Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация
страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова
приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст
приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные
опечатки исправлены. Протоколы второго Епархиального съезда 1917 года. Протокол N 1-й Забайкальского Епархиального Избирательного Собрания по положению о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 Августа 1917 года. 1917 года Августа 1 дня. После совершения в Читинской Андреевской Архиерейской домовой церкви молебна Спасителю и Святителю Димитрию Ростовскому, Преосвященным Мелетием, Епископом Забайкальским и Нерчинским, Забайкальское Епархиальное Избирательное Собрание было открыто в здании Читинской духовной Семинарии в 6 часов вечера тем же Преосвященным, произнесшим предварительное слово о значении ----- <8/9> ----- предстоящего поместного Собора и важности задачи избирательного собрания, и происходило под его председательством. Председателем Совета Читинского Церковного Кирилло-Мефодиевского Братства о. Протоиереем С. Старковым оглашена программа первого заседания собрания 1) Чтение III главы положения о созыве поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15-го Августа 1917 года, 2) избрание товарища Председателя, Секретарей и комиссии для проверки полномочий собравшихся и 3) доклад М. А. Златоустовского, участника Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, и суждения по докладу для выяснения основных положений, имеющих войти в наказ собрания своим избранникам на Поместный Собор. Программа первого заседания собранием принята. После прочтения протоиереем о. С. Старковым 3 главы положении о Созыве Собора, Собрание приступило к избранию товарища Председателя, Секретарей и Комиссии для проверки полномочий. Число секретарей определено в три, такое же число определено для членов комиссии. Избранными открытым голосованием оказались: 1) Товарищем Председателя Протоиерей Сергий Старков, 2) Секретарями Протоиерей Иннокентий Томилин, преподаватель духовного училища Михаил Алексеевич Златоустовский и Статский Советник Александр Николаевич Несмелов, 3) членами Комиссии проверки полномочий Священники о. Николай Элизен и Иоанн Казаков и Димитрий Феодорович Колобов. Далее заслушиваются доклад М. А. Златоустовского о работах Всероссийского съезда духовенства и мирян ----- <9/10> ----- по вопросам: 1) об отношении церковного общества к переживаемым событиям, 2) о взаимоотношении церкви к государству, 3) церковном управлении, 4) о приходе и 5) о школах, находящихся в ведении церкви. По содержанию доклада происходил обмен мнений участников съезда, после коих съезд принимал свои решения. По первому вопросу были выслушаны следующие мнения участников съезда. Мирянин Павлунин говорит: "Социал-демократы входят в общество православных христиан, но Христиане ли они? Они заботятся только о земном устройстве. Христианину же сказано "нельзя работать Богу и Мамоне". Земле так земле работать, Богу - так Богу". Оратор призывает служить только совершенной евангельской правде. Мирянин Н. А. Соколов на вопрос как относится Христианство к современным политических учениям, говорит, что социализм, как учение экономическое и политическое, сам по себе не заключает элементов, которые бы препятствовали социалисту быть христианином. Все социалистические учения народны, христианство также народно. Христос обращался к народу. Если представляются социалисты пророками христианства, так это произошло случайно, по вине отдельных лиц, а не социалистического учения. Социализм совместим с Христианством. Христос не указал одной определенной формы Правления, а лишь сказал: "воздадите Кесарево Кесарю и Божие - Богу". Социализм занимается политическим, общественным устройством жизни, проповедует известные формы жизни. Эти формы не противоречат Христианству, в них Христиане ----- <10/11> ----- могут влагать свое христианское содержание. Отсюда вытекают многие практические решения. Таким взглядом на отношение к социализму нужно руководствоваться всем на местах и избранникам на Соборе. Священник о. Василий Богоявленский говорит: если призывают нести в политические партии христианские понятия, нести Христа, значить в нем там нуждаются. Родство между социализмом и Христианством может быть только очень далекое, его почти нет. Как говорит г. Эрн, закваска Христианства в социализме есть, но развивают ее там совсем в других целях. Наша цель спасение. Христос словами воздавать Кесарево Кесарю и Божие Богу лишь предостерег не смешивать земное с небесным. Социалисты смотрят на человека, как на продукт экономических, земных условий и заботятся только о его сытости, предоставили небо воробьям, а нам землю - говорят они устами Гейне. На Берлинском Кладбище рабочих социалистов находится такая выписка: "Ищите в этом мире благ и наслаждений, иного мира нет, нет и воскресения". Говорить о родстве социализма с христианством не приходится. Кто идет в социалистические партии, пусть несет туда Христа. Протоиерей К. Коронин просит у Н. А. Соколова документов, доказывающих родство социализма с Христианством. Приводит слова учителя социализма Маркса, Либкнехта, Бебеля, определено и настойчиво отрицавших Бога и религию. "Не веровать самому и учить другого не веровать", по Либкнехту, отличительный признак социалиста. Внешнее устройство жизни не было делом Христа. Он отказался делить наследство; ----- <11/12> ----- царство Его не от мира сего. Памятники вселенского понимания учения Господа говорят о том, чтобы пастыри не вдавались в мирские попечения, не отрывались от работы алтарю (Апост. прав. 6, 81, 83. - IV всел. Соб. 3, VII 10. карф. 10. двукр. конст. 861). Только со временем и чем дальше, тем больше это было нарушено. (Законодат. К. В., Юстина, Юстиниана, Ираклия; в рус. истории Земск. Собора после смутного времени, протест Митр. Филарета и постан. Госуд. Совета 12 Июля 1890 г.). Оратор говорит против участия духовенства в политических партиях. Мирянин Н. А. Соколов удивляется толкованию его слов. О родстве социализма с христианством не говорил, а лишь не противополагал социализма Христианству. Социализм не обязывает к неверию. Христианин может признать в политическом и экономическом отношении формы социализма. Христианство мыслимо при всех формах жизни. Вставать на путь противоположения Христианства всем политическим учениям значит допускать возможность такого момента, когда христианства может не быть. Предлагается собранию первый тезис по вопросу об отношении церкви к переживаемым событиям: Хотя Христианская церковь может существовать при всякой форме государственного устройства, но при возвещенной соборности в церкви находит более соответствующим демократический строй государства. Священник Ф. Титов спрашивает, что тут разумеется под демократическим строем. Докладчик указывает на то, что подобной вопрос не ставился и определенный ответ на него не давался, ----- <12/13> ----- но нужно полагать, что понимается представительное народное правление в противовес абсолютизму власти монарха. Соборность Управления, представительство в церкви и представительная форма в государстве внешне сближаются. О. Прот. Коронин говорит: Соборность и демократическую форму правления сближать нельзя. Парламентаризм не входит в церковное устройство. Механических решений вопросов по большинству церковь не знает. В парламентаризме узко и тесно Церкви Божией. Докладчик. Тезис не освящает определенной формы правления. Здесь лишь отмечается, что ближе, что дальше: церковь народна и Государство народно. Это создает как бы сближение, так как для церкви, внешней стороной своей живущей на земле, как определенная организация, не безразлично отношение к ней другой организации государства. О. Коронин, заявляя, что соборность церкви живет при всякой форме правления и что все формы хороши, пока при них слушают голоса Божия, находит вторую половину тезиса не нужной. Л. Л Селюк говорит против безразличия к форме государственного правления. Не безразлично для христиан: скрываться в катакомбах и лить кровь мучеников или жить в лучших условиях. Н. А Соколов предлагает принять первую половину тезиса и не настаивать на второй, так как вторая уже входит в первую. О. Ин. Иванов предлагает проголосовать тезис прежде всего в целом, как он дан. Тезис голосуется в целом и принимается большинством. Приняты и другие положения: ----- <13/14> ----- 2) С падением царского самодержавия вся полнота власти перешла к народу. До Учредительного Собрания власть принадлежит Временному Правительству, которому необходимо подчиниться. 3) Каждый православный христианин при возможности участвовать в партийных организациях призывается вносить в них христианские понятия. 4 и 5) пункты, как содержащие в себе пожелания о времени созыва Всер. Поместного церковного Собора и Учредительного Собрания, отпадают. 6) Пункт, определяющий отношения церк. общества к войне, снят с обсуждения. Л. Л. Селюк считает невозможным замалчивать заповедь - не убий. О. Коронин протестует против формального понимания заповеди, указав на отношение к ней церкви, заполнившей святцы святыми из воинов. По второму вопросу - о взаимоотношении церкви и государства собрание по обсуждению отдельных положений пришло к следующим решениям: Признавая, что термин "отделение" и "не отделение" вносят путаницу в решение вопроса, собрание решило признать: 1) Православную церковь институтом общественного правового характера, коему государство оказывает покровительство в законе и материальную поддержку. 2) Православие первой среди исповедуемых в России религий. 3) Соответственно с этим православная вера пользуется преимуществами во всех актах государственной жизни, в которых государство обращается к религии и публичных богослужебных действиях, ----- <14/15> ----- а равно сохраняет силу календаря православной церкви. 4) Глава русского государства и министр исповеданий должны исповедывать православную веру от рождения. В качестве примечания принимается положение следующего содержания: Значение института публично-правового характера и материальная поддержка в силу принципа свободы вероисповеданий могут быть предоставлены государством и другим исповеданиям. Поясняется, что, признавая православие первой среди других исповедуемых в России религий, имеется в виду только первенство чести, а не господство или преимущество, связуемое с теми или другими привилегиями. Протокол N2 заседания Забайкальского Епархиального Избирательного Собрания. 1917 года 2 августа. Заседание открылось под председательством Преосвященного Мелетия, Епископа Забайкальского, в 10 часов утра в здании духовной семинарии. Продолжается обсуждение тезисов доклада М. А. Златоустовского. Оглашается докладчиком тезис: Церковь в своем внутреннем устройстве и управлении пользуется безусловной автономией. Положение это собранием принимается; следующий тезис: Церковное управление на всех ступенях должно быть соборным, избираемым и сменяемым и заслушанный весь проект управления церковного Всероссийского ----- <15/16> ----- съезда духовенства и мирян в Москве принципиально приняты с предоставлением делегатам Забайк. Епархии на Соборе в подробностях высказываться свободно, руководствуясь данными, какие и будут иметься в этом отношении на Соборе, и принимая во внимание местные условия. После оглашения товарищем председателя из положения Предсоборного совета об устройстве Высшего церковного управления о создании кроме Всероссийского Церковного Совета Священного Синода и замечания священника Феодора Титова, что этим нарушается единство власти, собранием принято пожелание не создавать наряду с Всероссийским Церковным Советом Священного Синода. Далее заслушивается Временное положение о православном приходе, утвержденное Свят. Синодом в виде временной меры. Собрание с началами Временного положения соглашается, относительно приходского имущества и капиталов церковных принято положение - приход является собственником имущества и средств собственно приходских, по суммам же церковным и причтовым он должен быть распорядителем. Докладчиком М. А. Златоустовским предлагаются вниманию собрания суждения и тезисы Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве о школах, находящихся в ведении церкви. Собрание, соглашаясь с Всероссийским съездом, что церкви нужны школы, как средство для осуществления дела просвещения и воспитания потомства в духе православной веры, признало принципиально необходимость сохранения школ в церкви, как мужских, так и ----- <16/17> ----- женских. Особенное внимание собрание остановило на школе начальной и ее судьбе. Было выслушано несколько заявлений выборщиков, что в приходах выносятся постановления о необходимости школы христианской с преподаванием в ней, как обязательного предмета, Закона Божия, после чего собрание единодушно признало сохранить школы, бывшие церковно-приходские, как народные в ведении прихода. Заслушан доклад Комиссии по проверке полномочий выборщиков Епархиального собрания. Заслушав объяснения выборщиков от 3 и 4 благочиннического округов, что избранные относительным большинством голосов получили единогласное утверждение всего благочиннического избирательного собрания, почему и не было произведено новой баллотировки их, от 15 округа, что псаломщик Бастригин был избран единогласно и, находя, что по 18 округу достаточно для признания полномочий выборщиков представленных удостоверений, - по 24-28 округам выборы лишь неправильно оформлены и по 8 округу простую описку писца, поставившего в одном месте цифру 43, - в другом 42, кроме того, имея в виду, что часть нарушений формальностей произошла от того, что в некоторых благочиниях выборы производились по телеграфному распоряжению до получения положения о них за краткостью времени и дальностью расстояний, собрание постановило: выборщиков от благочиннических округов 3, 4, 8, 15, 18, 24 и 28 признать полномочными, выборщика же от 26 округа священника Василия Кудеярова, командированного на собрание о. благочинным, ----- <17/18> ----- таковым не признать. Весь состав Епархиального Избирательного Собрания после этого определили в 79 полномочных выборщиков, из них 24 пресвитерского сана, 6 диаконов, 5 псаломщиков и 44 мирянина. Преосвященным председателем собрания предложен на обсуждение вопрос о расходах по поездке избранников епархии на Собор. По обсуждению постановлено: до решения в общем порядке вопроса о расходе и средствах, выдать избранникам епархии из средств Забайкальского Епархиального склада свечей по двести рублей на каждого на проезд до Москвы. По вопросу о сохранении содержания за избранными на Собор клириками и о заместителях их по службе, постановлено: за избранными на собор клириками сохранить все получаемое ими на местах своих служений содержание и назначить им заместителей. В частности вопрос о заместителе того или другого клирика и о вознаграждении за труд ему Епархиальное Начальство имеет решать особо в зависимости от частных обстоятельств. Ставится на обсуждение вопрос о преподавании в учебных заведениях Закона Божия. После речей Достовалова, Билимовича, пр. Коронина, свящ. Богоявленского и других товарищ председателя пр. С. Старков суммировал высказанное: Закону Божию, как предмету преподавания в учебных заведениях грозит опасность. Между тем Закон Божий в этом отношении дорог, как создающий в обучающемся поколении высокое идейное настроение, расширяющий обчищающий сердце и дающий надежное кормило ----- <18/19> ----- в жизни. Способствуя развитию и укреплению мировоззрения, Зак. Божий является предметом, охраняющим самую культуру. Он обеспечивает учащимся нравственную устойчивость и лучшее будущее. Все это ценно в интересах самой государственности. Простому народу Зак. Божий дорог особенно. Без него он лишает возможности видеть своих детей людьми религиозно осведомленными и нравственно укрепленными, так как сами по недостатку времени и непросвещенности своей не могут надлежаще влиять на детей в этом отношении. Соглашаясь со всем высказанным, собрание признало необходимым всемерно отстаивать Закон Божий, как предмет преподавания в учебных заведениях, через составления соответствующих постановлений в приходах на собраниях, съездах и направление их в Бюро Всероссийск. Законоуч. союза (Петроград, Забалканский N29, прот. М. Чельцеву). Заседание закончилось выборами пяти членов Поместного собора в Москве, по положению о созыве собора. Избранными оказались: 1) протоиерей Сергий Старков, 2) протоиерей Иннокентий Томилин, 3) Михаил Алексеевич Златоустовский, 4) Н. А. Соколов и 5) Стефан Михайлович Немчинов. Кандидатами к ним 1) протоиерей Константин Коронин, 2) священник Иоанн Казаков, 3) П. В. Якушев, 4) П. Е. Тарасов и 5) П. А. Михайлов. Об избрании, согласно ст. 53 положения, составлен особый акт. ----- <19/20> ----- |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||