Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками
вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то
метка ставится после этого слова. Явные опечатки исправлены. Чернышев В. Я. ТОРГ МУРОМА ПО ДАННЫМ ПИСЦОВЫХ КНИГ 1624 И 1636 ГГ. В 1624 г. Г. Ф. Киреевским и П. Горемыкиным составлено описание Мурома, основная цель которого заключалась в определении размеров запустения, вызванного Смутой [1, л. 601-637]. В 1636 г. Б. Д. Бартенев и М. Максимов составили аналогичную писцовую книгу [2, л. 67-199]. Сведения, зафиксированные в этих описаниях, позволяют проанализировать состояние муромской торговли, проследить, как шел процесс развития городского рынка, какие категории горожан занимались торговлей. В 1624 г. муромский торг насчитывал шесть рядов: соляной, рыбный, москательный, сапожный, хлебный, мясной. Таблица 1 Муромский торг по данным описи 1624 г.
Писцовая книга 1636 г. отметила некоторые изменения, произошедшие в муромском торге. В соляном ряду зафиксирована дополнительно лавка крестьянина близлежащего села Карачарово (оброк положен 16 алт. 4 денги). В Сапожном ряду прибавилось две лавки посадских людей и одна лавка торгового человека гостиной сотни (оброк 1 руб. 7 алт. 2 денги). [2, л. 88] Писцы Б. Д. Бартенев и М. Максимов в 1636 г. взяли на учет лавки и полки, появившиеся на "порожних местах" торга. Так, в хлебном ряду выделен "калачный новый ряд, по конец рыбного ряда", где стояло 15 полков. [2, л. 89] Новизна нового ряда очевидна: в нем не было ни одной лавки, только 15 полков - "по полусажени человеку". Полками владели 34 человека. Сумма оброка - 2 руб. 13 алтын. В старом хлебном ряду возникло вновь 11 полков 20-ти хлебников посадских людей, с которых взимался оброк в размере 1 руб. 2 алт. 2 денги. В том же ряду упомянуты 8 полков крупеников (8 человек), "а торговать им в том же хлебном ряду с хлебниками вместе". [2, л. 88] Оброк с крупеников взимался в размере 13 алтын 2 денги. Некоторые изменения произошли и в рыбном ряду. По сравнению с описанием 1624 г. в нем отмечено 10 новых торговцев - "торгуют рыбой свежей и просольной". После проведения ревизии муромского торга, писцы Б. Д. Бартенев и М. Максимов отдали муромцам в оброчное содержание новые лавки и лавочные места в москательном ряду: одно место - купцу гостиной ----- <27/28> ----- сотни (сумма оброка - 2 алт. в год), одно место посадскому человеку (сумма оброка - 3 алт. 2 денги), одно место священнику Благовещенского монастыря (сумма оброка - 6 алт. 4 денги). Проследим изменения, произошедшие на муромском торге за 12-летний период (с 1624 по 1636 гг.). Таблица 2 Муромский торг по данным писцовых книг 1624 и 1636 гг.
Анализируя данные Таблицы 2 приходим к важному выводу: в 1636 г. на муромском торге появился новый ряд - калачный. Судя по тому, что в нем не зафиксировано ни одной лавки, только 15 полков, возник этот ряд недавно. Изучая данные муромского торга по описи 1624 г. и писцовой книге 1636 г. на основании Таблицы 2 отметим следующее: 1. Самым многочисленным торговым рядом в Муроме в описываемое время был соляной ряд. В 1620-30-е гг. в Муроме наблюдается активизация соляной торговли, что нашло отражение в увеличении лавок в соляном ряду. Однако если в 1624 г. в Муроме большинство соляных лавок принадлежало посадским людям (41,6% против 34,2%), то в 1636 г. пальма первенства перешла к крестьянам (41,2% против 35,9%). Показатели владения лавок торговыми людьми остались фактически на прежнем уровне (14,8% против 14%), а вот духовенство оказалось вытесненным с этого рынка: в 1636 г. им не принадлежало ни одной лавки. Стабилизация политической обстановки, восстановление торгово-экономических связей, относительная безопасность дорог и водных путей - все это способствовало развитию соледобывающей промышленности. Большой спрос на соль привел к оживлению торговли этим дефицитным товаром. Активным участием в торговле солью Муром был обязан выгодному географическому положению. Согласно исследованиям Н. В. Устюгова, в XVII в. в России сложилось несколько крупных соляных рынков [3, С. 16]. Важным и ближайшим к Мурому перевалочно-распределительным пунктом соли стал Нижний Новгород, в который везли соль из Соли Камской, а также соль-бузун с низовьев Волги, из Астрахани. В Нижнем Новгороде соль не только продавалась, но и доставлялась по рекам в другие регионы России. Несомненно, Муром в XVII в. играл далеко не последнюю роль в распределении соляного товара и, таким образом, стал важным звеном в процессе формирования всероссийского рынка. 2. Вторым по величине рядом в Муроме в 1624-1636 гг. являлся москательный ряд. Согласно данным Таблицы 2, это единственный ряд, где за 12-летний период не зафиксировано никаких изменений, что является показателем ровной устойчивой торговли, удовлетворявшей запросы горожан. Основными владельцами лавок были посадские люди (80,7%), затем следовали крестьяне и ямщики (по 7,6%) и категория торговых людей (3,8%). Нельзя не согласиться с мнением Н. В. Устюгова, отмечавшего: "Для торговли XVII в. одной из характерных черт было отсутствие специализации" [4, С. 57-58]. Муромский рынок первой половины XVII в. вполне соответствует этой характеристике. 3. Обращает внимание на свою скромность хлебный ряд муромского торга. В 1624 и 1636 гг. в нем насчитывалось всего 14 лавок, большинство из которых принадлежало посадским людям (78,5% и 50% соответственно). Но из это не следует делать вывод о слаборазвитой хлебной торговле в городе. Значительное количество хлеба продавалось с полков и лавочных мест. По описи 1624 г. в Муроме было 11 лавочных мест, принадлежавших посадским людям и 2 - крестьянам (См. Таблицу 2). В писцовой книге ----- <28/29> ----- 1636 г. отмечено 15 полков в новом калачном ряду, 10 - в старом хлебном ряду, которыми владели посадские люди, и 2-мя полками владели крестьяне. Как и в случае в торговле с солью, хлебный транзит играл важную роль в экономике Мурома на протяжении XVII-XIX вв. 4. Мясная торговля в 1620-30-е гг. получила широкое распространение среди горожан, занимая на муромском торге по количеству лавок третье место. Основными торговцами мясным товаром были рядовые жители Мурома - посадские люди (70% в 1624 г. и 70,8% в 1636 г.). Изучая муромский торг первой половины XVII в., следует отметить активность крестьян. Так, по данным 1636 г. в соляном ряду им принадлежала половина лавок - 23,5 из 57-ми, в сапожном ряду - 3 лавки из 21-й, в старом хлебном ряду - 2 лавки из 14-ти, в мясном ряду - 6 лавок из 24-х. В основном это были крестьяне сельца Кудринского, вотчины муромского Спасского монастыря. ЛИТЕРАТУРА 1. Архив СПб ИИ РАН, русская секция, колл. 238, оп. 1, д. 370, лл. 601-
637. Список с
сотной г. Мурома с писцовых книг 1624-1625 г. Г. Ф. Киреевского и П.
Горемыкина. |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||