Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если в документе перенос
слова приходится на конец страницы, то метка ставится после этого слова. Явные
опечатки исправлены. Храм преподобного Серафима Саровского в Кунцеве История этого храма началась в трехстах верстах от Москвы, в Рязанской губернии, в урочище "Ольхи" на границе Сапожковского и Спасского уездов. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил он на этом месте в построенной для него келье на полном содержании своего благотворителя, который часто посещал старца и участвовал в его молитвах. Павел принял тайное пострижение в монашество с именем Платон и скончался в 1875 году. По смерти Платона В. И. Полунин переселился в келью старца с целью подражать его благочестивой жизни. Здесь он открыл женскую богадельню, при ней построил каменную часовню для насельниц, число которых увеличилось до 33 девиц, а в 1886 году выстроил каменную в русском стиле церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня. Через девять лет Полунин скончался, назначив перед смертью попечителями богадельни своих сыновей Павла и Василия Васильевичей. По их ходатайству в январе 1900 года указом Святейшего Синода богадельня была обращена в Крестовоздвиженскую Полунинскую женскую общину. Начальницей новой общины стала Палладия - монахиня из Казанского женского монастыря города Рязани1. Усердием благотворителей и монахинь община строилась и расширялась. Спустя полтора года при церкви была освящена новая трапезная с двумя приделами: правым в честь Боголюбивой* иконы Божией Матери и левым во имя * Местное название Боголюбской. Вероятно, речь здесь идет о чудотворной Боголюбской-Зимаровской иконе. Подробнее см.: Рязанские епархиальные ведомости. Неофиц. отд. 1906. N14. С. 422. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Вып. 3. Спб., 1912. Стб. 352, 353; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому. Коломна, 1994. С. 349-353. ----- <162/163> ----- Святого Николая чудотворца. При обители были устроены различные мастерские, и за свои изделия на Всероссийской выставке монастырских работ община получила серебряную медаль. Говоря о храме или монастыре, нельзя не упомянуть о его святынях. Так, в 1912 году со Святой горы Афон в общину были пожертвованы частица Древа Креста Господня и пять частиц св. мощей: святителя Василия Великого, священномученика Харлампия, первомученика архидиакона Стефана, целителя Пантелеймона и мученика и бессребреника Косьмы. Тогда же братья Полунины пожертвовали икону Божией Матери "Достойно Есть", писанную и освященную на Афоне2. Однако вернемся в 1906 год, когда с Высочайшего соизволения за Полунинской Крестовоздвиженской женской общиной Рязанской епархии был утвержден участок земли мерой в полторы десятины, пожертвованный из своего земельного надела в местности Новое Кунцево обществом крестьян села Крылатское Хорошевской волости Московского уезда. На этом участке монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева начали строительство подворья общины и храма при нем3. Проект храма был составлен в 1907 году известным архитектором Вячеславом Францевичем Жигардловичем. Однако в дальнейшем, видимо из-за нехватки средств, проект был несколько упрощен: красивое церковное крыльцо было заменено тесовым входным тамбуром, полуциркульные окна стали простыми прямоугольными, пропали украшения на фасаде4. Торжественное освящение вновь выстроенного однопрестольного храма во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца, состоялось в воскресенье 9 августа 1909 г.5 Простой и скромный деревянный рубленый храм был поставлен на кирпичном фундаменте. Основной объем венчался пятью главами с железными крестами. К церкви ----- <163/164> ----- Чертеж фасада церкви Преп. Серафима Саровского ----- <164/165> ----- примыкала бревенчатая трапезная с одной маленькой главкой. Алтарь отделялся двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин. Внутри было устроено печное отопление. Храм мог вместить около трехсот богомольцев. Отдельно располагалась 15-аршинная деревянная колокольня6. Чин освящения и литургию совершал благочинный монастырей, настоятель Солочинского монастыря архимандрит Даниил, командированный в Кунцево преосвященным Никодимом, епископом Рязанским и Зарайским7. На открывшуюся вакансию к Серафимовской церкви был определен священник погоста Якотского Дмитровского уезда Московской епархии Александр Владимирович Русинов8. Вскоре после устройства подворья среди местных жителей и дачников за ним закрепилось название "Кунцевский монастырь"9. Недалеко от храма появилась Монастырская улица (потом Комсомольская, а теперь Сафоновская)10. С течением времени на территории подворья были построены пять жилых домов для монахинь и причта11. Обновлялась и Серафимовская церковь: летом 1914 года храм был оштукатурен и окрашен внутри12. В нем появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преп. Серафима. Голубой потолок был покрыт орнаментом13. Через год храм оштукатурили снаружи. Перестраивалась также тесовая ограда14. Летом 1915 года от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на возведение звонницы-часовни, Святых ворот и помещения для вратниц15, однако по неизвестной причине работы были задержаны и спустя целых 11 лет постройка все еще числилась незавершенной16. Священник А. В. Русинов стал законоучителем в открывшемся 1 сентября 1913 года Кунцевском коммерческом училище17. В эти годы за усердную и полезную службу он по крайней мере трижды удостаивался наград по духовному ведомству, о чем сообщалось в ----- <165/166> ----- официальном отделе "Рязанских епархиальных ведомостей"18. Происходили изменения и в Полунинской общине. Спустя всего два месяца после освящения Серафимовского храма начальница общины Палладия, содействовавшая строительству подворья, была посвящена в сан игуменьи и переведена в город Благовещенск к вновь открывающемуся Богородично- Алабазинскому женскому монастырю19. Ее преемница монахиня Евлалия скончалась в июле 1914 г.20, и в том же году 14 сентября в сан начальницы возведена строительница подворья Серафима. Умер и П. В. Полунин. Это случилось в августе 1912 года21. Однако самое замечательное событие произошло на одиннадцатом году существования подворья. Определением Святейшего Синода от 28-29 сентября 1917 г. кунцевское отделение Крестовоздвиженской Полунинской женской общины Рязанской епархии было обращено в самостоятельную общину. Она получила имя "Серафимовская" и была перечислена в ведение Московского епархиального начальства. Новоустроенная община стала последней по времени основания в Московском уезде. Начальница Полунинской обители Серафима была переведена в Кунцево на такую же должность22. Ее место временно заняла монахиня Нина, которую в середине 1918 г. сменила казначея общины Павла23. Серафимовская женская община образовалась в тяжелые для верующих времена. В январе 1918 г. был опубликован знаменитый декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Помимо прочего, все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием24. По установленному Народным Комиссариатом Юстиции порядку группы верующих, желающих продолжать богослужебные собрания, должны были заключать договоры с представителями местных органов власти. Согласно этим договорам граждане ----- <166/167> ----- верующие получали в бесплатное пользование от государства бывшие свои же храмы и церковное имущество по особой описи. Они обязывались беречь переданное им народное достояние и использовать его исключительно по назначению25. Особо оговаривалось недопущение политических собраний, проповедей и речей враждебного советской власти содержания, раздача или продажа антисоветских печатных изданий. Первый такой договор об имуществе Серафимовской общины был заключен в августе 1918 г.26 Кунцевский монастырь просуществовал всего пять лет, пережив, правда, более чем на два года Полунинскую общину. В конце 1922 г. он был упразднен, а храм стал приходским27. К этому времени А. В. Русинов служил уже в церкви Св. Николая Чудотворца в Новом Кунцеве, а его прежнее место занимал священник Гермоген Павлович Гайдуков28. До поры до времени Серафимовский храм весьма успешно переживал своеобразие новой власти, хотя и не избежал изъятия ценностей в пользу голодающих в мае 1922 г., когда он лишился всей серебряной утвари. Московской Уездной Комиссией было изъято без веса 44 предмета29. Кроме того, в августе 1927 г. один из колоколов был передан для нужд местной пожарной дружины30. Прихожане бережно относились к храму, неоднократно проводили мелкий ремонт, а в 1928 г. предприняли капитальный: были заменены сгнившие балки и нижние венцы, на что потрачено более 2000 рублей. Тогда же по старому, но несколько измененному проекту 1915 года завершили наконец-то постройку каменной колокольни, что обошлось еще в полторы тысячи рублей31. На ней временно помещался главный колокол весом 112 пудов 12 фунтов. Часовня под колокольней, как это вначале планировалось, вероятно, так и не была освящена. Помещение было занято старой и негодной утварью32. В первой половине 20-х гг. в храме был устроен придел во имя Святителя Чудотворца Николая, престол которого помещался в особом алтаре33. ----- <167/168> ----- К 1926 г. приход уже возглавлял священник Сергей Николаевич Фелицын. Вместе с о. Сергием при храме служили: Шепетилло Адам Осипович - пожилой диакон на вакансии псаломщика - и диакон Владимир Николаевич Соколов34. Вл. Соколов был родом из г. Клина, из семьи священнослужителей. Он окончил духовную семинарию и в 1922 г. был братом милосердия. Небезынтересно отметить, что другом его был протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов, впоследствии замечательный певец (бас), солист Большого театра, заслуженный артист СССР. Голос Михайлова не раз раздавался и в стенах Серафимовской церкви. 27 октября 1927 г. (ст. ст.) в возрасте 27 лет о. Владимир скончался от скоротечной чахотки и был похоронен при храме, у южной стены трапезной. После его кончины диаконскую вакансию занял Владимир Иванович Краснокутский. Кроме могилы о. Владимира при церкви была также еще одна могила - девицы Егоровой, однако к настоящему времени обе сровнены с землей. Поныне здравствует дочь диакона Евгения Владимировна Соколова, являясь мужественной прихожанкой все еще затворенного храма. Храму не суждено было избежать трагической судьбы большинства московских церквей. Год 1929 стал для него последним. Местными властями было решено закрыть церковь бывшего Кунцевского монастыря под предлогом использования ее под какое-либо детское учреждение. В конце марта "дом деревянный рубленый", как писалось в акте, был осмотрен комиссией и была составлена смета по перестройке церковного здания для столярных, слесарных и токарных мастерских35. Тогда же местный санврач Воронцовский дал заключение, что усадьба бывшего монастыря малопригодна для детского учреждения, поскольку большая ее часть окружена строениями. Почти примыкает к границе усадьбы больничный заразный барак. Местность болотистая, невысыхающая даже летом, а возле церкви две недавние могилы36. ----- <168/169> ----- Однако в Кунцеве уже нарастала волна митингов и собраний, на которых принимались требования о немедленном закрытии Кунцевского монастыря, как очага "черносотенной религиозной клики, как злейшего нарыва на теле трудящихся, препятствующего успешному движению вперед к социализму". Юные пионеры, 10-15-летние дети трудящихся города Кунцева, просили горсовет закрыть монастырь и передать его под культурное детское учреждение, обещая вести решительную борьбу с "религиозным дурманом, тормозящим строительство социализма"37. Людей уговаривали подписываться прямо на улице, дошло до того, что собирали подписи и с иноверцев38. Пик этой кампании пришелся на апрель-май 1929 г. В конце мая состоялось заседание пленума Кунцевского горсовета, на котором было заслушано сообщение председательствующего т. Харламова. Было сообщено, что 58,5% от общего числа кунцевских избирателей, не считая учащихся, отдали свои голоса за закрытие Серафимо-Николаевской церкви. Учтя, что на расстоянии 3-4 верст имеются еще четыре церкви, являющиеся рассадниками темноты и невежества среди трудящихся масс, что возросла культура рабочего класса, и считая, что религия и коммунизм несовместимы, пленум единогласно принял постановление о закрытии церкви бывшего Серафимовского монастыря и о передаче ее под мастерские трудового навыка школе 1-й ступени39. Об этом решении верующие не знали по крайней мере месяц: только 25 июня члены приходского совета составили официальный запрос в Кунцевский горсовет с просьбой подтвердить или развеять упорные слухи о печальной участи храма. Интересно, что именно этим днем датирован журнал "Деревенский безбожник", в котором была помещена микроскопическая заметка, сообщавшая, что по просьбе рабочих кожзавода имени Серегина Кунцевский монастырь уже закрыт40. 10 июля на заседании Президиума Моссовета также было принято постановление о закрытии храма41. Группа ----- <169/170> ----- верующих Серафимо-Николаевской церкви обратилась с заявлением о пересмотре дела во ВЦИК, но оно осталось без удовлетворения. 26 сентября 1929 года храм прекратил свою деятельность. Так постановлением ВЦИК этот безнадежный спор был закончен. Группа прихожан не распалась, а целиком присоединилась к Спасо- Сетуньской церкви42. В храме поселились школьные мастерские. Трагически сложилась судьба последнего священника храма С. Н. Фелицына. Служа в церкви Спаса на Сетуни, в 1937 году он был арестован и через несколько дней расстрелян за антисоветскую пропаганду. Вместе с ним погибли еще два человека - Краснокутский Владимир Иванович и церковнослужитель, имя которого пока не установлено. В Москве до сих пор живет дочь о. Сергия - Серафима Сергеевна. После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. За годы советской власти храм подвергся следующим перестройкам: были уничтожены все главы; сломана алтарная апсида, входной тамбур и два боковых крыльца; здание было разделено на два этажа; окна четверика заделаны, а с юга и севера на втором этаже пробиты новые, маленькие; для прохода на второй этаж с юга снаружи пристроена крытая деревянная лестница; с запада, севера и востока храм был полностью облеплен одно- и двухэтажными каменными пристройками. К 1993 году в храме уже никакого производства не было. Внутри - полный разгром и разорение. В ободранном доме узнать церковь было невозможно. Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За ----- <170/171> ----- это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период. Совсем недавно отмечалась 90-летняя годовщина прославления великого подвижника благочестия преп. Серафима. К сожалению, это никак не отразилось на судьбе его храма, современное состояние которого весьма плачевно. Вывеска на проходной по старой памяти сообщает, что здесь помещается "МЗПП им. Сакко и Ванцетти. Производство N2". Адрес этого заведения: ул. Багрицкого, д. 10., корп. 3. Однако на территории бывшей обители сейчас обосновался автосервис. Редчайшую же для Москвы деревянную церковь за ненадобностью просто начали сносить, и теперь она разобрана уже наполовину43. В последнее время появилась надежда на возрождение этой забытой церкви. Сюда был назначен настоятель о. Алексий Буканов. Образовалась община верующих. Ежевоскресные молебны у закрытых ворот собирают до полутора сотен прихожан. И хочется верить, что справедливость будет восстановлена и мерцание лампад и свечей вновь озарит этот храм. 1 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 730; Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., б. г. С. 404-405; Рязанские епархиальные ведомости. Офиц. отд. 1900. N3. С. 59-60; ГАРО. Ф. 627. Оп. 176. Д. 16. 2 Православные русские обители ... С. 404-405; ГАРО. Ф. 627. Оп. 176. Д. 16. 3 ГАРО. Ф. 627. Оп. 176. Д. 16; Рязанские епархиальные ведомости. Офиц. отд. 1907. N1. С. 1-2. 4 ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 179. Д. 1007а; Московский листок: Иллюстрированное прибавление. 1909. N32. С. 5-6. 5 Рязанские епархиальные ведомости. Офиц. отд. 1909. N19. С. 466. 6 Моск. листок: Иллюстрированное прибавление. 1909. N32. С. 5-6; N184. С. 3; ЦГАМО. Ф 65. Оп. 1. Д. 235. Л. 34. ----- <171/172> -----
7 Рязанские епархиальные ведомости. Офиц. отд. 1909. N19. С. 466;
Моск. листок. 1909. N184. С. 3. ----- <172/173> -----
35 ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 411. Л. 25, 26, 29, 29об. |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||