Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаАрхивное дело
Тип документаПолное воспроизведение
Документ принадлежит фондуМетрики церквей и монастырей
СсылкаИИМК РАН, архив, ф. Р-III, д. 140.
ТемаАрхангельская губерния. Онежский уезд. Турчасово. Церковь Преображения Господня. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Аннотация/ОписаниеМетрика Преображенской и Благовещенской церквей села Турчасово Онежского уезда Архангельской губернии. Составлена в 1887 году приходским священником о. Алексием Новиковым.
УникальностьУникальный
ХранилищеИИМК РАН
Шифрф. Р-III, д. 140
ДоступностьАрхивный
ПримечаниеОригинал дела содержит 16 (шестнадцать) пронумерованных листов. Лл. 14, 14об-15 (в разворот) - рисунки.
Разрешение на использование17 Июня 2004 г.
Дата обновления карточки0000-00-00
Примечание: Границы листов обозначаются метками вида <7/7об>. Если в документе перенос печатного или рукописного слова приходится на конец листа, то метка ставится после этого слова. Рукописный текст выделен цветным курсивом; плохочитаемые фрагменты заключены в <угловые скобки>. Точное форматирование, ошибки и правки сохраняются только в тех случаях, когда они явно несут дополнительную информацию; неинформативные служебные пометки опускаются. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала.

 

МЕТРИКА

для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.


Вопросы:

Ответы:

I. История церквей, монастырей и их местоположение.

 
1) Во имя какого святого монастырь или церковь описываемая?
 
 
Описываемые Церкви построены:
а., Во Имя Преображения Господня. -
в., Во Имя Благовещения Пресвятой Богородицы. -

 
 
2) Если описывается монастырь, то сколько в нем церквей и других зданий? (Каменные постройки по 1700-ый, а деревянные до 1764-ый год, считать отдельно).
 
 
-
 

----- <1/1об> -----

 
3) Когда церковь основана? Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или другом каком месте, то передать ее на сколько возможно точно с теми палеографическими особенностями, которые имеются в надписи.
 
 
Вышепоименованные Церкви основаны в 1776 году, о чем есть указ от Викария Новгородской Епархии Преосвященного Иоанникия Епископа Олонецкого и Каргопольского. Церковь во имя Преображения Г-дня с разрешения Епархиального Начальства была перестроена в 1866-67. и 68. г.г.
 
 
4) Какая церковь, каменная или деревянная?
 
 
Сказанные Церкви зданием деревянные. -
 
 
5) Известен ли храмоздатель, или главный мастер строивший церковь или монастырь?
 
 
Главный мастер строивший Церкви, неизвестен. -
 
 
6) Описываемая церковь находится в городе, селе, или на отдельном погосте? Основана она на горе, или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище?
 
 
Описываемые Церкви находятся в селе Турчасовском, в среде деревень Означевской, Евдокимовской и <Меглиевской>; построены на горе, при реке Онеге. -
 

----- <1об/2> -----

 
7) Если церковь старинная, то нет ли в ней пристроек более поздних; если есть, то какие и когда сделаны?
 
 
Пристроек никаких нет. -
 
 
8) Не совершилось ли в описываемой церкви какого события, памятного в Русской истории?
 
 
В сказанных Церквах никаких событий, памятных в Русской Истории, не совершилось.
 

 

II. Наружные части церкви.

 
9) Церковь построена разносторонним ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8 гранных сторон? Церковь одноэтажная, или двухэтажная? Оба этажа заняты церквами, или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянные церкви? Клетски или вверх- шатровые?
 
 
Церковь во Имя Преображения Г-дня построена разносторонним крестом. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы - столпообразная (по форме конуса) с осмигранным шатром. Обе Церкви одноэтажные. Низы (подвалы) без употребления. -
 

----- <2/2об> -----

 
10) Алтарь церкви с 3 полукружиям (выступами), или с 1 полукружием, не состоят ли из граней и скольких?
 
 
Олтарь церкви Преображения Г-дня с тремя полукружиями, а в Благовещенской Церкви с одним полукружием, и каждое полукружие состоит из пяти граней. -
 
 
11) Какой размер церкви в вышину, длину и ширину?
 
 
Церковь Преображения Г-дня в вышину с средним крестом 22 саж. длину по фундаменту с Олтарями 11 с. и в ширину 11 с. Ц. Благ. в выш. с кр. 22 с. длину с Олтар. 28 саж. Ширину 8 саж. -
 
 
12) Нет ли уклонений алтаря к Ю. или С. как это напр. замечается в некоторых церквах?
 
 
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы олтарем имеет уклонение к С. сравнительно с Церковию Преображения Господня. -
 
 
13) Церковь построена вся из кирпича, или из камня, или только облицована камнем наружная часть, а прочее все из кирпича? Если деревянная, то не имеет ли обшивки тесом и не украшена ли резьбой?
 
 
Церковь Преображения Г-дня по перестройке в 1868 г. обшита тесом и окрашена белилами, а Ц. Благовещ. Пр. Богород. не имеет обшивки. На Церквах никаких украшений ни резьбы нет. -
 
 
14) Стены выкладены все сплошною кладкою, или средина насыпана бутом и залита известковым раствором? Цемент положен тонким слоем, или толще кирпича? Кирпич тонкий, широкий, квадратный или толстый, тяжеловесный более 18 фунтов, сырой или обоженный? Какие клейма на кирпичах? Стены сохранились в своем первобытном виде или изменены новыми поправками, пристройками и прибивкою упоров (устоев, контрфорсов)? Нет ли в стенах проходов или пустых мест? Какие связи в стенах - железные или деревянные? В деревянной церкви не имеется ли обхода вокруг (галереи)? Галереи на столбах, кронштейнах или на особом срубе? Самая галерея из бревен или из стоек забранных досками, с прорезными окнами и внутренними ставнями?
 
 

 

----- <2об/3> -----

 
15) Наружные стены гладкие или испещрены украшениями в виде шахматов из кирпича или камня? Нет ли на стенах квадратов, вытесанных из камня с гранями, или рустиками? По средине церкви не обведен ли пояс (платбант), выделанный из кирпича, в ребро, на угол, или из камня? Пояс одинокий, двойной, тройной, или широкий с высечкою разных узоров, круглый или с отливом от верха вниз? Есть ли на стенах выдающиеся лопатки, сведенные к верху в три арки, и образующие собою три углубления? Или на углах полуколонки витые, или гладкие, спущенные на подполки? Или вместо лопаток приставные Византийские полуколонки с арками, под коими на полуколонках устроены подставы (капители, подпорки)? Между полукружиями алтаря не вставлены ли полуколонки? Между лопатками в углублении не устроены ли балясы (пиместры) вверху и средине, или вверху под арками написаны образа? На восточных полукружиях не помещены ли вверху каймы (фестоны) со спущенными шнурами? Нет ли на стенах резных камней с изображениями: людей, зверей, птиц, травчатых узоров? Такие резные камни не выкрашены ли красками? Не вставлены ли в стенах кафельные (изразцовые) муравленные плиты? Кафли (кахели) одноцветные (белые, синие, желтые) или разноцветные? С изображением людей, птиц (двуглавого орла), или зверей? Изображения наведены красками или выделаны обронно (рельефно)? Не закрашены ли изразцовые украшения?
 
 

 
 
16) Есть ли карнизы, из какого материала они сделаны и в виде поясков, зубчиков, кружков, четвероугольников и пр.?
 
 

 
 
17) Над карнизом есть ли теремки (бочки, подкаморы), какого вида и в сколько рядов устроены?
 
 

 

----- <3/3об> -----

 
18) Кровля на сводах церкви: дуговая, или шатровая, на все скаты, или на два, или на четыре? Из какого материала? Выкрашена красками или позолоченная? Когда позолочена или покрашена? У спусков кровли есть ли подзоры, деревянные или из железа? Кровля старая или новая? Не состоит ли покрышка церкви из нескольких рядов кокошников, может быть скрытых под крышею, во времена позднейших переделок?
 
 
Кровля на сводах деревянная досчатая, на церкви Преображения Г-дня на все скаты и выкрашена медянкою, а на Церкви Благовещ. Пресвятой Богородицы осмигранная конусом, но на трапезе той же Церкви на два ската с С. на Ю. без окраски, старая. -
 
 
19) Фонарь на сводах глухой или с пролетами? Сквозной или цельный? С лепными, резными, или ростиными украшениями? Фонарь прямо устроен над сводами или выходит из кружал, обставленных круглыми терешками? На фонаре есть ли шея (предглавие, перехват) или один поясок вверху? Шея гладкая без украшений, или с резьбою?
 
 
Фонари на сводах глухие и устроены прямо без отверстий, и ничем не обставлены. -
 
 
20) На церкви главы (маковицы) или пирамидальные шатры? Сколько всех глав? Как размещены главы? Чем главы покрыты, окрашены, или позолочены?
 
 
На Церквах главы (маковицы) шарообразные. На Ц. Преображ. Г-дня 9 глав. Первая гл. на средине шатра, 4ре на углах около первой, а прочие 4ре по сторонам В. З. С. и Ю. одна против другой. На Ц. Благовещ. Пресвят. Богородицы 4ре главы. Первая на средине храма, вторая на Олтарном полукружии, а прочие две на боковых олтарях помещенных на средине сказанного храма. Крыша на главах досчатая наподобие чешуи и окрашена краскою. -
 

----- <3об/4> -----

 
21) Кресты на главах железные, или медные, какого вида 4-х, 7-ми, 8-ми конечн., с заватками, или без оных? Есть ли на кресте цепи, спускающиеся к главам? На вершине креста нет ли короны, двуглавого орла, голубя, на подножии полулуния?
 
 
Кресты на главах деревянные четырехконечные. -
 
 
22) Окна узкие, продолговатые, сведенные вверху мысом и расположенные под самыми тятами сводов, или широкие, помещенные над цоколем, или крестообразные вверху с Ю. и С. сторон? Сколько их в алтаре, северном и южном предалтарии? В один, два или три света? Нет ли под самой крышей малых окон для освещения палаток, помещенных на хорах? Окна с перемычками прямыми, или дугообразными, или угловатыми? Нет ли над окнами висячих арок с гирьками (с замком)? Есть ли над окнами кокошники (или сандрики), наличники у окон гладкие из кирпича, или камня, или полуколонками, или валиками с гранями и резьбою? Или состоят из столбиков с переимами, или в виде кувшинов? Окна прямые имеют ли отливы и они снаружи, или внутрь? Какой формы железные, или медные решетки? Нет ли старых ставень, то какие, узорчатые или простые? Нет ли в окнах старых оконниц с медяными листами, или цветными стеклами? Есть ли внизу подоконников обкладка из цветных кафель?
 
 
Окна узкие четырехугольные. В олтаре Преображенской Церкви четыре окна, в самом храме десять в два света, в притворе четыре италианских окна. -

В олтаре Благовещенской Церкви четыре окна, в самом храме четырнадцать в два света, в притворе пять окон. При окнах никаких украшений нет. В Благовещенской Церкви во всех окнах, кроме верхних и что в притворе, вставлены железные брусковые решетки. -

 

----- <4/4об> -----

 
23) Сколько всех дверей и где они расположены? Из какого материала двери наружные, не обшиты ли они металлическими листами с штампованными узорами и не раскрашены ли они в разные цвета, вид их какой? Есть ли старинные живописные украшения и какие? Какие наличники дверей; если резные, то какая резьба и нет ли каких изображений в виде людей, животных и т. п. Если есть какие надписи, то какие? Петли на дверях простые, или фигурные?
 
 
В Церковь Преображения Г-дня одни двери деревянные филенчатые с западной стороны. В Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы двои деревянные двери, плотничной работы, одни с западной стороны, а другие с северной. Все они повешены на железных простых петлях. -
 
 
24) Есть ли особые входы в церковь в виде теремка, или другие какие?
 
 
В притворе Благовещенской Церкви устроен особенный вход с северной стороны, наподобие палатки, крытый.
 
 
25) Паперть устроена с трех сторон или с одной? Нет ли в ней вставленных камней с резьбою, или надписями.
 
 
В церкви Преображенской паперть устроена с трех сторон З. С. и Ю. а в Благовещенской с двух с западной и северной. Резьбы и надписей нет. -
 

----- <4об/5> -----

III. Внутренние части храма.

 
26) Церковь внутри устроена крестообразно, или в виде квадратной палаты? Алтарь от храма отделяется ли каменною стеною с тремя пролетами (двери царские и двое боковых)? Сколько приделов в церкви? Как устроен западный притвор-трапеза в виде ли палаты или иначе? Нет ли особых приделов в трапезе, на хорах, в пристроенных застенках, или в главах? Притворы отделяются ли от храма глухою стеною с пролетом, или только столбами?
 
 
Церковь во имя Преображения Г-дня внутри устроена крестообразно. Олтарь от храма отделяется деревянною стеною с пролетами для Царских врат и боковых. В сей Церкви три придела в ряд. Западный притвор - трапеза устроена в виде коридора с трех сторон З. С. и Ю. и соединен с храмом пятью арками. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы а равно и трапеза (притвор) устроены в виде квадратной палаты, и отделена от олтаря стеною с пролетами для Царских врат и боковых. В трапезе есть два придела (Олтаря) с С. и Ю. стороны. -
 
 
27) Как устроены своды: крестовые (наподобие креста), опирающиеся на столбах, или стрельчатые? Или в виде круговой дуги, без опоры на столбах? Или коробовые, полукруглые, образующие собою подобие креста и покоящиеся на четырех столбах? Или с двумя длинными пазухами? Или котловые для сквозного фонаря? Разделяются ли эти своды арками на ровные части, или в стенах есть особые углубления, предназначавшиеся для погребения? Или к востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом? В досчатых потолках забранных в елку деревянных храмов, между балками, нет ли горшков, сделанных для резонанса?
 
 
В Преображенской Церкви своды устроены коробовые четырехугольные, верх стрельчатый с четырьмя наугольниками; а в Благовещенской стрельчатые с наугольниками, и в стенах никаких углублений нет. -
 

----- <5/5об> -----

 
28) Сколько среди церкви поставлено столбов? Круглые они или четверогранные? Все гладкие, или с карнизами? Нет ли в них впадин для образов, или дверей для всходов на хоры? Нет ли кругом их решеток, или лавок для сиденья?
 
 
В трапезе (притворе) Благовещенской Церкви поставлено четыре деревянных круглых столба с высечками <плотничной> работы, на которых поддерживается потолок, а кругом них ничего нет.
 
 
29) Есть ли на стенах лепные украшения, или над арками пролетов наличники и дуги с резьбою из камня и позолотою? Есть ли на стенах всходы на хоры в верхнюю церковь, или на колокольню, или спуски под своды, или особые двери в застенки и тайники? Нет ли в стенах впадин для постановки икон, или для помещения ризницы, или не устроено ли особых мест для сиденья? Кругом стен южных, северных и западных есть ли каменные лавки? Есть ли в стенах голосники?
 
 
Нет. -
 
 
30) Пол (помост) мраморный плитяной, кирпичный, лещадный, чугунный, деревянный? Одинаковый ли пол в алтаре, храме и притворах?
 
 
Пол в олтарях, храмах и притворах деревянный.
 

----- <5об/6> -----

 
31) Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с пролетами, или с арками, или без разделения? Что находится в правом (южн.) предалтарии (диаконник): ризница, или устроен придел? Что находится в левом (сев.) предалтарии: жертвенник, или устроен придел? В алтаре своды лежат на столбах, или другого устройства? Есть ли голосники в сводах или в стене? Сколько окон в алтаре и предалтарьях? Помост в алтаре ровен с помостом храма, или возвышен на одну и более ступень? Не был ли алтарь изменен поправками и в чем состояли переделки: в расширении окон, в пробитии стен для дверей, поднятии пола, или другом каком изменении?
 
 
В Преображенской Церкви Олтарь троечастный с двумя стенами с арками. В предалтариях устроены приделы. В Благовещенской Церкви один олтарь без предалтарий. В всех олтарях потолок устроен также как и помост. Помост в олтарях выше помоста в храме, на две ступени. При перестройке Преображенской Церкви изменений в олтарях не было, кроме окон, которые сделаны более (выше) длинными и узкие чем преждебывшие. -
 
 
32) Престол каменный или деревянный? Если каменный, то не покрыт ли особенной каменной доской, или деревянной? Возвышен ли он от помоста ступенями? Какая его ширина, длина и вышина? Не обложен ли он листами из серебра или меди и по листам нет ли каких изображений и надписей?
 
 
Престолы в Олтарях деревянные, и от помоста не возвышены. Длина и вышина одинаковы: 1 арш. 6 вершк. Ширина 1 арш. 9 верш.
 

----- <6/6об> -----

 
33) Есть ли над престолом сень? Какого она устройства: резная из дерева, или металлическая? Верх шатровый или пирамидальный, с главами и крестом? Нет ли надписей на ней?
 
 
Нет. -
 
 
34) Горнее место (ступеника) устроено на открытом месте, или в углублении стены, под полукруглым сводом (раковиною)? Не устроена ли над ним сень? Нет ли в углублении оконных изображений святых?
 
 
Горнего места особенно устроенного, нет. -
 
 
35) Есть ли в алтаре каменные лавки для священнослужителей?
 
 
Нет. -
 

----- <6об/7> -----

 
36) Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, или в одном среднем с престолом? На открытом месте поставлен, или часть его помещается в стене? Каменный он или деревянный? Какая его вышина и ширина?
 
 
Жертвенники устроены из дерева отдельно, но простые, в тех же олтарях где и престолы. Вышина 1 арш. 6 вершк. Ширина 1 арш. 4 верш.
 
 
37) Иконостас старого устройства с тяблами, покрытыми оловянными орнаментами с фольгою, или нового с колоннами? Из какого материала сделан иконостас, резной из дерева, или из алебастра, или камня? Резьба помещена на золотом поле, или на алом? Что изображает резьба? Сколько ярусов имеет иконостас? Какого устройства царские двери, состоящие из двух створов: гладкие, резные, с накладкою разноцветной фольги, или слюда, с наложенными на них оловянными или медными узорами, цветами? Есть ли столбцы по обеим сторонам, а вверху городки и подзоры? На дверях нет ли приставных клейм в виде одноглавой, трехглавой, или пятиглавой церкви для помещения образов? Какая форма верхушек царских дверей?
 
 
В Церквах Преображенской и Благовещенской иконостас четырехъярусный, нового устройства из дерева столярной работы, местами позолочен но более на красках. Царские врата везде одностворные, в Преображенском приделе столярной работы, и вызолоченные. В боковых приделах той же столярной работы, но глухие и обложены слюдою, а поверх ее резным свинцом, который местами вызолочен, а <инде> посеребрен. Сень над вратами сделана в виде арки, поддерживается двумя колоннами. Над сению Ц. врат приделана наклонная дска и обложена резным свинцом. На дске в углублениях вделаны маленького размера иконы. В Благов. прид. Ц. врата из дерева резные, вызолоченные. -
 

----- <7/7об> -----

 
38) Пред алтарем от одного клироса до другого, как устроена солея: каменная или деревянная? На сколько выше она помоста храма и отделена ли от последнего решеткою?
 
 
Пред олтарем от одного клироса до другого устроена из дерева солея, и она выше помоста храма на две ступени, но решеткою не отделена. -
 
 
39) Есть ли амвон? Из чего он устроен? Не имеются ли над ним сени?
 
 
Против всех Царских врат есть амвоны, устроены из дерева, сени над ними нет. -
 
 
40) Как устроены клиросы? Нет ли в них каких особых украшений?
 
 
Клиросы устроены наравне с солеёю, и при них никаких украшений нет. -
 

----- <7об/8> -----

 
41) Есть ли в церкви Царское место? Где оно устроено? Нет ли на нем каких надписей? Какого оно вида?
 
 
Нет.
 
 
42) Есть ли в церкви святительское место? Где оно устроено? Нет ли на нем каких надписей? Какого оно вида?
 
 
Нет.
 
 
43) Есть ли в церкви Настоятельское место? Где оно устроено? Нет ли на нем надписей? Какого оно вида?
 
 
Нет. -
 

----- <8/8об> -----

 
44) Есть ли в церкви кафедра старого устройства и где она помещена? Какого она вида? Нет ли на ней надписей?
 
 
Нет.
 
 
45) Есть ли в церкви хоры (палати)? Где они устроены? Как высоко от пола? Какие на них украшения? Нет ли на них особых помещений: приделов, кладовых для ризницы и комнаты для библиотеки?
 
 
Нет.
 
 
46) Не имеется ли в церкви каких надгробных памятников? Кому, какие? Не известны ли имена мастеров?
 
 
Нет.
 

----- <8об/9> -----

 
47) Раки для святых нетленно почивающих мощей какого устройства? Из какого материала? Не имеются ли имена мастеров их воспроизведших?
 
 
Нет.
 
 
48) Есть ли при входах в церковь звонницы, устроенные в арках крыльца, или в самой церкви у западной стены? Сколько в них колоколов? Нет ли на них каких надписей? Не сохранились ли билы чугунные, употреблявшиеся вместо колоколов?
 
 
Нет.
 
 
49) Нет ли в церкви изразцовых старинных печей? Нет ли на них имен мастеров их воспроизведших и определение места их производства?
 
 
Нет.
 

----- <9/9об> -----

 
50) Колокольня когда построена, какой формы, кем и из какого материала? Нет ли каких изображений, старых надписей?
 
 
Колокольня деревянная, построена в 1793 году иждивением прихожан столпообразная с шпилем наверху. Вышина ее с крестом 22 саж. На ней никаких надписей и изображений нет.
 
 
51) Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? Надписи желаются в точном списке.
 
 
Колоколов на колокольне восемь. 1й 87 пуд. 1803 г, 2й 53 пуд. 1777 г. 3й 19 пуд. 1821 г 4й 7 пуд. 1853 г. прочие малые колокола. Надписей на них нет. -
 

 

IV. Иконописание.

 
52) Стены церковные расписаны иконописным письмом, или живописным? Нет ли на стенах записей о времени расписания церкви? Не было ли возобновляемо старое стенное письмо? Церковь расписана вся, или только частями? Нет ли на стенах изображений Русских Великих Князей, Царей, Польских Королей, Гетманов и т. п. лиц? Описать их в каких они костюмах, с открытою ли головою или в коронах? В
 
 
На стенах Церковных ни иконописи ни живописи нет.
 

----- <9об/10> -----

 
древних храмах под слоями штукатурки не были ли когда-либо открываемы мозаики или фрески (фрески - письмо на сырой штукатурке, с вдавленными контурами)? Если были, то когда, и что они изображают? Возобновляли ли фрески по старому письму, или писали по ним произвольно, а некоторые места и закрашивали масляными красками? Нет ли иконных изображений снаружи стен и по каким частям?
 
 

 
 
53) Есть ли иконы старого письма в иконостасе, алтаре, по стенам и в ризнице: Византийские или Русские? Нет ли на таких иконах записей: кем они подарены в церковь, когда? Нет ли на них имени мастера и года написания? В каких они рамах и обеспечено ли их дальнейшее сохранение?
 
 
В Церкви Благовещенской, храмовая икона в иконостасе, "во Имя Благовещения Пресвятой Богородицы", считается древнею. Риза на Богоматери жемчужная у Архангела серебреная чеканная. Надписей на сей иконе никаких нет. -
 
 
54) Есть ли в церкви (монастыре, или часовне) иконы чудотворные, явленные, или почему-нибудь местночтимые? Если есть, то не существует ли где их печатное описание?
 
 
Нет.
 

----- <10/10об> -----

 
55) Какие из древних икон находятся в иконостасе? В своем ли первобытном виде они сохраняются или в обновленном виде? Если обновлены, то когда и кем?
 
 
Икона во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, находящаяся в иконостасе Благовещенской Церкви считается древнею, и существует без поновлений.
 
 
56) Нет ли в церкви ветхих икон, подлежащих обновлению?
 
 
Нет. -
 
 
57) Нет ли на древних иконах внизу видов городов, монастырей, церквей, сражений, надписей? Если есть, то нет ли какой возможности иметь с них фотографические снимки?
 
 
Нет.
 

----- <10об/11> -----

 
58) Нет ли в архиве (монастыря, церкви) известий о старинных зодчих и мастерах иконописного дела?
 
 
Нет.
 
 
59) Нет ли в ризницах старинных крестов, панагий, облачений, рукописей и др. предметов художественной отделки с именами мастеров, или годами пожертвования и именами жертвователей? Если есть, то списки воспроизвести на сколько возможно точно.
 
 
Нет.
 
 
60) Нет ли в церкви старинных окладов, образных венцов, привесок к иконам в виде крестов, панагий, монет, колец, перстней, блях и т. п. предметов? Гривны и цаты имеют ли надписи? Нет ли образов вычеканенных или вырезанных на золотых и серебряных досках; нет ли на них финифти, черни или драгоценных камней? Есть ли в церкви литые из
 
 
Нет.
 

----- <11/11об> -----

 
олова, меди, серебра и золота образа и кресты, какая их форма? Есть ли старинные сосуды служебные: потиры, дискосы, звезды, копия, ложицы и блюдца? Из чего они сделаны, как украшены, имеют ли надписи, годы, имена жертвователей и имена мастеров их сделавших? Есть ли сосуды служебные деревянные и каменные? Нет ли в церкви старинных ковчегов, кадил, кацей, ладониц, подсвечников, лампад, паникадил, ковшей для теплоты, блюда, чаши, венцы брачные, рипиды, печати, купели, посохи, рукомойники, фонари, кувшины и кунганы, ведра и ушаты, столы и кружки, ковши, чарки и кубки, митры и шапки, панагии и т. п. предметов? Если есть, то нет ли на них каких записей?
 
 

 
 
61) Нет ли в ризницах церковных старинных омофоров, саккосов, фелоней, подризников, епитрахилей, палиц, поясов, поручей, стихарей, орарей, мантий, клобуков, ряс и власяниц? Нет ли старинных шитых золотом, серебром и цветными камнями воздушков, образов, убрусов, пелен, хоругвей, надгробных покровов, лентий и плащаниц?
 
 
Нет.
 

----- <11об/12> -----

 
62) Нет ли в приходских церквах и монастырях старых походных иконостасов? Из какой материи они устроены: из камки, атласа, тафты или холста? Состоят из одного иконописного письма или есть на них и образа, вышитые шелками, золотом и серебром? Если есть надписи, то списать их.
 
 
Нет. -
 
 
63) Нет ли в церквах старых полковых знамен и цеховых значков? Из какой материи они устроены? Какие имеют изображения? Чем они украшены? Если есть надписи, то списать их.
 
 
Нет -
 

----- <12/12об> -----

V. Разные предметы.

 
64) Нет ли в церквах предметов с резными драгоценными камнями, или резьбою на кости?
 
 
Нет. -
 
 
65) Есть ли в церкви синодик, с какого года он начинается?
 
 
Нет -
 
 
66) Нет ли в церквах резных статуй? Если есть, то что они изображают и какой величины?
 
 
Нет.
 

----- <12об/13> -----

 
67) Если есть в церкви предметы не вошедшие в предыдущие рубрики, то дать им описание против настоящей.
 
 
Нету.
 
 
68) Не были ли церковь, ворота, башня, терем, утварь и т. п., фотографированы или зачерчены и помещены в каком-либо журнале?
 
 
Нету.
 
 
69) Если есть возможность снять фотографии с каких-либо интересных памятников русского зодчества, то Академия могла бы предложить свои расходы по исполнению фотографий.
 
 
Интересных памятников русского зодчества в Церкви нет
 

----- <13/13об> -----

 
70) Если есть печатаное описание церквей, то желательно бы иметь его в Академии.
 
 
Печатного описания Церквей, нет
 
 
71) Желательно было бы иметь общий набросок тех церквей, которые представляют собою художественный интерес (каменные до 1700 г., а деревянные до 1786 года).
 
 
При сем приложен снимок Благовещенской Церкви основанной в 1776 году. -
 
 
72) Если церковь или другое здание имеет сходство с какими-либо более или менее известными древними постройками, в столицах или в губернских городах, то указать с какими именно.
 
 
Описываемые Церкви имеют или не имеют сходства с древними Церквами в столицах или губернских городах, неизвестно. -
 

----- <13об/14> -----

см. примечание

Рисунок церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 
Турчасове Архангельской губернии Онежского уезда.

----- <14/14об,15> -----

см. примечание

План церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 
Турчасове Архангельской губернии Онежского уезда.

----- <14об,15/15об> -----

----- <15об/16> -----

VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств желательно знать:

 
1) Кто давал ответы на предложенные вопросы?
 
 
Архангельской губернии Онежского уезда Турчасовского прихода Священник Алексий Новиков -
 
 
2) Где воспитывался отвечающий?
 
 
Кончивший курс в Архангельской Духовной Семинарии.
 
 
3) Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует?
 
 
От роду 41 год в сане Священника 19 лет -
 
 
4) Время составления настоящей метрики.
 
 
Сия метрика составлена 30 ч месяца Мая 1887 года. -
 

----- <16/16об> -----


Расшифровка надписей

Характеристика надписи Текст надписи
Вверху справа Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с теплою трапезою. Архангельской Губернии Онежского уезда в Турчасовском приходе. Основана в 1776 г.
Вертикальная Вышина всей Церкви до Креста 25 саж.
Внизу на рисунке с <теплою> трапезою

На главную страницу документа


Расшифровка надписей

Характеристика надписи Текст надписи
На плане церкви
    Архистратига   4 саж.  
    5 саж. 3 саж    
Благовещения          
  3 саж. 8 саж.   15 саж.  
    Соловецких 3 саж 4 саж. 15 саж.

На главную страницу документа

Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Капитель"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Воскресения Словущего в Кожино"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет