Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос
слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст
приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные
опечатки исправлены. [!<12092003122523] [!>24092003021603]
ОТЧЕТ о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год. (Продолжение). 6 октября 1915 года состоялось совещание учащих в столичных школах, устроенное по тому поводу, что многие школьные помещения были предоставлены для беженцев, некоторые школы вынуждены были слиться с другими, или вести вечерние по сменам занятия, а некоторые и совсем прекратили свое существование, распределив ----- <447/448> ----- учащихся между другими школами. На совещании епархиальный наблюдатель предложил доклад об участии церковных школ в военных событиях. Столичный наблюдатель, только вступивший в должность, по сему поводу сказал несколько соответствующих слов. А затем были обсуждены и решены некоторые вопросы, вызванные теми чрезвычайными условиями, при которых предстояло вести учебные занятия. Обращено было внимание на тяжелое материальное положение учащих при дороговизне всех жизненных продуктов. Следствием сего было то, что столичное отделение из местных средств выдало всем нуждающимся учителям и учительницам в размере 30 рублей единовременное пособие. Наблюдатель Богородского уезда устроил два совещания учащих в церковных школах Павловского посада. Обсуждались некоторые вопросы воспитания и обучения. 16 и 17 февраля 1916 года, с благословения Его Высокопреосвященства и с разрешения господина Попечителя Московского учебного округа, состоялся съезд о.о. уездных наблюдателей и инспекторов народных училищ Московской губернии. 16 февраля после молебствия в церкви Епархиального дома съезд был открыт преосвященным Арсением, епископом Серпуховским. 17 февраля собрание было открыто преосвященным Модестом, епископом Верейским, а потом происходило под председательством господина директора народных училищ А. И. Одинцова. Важнейшие, имеющие общее значение решения и постановления съезда, по утверждении Его Высокопреосвященством, были отпечатаны в "Епархиальных Ведомостях" и затем в отдельных оттисках разосланы по школам для руководства. Необходимость учительских библиотек сознают все уездные отделения, но устраивать их не позволяют материальные средства. Самая большая учительская библиотека, основанная епархиальным наблюдателем, находится в Москве при Епархиальном доме. Кроме периодических изданий, она имеет свыше двух тысяч книг. Владеет библиотека капиталом свыше двух тысяч рублей. При библиотеке имеется небольшой музей наглядных пособий. Управляется библиотека особой комиссией, избираемой собранием учащих в столичных школах. В настоящее время председательницей состоит попечительница церковной школы А. И. Модестова. Существуют еще библиотеки при Серпуховском отделении, Волоколамском, Коломенском и Дмитровском. На содержание первых двух отпускается из местных средств по 50 р. в год. Положено основание учительской библиотеке еще в отделении Бронницком. В остальных отделениях дело ограничивается тем, что приобретаются иногда книги методического содержания и рассылаются по школам. Наконец, некоторые наблюдатели практикуют такие меры: посылают слабых учащих послушать уроки опытных учителей или учительниц, дают примерные уроки при обозрении школ, предлагают ознакомиться с той или другой методической книгой и дать о ней письменный отзыв и т. п. ----- <448/449> ----- Учебный курс школ. Ход и успехи занятий по предметам преподавания: Закон Божий (молитвы, священная история, объяснение богослужения и кратной катехизис), церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык (обучение грамоте, чтение правописание; письменное изложение и сочинения), письмо, начальная арифметика. Те же предметы в двухклассных школах. Сведения по истории, географии, природоведению и геометрии в двухклассных школах. Сельскохозяйственные занятия в школах. Участки земли при школах и использование их под огороды, сады, питомники, полевые посевы. Школьные пасеки. Учащие, занимающиеся обработкою школьных участков; подготовка их по сельскому хозяйству. Сельскохозяйственные занятия учащихся: практические и теоретические. Источники средств на ведение сельскохозяйственных занятий. Другие сведения и соображения относительно желательной постановки сельскохозяйственных занятий. Обучение ремеслам и рукоделиям, рисованию и иконописи. Преподаватели; время и программы преподавания. Средства, за счет которых ведется преподавание. Число школ с прикладными занятиями. Отношение к ним местного населения. Учебные занятия со взрослыми. Воскресные школы: программы выполняемые ими, помещения, преподаватели и учащиеся, учебные часы; средства содержания. Особенности учебного курса и учебных приемов в инородческих школах. По состоянию учебного дела и успехам принято делить школы на три разряда: школы прекрасные или хорошие во всех отношениях, школы удовлетворительные и слабые или плохие по результатам обучения. По отзывам о.о. наблюдателей школ одноклассных к первому разряду отнесено в отчетном году 305 ко второму 242 и третьему 34. Слабые успехи в большинстве последних школ получились вследствие такие: непреодолимых причин, как например, те тяжелые условия, в которых приходилось работать многим столичным школам, частая смена учащих, продолжительные перерывы в учебных занятиях, неаккуратное посещение школ учащимися и т. п. По нерадению и неспособности учащих плохие успехи получились только в 5 школах: 2 в Москве и 3 в уездах. На это было обращено серьезное внимание: 3 учительницы были уволены, а 2 переведены в другие школы с предупреждением об этом. В частности по предметам обучения в школах одноклассных можно сказать следующее: Закон Божий. По этому предмету занятия велись в соответствии с той программой, какая установлена Св. Синодом как для трехлетнего, так и для четырехлетнего курса. Каких-либо крупных отступлений не замечено. По разным отделам этого предмета уездными наблюдателями сделаны такие заслуживающие внимания замечания: никоторые законоучители, изучая с учениками младшего отделения молитвы, не повторяют их в старших отделениях, вследствие чего замечается нетвердое знание молитв даже на выпускных экзаменах. В некоторых школах тропари двунадесятых праздников выучиваются только за месяц, полтора до экзамена, тогда как рекомендуется делать это попутно, при переживании сих праздников и не только в III, но и во II отделениях. В прохождении священной истории замечается нередко такое явление: курс Ветхого Завета иногда проходится так подробно и основательно, что не хватает времени на Новый Завет, является необходимость курс его или сокращать или проходить бегло. Заповеди блаженства заучивают иногда не по славянскому тексту, а по-русски и своими словами. Не всегда при изучении священной истории законоучителя пользуются ----- <449/450> ----- картой Палестины, с которой ученики обнаруживают даже на экзамене недостаточное знакомство. Объяснение богослужения вообще проходится слабей других отделов: то ученики не твердо знают порядок служб, то не все положенные молитвословия, то недостаточно их понимают. Объясняется все это тем, что отдел богослужения откладывается на конец курса, проходится торопливо, пред самым экзаменом, тогда как и тут можно было бы знакомить детей с курсом богослужения попутно, начиная со II отделения, сначала отрывисто, а к концу курса систематично, по указанной программе. По краткому катехизису заслуживает упоминания то обстоятельство, что по нашим школам все более и более вводится изучение этого отдела в том изложении, какое предложено Его Высокопреосвященством митрополитом Макарием в его листках и брошюрах, под названием "Как следует веровать, жить и молиться", "Простые речи о великих делах Божиих". К сожалению, не все экзаменаторы, особенно по уездам, требуют этого на выпускных экзаменах. Церковное пение. Приблизительные результаты занятий по этому предмету по оценки их о.о. уездными наблюдателями определились в таком виде: в 229 одноклассных школах успехи были прекрасные во всех отношениях, вся положенная программа была выполнена, ученики знали ноты, могли петь хором и в одиночку. В 209 школах успехи могут быть признаны только удовлетворительными или вообще достаточными с теми или иными ограничениями. В 143 (из них 28 в Москве и 26 в Гуслицком округе) школах пение или вовсе не преподавалось, или преподавалось, но слабо, без достаточных успехов. Обнаруженные в таком виде успехи мало утешительны и сравнительно с прошлыми годами значительно понизились. Упадок успехов по пению объясняется главным образом тем обстоятельством, что учителя, знающие этот предмет, взяты на войну, учительницы же мало способны его преподавать, в силу и слабой подготовки и слабого здоровья. Несколько помочь делу могли бы певческие курсы, об устройстве которых и следовало бы возбудить соответствующее ходатайство. Церковно-славянская грамота. Занятия по этому предмету шли правильно и с достаточным вообще успехом. В школах уездных на уроках по этому предмету дети заучивали наизусть псалмы, богослужебные молитвы и даже евангельские зачала; в столичных школах это заслуживающее поощрения дело почти не практиковалось. По школам Гуслицкого округа ученики читали по старопечатным книгам. По тем же причинами, по которым падают успехи в пении, падает и псалмодическое чтение, особенно в тех школах, где ученики не читают в церкви и где преподает учительница из гимназии, мало знакомая с этим делом. О.о. заведующим следовало бы обратить внимание на это и понастойчивей добиваться от учительниц приучения детей к псалмодическому чтению. Русский язык. Благодаря сложным задачам, возложенным на обучение этому предмету, он вызывал к себе и со стороны учащих и со стороны наблюдающих наиболее и внимания, и времени, и всяких трудов, но вместе с тем по отношению к этому предмету замечено наиболее отступлений, пробелов и всяких отрицательных ----- <450/451> ----- явлений. В большинстве случаев они не существенного значения и носят случайный характер. Мы отметим по разным отделам только то, что чаще встречается и является более или менее важным. Обучение грамоте вообще велось правильно и обычно; только по одной школе замечено обучение по новому пока методу г. Мироносицкого. Заканчивалось обучение грамоте приблизительно к ноябрю месяцу; запаздывали несколько те школы, где поздней начались занятия, были перерывы и новые неопытные еще учительницы. Чаще всего замечено такое отрицательное явление: учащие, пренебрегая упражнениями в слоговом чтении, приучали учеников читать по отдельным звукам и потом боролись с этой нежелательной привычкой. Чтение всех его наименований и видов (правильное, свободное, объяснительное, выразительное и т. п.) засвидетельствовано везде в достаточно удовлетворительном виде. По-прежнему слабей успехи в выразительном чтении, на что было обращено внимание и на съезде наблюдателей. Решено внести в недельное расписание уроков один для каждого отделения по этому предмету и настойчиво требовать его соблюдения; для облегчения учащих разослать по школам соответствующее методическое руководство. Правописание в его конечных результатах на письменных экзаменах тоже признано в общем удовлетворительным. Трудно сделать общую сводку представленных данных по этому вопросу, но мы можем привести несколько примеров по отдельным уездам. По Бронницкому уезду из 394 письменных работ баллом 5 оценено 154, баллом 4 - 99 и 3 - 71. По Гуслицкому округу в 15 школах работы были произведены очень хорошо, в 12 удовлетворительно и в одной плохо. По Дмитровскому из 228 работ 155 оценены отметкой 5, 66 - 4 и 7 - 3. По Коломенскому уезду только в одной школе были плохие работы, в двух посредственные и в остальных хорошие и очень хорошие. По Московскому уезду из 307 работ 157 оценены баллом 5, 93 - 4, 50 - 3 и 7 - 2. (Продолжение следует). [!<12092003122523] [!>24092003021603] |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||