Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида
<14/15>. Если в документе перенос слова приходится на
конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст сверен с печатным
оригиналом, расхождения
устранены. Явные опечатки исправлены. На правах рукописи Родионова Любовь Витальевна ИСТОРИКО-КНИГОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЛУБКА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 05.25.03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение Автореферат Москва - 2004 Работа выполнена в НИО Книговедения Федерального государственного учреждения "Российская государственная библиотека" Научный руководитель: доктор искусствоведения Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Ведущая организация: Московский государственный университет культуры и искусств Защита состоится 10 февраля 2004 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 210.025.01 при Федеральном государственном учреждении "Российская государственная библиотека" по адресу: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. С диссертацией можно ознакомиться в отделе литературы по библиотековедению и библиографоведению ФГУ "Российская государственная библиотека". Автореферат разослан ______________________ 2004 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования: В последние десятилетия эпоха Первой мировой войны привлекает внимание все большего числа российских и иностранных ученых. Многочисленные материалы, повествующие о событиях этой войны, представленные правовыми, делопроизводственными, периодическими, статистическими источниками и свидетельствами современников, позволяют довольно точно воссоздать события почти вековой давности, причем огромный интерес для изучающих приобретают изобразительные документы о мировой катастрофе, дающие богатый, но пока еще не до конца востребованный материал для научных изысканий. Кино и фотодокументы уже вошли в анналы наиболее значительных артефактов для исследователей ушедшей эпохи, однако, многие важные "живописные" свидетельства прошлого пока обойдены или не достаточно привлекаются для воссоздания культурно-исторического процесса; к числу их относится объемный пласт изобразительных изданий Первой мировой войны, имевших широкое распространение в Российской империи в то тревожное время. В сложных экономических и политических условиях военного времени изобразительные издания, такие как иллюстративные журналы, роскошно оформленные буклеты о войне, плакаты, лубки, открытые письма, агитационные листовки приобретали огромное значение. Для современных исследователей военные изобразительные издания, выполнявшие функции средств массовой информации, становятся важным источником сведений о том периоде. Из всех перечисленных разновидностей изобразительных изданий в настоящее время только плакат может быть отнесен к числу представленных широкому кругу исследователей материалов Первой мировой войны, благодаря работе Н. И. Бабуриной, остальные пока ждут своих исследователей. Не ----- <1/2> ----- явилась исключением и русская лубочная картинка Первой мировой войны, оставаясь малоизученным явлением отечественной культуры и книжного мира, хотя по своему культурно-историческому значению она может быть сравнима с шедеврами плакатного искусства, а по информационной насыщенности представляет интерес как важный источник сведений. Собрание народной картинки Российской государственной библиотеки (РГБ), особенно литографированного лубка второй половины XIX - начала XX века, является одним из крупнейших в России. Однако, список исследовательских работ и справочных изданий, знакомящих с составом данного фонда, незначителен. Подобное состояние предмета исследования подчеркивает, наряду с чисто историческим интересом к военному лубку, актуальность и научную значимость данной работы. Разработанность темы. Развитие русской народной картинки Первой мировой войны, включая историко-книговедческие аспекты этого явления, изучено мало. В процессе работы над диссертацией удалось выявить издания, которые освещают некоторые стороны изучаемой темы. Основной круг публикаций можно разделить на те, которые посвящены непосредственно лубочной картинке данного или близкого исторического периода, и работы, касающиеся экономических, технологических, социальных, искусствоведческих и культурологических вопросов, затрагиваемых в диссертации. Начало исследовательского интереса к лубку Первой мировой войны ознаменовали работы В. Славенсон и В. Денисова, непосредственных современников той исторической эпохи. Работы обоих исследователей освещали, главным образом, искусствоведческие и культурологические стороны военных картинок. Статьи В. Славенсон "Война и лубок" (в журнале "Вестник Европы". - 1915. - N 7) и "Милитарная карикатура" (в журнале "Русская мысль". - 1916. - N 6) представляют собой попытку оценить значение народной картинки в периоды войн, проанализировать основные направления ----- <2/3> ----- лубка, такие как батальный лубок, персоналии, сатирические картинки. Книга В. Денисова "Война и лубок" (Пг., 1917). - искусствоведческий анализ лубочной продукции Первой мировой войны. Некоторые проблемы художественных особенностей картинок Первой мировой войны затрагивались в работе Ф. Рогинской "Советский лубок" (М., 1929). Последующий опыт изучения русской народной картинки Первой мировой войны представлен в статьях современных исследователей: Е. Ф. Ковтуна "Издательство "Сегодняшний лубок"" (в сборнике "Страницы истории отечественного искусства второй половины XIX - начала XX века". - СПб, 1993.), И. В. Лебедевой "Русский военный лубок периода Первой мировой войны" (в сборнике "История, историография, библиотечное дело: материалы конференции специалистов ГПИБ 23-24 марта 1993 г". - М., 1994.), Г. Мясоедова "Русский лубок конца XIX - начала XX века" (М., 1988). Важным подспорьем в изучении темы диссертационного исследования явились труды Б. П. Орлова "Полиграфическая промышленность Москвы: Очерк развития до 1917 г." (М., 1953.), А. Н. Боханова "Деловая элита России: 1914" (М., 1994.), Н. М. Зоркой "На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг." (М., 1976.), Е. С. Сенявской "Психология войны в ХХ в.: исторический опыт России" (М., 1999.), Б. Хеллмана "Первая мировая война в лубочной литературе" (в сборнике "Россия и Первая мировая война: Материалы междунар. Научн. Коллоквиума 1-5 июня 1998". - Спб., 1999.), затрагивающие смежные темы общеисторической и культурологической направленности. Книговедческих исследований лубочных картинок Первой мировой войны не предпринималось. Источниковой базой для исследования послужили источники разного характера: законодательные и актовые материалы, делопроизводственные документы, справочные и сводные статистические издания, статьи и сообщения в периодической печати, изобразительные источники, мемуары. ----- <3/4> ----- Главным источником при написании диссертации послужили русские народные картинки Первой мировой войны из собраний отдела изоизданий РГБ, отдела редкой книги Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ), отдела эстампа Российской национальной библиотеки (РНБ), отдела гравюры Государственного Русского музея (ГРМ). Другими изобразительными источниками стали открытые письма, хранящиеся в отделе изоизданий РГБ, а также изобразительные издания, посвященные событиям войны, из фондов РГБ и ГПИБ. Правовые документы "Устав о цензуре и печати", "Временное положение о военной цензуре" и "Перечень сведений и изображений, не подлежащих оглашению и распространению" позволили охарактеризовать особенности взаимоотношений типолитографических заведений с ведомствами цензуры накануне и в период войны. Актовые и делопроизводственные документы, привлеченные в ходе исследования, хранятся в фондах Старшего инспектора книгопечатания и книжной торговли в Москве (ф. N 212) и товарищества типолитографии И. М. Машистова (ф. N 877) Центрального Исторического архива Москвы (ЦИАМ) и Главного управления по делам печати (ф. N 776) Российского государственного исторического архива (РГИА). Ценным справочным материалом, уточняющим и, в ряде случаев, дополняющим недостающие сведения о динамике развития и изменениях, происходивших в разные годы в социальном и экономическом положении столичных типолитографий, явились издания "Вся Москва", "Весь Петербург", "Список заведений печати и книжной торговли, находящихся в ведении Инспекторского надзора в Санкт-Петербурге", "Список заведений, находящихся в ведении инспектора книгопечатания и книжной торговли в Москве", "Список типолитографических и переплетных предприятий г. Москвы" за период с 1896 по 1918 гг. ----- <4/5> ----- Статистические материалы, такие как "Акционерно-паевые предприятия России", "Статистика акционерного дела в России", позволили выяснить и уточнить сведения об экономическом положении ряда крупных акционерных компаний, вовлеченных в производство лубка. Материалы периодических изданий, в частности, статьи, рецензии, газетные объявления и сообщения, посвященные современным лубочным картинкам и выставкам, З. Ашкинази, В. Волейса, А. Грищенко, С. Мамонтова и др., несмотря на субъективный и зачастую поверхностный взгляд, содержат ценные сведения о бытовании народных картинок и восприятии их современниками. Воспоминания И. Д. Сытина, И. Н. Павлова и Ф. Г. Шилова позволили воссоздать взгляды на лубочные издания непосредственно круга лиц, вовлеченных в процесс их создания, а также выявить ряд неизвестных деталей о печатании редких серий картинок. Цель исследования заключается в воссоздании истории развития русской народной картинки Первой мировой войны в системе книжного мира России начала ХХ в. Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи исследования: 1. Изучение правовой, экономической и промышленной базы производства лубка. 2. Выявление основного круга предприятий и лиц, вовлеченных в процесс издания. 3. Рассмотрение художественных и полиграфических особенностей продукции разных типолитографических заведений. 4. Характеристика содержательной и идеологической направленности картинок. Цель и поставленные задачи определили структуру диссертационного исследования. Первая глава посвящена вопросам изучения источниковедческих и историографических проблем исследования народных картинок Первой ----- <5/6> ----- мировой войны. Во второй главе реконструируется производственно-правовая база издания лубков. В третьей главе раскрываются содержательные и художественные особенности военных картинок. Объектом исследования в данной работе является русская военная народная картинка периода Первой мировой войны. Предмет исследования - сложная цепь культурно-исторических процессов, повлиявших на формирование характерного внешнего облика и внутренней структуры русской народной картинки в системе книжного мира России начала ХХ в. Хронологические рамки исследования включают период с 90-х гг. XIX в. и вплоть до 1917 г.; выбор данного временного промежутка связан с рядом причин. Последнее десятилетие XIX в. явилось периодом формирования основного круга предприятий, издававших картинки во время войны. К этому моменту относятся первые публичные "лубочные" выставки, повлекшие за собой зарождение исследовательского интереса к "новому" хромолитографическому лубку. Верхняя граница хронологических рамок исследования - 1917 г., когда издание военных картинок прекращается, а многие печатавшие их предприятия переживают период упадка. Осень 1917 г. стала временем выхода России из войны, в то время как большинство стран участниц закончили ее в 1918 г. Издаваемые в период Гражданской войны картинки разительно отличались от лубков Первой мировой войны как по форме, так и по содержанию. Методологической основой исследования является диалектический подход к развитию исторического процесса. Составляющей методологической базы стали научные работы по истории книжного дела в России в конце XIX - XX вв. С. В. Белова, А. В. Блюма, Ю. А. Горшкова, Н. Г. Патрушевой, И. И. Фроловой, а также исследования, касающиеся вопросов развития русской народной картинки Д. А. Ровинского, Ф. И. Буслаева, И. А. Голышева, ----- <6/7> ----- С. А. Клепикова, А. А. Федорова-Давыдова, М. А. Алексеевой, О. Д. Балдиной, Т. А. Ворониной, Е. И. Иткиной, Ю. М. Лотмана, Г. С. Островского, Н. И. Рудаковой, А. Г. Сакович, Б. М. Соколова, О. Р. Хромова. В процессе работы над диссертацией использовались методы, адекватные теме исследования и поставленным задачам: эвристический, историко-генетический, терминологического анализа. В контексте нашей работы мы принимаем понятия "народная картинка", "лубок", "лубочная картинка" как синонимы. Полностью соглашаясь с высказанной рядом исследователей мыслью о поэтапной смене техник в народной картинке, считаем хромолитографическую картинку вполне естественным продолжением развития лубочных изданий. Научная новизна. В работе впервые комплексно изучена лубочная картинка Первой мировой войны как явление книжной культуры. Реконструирован издательский процесс, рассмотрены вопросы цензуры и распространения лубочных картинок, раскрыто их содержание. Особое место в работе занимает воссоздание деятельности типолитографических заведений. Теоретическая значимость диссертации заключается в воссоздании истории наименее изученного периода развития русской народной картинки в контексте книжной культуры конца XIX - начала XX в. Данная работа заполняет пробелы в изучении интереснейшего периода отечественной книжной культуры и отвечает на наиболее важные вопросы, связанные с атрибуцией и датировкой изобразительных изданий. Выявление хронологических рамок существования типолитографических заведений, реконструкция внутренней структуры и технической базы предприятий, воссоздание правовых норм деятельности типолитографий в условиях Первой мировой войны делает результаты работы теоретически значимыми не только для истории лубочных изданий, но и для изучения книжного дела в России в означенный период времени. ----- <7/8> ----- Практическая значимость. До настоящего времени многие отечественные собрания лубочных картинок изучаемого периода в фондах крупных библиотек и музеев остаются закрытыми для исследователей из-за отсутствия единых параметров описания и недостатка информации о наличии изобразительного материала. Практическая значимость диссертации состоит в атрибуции анонимных изобразительных лубочных изданий и в создании универсальных образцов описаний специфических форм издательского репертуара, соответствующих новым информационным условиям обработки материала как в библиотечных, так и в музейных собраниях. Результаты диссертационной работы могут быть использованы при описании коллекций лубка в РГБ, РНБ, Музее народной графики и др. В приложении к данной работе приводится каталог военных лубочных картинок Первой мировой войны, хранящихся в собрании народной картинки отдела изоизданий РГБ, разработка которого является первым шагом к открытию содержания богатейшего фонда библиотеки для широкого круга исследователей и читателей. Материалы работы могут использоваться в курсах по истории книжного дела в специальных учебных заведениях. Положения, выносимые на защиту: 1. Русская лубочная картинка периода Первой мировой войны является неотъемлемой частью книжной культуры России конца XIX - начала XX в. 2. Русская народная картинка Первой мировой войны является закономерным продолжением лубка XVIII-XIX вв. Несмотря на высказываемое рядом исследователей мнение о вырождении русской народной картинки во второй половине XIX в. в связи с падением художественного уровня и применением новой техники цветной печати, лубок, как полиграфическая ----- <8/9> ----- продукция и предмет материальной культуры, продолжал развиваться и круг его потребителей, напротив, с каждым годом расширялся. 3. Изменение внешнего облика русской народной картинки начала ХХ в. стало результатом сложных социально-экономических, культурно-исторических и научно-технических процессов, оказавших влияние не только на сферу технологических новшеств, таких как техника печатания, применение новых красителей и бумаги, широкое внедрение машин, иная система производства и распространения продукции, но и коренным образом изменившим и восприятие картинки, другими стали эстетические требования, предъявляемые к лубку, его содержательно-информационное и культурное наполнение. 4. Изменения, коснувшиеся внешнего облика и внутренней структуры русского лубка Первой мировой войны, не нарушили сложившихся канонических особенностей данного вида изобразительного издания, которые проявились в сохранении художественных приемов и сюжетных линий старинных картинок. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования представлены автором при выступлениях на российских и международных научно-практических конференциях: "Румянцевские чтения: Память России в книжной культуре, 23-25 апреля 2001 г.", "Библиотечное дело 2001: Российские библиотеки в мировом информационном пространстве, 26-27 апреля 2001 г.", "Румянцевские чтения: Национальная библиотека в современном социокультурном процессе, 24-26 апреля 2002 г.", "Библиотечное дело 2002: Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания, 24-25 апреля 2002 г.", "Румянцевские чтения: Культура: от информации к знанию, 7-9 апреля 2003 г.", "Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры". По теме исследования автором был опубликован ряд статей и тезисов докладов, в том ----- <9/10> ----- числе в сборнике научных трудов "Книжная культура России: история и современность" и в журнале "Библиотековедение". Достоверность результатов исследования обусловлена источниковой базой, применением совокупности методов, адекватных цели, задачам и логике изучения, апробацией идей данной работы на международных научных конференциях, а также в профессиональной печати. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В введении обоснованы актуальность темы исследования и научная новизна, проанализированы степень ее разработанности и источниковая база, определены объект, предмет, цель, задачи, основные методы исследования, показаны теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов. Первая глава диссертации "Источниковедческие и историографические проблемы изучения русского хромолитографического лубка" посвящена анализу источников, привлекаемых в ходе работы, а также рассмотрению вопросов истории изучения народной картинки Первой мировой войны и формирования отношения к ней в обществе. В первом параграфе "Источники изучения русского лубка" даются характеристики основным группам документов, изученным в процессе работы над темой. В источниковом массиве главное место занимают непосредственно русские народные картинки из собраний фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Государственного Русского музея. Изучение внутренних и внешних особенностей лубка позволяет рассматривать не только художественную, стилистическую и текстологическую ----- <10/11> ----- характеристики листов, но делать некоторые выводы о специфике технологического и промышленного процесса производства, так как помимо изображения и пояснения к нему, на картинках указывались сведения о печатавшем их заведении, времени цензурного досмотра, серийности. Другими изобразительными источниками, использованными в работе, являются иллюстрированные журналы, открытые письма и художественные альбомы, посвященные событиям Первой мировой войны из фондов РГБ и ГПИБ, позволившие дополнить сведения о художественной направленности лубочных картинок. При изучении правовых основ производства народных картинок накануне и в период Первой мировой войны привлекались "Устав о цензуре и печати" и "Временное положение о военной цензуре", которые позволили восстановить процедуру создания и функционирования типолитографических заведений, изучить особенности цензурного досмотра изобразительных материалов в мирное и военное время. При изучении истории и деятельности типолитографических заведений, производивших военные народные картинки, привлекались актовые и делопроизводственные документы из фондов Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ) и Российского государственного исторического архива (РГИА). Фонд Старшего инспектора книгопечатания и книжной торговли в Москве (фонд N 212) в ЦИАМе за период с 1890 по 1917 гг. содержит важные источники по теме диссертации: прошения содержателей типолитографий и литографий об открытии новых заведений, переездах, приобретении или продаже оборудования, смене владельцев и свидетельства о разрешении деятельности. Фонд товарищества типолитографии И. М. Машистова (фонд N 877) охватывает временной промежуток с 1900 по 1919 гг. Уникальный массив ----- <11/12> ----- материалов представляет отчетную документацию одной из крупных типолитографий Москвы почти за весь период ее существования. В РГИА при изучении материалов по теме диссертации привлекались документы из фонда Главного управления по делам печати (фонд N 776). Отчеты Старшего инспектора типографий и литографий и книжной торговли по Санкт-Петербургу с 1912 по 1915 гг. позволили выявить сведения о социальном составе, материальном состоянии и количестве рабочих на небольших типолитографических и литографических заведениях Петрограда. Справочные издания, такие как "Вся Москва", "Весь Петербург", "Список заведений печати и книжной торговли, находящихся в ведении Инспекторского надзора в Санкт-Петербурге", "Список заведений, находящихся в ведении инспектора книгопечатания и книжной торговли в Москве", явились ценным источником сведений о социальном статусе владельцев, о местоположении самих предприятий и смежных фирм, а в ряде случаев о членах правления столичных типолитографий; при сопоставлении по годам удалось дополнить эти сведения данными из других источников. Статистические издания: "Акционерно-паевые предприятия России", "Сборник сведений о действующих в России акционерных обществах и товариществах на паях", "Статистика акционерного дела в России" позволили выявить такие специфические экономические показатели, как основной капитал, стоимость движимого имущества, баланс, дивиденды, паи, благодаря которым стало возможным воссоздать экономическое положение ряда крупных полиграфических предприятий Российской империи. При проведении исследования были рассмотрены материалы газет и журналов искусствоведческой и литературоведческой направленности. Большинство изученных статей представляет собой отзывы на проходившие в разные годы выставки народных картинок; к таковым относятся заметки, помещенные в "Правительственном вестнике", статьи и рецензии В. Воленса, А. Э. Мальмгрена, Я. А. Тугендхольда, С. Мамонтова, Ашкинази, А. Грищенко. ----- <12/13> ----- Ряд статей представляет собой попытку оценить современное состояние и описать репертуар лубка, например, статьи А. Бахтиарова, П. Жулева, Е. Некрасовой, Н. Шебуева. Мемуарные источники, использованные при написании диссертации, представлены воспоминаниями И. Д. Сытина, Ф. Г. Шилова и И. Н. Павлова. Являясь крупным издателем, И. Д. Сытин сметливо подмечал в своих воспоминаниях "Страницы пережитого" интересные детали, касавшиеся вопросов печатания лубочных картинок, читательского спроса, системы распространения готовой продукции. "Записки старого книжника" Ф. Г. Шилова, известного петербургского книготорговца, предоставляют ценные сведения о совместном издании серии картинок петроградскими литографиями. Воспоминания гравера И. Н. Павлова "Моя жизнь и встречи", близко знакомого с художниками, работавшими над эскизами военного лубка и сотрудничавшего с И. Д. Сытиным, позволили воссоздать художественную атмосферу Москвы и Петрограда накануне и в период войны. Во втором параграфе "Публичные выставки русских народных картинок и зарождение историографии хромолитографического лубка" исследуется проблема общественного отношения к современной лубочной картинке в конце XIX - начале XX в. Можно заметить, что отношение к народной картинке на протяжении всего периода ее существования постоянно менялось, что нашло отражение в проведении выставок, которые несли различные смысловые нагрузки. Первые выставки лубка ставили целью привлечение внимания образованного общества к проблеме культурного просвещения народа, посредством создания более совершенных народных картинок. Преодоление пренебрежительного, а, зачастую, негативного отношения к народной картинке, стало их главным результатом. Выставки, проводившиеся непосредственно накануне войны, в 1913 г., иллюстрировали интерес к лубку в художественной среде, которая не отделяла ----- <13/14> ----- народную картинку от национального декоративно-прикладного творчества, стремясь черпать в лубке "новые идеи" для развития современного искусства. Трудно недооценить значение этих выставок, которые повлияли и на творчество самих художников, и на саму эстетику картинки Первой мировой войны, в частности, на деятельность группы "Сегодняшний лубок". Выставки военного времени способствовали формированию нового взгляда современников на народную картинку, как важное изобразительное произведение печати, наделенное информационной и агитационной функциями. Лубки этого времени, разнообразные по своему составу, стали объектом коллекционирования, не успев стать достоянием прошлого; именно в угоду коллекционерам издавались стилизованные под старинный лубок картинки, широко представленные на всех военных выставках. Благотворительный характер выставок и довольно высокая цена за вход позволяют сделать вывод о значительном прогрессе в восприятии картинок в интеллектуальной среде, в отличие от предшествующего периода. Лубочные картинки превратились в традиционный предмет экспонирования, который, несмотря на многочисленные нападки критики, привлекал аудиторию своей неподражаемой художественной и культурно-исторической ценностью, и парадоксальной популярностью. В значительной мере появление первых работ, посвященных хромолитографическому лубку, связано с проведением выставок, знакомивших с составом, художественными и тематическими особенностями русского лубка. Несмотря на широкий интерес к "новому" лубку в российском обществе начала ХХ в., в послереволюционный период хромолитографические батальные народные картинки, изданные в Российской империи, долгое время находились за пределами научных исследований и не экспонировались. Картинка Первой мировой войны возвращалась из опалы только в период Великой Отечественной войны, когда в 1942 г. экспонировалась наряду с другими ----- <14/15> ----- предметами на выставках "От лубка к печатной картинке" и "Героическое прошлое нашей Родины". В последнее время русская народная картинка Первой мировой войны часто фигурирует в качестве иллюстраций в статьях и монографиях, и за сравнительно небольшой промежуток времени с середины девяностых годов экспонировалась, как минимум, на трех выставках. Таким образом, можно говорить о возвращении интереса к этому уникальному явлению русской культуры, как в России, так и за рубежом. В третьем параграфе "Историографические вопросы изучения русского хромолитографического лубка начала ХХ в." представлены основные направления научных исследований народной картинки, отпечатанной в технике цветной литографии в начале ХХ в. Внедрение новой техники в производство лубка явилось проблемой неоднозначно воспринятой в кругах как дореволюционных исследователей, так и современных ученых, изучающих ход развития народной картинки в России. Первые работы, посвященные новому хромолитографическому лубку, появились в конце XIX - начале XX вв. Они носили в значительной степени публицистический описательный характер и лишь отчасти были направлены на изучение предмета, скорее они имели целью постановку вопроса. К числу таких исследований можно отнести книгу В. Денисова, статьи И. Белоконского, Ч. Ветринского, П. Жулева, А. Мальмгрена, В. Славенсон, Н. Шебуева. Народная картинка Первой мировой войны с самого момента своего возникновения привлекала внимание современников, свидетельством чему служат многочисленные статьи и рецензии, посвященные ей, появлявшиеся на страницах печати с самого начала войны, однако, интерес не перерос в дальнейшем к научным изысканиям в данной области, напротив, на долгие годы изучение русского лубка Первой мировой войны вошло в ряд наименее популярных тем для анализа и рассмотрения. ----- <15/16> ----- В советской историографии, при широком распространении марксистского социологического подхода к изучению народной картинки, отношение к позднему лубку складывалось негативное. Литографические и особенно хромолитографические картинки конца XIX - начала XX в. воспринимались как коммерческое и регрессивное явление, утратившее связь с народной почвой, фальсификация под лубок. На протяжении долгого времени лубок Первой мировой войны упоминался редко и, главным образом, с негативными оценками, не углубляясь в особенности и исторические подробности; одной из причин тому послужило общее неприятие Первой мировой войны в отечественной науке. В современной историографии сохраняется сложное отношение к хромолитографической народной картинке: с одной стороны, поздний лубок вызывает все больший интерес среди отечественных и иностранных исследователей, с другой, нередко не воспринимается как закономерное продолжение многовековой традиции. Во второй главе "Лубочные картинки Первой мировой войны в контексте эпохи" рассматриваются проблемы издания народных картинок накануне и в период войны на культурно-историческом фоне, с точки зрения формирования структуры производственно-правовой и экономической базы. Первый параграф второй главы "Русская народная картинка в начале ХХ в." посвящен изучению общей картины развития русских хромолитографических лубочных картинок в начале ХХ в. Специфический облик батального лубка периода Первой мировой войны сложился под влиянием многих экономических, социальных, культурных факторов, корни которых уходят в более ранние периоды российской истории, только их комплексное рассмотрение позволяет полностью представить особенности развития хромолитографической народной картинки, не вдаваясь в оценочные характеристики художественных качеств листов. ----- <16/17> ----- Конец XIX - начало XX века ознаменовались многими изменениями в культурной, художественной и социальной жизни русского общества. Быстрые темпы роста городов, урбанизация населения, усовершенствование и удешевление техники производства, развитие массовой культуры, появление новых художественных направлений и школ - только незначительный перечень факторов, оказавших действие на стилевые и содержательные особенности народной картинки. Широкое применение техники хромолитографии в начале XX в. имело огромное значение для развития лубочной продукции в данный период, наложило отпечаток на систему создания и распространения, повлияло на художественную структуру и композицию народных картинок накануне Первой мировой войны. Наибольшего успеха в лубочном производстве достигли издатели, сумевшие вовремя сориентироваться на внедрение новых более дешевых многотиражных способов печати. Во втором параграфе "Организация производства лубочных картинок накануне и в период Первой мировой войны" освещаются вопросы особенностей деятельности отечественных типолитографических заведений, производивших лубок в период войны. Хромолитографическая народная картинка являлась символичным результатом деятельности новых полиграфических предприятий, кардинально отличавшихся от традиционных металлографических и литографических мастерских, распространенных в XIX в. Постепенно на смену небольшим литографиям, оснащенным ручными станами и обслуживаемым несколькими мастерами, приходят заведения, для которых характерно применение скоропечатных машин и большой штат сотрудников. Следствием процесса укрупнения производства явилось развитие форм акционерных обществ в виде товариществ и торговых домов, которые постепенно поглощали существовавшие, наряду с ними, малые предприятия, разорявшиеся в новых экономических условиях. ----- <17/18> ----- К началу ХХ в. в основном было завершено формирование своеобразного, синтетического предприятия, соединившего в себе две различные производственные функции плоской и высокой печати - типолитографии. Предпосылкой к созданию комбинированного производства явилась жесткая конкуренция литографических и типографических предприятий. Характерной чертой нового этапа развития лубочного производства в период войны являлось появление издательств, которые в сотрудничестве с типолитографиями и литографиями занимались печатанием народных картинок, хотя ранее этот этап производства брали на себя непосредственно сами литографические заведения, совмещая в себе функции художественного осмысления продукции и, соответственно, процесс изготовления лубков. Во время войны широкое распространение получило издание картинок не только в Москве и Петрограде, но и в других крупных городах, кроме того, наметился значительный рост "лубочных издателей" за счет лиц и предприятий, которые в довоенные годы не занимались деятельностью подобного рода. Эти особенности были обусловлены тем, что производство народных картинок в этот период стало весьма прибыльным и популярным. В третьем параграфе "Цензурный контроль в издании лубочной картинки Первой мировой войны" рассматриваются вопросы правового цензурного регулирования деятельности типолитографических заведений, издававших народные картинки накануне и в период войны. Лубочные картинки подвергались предварительной цензуре, о чем ставилась надпись на самих листах. В период войны лубки рассматривались военной цензурой: в ряде случаев на картинках проявились явные следы цензурного вмешательства в виде замаранных областей текста, замещения географических ориентиров и военных подразделений условными буквами. Вопрос о выходе в свет картинок, посвященных различным военным событиям, также решался военными цензорами. ----- <18/19> ----- Другая сфера цензурного контроля касалась непосредственно организационных вопросов деятельности полиграфических предприятий, производивших лубок. В предвоенный период надзор за вопросами открытия, закрытия, переезда, смены владельцев книгопечатных заведений, а также закупки, продажи и пересылки оборудования осуществлялся Главным управлением по делам печати, а в столицах и крупных городах Старшим инспектором по делам книгопечатания и книжной торговли. Сложившаяся к началу войны система взаимодействия владельцев полиграфических заведений и надзорных организаций позволяла, несмотря на многообразие требовавшихся документов, довольно оперативно и, в основном, положительно решать дела, о чем свидетельствуют архивные данные. В период войны значительных изменений в этой системе не произошло. Третья глава "Тематические и художественно-стилистические особенности русского лубка Первой мировой войны" посвящена рассмотрению внутренних особенностей военной народной картинки. В первом параграфе третьей главы "Классификация лубочных картинок Первой мировой войны" затрагиваются проблемы выбора наиболее приемлемых принципов классификации лубочных картинок рассматриваемого периода. Издание и тематика народных картинок в значительной степени оказались связанными с ходом событий войны, своеобразно преломившихся в структуре ценностей лубка. Представленная классификация военных картинок, разработанная С. А. Клепиковым и обоснованная в данном исследовании, позволяет охарактеризовать основные тематические направления русского лубка Первой мировой войны. Согласно принятой классификации выделяются листы, посвященные общим военным вопросам, персоналиям, боевым эпизодам (по фронтам), сатирические картинки (включая и стилизации). Общие картинки на темы парадов, госпиталей, зверств, аллегорий героизма на войне традиционно занимали определенное место в лубочном ----- <19/20> ----- репертуаре как наступившей, так и предшествующих войн, которые ярко выражены в самих названиях: "Россия и ее воин", "Согласие", "Россия за правду", "Немецкие зверства", "Подвиги русского казачества". К лубкам из раздела "Персоналии" отнесены портреты членов Императорской фамилии, военачальников, правителей иностранных государств-союзников России, а так же листы, посвященные подвигам "нетитулованных" героев войны, таких как казаки К. Крючков, Лавин, Приданников, штабс-капитан П. Н. Нестеров и др. Среди батальных картинок изображения, посвященные действиям на Западно-Европейском фронте, не столь многочисленны, как лубки о боях на Восточно-Европейском театре военных действий. Последние отражают действия российской армии в Варшавско-Ивангородской, Восточно-Прусской и Лодзинской операциях, событиях на Кавказе. Наибольшее внимание современников привлекали сатирические лубки чрезвычайно разнообразные как по своему художественному уровню, так и по содержанию. На издании этого направления лубка специализировалось несколько типолитографических заведений Москвы и Петрограда, в их издании принимали участие художники Е. И. Нарбут, К. С. Малевич, А. В. Лентулов, В. В. Маяковский, И. И. Машков, О. А. Шарлемань и др. Во втором параграфе "Основные темы русских народных картинок периода Первой мировой войны" рассматриваются вопросы изучения основных содержательных направлений военного лубка, проведен анализ его специфических тематических особенностей. Традиционализм народного сознания стал одной из причин устойчивости основных тематических линий лубка Первой мировой войны, которые максимально приближены к картинкам предшествующих войн. Как и ранее, в мировой войне народные картинки воспевали героику и оптимизм, обходя молчанием тему поражений. Война в лубке представлялась подобием игрового действа, оставляющим у зрителей ощущение праздничности и яркости бытия, редкие трагические ноты, появлявшиеся в ряде картинок, являли пример ----- <20/21> ----- своеобразной патетики, близкой эпосам. Изучение проблем отражения образов героя и врага, этических и эстетических ценностей в народных картинках представляет интерес для исторической науки. В третьем параграфе "Художественная специфика лубка периода Первой мировой войны" затрагиваются проблемы изобразительных особенностей новых военных картинок, изучаются вопросы наличия разнообразной стилистики типолитографических заведений столиц и провинции. Несмотря на огромное многообразие художественных форм, для большинства картинок характерна общая схема построения: основной акцент делался на само изображение, которое производило главное впечатление на зрителей, и призвано было играть основную роль для первоначального привлечения потребителей, а в дальнейшем для разглядывания картинки. Несмотря на внедрение новой техники цветной печати, изображение сохранялось, в основном, в старых традициях, заложенных батальным литографическим лубком предыдущих войн. Вместе с тем, картинкам Первой мировой войны было свойственно изображение динамики боя, отсюда размытость переднего и заднего плана, нередко приводящая к нарушению перспективы, стремление изобразить необъятное, что вело к перегруженности композиции. Для изображений в лубке характерны открытые поля: за границами изображения бой не заканчивается и мы имеем возможность наблюдать уходящие за рамки картинки части орудий, коней, людей. В заключении диссертации сформулированы выводы и рекомендации, ряд позиций которых отражен в положениях, выносимых на защиту. Русская народная картинка Первой мировой войны - уникальное явление культуры, соединившее в себе черты классического традиционного, народного и новаторского искусств. Период активного издания лубочных картинок войны непродолжителен: август 1914 г. - середина 1915 г. Однако, этап формирования облика и внутренней структуры военного лубка занял многие ----- <21/22> ----- годы, предшествовавшие войне, и явился вполне закономерным результатом сложных процессов, протекавших в правовой, экономической, идеологической и культурной сферах жизни российского общества. Одной из составляющих успешного развития хромолитографических народных картинок в начале ХХ в. являлось во многом благосклонное отношение образованного общества к их изданию. "Новый" взгляд на лубок был сформирован многолетней практикой экспонирования картинок на выставках, привлекавших внимание многих деятелей культуры и искусства. На примере проведения выставок можно наблюдать, как постепенно менялось отношение к лубочным картинкам - от полного неприятия интеллигенцией к попыткам перенять художественный опыт народных картинок и зачаткам научного подхода к их рассмотрению. К началу войны сложилась стройная система создания народной картинки по всей территории Российской империи. Война на первых порах почти не изменила ситуацию в полиграфическом мире, несмотря на проблемы с поставками оборудования (до войны главным поставщиком печатных станков и машин в Россию являлась Германия), а также введение военной цензуры; перестроившись на издание новой милитаристической продукции, литографии и типолитографии продолжали работать. Подъем патриотических настроений способствовал росту интереса к народным картинкам не только среди традиционных потребителей лубка, но и в кругах интеллигенции и художников, что, в свою очередь, стимулировало появление уникальных произведений. Вторая половина 1915 - 1917 гг. характеризуется снижением экономического роста многих полиграфических фирм. Однако, падение темпов развития новых заведений тиснения, наблюдавшееся не только в Петрограде, но и в других городах Российской империи, было связано не только с ужесточением цензурного контроля. Оно было вызвано как экономическими причинами - дефицит бумаги, проблемы с приобретением нового оборудования, снижение спроса, так и идеологическими предпосылками - ----- <22/23> ----- постепенное угасание патриотических настроений, вспыхнувших в начале войны в период наиболее ярких побед, накопившаяся в обществе усталость и непопулярность военной тематики. Снижение активности, наблюдавшееся в полиграфической промышленности, проявилось и в издании лубочных картинок. В процессе работы было выявлено около 60 предприятий, издававших лубочные картинки в период Первой мировой войны. Фирмы, вовлеченные в процесс производства, располагались в Москве, Петрограде, Киеве, Одессе, Казани, Риге, Гродно, Вильно, Ярославле. В собрании лубка отдела изоизданий РГБ обнаружено около 600 наименований военных народных картинок времен Первой мировой войны, которые представлены в каталоге, приведенном в приложении к данной работе. Книговедческий подход, примененный в процессе исследования, и выразившийся, в значительной мере, в подробном рассмотрении отпечатанных на листах реквизитов издающих и печатающих организаций, позволил установить связи между рядом типолитографических заведений, а изучение цензурных разрешений дало возможность не только датировать многие картинки, но и составить представление о деятельности военной цензуры в области правового регулирования издания лубочной продукции. Рассмотрение полиграфических и художественных качеств военных народных картинок, также явилось важной составляющей предложенного подхода. Исследование вносит вклад в процесс воссоздания истории развития русской народной картинки Первой мировой войны, и открывает возможности для дальнейшего изучения этой области, а также является основой для исследования лубочной картинки Гражданской и Великой Отечественной войны. ----- <23/24> ----- По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. О порядке создания московских литографий и типолитографий накануне Первой мировой войны // Библиотечное дело 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: Тез. докл. международной научной конференции (Москва 24-25 апреля 2002 г.). - М., 2002. - С. 225. 2. Образ Кузьмы Крючкова в русской лубочной картинке Первой мировой войны // Румянцевские чтения - 2003: Культура: от информации к знанию: Тез. и сообщ. - М., 2003. - С. 202-205. 3. Особенности развития русской народной картинки в период Первой мировой войны // Книжная культура в России: История и современность: Межведомств. сб. науч. тр. - Вып. 1. - М., 2003. - С. 131-141. 4. Русская народная картинка как явление книжной графики (период Первой мировой войны) // Библиотековедение. - 2003. - N 2. - С. 58-67. 5. Русский сатирический лубок Первой мировой войны в собрании фонда народной картинки ИЗО РГБ // Румянцевские чтения: Тез., докл. и сообщ. научно-практической конференции "Память России в книжной культуре" (23-25 апреля 2001 г.). - М., 2001. - С. 245-248. 6. Русский сатирический лубок Первой мировой войны: стилевые особенности лубочной продукции издательств Москвы и Петрограда // Библиотечное дело 2001: Российские библиотеки в мировом информационном пространстве: Тез. док. Шестой международной научной конференции (Москва 26-27 апреля 2001). Часть 2. - М., 2001. - С. 298. 7. Собрание сатирических лубочных картинок, открытых писем и карикатур периода Первой мировой войны в фондах отдела изоизданий РГБ // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе: Тез. и сообщ. Выпуск 1. - М., 2002. - С. 293-295. |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||