Храмы России |
Вход | |
Храмы России |
|
Библиотека проекта «Храмы России»
Примечание: Нумерация страниц обозначается метками вида <14/15>. Если
в документе перенос слова приходится на конец страницы, то метка ставится после
этого слова. Явные опечатки исправлены. История одного экспоната После успешного окончания Этнографической выставки 1867 года в недрах ее организатора, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, возникает мысль о проведении новой выставки - Прикладного естествознания. В середине сентября 1868 года состоялось первое заседание комитета по устройству выставки, и началась подготовительная работа. Комитет обратился к деятелям промышленности, мануфактуры, хозяйства, прикладных наук и искусств с просьбой представить полезные изобретения и усовершенствования, которые смогли бы занять достойное место в экспозиции. И этот призыв получил сочувственный отклик не только со всех концов империи, но и со всей Европы. Организация заняла более трех с половиной лет, и за это время скромное начинание переросло во всероссийское и даже международное мероприятие, известное в истории как Московская политехническая выставка 1872 года [1,2,3]. Экспозиция широко охватывала все стороны современной жизни, о чем может дать представление простое перечисление названий некоторых ее отделов: прикладной ботаники и садоводства, педагогический, технический, медицинский, архитектурный... Выставка занимала манеж, три Александровских сада, набережную Москвы-реки от Каменного до Москворецкого моста и, поднявшись в гору, захватывала часть площади внутри Кремля. Кроме того, ей принадлежали устроенные на Варварской площади народный театр, народная кухня, народная чайная, "гимнастика", образцовая школа и читальня [1]. Открытие выставки 30 мая 1872 года было приурочено к 200-летней годовщине со дня рождения императора Петра Великого и стало лучшей данью памяти царю- реформатору. ----- <174/175> ----- Выставка преследовала несколько целей. Во-первых, предполагалось ознакомить русское общество как с научной, так и с практической сторонами естествознания, показать приложение наук к обыденной жизни. Во-вторых, продемонстрировать русским фабрикантам, промышленникам и мастеровым новейшие отечественные и иностранные машины, аппараты и инструменты. И, в-третьих, представить в исторической последовательности, главным образом со времени эпохи Петра I, развитие промышленности в России [2,4]. Для освещения ее работы в мае-октябре 1872 года издавалась даже специальная газета "Вестник Московской политехнической выставки". Но вернемся немного назад. В октябре 1870 года комитет по устройству Политехнической выставки признал полезным создать отдел, который должен был показать применение технических новшеств для удовлетворения бытовых потребностей небогатых людей. В этом отделе, позднее получившем название отдела сельского домоводства, предложено было поставить деревянную сельскую церковь в натуральную величину, сельскую школу, больницу и усадебный дом. Постройка церкви должна была продемонстрировать, как можно сделать это без архитектора, а лишь с хорошим подрядчиком, десятником или большаком и, вместе с тем, как осуществить затею в формах, способствующих вытеснению уродливых построек [2,5]. Созданием каждого строения стала заниматься своя частная комиссия. Первоначально предполагалось провести конкурс на лучший проект, однако из-за нехватки премиальных средств и недостатка времени он был отменен. В связи с этими обстоятельствами для возведения сельской церкви комиссия обратилась к старшему архитектору дворцового ведомства Николаю Александровичу Шохину, который был в ту пору одним из членов комитета Политехнической выставки и занимался обустройством ее архитектурного отдела. Шохин принял предложение и в ----- <175/176> ----- апреле 1871 года оценил строительные работы в 8-9 тысяч рублей. По рисункам архитектора и под его личным наблюдением постройка была успешно завершена [2]. Церковь была поставлена во втором Александровском саду недалеко от Боровицкой башни. Она стала смысловым центром отдела сельского домоводства и являлась своеобразным выставочным павильоном. Вот как писали об этом "Московские епархиальные ведомости" 30 июля 1872 года: "Церковь, чрезвычайно изящная по архитектуре, построена на горе, над гротом, в котором камни заменяют древесные корни; среди их вьется плющ; около грота, на скате горы, из живых цветов устроена эмблема, изображающая веру, надежду и любовь. Церковь с хорами, звонницею и двумя крыльцами, вмещает до 200 человек; в ней стены и своды из брусьев; все части храма удобно разбираемы, не раскрывая и не повреждая даже листового железа на крышах и главах. В церкви сохранены простота и характер, соответствующий православной русской сельской церкви; иконостас, утварь, парчи и прочие церковные вещи исполнены в русском вкусе, по рисункам архитектора Н. А. Шохина" [6]. Следует отметить, что в то время разборная брусная церковь рассматривалась как постройка нового типа, более удобного и дешевого, чем привычные бревенчатые. Такие постройки могли, к тому же, приготовляться в изобилующих лесом местностях, а затем по железной дороге доставляться к месту окончательной сборки. Внутри церкви все до последней мелочи было изготовлено в лучших мастерских и на известных фабриках. Парчи и облачения были предоставлены гг. Сапожниковыми, все серебряные изделия - г. Хлебниковым, иконы писались в селе Палехе. Из выставленных предметов заслуживали внимания модель разборной церкви десятника Е. Антонова и модель сельской деревянной часовни для усопших Г. И. Лебедева. Посетители могли заказывать и приобретать как вещи, так и сами ----- <176/177> ----- постройки через председателя комиссии по устройству сельской церкви, которым стал сам Н. А. Шохин [7,8,9,10]. Помимо храма в отделе были представлены: дом землевладельца - деревянный одноэтажный с мезонином, мансардным помещением и пристройкой для кухни; сельская школа, состоящая из классной комнаты с предметами школьного обихода, двух помещений для учителя и раздевалки; сельская лечебница с аптекой; сельский питомник, устроенный по проекту заслуженного профессора М. Я. Киттары, показывающий уход за грудными и ползающими детьми на время полевых работ их родителей. Независимо от отдела сельского домоводства, но по соседству с ним стояла переоборудованная из обыкновенной крестьянской избы сельская больница, снабженная всеми необходимыми принадлежностями [7]. Выставка прошла с большим успехом, ежедневно ее осматривали тысячи посетителей. Она завершила свою работу вечером 3 сентября 1872 года, а экспозиция послужила основой для высочайше дарованного Москве Политехнического музея [1,3,11]. Что же касается церкви, то еще в начале мая носились слухи, что она уже приобретена за весьма дешевую цену гг. Голофтеевым и Рахманиным для их подмосковного села Люблина [8]. После закрытия выставки проданный в усадьбу Люблино храм был разобран и отправлен по назначению. Н. А. Шохин за составление проекта сельского православного храма и за применение при его постройке разборной брусной системы был удостоен Большой золотой медали [10]. И эта награда была действительно заслуженной. Легкая с виду постройка оказалась на редкость прочной. Через три десятка лет, во время памятного сильного урагана, пронесшегося по восточным окраинам Москвы 16 июня 1904 года и повлекшего за собой разрушения и человеческие жертвы, церковь пострадала мало, хотя росшие рядом деревья были выворочены с корнем [12]. ----- <177/178> ----- Название церкви впервые встречается нам только в архивных документах двадцатых годов. Домовой голофтеевский храм был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. В связи с ростом населения поселка, вскоре после революции для зимних служб обитатели Люблина устроили новый теплый молитвенный дом на 200 человек, использовав под него здание местного питейного заведения [13,14]. После 1917 года жизнь прихода круто изменилась. Новое правительство издало декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Имущество церковных и религиозных организаций было объявлено народным достоянием. Согласно новым нормативным актам группы верующих, желающих и в дальнейшем сохранить за собой право пользования собственными храмами, должны были заключать специальные договоры с местными властями. По этой причине в 1918 году в Люблино был открыт самостоятельный приход [15]. В то шаткое время в церкви служили священник Александр Иванович Ремов и диакон Владимир Доримедонтович Федоров. А. И. Ремов возглавил религиозную общину Петропавловского храма в поселке Люблино 21 февраля 1919 года, ранее же он около десяти лет был священником в городе Нерехте Костромской губернии, а затем, с сентября 1915 года, студентом Московской Духовной академии. В. Д. Федоров - бывший иеродиакон Чудова монастыря, после успевший около двух лет проработать на химическом заводе быв. Гипсона [16]. В период массового закрытия домовых храмов многие бедные приходы не только Московской, но и Владимирской, Тульской, Рязанской и других епархий обращались к столичным властям с просьбой о бесплатном выделении им богослужебного имущества ликвидируемых церквей. И такие просьбы часто удовлетворялись. Для оборудования своего молитвенного дома прихожане в ноябре 1920 года направили ----- <178/179> ----- в Моссовет подобное прошение и через две недели получили церковную утварь, а также престол и жертвенник из упраздненной церкви Георгия Победоносца при Военно-фельдшерской школе [15]. Однако, неприятности близились. Весной 1922 года по всем церквам прокатилась волна изъятия ценностей в пользу голодающих, которая не обошла стороной и Петропавловскую общину. 27 апреля Московской Уездной Комиссией были изъяты серебряные кресты, чаши, лампады и прочая мелкая утварь - всего 33 предмета общим весом 16 фунтов 6 золотников [16,17]. По реалиям того времени действующая церковь не могла долго просуществовать на территории рабочего поселка. Летом 1923 года Люблинский горсовет вплотную занялся ее судьбой. Учитывая требования рабочих и мастеровых служб Московско- Курской железной дороги и постановление ячеек РКП и РКСМ о ликвидации храма, горсовет принял решение о передаче его под комсомольский клуб. Дело двинулось по инстанциям, и 7 апреля 1924 года было утверждено президиумом Моссовета [13,14,18]. А несколько раньше, 16 марта 1924 года заведующим церковным столом управления милиции Московского уезда т. Черниным храм был опечатан [13]. Между тем в апреле для осмотра церкви, с прошлого лета состоящей под охраной Музейного отдела, в Люблино прибыли архитектор Н. А. Всеволожский и художник М. А. Маркичев. Представители Мосгубмузея нашли ее в весьма заброшенном и плачевном состоянии: "Снаружи храм очень живописен и для характеристики творчества Ропета и его бесчисленных последователей*) очень показателен, являясь почти единственным образцом. Храм представляет в плане квадрат, перекрытый рубленым шатром. *)Фамилия И. П. Ропета (И. Н. Петрова) здесь и в некоторых других документах упомянута явно ошибочно. Она скорее должна характеризовать "русский стиль" архитектуры, известнейшим представителем которого был Иван Павлович (прим. авторов). ----- <179/180> ----- Снаружи на гранях шатра поставлены четыре кокошника с окнами внутрь храма. К основному квадрату храма примыкает удлиненный притвор, на крыше которого расположена небольшая звонница с главкой и четырьмя колоколами. С трех сторон храма - высокие крыльца. Внутри храма двухъярусный иконостас, хорошо скомпонованный в стиле храма с хорошо написанными современными храму иконами. Слева от иконостаса складно прилаженная винтовая деревянная лесенка ведет на уютные хоры. В общем храм оставляет цельное впечатление, напоминая небольшие домовые церкви. Все в нем обдумано, связано и выдержано. Состояние храма плохое и требует немедленного применения к нему средств и сил. Все крыльца в плохом состоянии, точеные балясины вываливаются, ступени перекосились и обветшали. Со стен, обшитых в целях сохранения их от влаги или для утепления листовым железом, краска лупится и большие потемневшие ржавые пятна проступают со всех сторон. Раскраска чешуйчатой крыши и резных карнизов, сандриков и наличников также закудрявилась, осыпается и требует полного возобновления. Крыша проржавела и протекает во многих местах. Ни одного стекла не уцелело, кроме окон в кокошниках шатра. Внизу сейчас окна закрыты деревянными щитами, поставленными недавно прихожанами". Кстати, в докладе дважды отмечалось, что клуб в городе уже есть и он находится рядом с храмом, в бывшем голофтеевском дворце [19]. В то же время верующие продолжали считать опечатывание храма всего лишь временным недоразумением. Они обратились к властям с просьбой открыть храм к приближающейся Пасхе, поскольку молитвенный дом не смог бы вместить всех желающих. Вполне возможно, как иногда бывало, что ходатайство было удовлетворено, и храм еще некоторое время действовал. Но в конце концов дело дошло до ВЦИК'а, который не нашел ----- <180/181> ----- оснований для пересмотра постановления Моссовета. В споре была поставлена последняя точка [13]. В мае 1926 года был заключен очередной договор между помощником начальника милиции и Петропавловской общиной, официально насчитывавшей 65 человек [16]. Однако, договор уже мало касался шохинского храма, которому была уготована необычная судьба. В 1927 году Президиум Мосгубисполкома рассмотрел вопрос о передаче церкви в село Рыжево Егорьевского уезда Рязанской губернии для возведения на месте сгоревшей. Со стороны Президиума Моссовета препятствий не встретилось, лишь было выдвинуто требование сохранить прежние размеры и формы архитектуры. 18 августа 1927 года сотрудник Административного отдела МУИК'а Кочетков произвел передачу здания храма в поселке Люблино уполномоченным религиозной общины при селе Рыжево. Так в Московском уезде стало на один храм меньше [20]. В том же 1927 году обрела второе дыхание борьба с остававшимся в городе Петропавловским молитвенным домом. Решение о его ликвидации горсовет принял еще в мае 1924 года, но тогда дело попало в архив в связи с недавним закрытием Петропавловского храма [14]. Теперь же в Управление уездной милиции поступили ходатайства Люблинского горсовета и правления Транспортного потребительского общества с просьбой передать им участок, занимаемый моленной, под склады строящегося магазина ТПО. И хотя сразу они были отклонены, силами местных советских, партийных и профессиональных организаций вопрос о закрытии молитвенного дома поднимался вновь и вновь. Свидетельством выполненной ими работы служило проведение 28 собраний рабочих, на которых присутствовало почти шесть тысяч человек, требующих ликвидации молитвенного дома, но теперь уже ради строительства остро необходимой пекарни [21,22]. Всплыл, кстати, и акт осмотра моленной Управлением пожарной ----- <181/182> ----- охраны. В нем было указано, что помещение для общественных сборищ не приспособлено, не имеет запасных выходов, а звонница на двух столбах над узким входом при пожаре может обрушиться и вызвать затор [23]. Между тем решение насущного вопроса затягивал не кто иной, как Моссовет. Его неторопливая позиция оказалась настольно неожиданной и непонятной, что "Рабочая газета" отозвалась критической заметкой [23]. Только в марте 1929 года он наконец-то принял постановление о закрытии молитвенного дома. Однако, ВЦИК не согласился с этим и разрешил общине перенос Петропавловской моленной на новое место. Люблинский горсовет отвел участок земли в поселке им. т. Кухмистерова. Воспользовавшись разрешением на перенос здания, группа верующих стала принимать меры к постройке нового храма, для чего на участок было завезено 110 бревен. Особое недовольство горсовета вызвал тот факт, что строительство началось всего в 200 саженях от громадного собора Николо- Перервинского монастыря. Работы были остановлены, а сам молитвенный дом через некоторое время был закрыт. Завезенные бревна и материал подлежащей сносу моленной предложено было использовать для ремонта деревянных рабочих жилищ [21]. К счастью, рассказанная история имеет хороший конец. Разборная церковь архитектора Шохина была успешно переправлена в село Рыжево, что в 8 километрах от станции "Егорьевск", где и поныне действует. Правда теперь она имеет иное имя - Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1). Ситовский Н. П. Краткий обзор Московской Политехнической выставки 1872 года, с присоединением отзывов периодических изданий о Кавказских отделах ее. Тифлис, 1873, 134+73+12 стр. 2). Протоколы заседаний комитета по устройству Политехнической выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете. (На правах рукописи). Вып. 1, М., 1870, 94 стр.; Вып. 2, М., 1871, 150+32+23+9+10+8 стр.; ----- <182/183> -----
Вып. 4, М., 1872, 133 стр. |
Храмы России
Фотографии
Поиск по сайту Метро Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта:
Иконография Крещения Господня Рекомендуем
Контакты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||