Не дай Бог никому, но избавь каждого от этого страшного слова... Много писать не могу, вас всему научит Евангелие, особо от Иоанна – главы последние, особо четырнадцатая, семнадцатая, все главы читать со вниманием и верою».
Вера и знание
Профессор Андронов возглавляет кафедру сопротивления материалов и прикладной механики. Делает расчеты для нефтегазовой отрасли. Я спросил его:
– Иван Николаевич, что вам как ученому дала вера?
– Знаете, Володя, я заметил, что научная работа, которая совершается по благословению, получается более качественной, во всяком случае, она более созидательна.
– Но как могут быть более или менее богоугодны ваши расчеты для газовиков, например, для технологии бурения?
– Когда знаешь, что прав один Господь, а ты – грешный человек и часто бываешь не прав, это рождает трезвое отношение к работе.
Обычно как бывает? Создаешь модель какого-то явления, и если что-то получается, наступает состояние эйфории. Лукавый – он там подтасует, здесь, так что все вроде сходится. По силе воздействия это как наркотик. В грудь подплывает чувство, что все хорошо, и ты бормочешь что-нибудь типа: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» А вера, конечно, охлаждает. Начинаешь проверять – находишь ошибки.
Опасно себя переоценивать, особенно в наше время. За последние годы в Коми усилилась добыча в газо- и нефтепромысловых областях. Некоторые кафедры Ухтинского университета завалены работой, но деньги вкладываются только в расчетную, теоретическую часть, которая сравнительно дешева.
А на эксперименты компании тратиться не хотят, и это увеличивает вероятность аварий. Потому что человеку в его расчетах свойственно ошибаться, а признаваться он в этом не любит.
В научной среде, да, пожалуй, и в любой другой, признание: «Я способен на ошибку» – сегодня большая редкость.
Раньше к этому относились строже. Может быть, была сильна христианская закваска, полученная в детстве.
В Ленинградском политехническом институте после войны произошла такая история. Диссертант представил теоретическую модель одного физического явления. Ему благосклонно внимали, защита шла неплохо. Но тут кто-то спросил, можно ли это явление трактовать с помощью другой модели.
– Нет! – ответил диссертант.
Все шары, брошенные в качестве оценки его работы, оказались черными. Потому что самоуверенность – страшный грех для ученого. Рано или поздно она может обернуться бедой.
* * *
– Существенно ли понизился уровень образования за минувшие десять лет?
– Образование деградировало фантастически. Если есть что позитивного – появились компьютеры. Все остальные изменения носили разрушительный характер. И начались они задолго до перестройки.
С середины 50-х годов сокращалось число часов, отведенных на спецкурсы по физике, механике, математике. Что же предлагалось взамен? Марксизм-ленинизм и т.п. В 60-70 годы этот процесс принял бурный характер.
– А как обстоят дела в наше время?
– Марксизм-ленинизм заменили предметы так называемого гуманитарного цикла, типа психологии или истории искусств – очень бледные. Специалистов по ним, собственно говоря, нет, преподают те же люди, что раньше обучали инженеров ленинизму.
Или появились часы для самостоятельной работы студентов. Предполагается, что они будут проведены их в библиотеке... Все это изобретают дилетанты, люди, далекие от практического учебного процесса.
Когда я пришел на кафедру в 77-м году, сопротивление материалов вели десять человек. Сейчас – четверо. Кроме того, часы режутся едва ли не каждый год. В результате объем преподавания сопромата снизился втрое. Понимаете – втрое! Только за последний год у меня число часов по сопромату срезали в два раза.
– Но ведь даже Западу это невыгодно. Он черпает у нас специалистов.
– Для того, чтобы обслуживать США, достаточно МГУ, МФТИ и еще нескольких вузов, где преподавание ведется на должном уровне.
* * *
– Как вы относитесь к тому, что сейчас вступительные экзамены в вуз планируется заменить тестами?
– Это придумали те же люди, что и всю остальную учебно-методическую трескотню, разрушающую высшее образование. Расчет делается на серого человека. Это не только мое мнение – его озвучил недавно ректор МГУ Виктор Садовничий.
Он заявил, что никакой тест не может определить степень талантливости. И в качестве примера рассказал, как сам поступал в вуз. Приехал на экзамены из деревни, не зная логарифмов. Профессор выслушал его, подумал и предложил: «Ну хорошо, вот есть обратная функция от логарифма, показательная, попробуй из нее вывести свойство логарифма». Садовничий вывел и получил пятерку.
Со мной тоже был подобный случай. Не успевал подготовиться к экзамену по математическому анализу. Прочел примерно четверть учебника и уснул. На экзамене пришлось импровизировать, решать задачи из головы. Преподаватель долго изучал мои ответы, потом спрашивает: «Вы из такой книги взяли?» – «Нет», – отвечаю. Из той? Нет. На лекциях услышали? Нет. Он плечами пожал и поставил пять.
А при системе тестирования я получил бы двойку. И Садовничий бы получил. Нельзя по общим меркам оценивать.
Чтобы повысить уровень нашей науки, требуется делать нечто противоположное тестированию. Ехать в глубинку, искать по школам одаренных детей, что делают сейчас в МГУ.
* * *
– Как вы лично боретесь с деградацией образования?
– 5-6 процентов моих студентов – явно талантливы, еще процентов 20 стараются учиться, делают что могут.
Остальных, если судить по совести, нужно было бы поставить перед выбором. Либо они берутся за ум, либо ищут новое поприще для приложения своих сил. Большинство ребят угроза отчисления заставила бы подтянуться в учебе. Но никто мне, конечно, так «зверствовать» не позволит.
И все же есть ресурсы, за счет которых можно еще побороться. Я пытаюсь не формально, а по сути учить своих студентов думать. С некоторыми занимаюсь отдельно. По 5-10 человек удается вытащить на уровень не ниже того, что был 20 лет назад.
* * *
В разговоре профессор Андронов обронил: «Обе диссертации я защитил по памяти металла».
– Что это такое, память металла? – спросил я.
Иван Николаевич загорелся. Повел меня на кухню, где стал сгибать под струей воды кусок проволоки – сплав никеля и титана, – комментируя: «В снегу бы лучше получилось. Холод делает этот металл пластичным». Потом поднес к проволоке спичку. Над огнем она приняла прежнюю форму.
Я подумал: вот символ его рода и его судьбы, которые время сворачивало железными пальцами на морозе, а Бог коснулся огненной десницей.
В.ГРИГОРЯН
Сыктывкар – Ухта


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13009 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Церковь в селе Семьинском
СообщениеДобавлено: 11 дек 2010, 16:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2010, 15:30
Сообщений: 4
Сергей ХЛАМОВ

«СЕРЁЖКИНА» ЯБЛОНЯ

Однажды, проезжая по этим краям, с которыми знаком с самого детства, нашими попутчицами стали две девушки. Лишь по фразе, которую они произнесли, я сделал вывод о том, что они не здешние, да и вообще тут первый или в один из первых раз. В их словах звучала просьба «подбросить» до села Семьининского. Девушки назвали его неверно: не Семьининское оно, а Семьинское. Но мне вдруг отчётливо стало понятно, что этот топоним незнакомки отождествили со словом «семья». На самом ли деле название села ведёт своё происхождение отсюда, судить не нам, а специалистам, но, тем не менее, оно больше других хранит в себе те чувства и ценности, которые связаны с семьёй. А ведь каждый человек является частичкой своей семьи, своего рода, носителем их генов, традиций, неповторимости. Вот и я решил обратиться к прошлому и рассказать о своей семье, вернее, о тех своих предках, которые жили, трудились, радовались, печалились, любили и умерли здесь – в селе, название которого так созвучно со словом «семья»...
Серое, со свинцовым оттенком, небо резко контрастировало с чистейшим белым снегом, словно ватой запорошившим юрьевские поля. На горизонте их разделяла неровная кромка лиловых перелесков.
Ах, колёса, вы мои колёсики,
Катитесь вперёд наверняка;
Перелески, пролески и просеки,
А над ними тают облака,
А над ними сердце моё голубем;
Истина отчаянно проста –
Возвращаться неизменно здорово
В милые, родимые места.
По горам, по лесам, по просёлочкам,
Поклонюсь до земли низко ёлочкам;
По земле, по росе, по дороженьке,
По нахоженным в детстве местам.
Не прошло и получаса, как расстояние в полтора десятка километров по извилистой и заснеженной дороге остались позади. Вот и Семьинское.
Зачем, скажи на милость,
Ах, сердце,
Отчего
Так больно защемило
В тумане мне чело.
Иль вспомнилось былое,
То, что давно прошло,
Родимое, родное
Нахлынуло, нашло.
Родимое, родимое, родное:
Зелёный луг, над ним туман парной
И домик в три оконца над рекою,
И мамы взгляд задумчивый такой,
Родимое, родимое, святое,
Что всё-таки осталось за душой.
За те годы, что помню себя, село изменилось мало. Всё те же два порядка домов, в самом центре заброшенная, но ещё неплохо сохранившаяся церковь, правда, уже без колокольни, деревянный клуб и небольшая библиотека, административное здание. Но реалии сегодняшнего дня наложили свой отпечаток: в глаза бросилось довольно большое количество заколоченных домов, чего раньше не было, зато в одном месте красуется солидная новостройка с высоким забором, скорее всего, дача состоятельного семейства из числа дачников. Не функционирует, а поэтому постепенно хиреет, здание колхозной столовой, построенной в 1979 году. Чуть поодаль – двухэтажная панельная постройка, которую использовали под общежитие для студентов, приезжавших каждую осень в колхоз имени Ленина, бывшим в Юрьев-Польском районе первым колхозом-миллионером, на уборку картошки. Сейчас и здесь пусто. Окон и дверей нет. Одну из комнат кто-то из местных предприимчивых жителей приспособил под сеновал, в другой обосновались разноцветные куры, спрятавшиеся от холода и непогоды. Их предводитель – важный петух – неожиданно в то время, когда мы проходили мимо его гарема, заорал во всё горло. С разных концов села откликнулись ещё несколько его собратьев. Через пару-тройку минут перекличка закончилась. Стрелки на часах показывали одиннадцать дня: петухи во времени не ошиблись.
Неизменными остаются лишь великолепные пейзажи вокруг села. Семьинское расположено на возвышенности, поэтому отсюда хорошо видны поля, рассечённые глубокими оврагами, начинающиеся с восточной стороны леса, богатые орехами перелески. Да и само село отлично просматривается издалека. Однажды, блуждая с приятелем в полях в окрестностях Варварина, я был поражён тем, что отсюда, за добрый десяток километров, Семьинское очень отчётливо виднелось.
В часе ходьбы, северо-восточнее села, на высоком холме некогда располагалось другое село - Городище, в народе почему-то прозванное «вшивым». Оно расположилось на месте очень древнего поселения. Поэтому частыми гостями Городища были и остаются археологи, как профессиональные, так и самодеятельные искатели сокровищ. Последние в буквальном смысле слова перерыли практически всю эту возвышенность.
В другой стороне некогда находилась деревушка с красивым названием Новосёлка, где полвека назад разыгралась настоящая трагедия: среди ночи загорелся один из домов. Стихия разбушевалась так, что в считанные часы от всей Новосёлки осталось лишь пепелище. В памяти старожилов Семьинского ещё остались воспоминания об огромном пылающем зареве, выхватывавшем из темноты громадную оранжевую полусферу.
Кроме центральной улицы, в селе параллельно ей, но несколько в стороне находится относительно молодой микрорайон, именуемый Черёмушками. Основной здешней достопримечательностью является красавица-школа, кстати, самая молодая в Юрьев-Польском районе. Открывать её приезжал губернатор Владимирской области Николай Виноградов. Сейчас, к сожалению, всё меньше детских голов слышится в ней. С противоположной стороны села имелось ещё одно местечко, звавшееся Подугорье, что значит «расположенное под горой». Здесь было всего два или три дома, в которых жили старушки, ревностно относившиеся к религии. У одной из них в доме имелось много икон, в том числе старинных, стоивших немалых денег. Однажды, когда хозяйка в очередной раз уехала на богомолье, её жилище обокрали злоумышленники. Все иконы пропали. С тех пор жительница Подугорья в селе больше не жила. Люди в этом местечке селились благодаря имеющемуся рядом роднику с чистой и студёной водой, который почему-то издревле называется «Поганец».
Центральное место в селе занимает здание церкви Николая Чудотворца, выстроенное в стиле неоклассицизма. Сейчас в храме громоздятся кипы старых подшивок и ненужных журналов, газет и другой мусор, которые нам удалось разглядеть через чуть-чуть приоткрытую боковую дверь. Всё последнее время в церкви у местных жителей принимали молоко. Ещё раньше семьинская детвора бегала сюда смотреть кино, так как храм временно оборудовали под клуб. К счастью, и посей день на его стенах кое-где ещё можно разглядеть старинные фрески, написанные рукой неизвестных мастеров, чьи имена давно и безвозвратно канули в Лету. Престольный праздник в селе отмечается дважды – на вешнего и зимнего Николу (соответственно 22 мая и 19 декабря). В эти праздники, как, впрочем, и в свои престольные в любом другом селе, в Семьинском многолюдно, шумно и весело. Николу в каждом доме обязательно встречают широким застольем с нехитрыми деревенскими закусками.
Ближе к краю села, друг напротив друга, стоят два двухэтажных кирпичных дома очень старой постройки. Из исторических документов известно, что Семьинским некогда владела известная в России семья князей Черкасских. Кому принадлежали эти дома? Самим князьям, их управляющим или богатым крестьянам? Достоверно ответить на этот вопрос уже практически невозможно. Знаю только то, что в одном из домов долгое время жила семья местного зажиточного мельника.
Но основной нашей целью было посещение небольшого сельского погоста, на котором покоится прах моих предков. Пробравшись через первые зимние сугробы по прогону, ведущему на кладбище, мы оказались у цели. Ещё издавна его дальний правый угол стал тем местом, где хоронились представители семейства Щербаковых, моих родственников по материнской линии. Хлопья снежной пены засыпали их могилы, памятники и кресты. Кладбищенскую тишину нарушал лай сельских собак, рычание изредка проезжавших по селу тракторов да щебетание белобоких сорок и красногрудых снегирей, почему-то появившихся в эту зиму возле человеческого жилья раньше обычного. Сам погост расположился на высоченной круче, с двух сторон окружённой глубокими оврагами. Постояв немного в молчании, я положил на каждый холмик живые цветы, которые своими ярко-красными шапками, как фонарики, вспыхнули на пышном белом покрывале.
Крестьянский труд был всегда нелёгок. Вставали с рассветом, ложились за полночь. А за это время успеть нужно многое. Кому на ферме, кому в поле отработать, да и за своими огородом и скотиной присмотреть, накормить большую семью, собрать детей в школу, заштопать, а то и сшить, связать одежду… Всех забот не перечислишь. Больше доставалось женщинам, особенно тогда, когда мужья воевали на фронтах Великой Отечественной. А таких семей в ту лихую пору было большинство. Не обошла подобная участь и мою бабушку, Матрёну Петровну. С ранних лет, как и её сверстники, познала она все тяготы деревенского житья-бытья, работала дояркой, была всегда в передовых. Но эти трудности обернулись потерей здоровья и неизлечимой болезнью в самом расцвете сил. Её похороны были во многом необычными. Во-первых, бабушку провожали в последний путь в день её рождения. До своего 49-летия она не дожила каких-то четыре дня. А во-вторых, гроб до самого кладбища несли не мужчины, как это принято у нас, а женщины, её подруги и коллеги, отдавая тем самым дань уважения нелёгкой доле сельской труженицы…
Жили тогда в деревне бедно. Всех выручало своё подсобное хозяйство да сплочённость в семье. Бывали случаи, когда одни завидовали другим. Порой зависть доводила до неожиданных и тяжёлых обстоятельств. Немного наискосок от дома бабушки с дедушкой жила женщина, у которой муж погиб на войне, и ей приходилось одной воспитывать сына-инвалида. По селу ходили слухи, что взгляд у этой женщины недобрый. Все с таким делом старались как-то мириться. Но до поры - до времени. Однажды в хозяйстве Щербаковых среди лета без видимых причин сход поросёнок, которого холили и лелеяли, откармливали на зиму. Что ж, у кого не случается таких неприятностей. Зиму пережили – с голода не умерли. Но следующим летом повторилась такая же картина. Теперь было над чем призадуматься. К тому же, нечто подобное происходило и у соседей. Тогда бабушка, посоветовавшись с дедом, решила вместе с соседкой отправиться километров за 25 в деревню, что была в соседнем Кольчугинском районе, в которой проживала старая бабка, владевшая искусством заговоров и ворожбы. Старуха оглядела пришедших к ней гостей и сразу сказала, что на их дворы наведена порча. Предсказала она бабушке и то, что у калитки, через которую вела тропинка в огород, был зарыт горшок с землёй, от которой все несчастья и происходят. Посоветовала она сосуд найти, откопать, а землю, что в нём хранится, сжечь в печке. Женщины не знали верить им этим словам или нет. С тем и отправились в обратный путь, в Семьинское. Дедушка к новости отнёсся скептически, однако всё же вышел к калитке и поискал, нет ли чего там подозрительного. Но ничего не обнаружил. Со временем эта история стала забываться, как однажды дед около той самой калитки, занимаясь какими-то делами по хозяйству, случайно наткнулся в земле на что-то твёрдое. Оказалось, это была глиняная кринка, наполненная обыкновенным чернозёмом. Вот тогда и вспомнили предсказание старухи-ворожеи. Бабушка взяла в пригоршню землицу из горшка и бросила её в печь, после чего полумрак, царивший на кухне, озарился неистовым светом, который ослепил, резко ударил по глазам, заставил всех наблюдавших за происходящим зажмуриться. Потом в печи как-то неспокойно, зловеще стали поигрывать чёрные клубы с красноватым оттенком. С тех пор с женщиной с недобрым взглядом старались не общаться, а дом её обходили стороной, называя его колдовским. В хозяйстве же Щербаковых поросята больше не дохли.
Детей у бабушки было трое – два сына и младшая дочка. Средний, Евгений, с детства среди своих приятелей-ровесников особенно отличался смышлёностью. Когда он подрос, в нём проявилось слишком много талантов для рядового крестьянского ребёнка. Женя не только стал крепким и видным парнем под метр девяносто ростом, о каких обычно говорят «косая сажень в плечах» (для него двухпудовые гири были просто игрушкой, а лыжи – настоящими друзьями), но и великолепно рисовал (портрет В. И. Ленина, написанный им, долгое время висел на самом видном месте в Семьинской школе), имел каллиграфический почерк и, что самое главное, Евгений настойчиво стремился к новым знаниям. Его мечта – стать военным топографом – почти сбылась. Он без проблем поступил учиться в Ленинградское военное топографическое училище, где с головой окунулся в освоение азов выбранного жизненного пути. Время обучения незаметно подходило к концу. Оставалось каких-то полгода, но… Но, как гром среди ясного неба, стал вердикт врачей – лучевая болезнь. Служба военного всегда скрывает в себе опасность, в том числе и возможность получить высокую дозу радиации. Особенно это опасно было в конце 1960-х годов, когда в стране проводилось много испытаний со смертельным оружием, но толком управлять им ещё не умели.
Дома молодого парня ждали не только родные, но и невеста, заканчивавшая в том же году педагогический институт. Их намерения были серьёзны, а любовь настолько чиста, что найдётся не в каждом латиноамериканском сериале. Дело шло к свадьбе. Из училища Евгений своей любимой Але красивыми ровными буквами писал письма, присылал открытки к праздникам, порой это делал на немецком, так как она тогда этот язык преподавала в школе. А над Альбининым рабочим столом висел её портрет, написанный, конечно же, им. Однако злодейка-смерть не позволила сбыться всем планам и мечтам молодых людей. За день до кончины он ещё раз предложил ей руку и сердце. Она была согласна. Но уже следующим утром сельский парень, которого впереди обязательно ждала великолепная карьера военного, вздохнул последний раз и навсегда покинул наш бренный мир. Ему едва исполнилось 24.
Две тропы позарастали
Луговой, степной травой,
Две тропы одной не стали,
А хотели стать одной.
Две реки во мгле плутали,
К морю путь искали свой,
Две реки одной не стали,
А хотели стать одной.
Две души молчат в печали
Над людскою суетой,
Две души одной не стали,
А хотели стать одной.
Две судьбы в далёкой дали.
Только что тому виной?
Две судьбы одной не стали,
А хотели стать одной.
С тех пор прошло немало лет, но в сердце и памяти несостоявшейся тогда невесты, зато чуть позже состоявшегося замечательного педагога, он остался таким же молодым и любимым, а у его памятника на сельском кладбище, венчаемого красной звездой, периодически появляются цветы… Конечно же, от неё.
Всю семью объединяла простая крестьянская изба с русской печкой, с небольшим цветником и кустом сирени в палисаднике, крылечком, на котором в тёплый летний вечер любили собираться домочадцы, и большим вишнёво-яблоневым садом, посаженным и выращенным заботливыми руками моего дедушки Алексея Николаевича. Работал он в сельском потребительском обществе, обеспечивал жителей Семьинского и близлежащих селений товарами первой необходимости и продуктами, доставляемыми в любую погоду на лошади из райцентра в местный магазинчик. Позже он заведовал семьинской фермой. Когда я родился, дедушка в саду в честь этого события посадил ещё одну яблоню осеннего сорта. С того момента и до сих пор у неё есть своё имя – «Серёжкина» яблоня. Плоды на ней всегда были крупными и сочными. Созревали они позже остальных, но своими большими размерами и аппетитным видом всегда манили, и я их пробовал гораздо раньше, когда яблоки ещё были кислыми.
В Семьинское мы ездили часто. В первые годы своей жизни я любил передвигаться по дому при помощи счётов. Они были незаменимы в дедушкиной работе, поэтому имелись в нескольких экземплярах. И я, будучи двух-, трёхлетним мальчуганом, ставил предшественник современного компьютера на пол, упирался в счёты руками и придавал им ускорение, благо колёсиков там было много. С огромным любопытством мы наблюдали за тем, как через село гнали семьинское стадо. Детское воображение потрясало большое количество лениво передвигавшихся коров и телят, стайки кудрявых овец, издававшие самые невообразимые звуки, а также то, почему эти глупые на первый взгляд животные хорошо знали дорогу домой. Ещё мы часто сидели на крыльце, лузгая семечки или поедая в большом количестве красную смородину, крыжовник, вишню, яблоки, предварительно собранные в огороде или саду.
Ни один наш приезд не обходился без традиционного деревенского застолья с обязательной жареной картошкой, другими традиционными разносолами собственного приготовления, пирогами, испечёнными в русской печке. А как приятно было понежиться после сытного обеда на ещё не остывшей или даже горячей лежанке.
Все эти воспоминания нахлынули и в тот приезд в Семьинское. Но, к сожалению, кроме них, уже практически ничего не осталось. Дедушка умер, когда мне было всего пять лет, а лет пятнадцать назад поздним августовским вечером сгорел и дом, о существовании которого сейчас напоминают лишь обугленные стены. Остался только сад, посаженный дедушкой, где на небольшой поляночке среди других деревьев растёт «Серёжкина» яблоня, ежегодно давая обильный урожай.
Добраться по сугробам до сада оказалось невозможным, поэтому мы довольствовались лишь взглядом на него издалека. В тот момент на память пришли такие строки:
Снится мне наш старый сад
Над задумчивой рекой,
Где так много лет назад
Вижу маму молодой.
Заметает яблонь цвет
Стёжку-тропочку в саду,
А в тот сад дороги нет,
Что ж опять туда иду?
Только в этот раз тропинку сада замели не осыпавшиеся с яблонь лепестки, а снег, покрывший всё уснувшее на зиму в саду матовым налётом.
Я лечу туда во сне,
Я спешу в тот дивный сад,
Может, встретится там мне
Самый добрый в мире взгляд,
Что, как звёздочка, далёк
И мерцает в вышине,
Словно шепчет мне: «Сынок,
Возвращайся по весне».
Я сюда ещё вернусь,
Боже, боль уйми мою,
Низко в пояс поклонюсь,
И прости, прошу, молю…
Я обязательно ещё вернусь, ведь жить, не почитая своих корней и тех мест, откуда вышли твои предки, просто нельзя. К тому же, гложет ностальгия по безвозвратно ушедшему детству, о котором здесь напоминает буквально всё. И очень хочется изведать снова вкус сочных плодов с яблони, названной тридцать с лишним лет назад в твою честь…

г. Москва
2010 год

(из книги: С. Хламов. "Серёжкина" яблоня", М. С/В. 2010).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13038 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 23 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет