Храмы России

Вход
Храмы России |  О проекте |  Команда |  Новости |  Поиск |  Визитница |  Форумы |  Присоединяйтесь!
 

Библиотека проекта «Храмы России»

На главную страницу Библиотеки
Учетная карточка документа
Тип оригиналаАрхивное дело
Тип документаПолное воспроизведение
Документ принадлежит фондуМетрики церквей и монастырей
СсылкаИИМК РАН, архив, ф. Р-III, д. 36.
ТемаАрхангельская губерния. Архангельский уезд. Мудьюга. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Христова.
Аннотация/ОписаниеМетрика Мудьюжской Никольской церкви Архангельского уезда Архангельской губернии с некоторыми сведениями об Успенской церкви и о приписной Христорождественской церкви в Куйской деревне. Составлена в 1887 году приходским священником о. Авениром.
УникальностьУникальный
ХранилищеИИМК РАН
Шифрф. Р-III, д. 36
ДоступностьАрхивный
ПримечаниеОригинал дела содержит 18 (восемнадцать) пронумерованных листов. Л. 2 пронумерован с обратной стороны. Лл. 2об, 6об-7 (в разворот), 15 - рисунки.
Разрешение на использование17 Июня 2004 г.
Дата обновления карточки0000-00-00
Примечание: Границы листов обозначаются метками вида <7/7об>. Если в документе перенос печатного или рукописного слова приходится на конец листа, то метка ставится после этого слова. Рукописный текст выделен цветным курсивом; нечитаемые фрагменты заменены метками <нрзб>, плохочитаемые - заключены в <угловые скобки>, точки внутри которых обозначают неясные буквы. [Квадратные скобки] обозначают утраченные на дефектах бумаги части слов. Точное форматирование, ошибки и правки сохраняются только в тех случаях, когда они явно несут дополнительную информацию; неинформативные служебные пометки опускаются. Текст приведен к современной орфографии при сохранении пунктуации оригинала.

 

МЕТРИКА

для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.


Вопросы:

Ответы:

I. История церквей, монастырей и их местоположение.

 
1) Во имя какого святого монастырь или церковь описываемая?
 
 
Архангельской Губернии и уезда Мудьюжского прихода Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая
 
 
2) Если описывается монастырь, то сколько в нем церквей и других зданий? (Каменные постройки по 1700-ый, а деревянные до 1764-ый год, считать отдельно).
 
 
В приходе сем находится три церкви: 1, Успенская - каменная, построенная в 1878 году - с новым на полимент золоченым иконостасом и иконами с двумя в притворе ее приделами: во имя Введения Богород. и св. Праведного Василия Моск. Чудотворца - иконостасы их также золоченые по белому фону. 2, Приписная, в Куйской деревне во имя Рождества Христова, крестообразная - с простым иконостасом, построенная в 1858 году - деревянная. 3, Святителя и Чудотворца Николая - деревянная в 1746 году; но как первые
 

----- <1/1об> -----

 
3) Когда церковь основана? (Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или другом каком месте, то передать ее на сколько возможно точно с теми палеографическими особенностями, которые имеются в надписи.)
 
 
две построены в недавнее время и памятников древности не имеют, то и ответы даются по постройке Церкви Святителя и Чудотворца Николая.


По многократным пожарам Церковь св. Николая неизвестно когда основана, но в 1746м году по памятной книге, по благословению Преосвященного Архиепископа Варсанофия 6го Декабря того же года священа г. Архангельска Рождественской Церкви Священником Герасимом. Ни на каких предметах Церковь надписей не имеет.

 
 
4) Какая церковь, каменная или деревянная?
 
 
Церковь сия зданием деревянная, вся, с самого основания рубленая до самого Креста с шатром из круглых дерев - в круглый угол.

/Смотр.: набросок/

            N 18.

 
 
5) Известен ли храмосоздатель, или главный мастер, строивший церковь или монастырь?
 
 
Мастер Церкви неизвестен.
 
 
6) Описываемая церковь находится в городе, селе, или на отдельном погосте? Основана она на горе, или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище?
 
 
Церковь основана на довольно возвышенном ровном месте, при реке Мудьюге, впадающей в <Сулий> залив Белого моря в Верховском урочище.
 

----- <1об/2об> -----

см. примечание

План и рисунок церкви Николая Чудотворца в 
Мудьюге.

----- <2об/2> -----

----- <2/3> -----

 
7) Если церковь старинная, то нет ли в ней пристроек более поздних; если есть, то какие и когда сделаны?
 
 
К крестообразному ее помещению, на расстоянии ее стен С. и Юж. в позднее время, пристроена трехстенная паперть или притвор, имеющая по боковым стенам четыре окна, со входною в нее дверью и лестницею, обнесенною перилами, окрашенными зеленою краскою.
 
 
8) Не совершилось ли в описываемой церкви какого события, памятного в Русской истории?
 
 
Событий исторических никаких не совершалось.
 

 

II. Наружные части церкви.

 
9) Церковь построена разносторонним ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8 гранных сторон? Церковь одноэтажная, или двухэтажная? Оба этажа заняты церквами, или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянные церкви? Клетски или вверх- шатровые?
 
 
Церковь св. Николая построена разносторонним Крестом - одноэтажная - шатровая, для наглядности ее представлен набросок. Погребов и усыпальниц не имеет.
 

----- <3/3об> -----

 
10) Алтарь церкви с 3 полукружиям (выступами), или с 1 полукружием, не состоят ли из граней и скольких?
 
 
Алтарь сей Церкви, помещается в Восточной части крестового строения и Западным запрестолием вдается или отступает несколько на Церковь.
 
 
11) Какой размер церкви в вышину, длину и ширину?
 
 
Средина Церкви, находящаяся под шатром имеет высоты 3½ саж. длина и ширина 23 ар. или 7 с. 2 арш. Юж. и С. стороны высотою 2½ саж. длиною и шириною 1 саж. 2 арш.
 
 
12) Нет ли уклонений алтаря к Ю. или С. как это напр. замечается в некоторых церквах?
 
 
По компасному определению Алтарь уклоняется несколько на Ю. Восток.
 
 
13) Церковь построена вся из кирпича, или из камня, или только облицована камнем наружная часть, а прочее все из кирпича? Если деревянная, то не имеет ли обшивки тесом и не украшена ли резьбой?
 
 
В 1845 году обшита новым тёсом и окрашена охрою на масле, без украшений; круглые стены при постановке нового иконостаса обтёсаны по <нрзб>. Каменная же церковь Успенская построена из кирпича, который был приготовлен на месте.
 
 
14) Стены выкладены все сплошною кладкою, или средина насыпана бутом и залита известковым раствором? Цемент положен тонким слоем, или толще кирпича? Кирпич тонкий, широкий, квадратный или толстый, тяжеловесный более 18 фунтов, сырой или обоженный? Какие клейма на кирпичах? Стены сохранились в своем первобытном виде или изменены новыми поправками, пристройками и прибивкою упоров (устоев, контрфорсов)? Нет ли в стенах проходов или пустых мест? Какие связи в стенах - железные или деревянные? В деревянной церкви не имеется ли обхода вокруг (галереи)? Галереи на столбах, кронштейнах или на особом срубе? Самая галерея из бревен или из стоек забранных досками, с прорезными окнами и внутренними ставнями?
 
 
Каменная Усп. церковь построена сплошною кладкою и залита известковым раствором, - кирпич употребляем был 12 фунтовый с клеймами мастера Кр. <Вишнякова>; в стенах проходов нет и связи проложены железные.

В деревянной Никол. церкви галерей нет.

 

----- <3об/4> -----

 
15) Наружные стены гладкие или испещрены украшениями в виде шахматов из кирпича или камня? Нет ли на стенах квадратов, вытесанных из камня с гранями, или рустиками? По средине церкви не обведен ли пояс (платбант), выделанный из кирпича, в ребро, на угол, или из камня? Пояс одинокий, двойной, тройной, или широкий с высечкою разных узоров, круглый или с отливом от верха вниз? Есть ли на стенах выдающиеся лопатки, сведенные к верху в три арки, и образующие собою три углубления? Или на углах полуколонки витые, или гладкие, спущенные на подполки? Или вместо лопаток приставные Византийские полуколонки с арками, под коими на полуколонках устроены подставы (капители, подпорки)? Между полукружиями алтаря не вставлены ли полуколонки? Между лопатками в углублении не устроены ли балясы (пиместры) вверху и средине, или вверху под арками написаны образа? На восточных полукружиях не помещены ли вверху каймы (фестоны) со спущенными шнурами? Нет ли на стенах резных камней с изображениями: людей, зверей, птиц, травчатых узоров? Такие резные камни не выкрашены ли красками? Не вставлены ли в стенах кафельные (изразцовые) муравленные плиты? Кафли (кахели) одноцветные (белые, синие, желтые) или разноцветные? С изображением людей, птиц (двуглавого орла), или зверей? Изображения наведены красками или выделаны обронно (рельефно)? Не закрашены ли изразцовые украшения?
 
 
Наружные стены обшиты тёсом по круглым бревнам без всяких украшений и не имеют ничего такого, что бы находилось из упоминаемого в сем вопросе.
 
 
16) Есть ли карнизы, из какого материала они сделаны и в виде поясков, зубчиков, кружков, четвероугольников и пр.?
 
 
Карнизов не имеется, а есть одни узкие полки из дерева, окрашенные белилами.
 
 
17) Над карнизом есть ли теремки (бочки, подкаморы), какого вида и в сколько рядов устроены?
 
 
За неимением карнизов теремков нет.
 

----- <4/4об> -----

 
18) Кровля на сводах церкви: дуговая, или шатровая, на все скаты, или на два, или на четыре? Из какого материала? Выкрашена красками или позолоченная? Когда позолочена или покрашена? У спусков кровли есть ли подзоры, деревянные или из железа? Кровля старая или новая? Не состоит ли покрышка церкви из нескольких рядов кокошников, может быть скрытых под крышею, во времена позднейших переделок?
 
 
Кровля над среднею частию Церкви шатровая о восьми скатах, покрытых вместе с шейкою в несколько рядов кокошников - в целом представляющих собою вид четвероконечных - безчисленных крестиков из дерева, окрашенных медянкою на масле в 1886 году. На всех концах четвероконечного здания кровли, устроены большие бочьки подкаморы, крытые поперечными досками, окрашенными красною краскою.

/ Смотр. набросок N 18.

 
 
19) Фонарь на сводах глухой или с пролетами? Сквозной или цельный? С лепными, резными, или ростиными украшениями? Фонарь прямо устроен над сводами или выходит из кружал, обставленных круглыми терешками? На фонаре есть ли шея (предглавие, перехват) или один поясок вверху? Шея гладкая без украшений, или с резьбою?
 
 
Пред главою шея рубленая из круглых бревен, без просветов - цельная, обколоченная в несколько рядов кокошников, такого же вида, как и самый шатер без украшений
 
 
20) На церкви главы (маковицы) или пирамидальные шатры? Сколько всех глав? Как размещены главы? Чем главы покрыты, окрашены, или позолочены?
 
 
На церкви одна глава, тоже вся рубленная из круглых дерев, покрытая белым железом и покрашена зеленою краскою.
 

----- <4об/5> -----

 
21) Кресты на главах железные, или медные, какого вида 4-х, 7-ми, 8-ми конечн., с заватками, или без оных? Есть ли на кресте цепи, спускающиеся к главам? На вершине креста нет ли короны, двуглавого орла, голубя, на подножии полулуния?
 
 
На главе крест восьмиконечный - деревянный, обитый железом, без цепей окрашен охрою на масле без короны и без других украшений.
 
 
22) Окна узкие, продолговатые, сведенные вверху мысом и расположенные под самыми тятами сводов, или широкие, помещенные над цоколем, или крестообразные вверху с Ю. и С. сторон? Сколько их в алтаре, северном и южном предъалтарии? В один, два или три света? Нет ли под самой крышей малых окон для освещения палаток, помещенных на хорах? Окна с перемычками прямыми, или дугообразными, или угловатыми? Нет ли над окнами висячих арок с гирьками (с замком)? Есть ли над окнами кокошники (или сандрики), наличники у окон гладкие из кирпича, или камня, или полуколонками, или валиками с гранями и резьбою? Или состоят из столбиков с переимами, или в виде кувшинов? Окна прямые имеют ли отливы и они снаружи, или внутрь? Какой формы железные, или медные решетки? Нет ли старых ставень, то какие, узорчатые или простые? Нет ли в окнах старых оконниц с медяными листами, или цветными стеклами? Есть ли внизу подоконников обкладка из цветных кафель?
 
 
Окна в церкви продолговатые узкие - всех окон в Церкви 11. С С. и Южной - по 6 окон, с прямыми перемычками, из коих пять находится под самою крышею с железными витыми решетками; над окнами сандриков нет и наличники гладкие; ставней и старых оконниц не имеет.
 

----- <5/5об> -----

 
23) Сколько всех дверей и где они расположены? Из какого материала двери наружные, не обшиты ли они металлическими листами с штампованными узорами и не раскрашены ли они в разные цвета, вид их какой? Есть ли старинные живописные украшения и какие? Какие наличники дверей; если резные, то какая резьба и нет ли каких изображений в виде людей, животных и т. п. Если есть какие надписи, то какие? Петли на дверях простые, или фигурные?
 
 
Всех дверей, ведущих в Церковь трое: одни при входе с Сев. в притворе, другие при входе в Церковь и третьи боковые - малые - старинной постройки, отворяющиеся на деревянной пяте - плотничной работы, без узоров и украшений.
 
 
24) Есть ли особые входы в церковь в виде теремка, или другие какие?
 
 
Кроме боковой двери показанной в 23 ответе с Северозападной стороны, других входов нет.
 
 
25) Паперть устроена с трех сторон или с одной? Нет ли в ней вставленных камней с резьбою, или надписями.
 
 
Паперть пристроена с 3х сторон и вставных камней и надписей не имеет.
 

----- <5об/6> -----

----- <6/6об,7> -----

см. примечание

Рисунок фасада церкви Успения Богородицы в Мудьюге; план и 
фасад Куйской Христорождественской церкви.

----- <6об,7/7об> -----

----- <7об/8> -----

III. Внутренние части храма.

 
26) Церковь внутри устроена крестообразно, или в виде квадратной палаты? Алтарь от храма отделяется ли каменною стеною с тремя пролетами (двери царские и двое боковых)? Сколько приделов в церкви? Как устроен западный притвор-трапеза в виде ли палаты или иначе? Нет ли особых приделов в трапезе, на хорах, в пристроенных застенках, или в главах? Притворы отделяются ли от храма глухою стеною с пролетом, или только столбами?
 
 
Церковь внутри устроена крестообразно и алтарь отделяется иконостасом с двумя пролетами /двери царские и Север. боковые/ В Церкви престол один во имя Свят. Николая; в пристенном притворе приделов нет. Притвор отделяется от храма, стены коего вдаются в притвор.
 
 
27) Как устроены своды: крестовые (наподобие креста), опирающиеся на столбах, или стрельчатые? Или в виде круговой дуги, без опоры на столбах? Или коробовые, полукруглые, образующие собою подобие креста и покоящиеся на четырех столбах? Или с двумя длинными пазухами? Или котловые для сквозного фонаря? Разделяются ли эти своды арками на ровные части, или в стенах есть особые углубления, предназначавшиеся для погребения? Или к востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом? В досчатых потолках забранных в елку деревянных храмов, между балками, нет ли горшков, сделанных для резонанса?
 
 
Церковь сводов не имеет, потолок же крестообразный утверждается на стенах Церкви и никаких для резонанса приспособлений не имеется; а хотя бы и были устроены таковые, то без пользы, так как Церковные стены ложены без мха и от этого воздух уличный имеет сильную тягу как для возженных свечей, так и для кадильного фимиама, всегда стремящихся за службою в ту сторону, откуда дует ветер.
 

----- <8/8об> -----

 
28) Сколько среди церкви поставлено столбов? Круглые они или четверогранные? Все гладкие, или с карнизами? Нет ли в них впадин для образов, или дверей для всходов на хоры? Нет ли кругом их решеток, или лавок для сиденья?
 
 
Столбов в церкви нет, равно и хоров а также лавок. По всем стенам притвора имеются для сиденья лавки.
 
 
29) Есть ли на стенах лепные украшения, или над арками пролетов наличники и дуги с резьбою из камня и позолотою? Есть ли на стенах всходы на хоры в верхнюю церковь, или на колокольню, или спуски под своды, или особые двери в застенки и тайники? Нет ли в стенах впадин для постановки икон, или для помещения ризницы, или не устроено ли особых мест для сиденья? Кругом стен южных, северных и западных есть ли каменные лавки? Есть ли в стенах голосники?
 
 
Лепных украшений и впадин нет, а устроена на западной стене кладовая, в которую вход из церкви, самая же кладовая отделена от притвора особою стенкою из бревен.

        См. N 18.

 
 
30) Пол (помост) мраморный плитяной, кирпичный, лещадный, чугунный, деревянный? Одинаковый ли пол в алтаре, храме и притворах?
 
 
Пол во всей Церкви с притвором деревянный, крашенный охрою.
 

----- <8об/9> -----

 
31) Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с пролетами, или с арками, или без разделения? Что находится в правом (южн.) предъалтарии (диаконник): ризница, или устроен придел? Что находится в левом (сев.) предъалтарии: жертвенник, или устроен придел? В алтаре своды лежат на столбах, или другого устройства? Есть ли голосники в сводах или в стене? Сколько окон в алтаре и предъалтарьях? Помост в алтаре ровен с помостом храма, или возвышен на одну и более ступень? Не был ли алтарь изменен поправками и в чем состояли переделки: в расширении окон, в пробитии стен для дверей, поднятии пола, или другом каком изменении?
 
 
Алтарь одночастный, без предалтарий, без голосников; с трех сторон его находится по одному окну; помост его возвышен на одну ступень и с горнего места убрана лавка, при постановке нового иконостаса, других же изменений не было.
 
 
32) Престол каменный или деревянный? Если каменный, то не покрыт ли особенной каменной доской, или деревянной? Возвышен ли он от помоста ступенями? Какая его ширина, длина и вышина? Не обложен ли он листами из серебра или меди и по листам нет ли каких изображений и надписей?
 
 
Престол деревянный, на 4х столбиках с таковою же доскою и от помоста не возвышается. Ширина его 1 ар. 6<¼> в. длина 1 ар. 7 в. и вышина 6<1/3> в. без изображений и надписей.
 

----- <9/9об> -----

 
33) Есть ли над престолом сень? Какого она устройства: резная из дерева, или металлическая? Верх шатровый или пирамидальный, с главами и крестом? Нет ли надписей на ней?
 
 
Сени над престолом нет.
 
 
34) Горнее место (ступеника) устроено на открытом месте, или в углублении стены, под полукруглым сводом (раковиною)? Не устроена ли над ним сень? Нет ли в углублении оконных изображений святых?
 
 
Горнее место на открытом месте, без углубления и без сени, украшений и изображения Святых.
 
 
35) Есть ли в алтаре каменные лавки для священнослужителей?
 
 
Лавок в Алтаре <нрзб> нет.
 

----- <9об/10> -----

 
36) Жертвенник устроен в особом северном предъалтарии, или в одном среднем с престолом? На открытом месте поставлен, или часть его помещается в стене? Каменный он или деревянный? Какая его вышина и ширина?
 
 
Жертвенник деревянный, устроен на открытом месте алтарного угла, вышина его 1 ар. 6 в. шир. 1 ар. 2 верш.
 
 
37) Иконостас старого устройства с тяблами, покрытыми оловянными орнаментами с фольгою, или нового с колоннами? Из какого материала сделан иконостас, резной из дерева, или из алебастра, или камня? Резьба помещена на золотом поле, или на алом? Что изображает резьба? Сколько ярусов имеет иконостас? Какого устройства царские двери, состоящие из двух створов: гладкие, резные, с накладкою разноцветной фольги, или слюда, с наложенными на них оловянными или медными узорами, цветами? Есть ли столбцы по обеим сторонам, а вверху городки и подзоры? На дверях нет ли приставных клейм в виде одноглавой, трехглавой, или пятиглавой церкви для помещения образов? Какая форма верхушек царских дверей?
 
 
Иконостас нового устройства /1837 г./ столярной работы, золоченый на полимент по белому полю в 3 яруса. Колонны, базы и капители с резьбою золоченые. Резьба над иконами изображает Херувимов и пальмовые ветви. Царские двери тоже резные с золочеными на полимент гирляндами цветов, о двух створах, на коих нет икон в круглых рамках. Верх царских врат имеет форму полукруга с сиянием.
 

----- <10/10об> -----

 
38) Пред алтарем от одного клироса до другого, как устроена солея: каменная или деревянная? На сколько выше она помоста храма и отделена ли от последнего решеткою?
 
 
Пред алтарем солея устроена только напереди, пред царским дверями и четырьмя местными иконами, на южной же и северной сторонах, подведена наравне с самым основанием иконостаса и возвышена на три вершка вместе с амвоном, без решеток.

        / См. рис. N 18.

 
 
39) Есть ли амвон? Из чего он устроен? Не имеются ли над ним сени?
 
 
Амвон без сени и устроен в связи с солеею.

        N 18

 
 
40) Как устроены клиросы? Нет ли в них каких особых украшений?
 
 
Клиросы устроены не на солее, а отдельно, у откосов средних крестообразных стен, отделенных с боков столярными филенками, окрашенными голубой краскою.

        N 18.

 

----- <10об/11> -----

 
41) Есть ли в церкви Царское место? Где оно устроено? Нет ли на нем каких надписей? Какого оно вида?
 
 
Царского места нет.
 
 
42) Есть ли в церкви святительское место? Где оно устроено? Нет ли на нем каких надписей? Какого оно вида?
 
 
Святительского - нет.
 
 
43) Есть ли в церкви Настоятельское место? Где оно устроено? Нет ли на нем надписей? Какого оно вида?
 
 
Настоятельского также.
 

----- <11/11об> -----

 
44) Есть ли в церкви кафедра старого устройства и где она помещена? Какого она вида? Нет ли на ней надписей?
 
 
Кафедры старого устройства нет.
 
 
45) Есть ли в церкви хоры (палати)? Где они устроены? Как высоко от пола? Какие на них украшения? Нет ли на них особых помещений: приделов, кладовых для ризницы и комнаты для библиотеки?
 
 
Хоров нет.
 
 
46) Не имеется ли в церкви каких надгробных памятников? Кому, какие? Не известны ли имена мастеров?
 
 
Надгробных памятников также нет.
 

----- <11об/12> -----

 
47) Раки для святых нетленно почивающих мощей какого устройства? Из какого материала? Не имеются ли имена мастеров их воспроизведших?
 
 
Рак для Святых нет.
 
 
48) Есть ли при входах в церковь звонницы, устроенные в арках крыльца, или в самой церкви у западной стены? Сколько в них колоколов? Нет ли на них каких надписей? Не сохранились ли билы чугунные, употреблявшиеся вместо колоколов?
 
 
При входе в церковь звонниц и чугунных бил нет.
 
 
49) Нет ли в церкви изразцовых старинных печей? Нет ли на них имен мастеров их воспроизведших и определение места их производства?
 
 
Печей изразцовых тоже нет
 

----- <12/12об> -----

 
50) Колокольня когда построена, какой формы, кем и из какого материала? Нет ли каких изображений, старых надписей?
 
 
В древнее время при церкви была колокольница, но за ветхостью разломана и по благословению Преосвященного Варсонофия в 1755 году построена новая деревянная из соснового леса, по основании же обложена лиственичными деревами - устроена от церкви особо, в 3 яруса с четырьмя окнами; нижний ярус имеет четырехугольную форму, а над ним стены прочих ярусов осьмиугольную с маленькими на 4х углах теремками, крытых чешуею из дерева. С окончанием осьмиугольных бревен, соответственно из углов, на 8ми столбах водружена самая колокольня заканчивающаяся шатром и главкою чешуйчатою - и крестом.
 
 
51) Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? (Надписи желаются в точном списке.)
 
 
Всех колоколов 8. 1., 116 пуд 18 ф. на нем на верхней части надпись: Во славу Св. Троицы, благословением Преосвященного Евлампия Епарх. Арх. и Холмогор. и кавалера вылит сей колокол в Мудьюжский Николаевский приход старанием благотворителей. На нижней: 1807 г. Арх. округи Кегостровец Иван Христофоров. 2й., 65 пуд. 27 ф. На нем надпись: благословением Преосв. Варсонофия Архиеп. Архан. и Холмогорского, лит сей колокол в Муд. волость 1798 года. 3й., 38 пуд 28 ф. - надпись: лит сей колокол в Мудьюжский приход 1844 г. лил мастер Христофоров. 4й., 12 пуд, на нем надпись: +BVRGER + HVIS + HEEFT + MY + GE = GOTEN + 1596 + IAN +. 5й., 5 пуд. 20 ф.: лил дьячек Христофоров 1770 г. 6й., 5 пуд. 7., 2 пуд. 8й., 1 пуд. Эти три колокола не имеют надписей, но по шаблону и виньеткам на них отлитых, можно относить к работе того же мастера Дьячка Христофорова.
 

 

IV. Иконописание.

 
52) Стены церковные расписаны иконописным письмом, или живописным? Нет ли на стенах записей о времени расписания церкви? Не было ли возобновляемо старое стенное письмо? Церковь расписана вся, или только частями? Нет ли на стенах изображений Русских Великих Князей, Царей, Польских Королей, Гетманов и т. п. лиц? Описать их в каких они костюмах, с открытою ли головою или в коронах? В древних
 
 
По стенам церкви иконописи и изображений нет никаких. Церковь не штукатурена и никаких фресков не имеет. Потолок средней части окрашен голубой краскою и на нем написано изображение Св. Духа в сиянии и по сторонам его изображено 12 Херувимов в облаках и более ничего, это изображение воспроизведено вновь, а не по старому письму.
 

----- <12об/13> -----

 
храмах под слоями штукатурки не были ли когда-либо открываемы мозаики или фрески (фрески - письмо на сырой штукатурке, с вдавленными контурами)? Если были, то когда, и что они изображают? Возобновляли ли фрески по старому письму, или писали по ним произвольно, а некоторые места и закрашивали масляными красками? Нет ли иконных изображений снаружи стен и по каким частям?
 
 

 
 
53) Есть ли иконы старого письма в иконостасе, алтаре, по стенам и в ризнице: Византийские или Русские? Нет ли на таких иконах записей: кем они подарены в церковь, когда? Нет ли на них имени мастера и года написания? В каких они рамах и обеспечено ли их дальнейшее сохранение?
 
 
В иконостасе имеется только 4 иконы Византийского письма, а прочие без означения мастера и года написания, прочие Русского произведения не очень искусной работы; покупкою или пожертвованием сии иконы приобретены неизвестно, вставлены <же> в золоченые рамки и от порчи обеспечены.
 
 
54) Есть ли в церкви (монастыре, или часовне) иконы чудотворные, явленные, или почему-нибудь местночтимые? Если есть, то не существует ли где их печатное описание?
 
 
В Церкви есть по устному преданию чудотворная икона Свят. Николая явленная, - она найдена после пожара за озером, <лежащем> от Церкви в 1й версте - отчего и озеро называется Никольским, вместе с выпадающим из него ручьем. Печатного описания об сей иконе не имеется.
 

----- <13/13об> -----

 
55) Какие из древних икон находятся в иконостасе? В своем ли первобытном виде они сохраняются или в обновленном виде? Если обновлены, то когда и кем?
 
 
Эта древняя икона Святителя состоит местною в иконостасе, изображенные же около ней отдельно чудеса, писаны позднее. За нею следуют по древности своей и изящному письму иконы Преображения Господня, Воскресения Христова и Зосимы и Савватия Соловец. Чудот. в чудесах. Этот последний образ принесен был из часовни Куйского селения, в котором ныне устроена Приписная Церковь во имя Рождества Христова на сохранение от Шведов, приходивших к г. Архан. в 1701 или 2 годах, и на обратном пути сжегших как часовню, так и селение, принадлежащее тогда Соловецкому монастырю с соляными варницами. Иные иконы обновлены, когда и кем неизвестно.
 
 
56) Нет ли в церкви ветхих икон, подлежащих обновлению?
 
 
Ветхих икон, подлежащих обновлению, в местном иконостасе большое количество, особенно из истории страстей Господа Иисуса Христа.
 
 
57) Нет ли на древних иконах внизу видов городов, монастырей, церквей, сражений, надписей? Если есть, то нет ли какой возможности иметь с них фотографические снимки?
 
 
Никаких изображений городов и прочего не имеется.
 

----- <13об/14> -----

 
58) Нет ли в архиве (монастыря, церкви) известий о старинных зодчих и мастерах иконописного дела?
 
 
О зодчих известий архивных нет по причине многих пожаров, истребивших древние <письменности>
 
 
59) Нет ли в ризницах старинных крестов, панагий, облачений, рукописей и др. предметов художественной отделки с именами мастеров, или годами пожертвования и именами жертвователей? (Если есть, то списки воспроизвести на сколько возможно точно.)
 
 
При архиве старинных крестов, панагий и облачений нет. К художественной отделке, неизвестных мастериц можно отнести, так называемые по местному названию <н а б а р а ш н и к и>, хранящиеся в Церк. кладовой; их прежде богатые женщины носили в Праздники на шее - вместо нынешних перлов и бус. Они в виде иконных венцов; исподняя сторона их подложена <вс...кою>; как по верхнему полуокружию, так и по внутреннему обшиты серебряным шнурком, вся средина их унизана между <скаными> из белой бумаги шнурами мелким жемчугом в 8 и 12 рядов с 5ю в некотором расстоянии одна от другой разноцветными вставками, на концах их пришиты серебряные крючки для надевания с <вязками>.

Рукописей не много, и те по игривой крючковатости к воспроизведению очень трудны, при всем старании что-либо узнать из них.

 
 
60) Нет ли в церкви старинных окладов, образных венцов, привесок к иконам в виде крестов, панагий, монет, колец, перстней, блях и т. п. предметов? Гривны и цаты имеют ли надписи? Нет ли образов вычеканенных или вырезанных на золотых и серебряных досках; нет ли на них финифти, черни или драгоценных камней? Есть ли в церкви литые из олова, меди, серебра и золота образа и кресты, какая
 
 
Старинных окладов и образных венцов нет. К образу Святителя и Чудотворца Николая в привесок, по сказанию старожилов привешен неизвестно каким-то Архимандритом четвероконечный, на мелкозвенчатой цепочке
 

----- <14/14об> -----

 
их форма? Есть ли старинные сосуды служебные: потиры, дискосы, звезды, копия, ложицы и блюдца? Из чего они сделаны, как украшены, имеют ли надписи, годы, имена жертвователей и имена мастеров их сделавших? Есть ли сосуды служебные деревянные и каменные? Нет ли в церкви старинных ковчегов, кадил, кацей, ладониц, подсвечников, лампад, паникадил, ковшей для теплоты, блюда, чаши, венцы брачные, рипиды, печати, купели, посохи, рукомойники, фонари, кувшины и кунганы, ведра и ушаты, столы и кружки, ковши, чарки и кубки, митры и шапки, панагии и т. п. предметов? Если есть, то нет ли на них каких записей?
 
 
крест, по видимому носимый <был на персях>, серебряный, на лицевой стороне которого ручным резцом изображен в верхней части Господь Саваоф и Свят. Дух, в средине распятие Христа Спасителя, по сторонам Божия Матерь и св. Иоанн Богослов, а на нижней глава Адамова. По благоговейному осмотру, оказалось, что во внутренности Его, в 3х частях креста вложены части Свят. мощей трех Свят. св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и в 4й св. и праведного Артемия Веркольского чудотворца. Крест сей с образа снят и хранится на Св. Престоле - в дарохранительнице. Форма креста для наглядности приложена при сем ответе. При кладовой имеется два Цер. сосуда оловянных с надписью: <приимите> ядите и проч. прочих предметов, показанных в сем вопросе, никаких нет.
 
 
61) Нет ли в ризницах церковных старинных омофоров, саккосов, фелоней, подризников, епитрахилей, палиц, поясов, поручей, стихарей, орарей, мантий, клобуков, ряс и власяниц? Нет ли старинных шитых золотом, серебром и цветными камнями воздушков, образов, убрусов, пелен, хоругвей, надгробных покровов, лентий и плащаниц?
 
 
Хоругвь выносной, писаный масляными красками на холсте с двух сторон, на 1й стороне изображен Нерукотворенный образ Спасителя с большим серебряным венцом, а на 2й Богоявления тоже с серебр. венцами в рамах, обложенных серебряными окладами, с двумя на одной стороне железными ушами для накладывания на месте во время Крестных ходов.
 

----- <14об/15> -----

см. примечание

Вид наперсного креста со св. мощами.

----- <15/15об> -----

----- <15об/16> -----

 
62) Нет ли в приходских церквах и монастырях старых походных иконостасов? Из какой материи они устроены: из камки, атласа, тафты или холста? Состоят из одного иконописного письма или есть на них и образа, вышитые шелками, золотом и серебром? (Если есть надписи, то списать их.)
 
 
Походных иконостасов нет.
 
 
63) Нет ли в церквах старых полковых знамен и цеховых значков? Из какой материи они устроены? Какие имеют изображения? Чем они украшены? (Если есть надписи, то списать их.)
 
 
Старых полковых знамен и цеховых значков не имеется.
 

----- <16/16об> -----

V. Разные предметы.

 
64) Нет ли в церквах предметов с резными драгоценными камнями, или резьбою на кости?
 
 
Предметов с резными драгоценными камнями или резьбою на кости, нет.
 
 
65) Есть ли в церкви синодик, с какого года он начинается?
 
 
Синодик церковный начинается с 1823 года, в 4 <доли> листа, с лицевыми набросками из святоотеческих сказаний о судьбе умерших, как праведных, так и грешных.
 
 
66) Нет ли в церквах резных статуй? Если есть, то что они изображают и какой величины?
 
 
В задних углах Церкви помещаются два резных из дерева образа; один Святителя Николая Можайского, представленного в Священнической ризе - в омофоре, держащего в правой руке меч, а в левой церковь с 5 главами; на нем митра и венец серебряные под золотом - в особом раскрашенном по левкасу и местами позолоченном киоте; другой
 

----- <16об/17> -----

 
67) Если есть в церкви предметы не вошедшие в предыдущие рубрики, то дать им описание против настоящей.
 
 
Великомученицы Екатерины без венца - в кокошнике; оба эти изображения в средний рост человека. В левой руке Екатерины свиток - в таковом же киоте, что первый


Предметов, не вошедших в предыдущие рубрики, никаких более не находится

 
 
68) Не были ли церковь, ворота, башня, терем, утварь и т. п., фотографированы или зачерчены и помещены в каком-либо журнале?
 
 
Фотографированных не было ни церквей, ни теремков, ни утвари и об них помещений в журналах не было.
 
 
69) Если есть возможность снять фотографии с каких-либо интересных памятников русского зодчества, то Академия могла бы предложить свои расходы по исполнению фотографий.
 
 
Расход по фотографии за дальностью прихода от г. Архангельска будет стоить очень дорого, да к тому же и предметы, подлежащие к съёмке не очень интересны.
 

----- <17/17об> -----

 
70) Если есть печатаное описание церквей, то желательно бы иметь его в Академии.
 
 
Печатного описания Церквей нет.
 
 
71) Желательно было бы иметь общий набросок тех церквей, которые представляют собою художественный интерес (каменные до 1700 г., а деревянные до 1786 года).
 
 
Наброски Церквей, сделаны как только мог, не только старинного чего, но и нынеш. строениям.
 
 
72) Если церковь или другое здание имеет сходство с какими-либо более или менее известными древними постройками, в столицах или в губернских городах, то указать с какими именно.
 
 
Есть ли какое сходство Церкви с постройками в Столицах, мне, оные неизвестны, не из описаний, не из картинных изображений, а в Г. г. Архангельске подобных или немного сходных не имеется.
 

----- <17об/18> -----

VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств желательно знать:

 
1) Кто давал ответы на предложенные вопросы?
 
 
Архангельской губернии и уезда, Мудьюжского Прихода Священник Авенир <нрзб>
 
 
2) Где воспитывался отвечающий?
 
 
В Архангельской Духовной Семинарии
 
 
3) Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует?
 
 
От рождения имею 70 год и Священствую в Мудьюжском приходе 46 лет.
 
 
4) Время составления настоящей метрики.
 
 
Метрика сия составлена Февраля 25 дня 1887 года
 

----- <18/18об> -----


Расшифровка надписей

Характеристика надписи Текст надписи
Внизу слева Знаки:
А и Б. длина и ширина Крестообр. Церкви 23 арш.
а. окна Алтаря.
б. окна Церкви.
в. окна притвора.
г. места резных образов.
д. Клиросы.
е. двери в кладовую.
ж. Кладовая.
з. Сев. двери в притвор.
IIIIIIIIII скамьи в притворе
и. вход в церковь из притвора.
i. лестница в притвор.
к. обруб с крышкою.
Внизу в центре К N 18я

На главную страницу документа


Расшифровка надписей

Характеристика надписи Текст надписи
Вверху слева, над планом церкви План Куйской церкви деревян. приписной к Мудьюжской
На плане церкви
Ризница.      
  Церковь Притвор. Крыльцо.

сход на колокольню
Пономарня      
Посередине слева, под рисунком фасада Фасад Куйской церкви с Север. стороны, во имя Рождества Христова.
Внизу листа Северный фасад каменной церкви во имя Успения Богоматери с двумя приделами Введения Ее во храм и блаженного Василия Москов. Чудот[ворца] в Мудьюжском приходе Арханг. Губер[нии.]

На главную страницу документа


Расшифровка надписей

Характеристика надписи Текст надписи
Под рисунком креста (высота правого, вертикального, изображения креста 88 мм) Наперсный крест с мощами в натуральную величину.
Внизу у перечеркнутого квадрата означает места вложения св. мощей.
Вертикальная Боковая сторона Креста.

На главную страницу документа

Храмы России
монастыри
деревянные храмы
посвящения
статистика
храмы Империи
хронология
гео-поиск
программа-200
последние обновления
Справочники
Персоналии
Архитекторы
Словарь
Иконография
Структура храма

Фотографии
 хронология
 панорамы
 3D модели
 с высоты полёта
 музеи, фонды
 поиск фото
 последние обновления

Поиск по сайту
Метро

Прокудин-Горский, наследие

Знаете ли вы
что такое "Каннелюры"?

Помогите храму!
В вашей помощи нуждается
"Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бели-Архиерейских"

см. весь список

Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня
Рекомендуем
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России
Православные храмы Костромской губернии
Православные приходы и монастыри Севера
Старые карты Москвы
Храм Рождества Христова в Крохино
Контакты
письмо в редакцию

Лента новостей: Лента новостей
Новости проекта в ЖЖ

   
Главная |  Пётр Паламарчук |  Храмы |  Фотографии |  Авторам |  Ссылки
Поиск |  Архивы |  Новости |  ЖЖ |  PDA |  Визитница |  Форумы |  О проекте |  Присоединяйтесь!
1999-2024 © «Храмы России»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения и с обязательным указанием источника.


Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL
Индекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет