Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаЖурнал
Название оригиналаМосковские церковные ведомости.
Тип документаСтатья
Название документаОтчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год.
СсылкаОтчет о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год. // Московские церковные ведомости. М., 1916, N49-50 (10 декабря), Офиц. отд., с. 434-437.
ТемаМосковская епархия. Церковно-приходские школы.
Место изданияМ.
Год издания1916
УникальностьМноготиражный
ДоступностьБиблиотечный
ПримечаниеОтчет публикуется в нескольких номерах Московских церковных ведомостей.
Разрешение на использованиеХрамы России, 2003
Дата обновления карточки2004-05-20
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала. Явные опечатки исправлены.
[!<12092003115619]    [!>12092003125451]

ОТЧЕТ

о состоянии церковных школ Московской епархии за 1915-1916 учебный год.

(Продолжение).

2. Состояние учебного дела в начальных школах.

Начало и конец учебных занятий в начальных церковных школах. Число учебных дней в отчетном году. Случаи перерывов в учебных занятиях. Количество их, длительность и причины. Аккуратность посещения школ учащимися. Причины неаккуратного посещения и миры к его устранению. Сколько учащихся выбыло из школы в течение учебного года, не окончив курса. Причины выбытия учащихся.

Начались учебные занятия в церковных школах приспособительно к школам земским и городским: по городом 20 августа, по уездам 1 сентября. Некоторые очень немногие школы запоздали с началом занятий на неделю и даже более по следующим причинам: по случаю ремонта зданий, за отсутствием и болезнью учащих, в силу разных местных условий, например, неприхода в школу учащихся, занятых полевыми работами, установившегося обычая начинать занятия после праздника Рождества Пресвятой Богородицы и т. п. По Москве некоторые школы начали занятия с октября, так как летом помещения были заняты беженцами, которые освободили их только к этому времени.

Окончились учебные занятия приблизительно после праздника свв. Кирилла и Мефодия 11 мая; в которых школах экзамены затянулись позже, даже до 30 мая. Были случаи окончания занятий и в конце апреля, в силу тоже разных местных обстоятельств, например, отсутствие учащих, потребность освободить школьное помещение, непосещение школы учащимися, занятыми весенними работами, и т. п.

----- <434/435> -----

Число учебных дней по уездам о.о. наблюдатели определяли путем среднего арифметического от деления суммы учебных дней по отдельным школам на их число. Наибольшее число получилось в Богородском уезде - 174, весьма близкое к тому, которое считается максимальным в нашей народной школе. В двух уездах число получилось менее 150: в Рузском 144 и в Звенигородском 148, в остальных колеблется от 150 до 170; по Москве 170, среднее для всей епархии будет 157.

Число нужно признать малым, явилось оно следствием тех перерывов, какие происходили в учебных занятиях по разным причинам.

Всех перерывов было 88: 17 по Москве и 71 по уездным школам. Длительность перерывов была самая различная: начиная от трех дней и кончая целым годом. Одна школа - Псовская в Можайском уезде совсем не функционировала, о чем мы упоминали при исчислении одноклассных школ. Одна школа - Бородинская Можайского же уезда, по случаю занятия помещения под лазарет, начала действовать только со второй половины учебного года. Две школы по случаю эпидемии имели перерыв в занятиях свыше 6 недель. В 18 школах перерыв тянулся от 14 и до 30 дней, в 26 - от 7 до 14 и в 40 - от 3 до 7 дней. Причинами перерывов были эпидемические заболевания в 27 случаях, такие стихийные явления, как разлив рек весной, снежные метели, пожары, в 9 случаях, смена учащих в 22, болезнь учащих 19, отсутствие дров 5 и 6 перерывов по случаю ремонта помещения, занятия его под лазарет и т. п.

Наблюдатели вообще мало жалуются на неаккуратное посещение школ учащимися, но явление это замечается повсеместно и нередко вредно отражается на успехах школьного обучения. Причин много, но большинство из них уважительные; принятие каких-либо мер к их устранению почти выходит за пределы школьного влияния; например, болезнь учащихся, разного рода непогода, неимение у детей соответствующего платья и обуви, испорченные пути сообщения, оставление учеников родителями для домашних потребностей и т. п. Случаев манкировок по неуважительным причинам отмечено очень немного: по 6 - 7 школам; тут принимались меры дисциплинарного характера, делались соответствующие вразумления, приглашались родители и т. п.

В течение учебного года выбыло из школ, не окончив курса, 3150 человек. Больше всего по г. Москве - 822, меньше по Гуслицкому округу - 7. Причинами являются почти те же обстоятельства, которыми объясняется малолюдство школ и неаккуратное посещение их учащимися; именно: бедность родителей, которые, немного обучивши детей, оставляют их дома для работ или отдают их на заработки в сторону, болезнь; указано несколько случаев смерти; по Москве и фабричным местностям иногда причиной является перемена места жительства родителей; наконец, указано несколько примеров слабых умственных способностей, не позволявших преодолеть полный курс учения.

----- <435/436> -----

Учащие начальных церковных школ. Законоучители. Число преподающих Закон Божий священников, диаконов, псаломщиков и светских лиц (по типам школ); сравнение с предыдущим годом. В чем выражается руководство и наблюдение со стороны приходских священников за преподаванием Закона Божия низшими членами причта и светскими лицами. Учителя и учительницы. Образовательный ценз их (по типам школ). Образовательный ценз учащих, определенных в отчетном году. Сравнение с предыдущим годом. Меры, принимаемые к повышению педагогической подготовки учащих: учительские курсы, педагогические совещания учащих; учительские библиотеки.

Учащими в церковных школах являются законоучители, учителя и учительницы. К 1 января 1916 года по типам школ число преподающих Закон Божий определилось так: по школам грамоты священников было 4, светских лиц 9, всего 13; по одноклассным: священников - 467, диаконов - 119, псаломщиков - 37 и светских лиц - б9, всего 692; по двухклассным - 40 священников, 20 диаконов, 11 псаломщиков и 3 светских, всего 74, и по воскресным - 4 священника, 1 диакон и 2 светских лица. Сравнительно с прошлым годом произошли значительные перемены только в Москве, где насчет светских лиц увеличилось число священнослужителей по одноклассным школам. По уездам перемен почти не замечено.

Допущение светских лиц к преподаванию Закона Божия разрешалось вообще в крайних случаях и непременно под наблюдением и руководством приходских священников. Наблюдение это выражалось в том, что священники посещали уроки, предлагали руководственные указания, проверяли познания учащихся и присутствовали на экзаменах в школах. В особенности такое руководство необходимо в школах, где преподавание Закона Божия должно носить миссионерский характер, как, например, в школах Гуслицкого округа. К сожалению, не все проникались сознанием этой потребности и обязанности. Были случаи, когда, с одной стороны, священники считали себя не ответственными за преподавание допущенных лиц, а с другой - эти последние неохотно подчинялись контролирующему наблюдению священников. Бывало, что приходские священники, занятые уроками в земских и городских школах, почти не посещают своих церковно-приходских школ и не следят за преподаванием здесь Закона Божия. Хотя подобные случаи и редки, но они недопустимы, и по самому существу дела назидание в Законе Божием непременно должно находиться в руках того священника, которому вверены души всех его прихожан.

Учителя и учительницы тоже к 1 января 1916 года по типам школ определились в таких числах: по школам грамоты учащих со званием учителя одноклассной школы было 2, со званием учителя школы грамоты 9 к без всякого звании 1, всего 12; из них 5 учителей и 7 учительниц. По школам одноклассным священников - 5, диаконов - 16, псаломщиков - 37, светских лиц с высшим и средним образованием 530, со специальным педагогическим образованием 37, имеющим звание учителя одноклассных школ 243 и без достаточного ценза 11, всего 879; из них 207 учителей и 614 учительниц. По школам двухклассным диаконов - 6, псаломщиков - 8, с высшим и средним образованием - 98, со специальной подготовкой 1 и имеющих звание учителя 18, всего 131; из них учителей 56 и учительниц 75. По школам воскресным с высшим

----- <436/437> -----

и средним образованием 17 и со званием учителя 1, всего 18; из них 10 учителей и 8 учительниц. По всем школам 1040, из них 336 учителей и 704 учительницы.

Собственно в отчетном году было назначено лиц с средним и высшим образованием 122, с званием учителя 72 и без звания 1, всего 197; из них 30 учителей и 167 учительниц. Более всего назначений было по Москве - 38, затем в Бронницком уезде - 27, в Дмитровском - 21; наименьше в Верейском - 3 и Можайском - 4.

Так как этого рода сведения не собирались ранее, то сравнение их с предыдущим годом затруднительно. Можно только сказать, что назначения новых учащих как в отчетном, так и в предыдущем году касалось преимущественно тех школ, учителя коих были призваны на войну. Замещались учительские места главным образом учительницами. Учителя призывались несколько раз, и теперь их осталось очень немного. Лица без образовательного ценза назначались или временными заместителями или на те комплекты, которые не приняты в школьную сеть. Хотя недостаток в кандидатах на учительские места замечается по многим уездам, но пока назначений без образовательного ценза на штатные места не было.

Из мер, принимаемых к повышению педагогической подготовки учащих, имели место в отчетном году следующие: летом 1916 года заботами и на средства Училищного при Св. Синоде Совета были устроены пчеловодные курсы. Для учителей разных епархий они были устроены на Измайловской пасеке близ Москвы; для учительниц при Богословской церковно-учительской школе в Тульской епархии. На первых курсах из Московской епархии было 4 учителя, на вторых две учительницы. Подробные сведения о курсах на Измайловской пасеке были напечатаны в NN27-28 и 37-38 "Московских Церковных Ведомостей".

Летом этого же года в г. Серпухове были устроены педагогические курсы для учителей и учительниц земских школ. С разрешения местного инспектора народных училищ, к слушанию этих курсов было допущено 15 учителей и учительниц церковных школ.

(Продолжение следует).

[!<12092003115619]    [!>12092003125451]
Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Каннелюры"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Троицы Живоначальной в Частоостровском"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Поисковая система «РУБЛЕВ»
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет