Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Что такое древнерусский художественный стильПод древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов. Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения. Далее, не все согласятся с тем, что в X-XVI веках мы имеем дело только с одним архитектурным стилем: кто-то назовет самостоятельными стилями годуновский классицизм, шатровую готику, даже житийный стиль, рублевский стиль и т.д.; другие считают все явления в искусстве указанного периода на Руси единым древнерусским стилем. Опять же, кто-то пытается с разным успехом применить к древнерусской архитектуре общеевропейские понятия (готика, ренессанс и др.), а кто-то утверждает ее полностью самобытный характер. Одни исследователи, рассматривая древнерусскую архитектуру, делят ее по периодам: архитектура предмонгольского периода, архитектура времен феодальной раздробленности, архитектура XIV-XV веков и т.д. Так, А. И. Некрасов разделил весь период на три эпохи (сложения, развития и зрелости), а внутри каждой эпохи выделил три стиля (в последней — четыре). Он также разработал номенклатуру стилей, не получившую признания. Другие предпочитают говорить об архитектуре отдельных регионов: киевской, владимиро-суздальской, псково-новгородской, московской, имея в виду, что в пределах одного региона памятники, допустим, XII и XV веков отличаются очень мало.
(Если сравнить, к примеру, псковские Таким образом, здесь мы (очень кратко) рассмотрим то, что правильнее было бы называть совокупностью региональных стилей русского Средневековья. Только не стоит, говоря о Средневековье, приписывать ему эпитет "мрачное". Это буржуазные просветители, стремясь построить общество, основанное на принципах свободы, равенства, братства, осудили предшествующую эпоху, которая в действительности была одной из самых интересных в истории. Русское Средневековье и храмовая архитектураЖизнь средневекового человека тесно связана с землей. В его культуре широко развит эстетический момент. Это тип человека самодостаточного, цельного. В героическом эпосе, в былинах, перед нами сильные натуры, у которых слово не расходится с делом, они непосредственны, искренни; а чем больше человек имеет власти, тем больше он несет ответственности. Культура Средних веков основывается не на личности. Люди живут нормами, предназначенными для целого коллектива. Свобода — категория отрицательная, она понимается как своеволие. Эти особенности мышления и отразились в архитектуре, прежде всего храмовой. В русском Средневековье происходят процессы, во многом сходные с европейскими. В Европе Средневековье начинается с разрушения памятников Античности — на Руси предано анафеме языческое искусство. Латинский язык остается в католической церкви языком богослужения — православное богослужение ведется на церковнославянском (видоизмененном старославянском) языке (это важно, так как культурные ценности предшествующих эпох оказываются доступны в первую очередь людям, близким к церкви). Христианство постепенно становится господствующей идеологией, причем как в Европе, так и в России этот процесс идет с юга на север. Не является чисто нашей национальной особенностью то, что русское искусство Средневековья формировалось в столкновении двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий — язычества и христианства. То же самое происходит и в Европе: двоеверие, особенно на севере и западе, постепенный переход языческих божеств в разряд низших, демонических (а у нас чаще святым приписывали функции старых богов). Русское Средневековье начинается с крещения Руси. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом. Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии. Нельзя сказать, что на протяжении всех Средних веков мышление русского человека не менялось совершенно, о чем мы расскажем подробнее, рассматривая архитектуру соответствующих периодов. Храмовая архитектура КиеваСразу после крещения Руси Владимир начинает строительство храмов, и это преобразовывало весь строй городского пространства. Город и храм составляли единство, сакральную территорию, отмежеванную мощными укреплениями от хаоса языческого мира. Киевские храмы строились из плинфы (плоский кирпич), светло-желтой и очень тонкой. Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева. Она являлась своеобразным символом церковной политики Владимира, частью ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого на Старокиевском холме. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части. Здание было сложено из блоков, состоящих из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести. Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь была украшена покрытой росписью штукатуркой и изразцами различной формы, сложенными в орнаментальные композиции. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов. Образцом Десятинной церкви послужила Фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем династии, к которой принадлежала жена Владимира и ее братья. Таким образом, Успенская церковь символически соединяла Киев с династической и церковной традицией Византии. Активное храмовое строительство ведется в это время и в Чернигове. Обосновавшийся там Мстислав задумал придать Чернигову великолепие столицы. Он начинает строительство пышного дворцового комплекса, центром которого задуман огромный по тем временам Спасо-Преображенский собор. Это пятиглавый трехнефный трехапсидный крестово-купольный храм, возведенный приглашенными из Византии архитекторами; интерьер задумывался богато украшенным фресками, мозаикой, привозными мраморными колоннами, резными шиферными плитами. Собор предназначался для митрополита Руси. Планы Мстислава грозили Киеву утратой его главенствующего положения. В ответ на это Ярослав разворачивает в Киеве строительство, значительно превосходящее черниговские масштабы. Это касается и перепланировки города, и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся), и не в последнюю очередь возведения храмов. По словам С. Цветкова, "если Мстислав в своем стермлении превзойти дворцовый комплекс Владимира состязался, в сущности, с прошлым, то Ярослав созидал будущее… Обновленному городу Ярослав дал новое сердце, как в топографическом, так и в духовном смысле". Речь идет о Софии Киевской (начало XII в.; по другим данным, строительство окончено в 1037 г.), призванной затмить величие Спасского собора в Чернигове. Это был пятинефный, пятиапсидный 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав — боковые пространства и огромные хоры. Храм был обнесен двухэтажной галереей. До нас он дошел перестроенным до неузнаваемости в формах украинского барокко,
но представление об его архитектуре можно получить по похожей на него Примерно в то же время строятся еще две каменные церкви, меньших размеров — Святого Георгия и надвратная Благовещенская над Золотыми воротами. В целом пространственная организация Киева времен Ярослава должна была воплотить идею о странствующем граде ("перенос Иерусалима"), популярную на православном Востоке, согласно которой после того, как Иерусалим утратил свою роль в спасении человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь, ставший теперь олицетворением Небесного Иерусалима (Юстиниан I в VI веке привел городскую структуру в соответствие с этой идеей: собор Софии Премудрости Божией в центре столицы, Золотые ворота, через которые в город должен войти Христос, и т.д.). Ярослав наделяет Киев чертами "нового Царьграда": строит собственные Золотые ворота, храм Святой Софии и вручает город покровительству Богородицы. Но он старается не подражать внешне Константинополю, а перенимать глубинную духовную символику. Вместе с тем сакрализация Киева преследовала и вполне определенную политическую цель: воспрепятствовать духовному росту Чернигова, куда предполагалось перенести митрополичью кафедру. Неизвестно, чем кончилось бы соперничество двух князей, не умри Мстислав в 1034 или 1036 году. Вообще, очень многие храмы Киевской Руси были сильно перестроены, как София Киевская, или вообще не дошли до нас. Последнее относится к Успенскому собору Киево-Печерского монастыря (1073-1077), собору Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113). Из значительных памятников остались Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор Выдубицкого монастыря (1070-1088), церковь Спаса на Берестове (середина XII в.). Архитектуру этого периода, и не только киевскую, относят иногда к стилю монументального историзма, подразделяющемуся на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. Для соборных жанров характерны многонефность, круговые галереи, равномерный ритм фасадных членений и закомар. Образность архитектуры величава, символика многосложна, функция — государственна. Начало этому жанру положил Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке (ок. 1160); его яркие представители — София Киевская,
как и Башнеобразный жанр представлен небольшими четырехстолпными сооружениями без круговых галерей, без фасадных башен, как правило одноглавыми, имеющими сложные пучковые членения. Большое значение приобретает фасадный декор. Функция этих храмов — придворно-княжеская, образность — неканоническая. К середине XII века Русь пришла в состояние раздробленности. Рост городов, ставших крупными экономическими и административными центрами, превращение вотчинных владений в независимые от великого князя оказывали влияние на обособление архитектурных школ. Ослабление Киевского княжества сказывается на общем строе архитектуры. Так, исчезает кладка со скрытым рядом, ставшие гладкими стены украшают аркатурные пояски, ленты поребрика, уступчивые порталы, кресты и треугольники на плоских лопатках. Здания иногда штукатурятся. Наряду с шестистолпными появляются четырехстолпные храмы, не имеющие с западной стороны нартекса. Вместо лестничных башен устраиваются лестницы в толще западной или северной стены. Хоры остаются только в западном нефе. Мозаики исчезают, остается только фресковая живопись. Осенью 1240 года Киев был разрушен монголами, после чего начинается упадок Киева. Центр политической и экономической жизни Руси переместился на север. В русле киевских традиций развивалось в середине второй половины XII века зодчество Чернигова, Переяславля, Волыни, Смоленска и Рязани. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В XII веке на смену "полосатой" кладке приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами. В черниговской церкви Параскевы Пятницы при помощи системы подпружных арок и ложных декоративных закомар был решен удивительной простоты архитектурный образ стремительного движения ввысь при сохранении традиционной схемы четырехстолпного трехапсидного храма. Храм является модификацией уже найденного образа нарастающего движения. Этот же принцип применен в смоленском соборе Архангела Михаила (80-90-е годы XII века), с его кубической формы основным зданием, как бы вознесенным над тремя притворами. устремленность ввысь подчеркнута пучковыми пилястрами сложного профиля. В Смоленске работали строители из Византии, Балкан, романского Запада. Такое же разнообразие контактов характерно и для галицко-волынской школы.
Храмы Новгорода и ПсковаРанненовгородское строительство связано опять же с именем Ярослава, который больше интересовался Киевом, но тем не менее и в Новгороде строит ряд значительных храмов, включая
Особенности новгородской архитектуры — это особенности структуры и декора древнерусского храма: кубовидность, пятиглавие и одноглавие, луковичная и шлемовидная главы, трехлопастное завершение фасадов, украшение барабанов рядами арочек, треугольничков. Новгородские церкви раннего, домонгольского периода зодчества относятся к XI — XII векам. В XII веке в городе не было выстроено ни одного каменного здания. Очевидно, это связано с ведущейся в это время борьбой с немецкими захватчиками. Более поздний период зодчества начинается с XIV века. В Старой Ладоге ( К XI веку относятся первые каменные постройки Новгорода. Среди них Софийский собор, сооруженный в 1045 — 1050 годах теми же мастерами, что строили Софию Киевскую. Но Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. Это 5-купольный 5-нефный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней; кладка используется византийская. От Софии Киевской новгородский храм отличается строгостью не только в экстерьере, но и во внутреннем убранстве, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо плинфы используется местный известняк, кирпич применен лишь в сводах и арках. При сооружении церквей в Новгороде, как и в других городах, использовался белый строительный камень и плинчатый кирпич. В центре города вырос каменный кремль, включавший Софийский собор и ряд других каменных зданий. Около кремля находился торг, Ярославово дворище, вечевая площадь и дома иноземных и богатых новгородских купцов. Город окружали с севера и юга монастыри-крепости —
Северо-Запад России в силу своего географического положения на окраине русских земель испытывал разнообразные художественные влияния. Начиная с XII века лицо Новгорода стал определять торгово-ремесленная среда. Княжеские вкусы проявляются в первых постройках начала XII века, возведенных мастером Петром:
Благовещенском,
Но типичным храмом феодальной поры становится небольшая кубической формы одноглавая церковь с одной или тремя апсидами, из которых две боковые бывают понижены, — например, как Ранненовгородские храмы грандиозны, торжественны и довольно сложны по своей конструкции. К домонгольскому периоду относятся остатки раскопанного административного и политического центра Новгорода — Ярославова дворища, где до XII века жили новгородские князья, а после того как им было запрещено жить в пределах города, стало собираться вече. В его ансамбль входят Николо-Дворищенский собор (1113),
Во второй половине XIII — начале XV века строятся в основном небольшие, четырехстолпные одноглавые храмы близкие к кубической формы, рассчитанные на небольшой приход. Декор их определяют купеческие вкусы. Фасады покрываются маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, выложенными из кирпича крестиками. Например, В XIV-XV веках в архитектуре выделяются две стилистические линии, названные Грабарем аристократической и мужицкой. Их объединяет идея храма-дома (а не храма-Вселенной, как в монументальном историзме). Для князей это храм-дворец
( Псков первоначально входил в состав новгородских земель, затем в середине XIV века стал самостоятельной республикой и крупнейшей крепостью на западе Руси. В силу его географического положения там развивается в основном крепостное зодчество, но и каменных храмов строится немало. Тип псковской церкви сложился в течение XIV-XVI веков на основе греческих образцов. В плане он квадратный или прямоугольный. С выступами у восточной стены. Апсид, чаще всего три, они разновысоки, иногда асимметричны. Для большей устойчивости псковские мастера иногда заваливали внутрь построек стены или места их сопряжений. Псковский храм, как и новгородский, имеет одну главу и относительно небольшой, приземистый, обширный в нижней части, имеет подцерковья, подклети. Его особенность — полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками ("на 16 скатов", позже число скатов сократили до восьми и четырех); основной объем обстроен множеством приделов, галерей, массивных крылец на столбах. Характерный конструктивный элемент — круглые столпы. Поверхности стен псковских храмов будто бы вылеплены от руки, у них небольшое количество архитектурных деталей — валиков, арок на апсидах, прямоугольных бровок; трехрядные пояса из квадратов и треугольников украшают карнизы купольных барабанов, апсидные карнизы тоже украшаются утопленным поясом из простых геометрических фигур. На алтарных апсидах — вертикальные валиковые разводы, соединенные сверху дугами. Иногда барабаны были украшены цветными изразцовыми поясами. Стены и внутренние столпы псковских храмов толще, чем у новгородских. Около 1156 года за городской чертой возведен
Культурное возрождение, начавшееся в XIV веке, охватило Псков, Тверь, Москву, Новгород и другие города. На огромном пространстве Руси появляются однородные элементы в архитектуре каменных зданий. Но наиболее благоприятная почва сложилась в Новгороде. В это время там строится много церквей, простых по конструкции — четыре столба поддерживают единственный купол:
Похожа на этот храм В XV-XVI веках псково-новгородские мастера становятся известны далеко за пределами своей земли, их приглашают на строительство во многие русские города, в том числе в Москву. Памятники Владимиро-Суздальской землиВладимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский "звериный стиль", а в некоторых случаях видны романские влияния. Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических — чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев. В 1158 — 1164 годах закладывается В 1164 году были возведены Золотые ворота с надвратной башней,
увенчанной Андрей основал под Владимиром город-замок, за что получил прозвание Боголюбского.
Еще один памятник владимиро-суздальской земли —
С военными походами князей связана Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время.
Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах
Раннемосковское зодчествоВ Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире.
Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось.
Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите):
первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского),
Древнейший сохранившийся памятник московской земли —
Можно также упомянуть Яркий пример раннемосковской архитектуры — В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой феодальной войной. В 1470 году Иван III женится на Софье Палеолог, с которой в Москву попадают греки-строители; также Иван приглашает итальянских мастеров. В это время развивается теория Москвы как третьего Рима, в связи с чем, в частности, идет активное строительство и реставрация. Уже упоминавшийся нами подрядчик Василий Ермолин организует строительство в Московском Кремле, возобновляет храмы на Воздвиженке, на Торгу, а также во владимиро-суздальской земле. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве. С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции; также их приемы переосмысливают местные мастера. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Отличительной московской деталью стали килевидные кокошники вокруг барабана главы, что придавало зданию динамичность и объемность; средняя арка фасада возвышалась над боковыми. В 1474 году Иван III велел строить в Кремле В 1484 году закладываются две церкви —
В начале XVI века сооружен Во времена митрополита Алексия, Дмитрия Донского и Василия I ведется строительство не только в самой Москве, но и в Коломне, Серпухове, Звенигороде.
Одна из первых сохранившихся московских построек —
К середине XV века территория Московского княжества охватывает почти всю Северо-Восточную Русь. С XVI века искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее прослеживается регламентация. Москва в это время — оплот русского православия. В мышлении человека появляется вера в разум, силу слова и убеждения, стремление к преобразованию общества на разумных началах, идея изначальной разумности мироустройства. Это создает почву для архитектурного новаторства. С усилением Москвы идеал умеренно-гармонизированного "личного храма" исчезает, появляется архитектура, названная Лихачевым "вторым монументализмом". Можно отметить ренессансные архитектурные мотивы в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Возникает много посадских храмов, по форме близких к псково-новгородским, но с использованием ренессансных традиций. Есть и другие тенденции в архитектуре: сочетание московско-владимирских традиций плюс ориентация на собор Спасо-Андроникова монастыря; также сильно итальянское влияние. Это время характеризуется расцветом столпообразного и особенно шатрового типа храмов не только с ренессансными, но и готическими чертами, выражающими дух новаторства и национального подъема. Архитекторы отказались от прямоугольных оконных проемов, от угловых лопаток, заменив их более стройными ордерными пилястрами, использовали многопрофильные карнизы, отделяющие закомары от четверика. Одним из сооружений нового типа стала Рядом с шатровым в культовом зодчестве продолжает развиваться тип крестово-купольного храма, причем подчеркнуто массивного,
громадного по размерам (
Активно ведется строительство и в других городах: 1543 —
Так,
В годуновское время строятся храмы различные по конструкции:
пятиглавые ( Свои архитектурные школы возникают в XVI веке и в северных землях:
соборы Мы дали здесь очень краткий очерк истории русской храмовой архитектуры до XVI века, не претендуя на открытие чего-либо нового в истории искусств; надеемся, однако, что этот обзор будет полезен тем, кто хочет ознакомиться с общими особенностями древнерусской архитектуры или почерпнуть сведения об отдельных ее памятниках. Использованные источники:
В статье использованы фотографии участников проекта «Храмы России»
|
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||