Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаЖурнал
Название оригиналаМосковские церковные ведомости.
Тип документаСтатья
Название документаОтчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год.
СсылкаОтчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год. // Московские церковные ведомости. М., 1917, N3-4 (21 января), Офиц. отд., с. 22-30.
ТемаМосковская епархия. Церковно-приходские школы. Обзор.
Место изданияМ.
Год издания1917
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
ПримечаниеОтчет публикуется в нескольких номерах Московских церковных ведомостей.
Разрешение на использованиеХрамы России, 2004
Дата обновления карточки2004-05-20
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные опечатки исправлены.
[!<24092003021603]    [>??????????]

ОТЧЕТ

о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год.

(Продолжение).

При Батюшковской школе, Дмитровского уезда, вот уже несколько лет заведено сапожное мастерство. На средства местного попечительства оборудована мастерская и содержится особый мастер. В отчетном году 23 работавшие ученика сделали обуви разного рода на 323 р. 65 к.

При Сергиевско-Рогожской двухклассной школе в Москве устроены были особые курсы по бухгалтерии и счетоводству. Для этого были приглашены специальные преподаватели на средства отчасти местные и отчасти столичного отделения. Рисование в элементарном виде, как вспомогательное средство при обучении грамоте и другим предметам, преподавалось во многих школах, но прикладного или технического характера нигде не имело. Не было нигде и уроков иконописания.

Рукоделие, начиная от специально устроенных мастерских и кончая примитивными упражнениями в шитье, вязанье и вышиванье, преподавалось в 282 школах, т.е. почти в половине всего

----- <22/23> -----

числа школ. Швейные мастерские с отдельными учительницами и особенной организацией занятий были при следующих школах в Москве: Богородице- Рождественской в Столешниках, Николо-Ваганьковской, Спасо-Песковской, в Каретном, Троице-Ирининской и при женских монастырях: Алексеевском, Страстном, Вознесенском, Зачатьевском и др. В эти мастерские для занятий ученицы поступали по окончании курса одноклассной школы; через год, два и три, смотря по способностям, ученицы держали специальный экзамен или в Ремесленной Управе, или в школе при особых депутатах из Мещанской Управы и получали свидетельства на право модистки с вывеской. Сколько в отчетном году было выдано таких свидетельств, сведений не собрано. Привлекались, конечно, к работам в этих мастерских и ученицы школы. В остальных школах занятия рукоделием происходили в течение учебного курса во внеучебные часы, особой программы и времени не установлено, занимались применительно к местным условиям. В большинстве руководили занятиями сами учительницы, иногда жены священников, попечительницы и особо приглашенные лица. В некоторых школах, особенно где были отдельные учительницы, занятия рукоделием достигали значительных успехов: ученицы научились кройке, в состоянии были шить себе белье и платье, знакомились с вышиваньем, вязаньем и разными художественными работами. Но обыкновенно дело не выходило из пределов простого элементарного шитья и вязанья. Средства на рукодельные занятия были исключительно местные: от попечителей, попечительств, благотворителей, родителей учащихся и т.п. Давно было сделано распоряжение о том, чтобы при школах, в виде альбомов, витрин и т.п., непременно хранились образцы шитья, вязанья и разных работ учениц, но, к сожалению, не везде это исполняется.

Если все рукодельные занятия считать прикладными, то число школ с ними достигнет до 300. Если же приложить более строгие требования и признать прикладными занятиями только специальные мастерские, с более или менее регулярным и вполне успешным ведением дела, то таких школ не наберется и двух десятков. Вообще к прикладным занятиям местное население относится сочувственно и они, несомненно, могли бы иметь большое развитие, об этом свидетельствуют все наблюдатели, но дело в том, что иных, кроме чисто местных и благотворительных, средств не имеется, а без средств расширить и обеспечить прикладные занятия невозможно. Например, приходится наблюдать такие явления: родители просят обучить девочек шитью на машине, а машины-то нет и купить не на что, бывает и машина, принадлежащая учительнице, да нет материала для шитья, бывает иногда, что иголок и ниток не на что купить. Так больно ощущается недостаток средств в простом рукоделье, а по отношению к сельскохозяйственным и ремесленным занятиям и говорить нечего: тут, чтобы их завести и оборудовать мастерские, нужны громадные средства, которыми не располагают ни уездные отделения, ни Епархиальный Училищный Совет.

Учебные занятая со взрослыми происходили только при 4 школах: в Москве при Беляевской школе - по техническому рисованию,

----- <23/24> -----

при Спасо-Преображенской - по счетоводству и бухгалтерии, при Новодеревенской - по пению и при Климовской, Подольского уезда, - по разным предметами. В последней школе по вечерам занимались преимущественно окончившие курс местной школы, которых отнести ко взрослым возможно только с некоторым ограничением.

Воскресных школ было 5: одна в Сергиевом Посаде, Дмитровского уезда, и 4 в г. Москве. Занятия в них велись применительно к программе одноклассной школы. Иногда учащиеся готовились и к экзамену на свидетельство об окончании курса, но в отчетном году к такому экзамену никто представлен не был. Помещались все в зданиях церковных школ, кроме одной, при Даниловской камвольной прядильне. Учащими являлись местные учителя и учительницы церковных и городских школ, а в Сергиевом Посаде - студенты Московской Духовной Академии. Учащимися были фабричные рабочие и служащие, прислуга разного рода, мальчики и девочки, не окончившие школ, и подростки. Временем занятий служили воскресные часы, приблизительно с 11 утра и до 3-4 вечера. Число учащихся было непостоянно, менялось в разные дни. Наиболее многолюдной была школа в 115 человек и самой малолюдной в 30 человек. Средствами содержания служили разного рода пожертвования попечителей школ или попечительств, одной школе оказало помощь столичное отделение, школа при Даниловской прядильне содержалась на ежегодно отпускаемые средства фабричным управлением.

Успешность обучения. Общее число учащихся (мальчиков и девочек - особо), окончивших курс учения в отчетном учебном году и % отношение числа окончивших к общему числу учащихся (по типам школ). Сравнение с предыдущим учебным годом. Сколько школ не сделали выпуска учащихся в отчетном году и по каким причинами. Школьные расписания уроков. Классные журналы и другие документы. Снабжение школ учебниками и наглядными учебными пособиями и письменными принадлежностями. Школьные библиотеки. Образовательные экскурсии.

В отчетном году по школам грамоты окончило курс школы одноклассной 18 мальчиков и 13 девочек, всего 31. По отношению к общему числу учащихся к 1 января 1916 года в этих школах это составит 12% для мальчиков и 9% для девочек, а вместе 11%.

В прошлом году окончило курс 18 мальчиков и 7 девочек, всего 25; меньше девочек на 6 и на это число вместе девочек и мальчиков.

По школам одноклассным окончило курс 2129 мальчиков и 1213 девочек, всего 3342. По отношению к общему числу учащихся в сих школах это составит для мальчиков 13%, для девочек 10%, а вместе 11%. В прошлом году окончило курс 2018 мальчиков и 1257 девочек, всего 3275. Меньше мальчиков на 111 и больше девочек на 44, а вместе меньше на 67.

По школам двухклассным окончило курс последнего класса 224 мальчика и 101 девочка, а всего 325. Принимая во внимание число учащихся во всех классах двухклассных школ, получится для мальчиков 9%, для девочек 8%, вместе 9%. Если же иметь в виду число учащихся только в последнем старшем

----- <24/25> -----

классе, то получится почти 40% для всех мальчиков и девочек, окончивших курс. В прошлом году окончило курс 244 мальчика и 69 девочек, всего 313; больше мальчиков на 20 и меньше девочек на 32, всего меньше на 12. Таким образом по всем школам число окончивших курс в общем больше прежнего года.

Не было выпусков в 3 школах двухклассных и 43 одноклассных, всего 46, из них в Москве 27.

Причинами были следующие обстоятельства: 5 школ из трехлетнего курса перешли на четырехлетний и посему экзамена не производилось. Одна школа Можайского уезда, как нами уже сказано, совсем не функционировала. В двух школах экзамен не состоялся по болезни учительниц и в двух - по случаю эпидемического заболевания учащихся. В 12 школах - по разным случайным причинам или не было учащихся в выпускном отделении, или они выбыли до экзамена. Остальные 24 школы, преимущественно в городе Москве, не сделали выпусков, выражаясь словами столичного наблюдателя, "вследствие тяжелых обстоятельств военного времени". В августе 1915 года, когда по распоряжению епархиальной власти, школьные помещения предоставлялись для нужд беженцев и возникала даже возможность прекращения учебных занятой по церковным школам, ученики, особенно старших отделений, стали переходить в городская школы. Переходили в эти школы по соображениям больших удобств и потом, когда установлены были сменные или вечерние занятая, а некоторые школы слились или соединились вместе с другими. Бывали случаи, что сами учительницы, по распоряжению о.о. заведующих, распределяли своих учащихся по соседним школам. Следствием всего этого и явилось то, что многие школы лишились старших учеников и не могли сделать выпусков.

По вопросу о расписании уроков, классных журналов и других школьных документов наблюдатели высказываются в очень неопределенных выражениях. Вообще все это по школам заведено и более или менее исправно соблюдается. Бывают, конечно, и случаи неисправностей. Например, установленное расписание иногда не соблюдается, записи в классный журнал не отличаются регулярностью, отсутствуют такие книги, как приходно-расходные, манкировочные; не ведутся записи в библиотечном каталоге и т.п. На это между прочим было обращено внимание и съезда о.о. уездных наблюдателей 16 и 17 февраля 1916 года. Для предупреждения всяких неисправностей и установления должной правильности на съезде был выработан и предложен к исполнению целый ряд правил и руководственных указании по этой стороне дела.

Снабжение школ учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями производится у нас в таком виде:

Время от времени Училищный при Св. Синоде Совет присылает для школ разные пособия, как, например, шведские счеты, глобусы, карты, картины, книги и т.п., но в размере очень ограниченном. Затем ежегодно из казенных средств отпускается шесть тысяч рублей. Сумма эта распределяется между отделениями

----- <25/26> -----

для удовлетворения нужд школ в учебниках и письменных принадлежностях. Иногда на это идут и остатки от казенных кредитов, в общем незначительные. Кроме казенных средств, значительные суммы тратят на этот предмет уездные отделения. По приблизительному подсчету до 4500 рублей; причем Бронницкое отделение в отчетном году истратило 800 р., Богородское 562 р., Коломенское 484 р., Можайское 430 р., Клинское же только 20 р., а Верейское не имело возможности истратить и копейки. В помощь некоторым беднейшим отделениям Московское Кирилло-Мефодиевское Братство отпустило еще из своих средств до 500 р. И средств казенных, и средств, изысканных уездными отделениями, оказывается недостаточно для удовлетворения всех нужд в этом отношении. Многие школы вынуждены удовлетворять их своими чисто местными средствами. Тут идут на помощь монастыри, церкви, попечительства, братства, попечители и простые жертвователи или благотворители. Нужда бывает настолько крайней, что, по свидетельству одного наблюдателя, покупают учебные принадлежности на свои личные средства оо. заведующие и даже учащие школ. По уездам не так много школ, которые вынуждены обходиться без помощи казны и отделений, но в Москве все без исключения школы снабжаются учебными принадлежностями из местных источников. Ни казна, ни столичное отделение не отпускают на этот предмет никаким средств. Благодаря этому по школам столицы более всего замечается недостаток в учебных пособиях всякого рода. Столичному отделению следовало бы обратить на это внимание. Много жалуется на недостаток учебных принадлежностей и наблюдатель Московского уезда. В некоторой степени замечался он по школам Звенигородского уезда, Клинского и Подольского, из остальных уездов жалоб не было.

С целью придти на помощь церковным школам в снабжении их всех потребным для учения, при епархиальном училищном совете в 1903 году открыт книжный склад. Тут школы получают возможность приобрести все нужное по самой низкой цене и лучшего качества. Книги отпускаются с большой скидкой, а некоторые предметы почти по фабричной цене. Благодаря этому в склад обращаются не только церковные школы, но министерские, средние учебные заведения, земства и т.п. Заказы получаются из многих губерний, даже из Сибири. За 1915 год общий оборот склада выразился в сумме 46555 р. 42 к.

Такой же склад, только с меньшими оборотами, существует и при Серпуховском отделении.

Школьные библиотеки, можно сказать, - самое больное место наших школ. Очень хороших весьма мало, в большинстве библиотеки находятся в жалком виде. По отчетам наблюдателей, школ, где библиотек совсем не имеется или они до чрезвычайности плохи, и с трудом могут быть названы библиотеками, было в отчетном году 107. В Москве таких школ 45, в Московском и Подольском свыше 20. В Рузском и Гуслицком округе около 20. На печальное состояние этого дела в отчетах епархиального наблюдателя давно обращалось внимание училищного совета, и вот в 1913 году

----- <26/27> -----

епархиальный совет отпустил средства и в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых постановил ежегодно рассылать по школам 13 школьных библиотек, стоимостью в 75 р. каждая. За три года таких библиотек было разослано свыше 40; кроме того и Столичное отделение для своих школ ежегодно приобретало таких библиотек 10. Можно надеяться, что с течением времени это дело у нас улучшится.

Образовательные экскурсии совершались только по столичным школам. Тут отмечено 72 школы, ученики коих под руководством учащих осматривали древности в Кремле, посещали музеи, картинные галереи, совершали поездки по окрестностям столицы. По уездам таких экскурсий не указано в отчетах, но сюда можно отнести 6 школ Дмитровского уезда, где были учреждены так называемые майские союзы и где учащиеся нередко совершали прогулки в леса и поля. О таких прогулках и древонасаждениях упоминается и по школам других уездов.

3. Состояние воспитания в начальных церковных школах.

Православно-церковное воспитание детей. Порядок совершения утренних и вечерних молитв, посещение богослужений (порядок и исправность посещения) и участие детей чтением, пением и прислуживанием при богослужении. Исполнение долга исповеди и причастия святых Таин. Школьные торжества и паломничества.

Воспитательные задачи церковной школы, ее назначение "утверждать в народе православное учение о вере и нравственности христианской" служили предметом особенных забот и стараний всех церковно-школьных деятелей. Все для этой цели заведенное и установленное в наших школах соблюдалось и исполнялось с полными вниманием и усердием. Если какие-либо уклонения и неисправности и замечались, то они были весьма редки, носили случайный характер и происходили от непреодолимых и уважительных причин.

Везде учебные занятия по школам начинались общей утренней молитвой и заканчивались вечерней. Молитвы эти совершались по тому чину, какой предложен в учебном часослове, не только без сокращений, но даже с присоединением тропарей Кириллу и Мефодию, местному святому и местному храму. Это обыкновение настолько укрепилось среди учащихся и даже их родителей, что когда одна учительница в Павловском посаде вздумала сократить число молитв, то родители подали на нее жалобу. Чтение производится по очереди старшими учениками и сопровождается общим пением некоторых молитв. Везде после утренней молитвы следует чтение дневного евангелия, а во многих школах и жития дневного святого.

Посещение богослужений учащимися везде обязательно и непременно под наблюдением учащих. Затруднения получаются в тех школах, которые отстоять от храма в трех, четырех и даже более верстах. В некоторых деревнях еще держится порядок в дурную погоду возить детей на подводах, но, по наблюдению некоторых наблюдателей, этот симпатичный обычай все более и более исчезает. Также повсеместно привлекаются школьники к участию в богослужении чтением, пением и прислуживанием. Относительно

----- <27/28> -----

прислуживания в алтаре один наблюдатель слышал возражение, что допущение школьников в алтарь не совсем удобно, так как они могут здесь позволять себе шалости и даже умалить достоинство важнейшей части храма. Руководствуясь требованием церковного устава, священники вообще не допускают девочек к чтению и прислуживанию в храме. Справедливо ли это, в виду недавнего распоряжения Св. Синода о допущении женщин даже к обязанностям псаломщика? Девочки благонравней, скромней и усердней мальчиков, во всяком случае не хуже их могли бы прислуживать, если не в алтаре, то в храме.

Долг исповеди и причастия св. Таин исполнен был по всем школам с исправностью и усердием. Обыкновенно для этого назначается первая неделя Великого поста; в дни говенья занятий не бывает, они заменяются посещением служб и назидательными беседами, и чтениями о.о. заведующих или учащих. По местным условиям и то в редких школах для говения, вместо первой недели поста, избирается третья или четвертая неделя. В таких случаях второй раз говеют уже не на Страстной, а в Рождественском посту, избирая для этого ближайшие дни к окончанию занятий пред праздниками Рождества Христова. Обыкновенно же говеют школьники второй раз на последней седмице Великого поста.

Согласно распоряжению Св. Синода, по случаю 900-летия со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, везде по школам 30 сентября 1915 года было празднование памяти этого события. В некоторых школах празднование сопровождалось большой торжественностью, были устроены акты с пением и чтением соответствующих произведений, с раздачей листков, брошюр и образков. Например, в Озерской двухклассной школе, Коломенского уезда, была исполнена такая программа: Св. князь Владимир - речь о. законоучителя, тропарь св. Владимиру - школьный хор, ученики прочли и пропели стихотворения: "Слава Владимиру" Соловьева, "Хвалебная песнь Владимиру", "Обитель" - Козлова, "Киев" - Глинки, "В день торжественный", "Многие лета" и "Боже, Царя храни".

По обычаю везде праздновался день памяти св. Кирилла и Мефодия, 11 мая, но только в тех уездах, где к этому времени были закончены учебные занятия, праздник носил скромный характер и ограничивался совершением одного богослужения. Зато по-прежнему он был торжественно отпразднован в Москве. В этот день в Храме Христа Спасителя были собраны учащиеся всех столичных школ, вместе с их учителями и учительницами. Из учащихся был образован хор в 600 человек, который и пел за богослужением. Богослужение совершал преосвященный председатель Училищного Совета, епископ Верейский Модест с многочисленным духовенством. За богослужением собравшимся детям о. председатель столичного отделения, протоиерей Сергий Муретов, предложил назидательное слово, а после богослужения были розданы листки и брошюры.

Еще торжественно праздновалась в Москве годовщина Покровского благотворительного Общества. 25 октября в Владимирском храме Епархиального Дома совершал богослужение преосвященный

----- <28/29> -----

председатель Общества, епископ Можайский Димитрий, тоже с многочисленным духовенством. За богослужением пел хор из учителей и учительниц церковных школ, под руководством преподавателя семинарии священника Аллеманова, и учащиеся второклассной школы. После богослужения состоялся акт, с чтением отчета и пением хора учителей и учительниц.

Кроме этих общих торжеств, много было по школам и своих школьных праздников по разным случаям; например, по случаю освящения нового здания школы, окончания занятий и т.п. Иногда устраивались детские утра и вечера, рождественские елки, праздники древонасаждения и т.п., но вообще немного, так как время теперь не праздничное. Всех школ, где были такого рода праздники, было в отчетном году 74, из них в Москве 29.

Немного было и паломничеств. Всех школ, совершивших разного рода паломничества, было 115, из них в Москве 64. Тут школы по большей части посещали Кремлевские святыни, но некоторые совершали поездки в Троицкую Лавру, Екатерининскую пустынь, Влахернский монастырь и др. Из уездов только в Дмитровском, благодаря близости Троицкой Лавры, было 19 паломничеств, в остальных их было немного, а в некоторых уездах и совсем не было. Объясняется это тяжелым временем и большими затруднениями при поездках по железной дороге.

Нравственное и патриотическое воспитание. Наблюдение за поведением учащихся в школе и вне школы. Школьная дисциплина. Меры, предупреждающие нарушение дисциплины. Меры взыскания за нарушение дисциплины. Факты благотворного влияния школы на население. Меры эстетического воспитания.

Нравственное и патриотическое воспитание, наравне с религиозным, служило предметом особенных забот всех учащих в церковных школах. Все обучение и преподавание почти всех предметов были проникнуты этими целями и задачами. На уроках Закона Божия, славянского чтения, русского языка, географии и истории учащие не пропускали возможности сделать вывод, вразумление и наставление, направленное к развитию и укреплению доброй нравственности и патриотических чувств. Не говорим уже о постоянных воспитательных беседах, какие бывают с учащимися по разным поводам школьной и окружающей жизни. Эти воспитательные задачи преследовались и при наблюдении за поведением учащихся, как в школе, так и вне школы. Наблюдение в школе происходило беспрерывно и производилось или непосредственно учащими, или при некотором участии дежурных старших учащихся. Наблюдение выражалось в следующем: учащие смотрели за тем, как себя ведут ученики на уроках и во время перемен, указывают и дают общее направление их поведению, предупреждают и приостанавливают дурные и грубые поступки, наоборот, укрепляют и развивают добрые и хорошие стороны, руководят детскими играми, словом, принимают всякие соответствующие меры хорошего воспитательного влияния. Чтобы учащие уклонялись от этих обязанностей, или не соблюдали их в должном размере, или допускали какие-либо ошибки и промахи - на это ни один наблюдатель в своем

----- <29/30> -----

отчете ее жалуется, так что состояние дела в этом отношении нужно признать вполне удовлетворительным. Менее, конечно, могло выражаться наблюдение за внешкольным поведением учащихся, так как оно в большинстве случаев и недоступно учащим. Тем не менее, по мере возможности и от него не уклоняются последние. Выражалось оно, по отчетам наблюдателей, в таких приблизительно мерах: о.о. заведующие и законоучители, по преимуществу в храмах, дают родителям учащихся общие наставления о том, как нужно воспитывать детей и смотреть за их поведением дома, вне школы. Иногда это делают и учащие, приглашая в школу родителей отдельных учеников или всех вообще. Ученикам же постоянно делается наставление о том, как они должны себя держать дома. Чтобы исправить какого-нибудь ученика, почти всегда, для совместного воздействия, вызываются родители, которым даются соответствующие указания. Нередко учащие сами обходят дома, где живут учащиеся, знакомятся с условиями их жизни и принимают соответствующие меры. Иногда сами учительницы, по окончании занятий в школе, некоторое время провожают своих учеников на улице, иногда старшим ученикам поручается проводить младших, иногда и родители привлекаются к этому. Словом, делается все возможное, чтобы воспитывающее влияние школы продолжалось и за школой. К сожалению, как ни полезны все указанные меры, но их не всегда бывает достаточно и самое благотворное влияние школы оказывается бессильным. Приходится наталкиваться на такие препятствия, как невежество и упадок нравственности окружающей среды учащихся, на тяжелые материальные условия их жизни, а в городах и фабричных пунктах - на то тлетворное и страшно пагубное влияние улицы, которому иногда подвержены наши школьники, и от которого уберечь их нет никакой возможности.

(Продолжение следует).

[!<24092003021603]    [>??????????]
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Щипец"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Турово"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Храм Рождества Христова в Крохино
Старые карты Москвы
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет