Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 30 ноя 2024, 00:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 ... 44  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 23:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Лазарет в тылу

[0297]]

Слава: "Участник Дмитрий с форума сайта "Храмы России" считает основным доказательством идентификации в качестве лазарета длинный предмет, виднеющийся за крыльцом здания (слева). По его мнению, это свернутый и спрятанный белый флаг.
При этом Дмитрий цитирует Женевскую конвенцию 1864 г., по которой на госпиталях и лазаретах должен быть белый флаг с красным крестом, но благоразумно не приводит название этой конвенции - "Конвенция 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". Даже если на снимке действительно лазарет, то не полевой госпиталь, а медицинское учреждение в глубоком тылу".

http://community.livejournal.com/prokudingorsky/6482.html#cutid2

Упоминание благоразумия неуместно. Обычно так пишется в заказных статьях.
Ссылка на третьих лиц корректна только в виде цитирования.

Непонятно акцентирование на названии конвенции. Больные и травмированные есть всегда. Нападение на часового- раненый, если не погиб на посту.
С августа 1914 г. армия перешла на военное положение- проведена мобилизация. Разницы нет, где лазарет, на передовой или в тылу.

На снимке ниже "медицинское учреждение в глубоком тылу".

Вложение:
39-2.jpg
39-2.jpg [ 180.6 KiB | Просмотров: 3069 ]


http://geglov2.narod.ru/Albom_Imper/003/Albom3_48.htm


Последний раз редактировалось DMITRY 17 дек 2011, 16:04, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13205 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 20 янв 2011, 21:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
В последнее время появились новые данные о фотографиях водопадов на Суне. Дмитрий отнес фотографию снимок 0265   к водопаду Пор-Порог. В свою очередь, Слава ( http://oldcolor.livejournal.com/13815.html#cutid1 ) согласился с Дмитрием в том, что на это фотография сделана у того водопада, который изображен на фотографиях снимок 0262   , снимок 0264   и снимок 0266   , но решил, что это не Пор-Порог (как мы уже долго считаем), а Гирвас.

Я должен сказать, что не согласен ни с Дмитрием, ни со Славой.

Начну с идентификации Дмитрием фотографии снимок 0265   с загадочным (и почти наверняка неправильным) названием "Река Суна у озера Вороново":

[0265]

На первый взгляд, всё выглядит убедительно: найдена деталь, как будто совпадающая с деталью фотографии снимок 0266   :

[0266]

Но ксть одно но: деталь похожа - а целое другое! На фотографии снимок 0265   виден высокий крутой берег, а на фотографии снимок 0266   такой же (на первый взгляд) высокий крутой склон виден в отдалении от берега, а напосредственно у воды берег низкий. Значит, это не то место. (Как знать, может быть, и Пор-Порог, но другая его часть; ничего определенного сказать нельзя.)

О том, что написал Слава, я скажу в следующем сообщении (может быть, не сегодня - я не уверен, что у меня сейчас будет время).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13207 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 20 янв 2011, 22:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
А теперь - о сообщении Славы в живом журнале, http://oldcolor.livejournal.com/13815.html#cutid1 .

Начну, пожалуй с современных фотографий Гирваса. Все три приведенные им фотографии относятся не к тому месту. Основание для этого - то же самое, по которому я не согласен с Дмитрием: на фотографиях Прокудина-Горского склон виден в отдалении, за низким берегом - а на современных фотографиях Гирваса он спускается прямо в волу. И это после того, как уровень воды резко понизился!

Далее. Слава пишет:

Цитата:
Основание для идентификации этого водопада как Пор-порога послужил один единственный снимок из дореволюционной книжки [...]

Надо сказать, что за время работ по идентификации снимков Прокудина-Горского мне попалось две открытки с явно ложными подписями (например, вид Гагр был подписан как Сочи), в то время как у Прокудина-Горского была правильная подпись. Избежать ложной идентификации мне помогло в этих случаях обилие других старых и современных снимков тех же мест.
Хотя, чисто статистически, вероятность ошибки в подписи Прокудина-Горского примерно в 100 раз выше вероятности ошибки в подписи на чужой открытке или книжной иллюстрации, основывать идентификацию только на одной единственной чужой (не прокудинской) фотографии весьма ненадежно. Нужно страховаться дополнительными источниками. Например, картами.

Напомню, что это я индицировал первые две фотографии как изображения Пор-Порога ( снимок 0262   и снимок 0264   ), а одновременно еще и фотографию снимок 2031   как изображение Гирваса. И я, конечно, основывался не только на одной этой фотографии. Хотя других старых изображений Пор-Порога я тогда не нашел, но зато проверил по разным источникам (а не только по одной этой книжке), как выглядел водопад Гирвас - и пришел к выводу, что Прокудин-Горский перепутал названия двух водопадов. Подробности см. в моем сообщении на форуме viewtopic.php?f=24&t=3572&start=540 , а также на странице моего сайта http://ps-spb2008.narod.ru/attr_suna.htm , где я дал более строгие ссылки на источники.

Но теперь я нашел еще кое-что.

В книге: Нечаев А.П. В мире брызг и пены. (Из поездок по водопадам.) СПб., изд. книжного магазина П.В.Луковникова, 1911, с. 22. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?l ... 76&cType=1 есть, в частности, хороший план водопада Пор-Порог (на странице 29):

Изображение

Жаль, я обратил внимание на этот план только теперь. Он значительно лучше плана, помещенного в той же книжке, что и фотография Пор-Порога - плана, которым я воспользовался на своем сайте (см. http://ps-spb2008.narod.ru/murm_plan_porporog.htm ): во-первых, тот план не совсем полный, а во-вторых, на нем перепутаны страны света (нужно будет хотя бы сказать об этом на сайте). В то же время если учесть эту путаницу и перевернуть второй план вверх ногами, то будет видно, что на нем изображена часть того же водопада. (Пор-Порог представляет собой каскад нескольких водопадов. На фотографиях Прокудина-Горского изображена левая (при взгляде вниз по течению) половина водопада, обозначенного на плане цифрой 1.)

Наконец, я все-таки обнаружил и еще одно старое изображение Пор-Порога. Это рисунок известного художника И.И.Шишкина, так и названный: "Пор-Порог" ( http://gallerix.ru/album/Shishkin/pic/glrx-586886596 ):

Изображение

Если внимательно его рассмотреть, то можно понять следующее. Это вид против течения. Ближе к нам водопад под номером 3, а за ним, примерно перпендикулярно ему - водопад под номером 2; справа из-за деревьев выглядывает та часть водопада 1, которую сфотографировал Прокудин-Горский.

Как видим, водопад окружают высокие склоны, но в то же время у левого края рисунка виден краешек низкого берега - что соответствует фотографиям Прокудина-Горского.

Я думаю, что можно считать доказанным то, что на этих трех фотографиях изображен Пор-Порог.

И еще одно. В другой записи в живим журнале ( http://oldcolor.livejournal.com/13319.html#cutid1 ) Слава совершенно убедительно показал, что на фотографии снимок 0263   тоже изображен Пор-Порог:

[0263]

Это место можно привязать к плану. Это узкий проток рядом с порогом под номером 4, снятый против течения.

(Данные относительно фотографии снимок 0261   мне не показались убедительными.)

P.S. В первоначальном тексте я дважды сделал описку в номере одного из водопадов: вместо "1" написал "2". Теперь (22.01.2011) я эту ошибку исправил.


Последний раз редактировалось Сергей Прохоров 22 янв 2011, 12:28, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13208 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 20 янв 2011, 23:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Пор-Порог или Гирвас?

[0266] [0265]

Утверждается, что на снимках Гирвас и приводится современное сравнение.
http://community.livejournal.com/prokudingorsky/6691.html#cutid1
Но это сравнение неправильное.
Электростанция построена на старом (первоначальном) русле Суне.
А современные снимки сделаны на искусственном водоотводе избыточной воды из водохранилища перед плотиной станции. ПГ не мог снимать с этой точки т.к. тогда там был лес и русло Суны с водопадом было правее.

Вложение:
39-3.jpg
39-3.jpg [ 230.07 KiB | Просмотров: 3069 ]

- красная стрелка- русло в 1916 г.
- желтая стрелка- современный водоотвод для сброса избытков воды в половодье и во время ремонта станции

№0266 и №0265 сделаны на Пор-Пороге.

P-s:
О несоответствиях, про которые пишет Сергей, позже.


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:21, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13209 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 21 янв 2011, 02:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Пор-Порог. Привязка к карте

[0265] [0261] [0266] [0264]

Сергей:
"Данные относительно фотографии 0261 мне не показались убедительными".


Приведенной Славой открытки достаточно для идентификации. Но можно показать это место на плане. Это снято впадение (последний водопад) в нижнее озеро- синяя стрелка. Это же озеро на 0265, которое ПГ назвал Вороново.
"Вороново"- это нижнее озеро на плане.

Сергей:
"Но есть одно но: деталь похожа - а целое другое! На фотографии 0265 виден высокий крутой берег, а на фотографии 0266 такой же (на первый взгляд) высокий крутой склон виден в отдалении от берега, а напосредственно у воды берег низкий. Значит, это не то место".


Я же указал: "Для лучшего сравнения у левого фрагмента ниже (деталь снимка №0265) уменьшин масштаб".

На снимках один берег, но снят с разных расстояний. Чтобы найти эти детали при сравнении необходимо привести к одинаковым линейным размерам оба снимка. Ниже фрагменты в оригинальном разрешении. Видно, что 0265 (справа) снят намного ближе к этому откосу. Поэтому детали одни, а общее разное.

Вложение:
39-4.jpg
39-4.jpg [ 171.63 KiB | Просмотров: 3069 ]

На 0264 0265 0266 в перспективе виден один откос.
Оз. Вороново на 0264 и 0266 не видно т.к. большой перепад по высоте.


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:24, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13211 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 21 янв 2011, 19:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Дмитрий!

По поводу Ваших возражений мне: я полностью согласен с ними.

1. Мне не приходило в голову, что на фотографиях снимок 0264   и снимок 0266   перед откосом виден перешеек между двумя озерами. После того, как Вы показали это на плане, я понял, что Вы правы.

2. Я еще раз посмотрел внимательно на фотографию, которую привел Слава в доказательство того, что на фотографии снимок 0261   изображен Пор-Порог, и согласился и с этой идентификацией. С Вашей привязкой к плану я согласен.

В то же время я очень рад, что мы с Вами сходимся в главном: на всех рассматриваемых фотографиях изображен Пор-Порог, а не Гирвас. При этом каждый из нас привел свои аргументы.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13219 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 21 янв 2011, 22:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Пор-Порог. Общая привязка.

[0261] [0262] [0263]
[0264] [0265] [0266]

Благодаря открытки, связки 0265 и 0266 и схемы Генри, которую привел Сергей, удалось привязать все 6 снимков Пор-Порога к карте.
Попытки перекинуть несколько снимков на Гирвас несостоятельны. Кроме того, что ранее написали Сергей и я, 4 снимка (кроме 0261 и 0263) имеют общие детали. Позже я покажу это, как и то, что на 0265 озеро, а не река.
Хотя сомнения были обоснованы т.к. после Гирваса и Пор-Порога похожие песчаные откосы.

0265 0266
Вложение:
39-5a.jpg
39-5a.jpg [ 30.96 KiB | Просмотров: 3069 ]

Все, что ниже ломанной линии- это деревья на среднем плане 0266, которые накладываются на дальний план (откос оз.Воронова) и не позволяют увидеть этот откос целиком и воду под ним.

0266
Вложение:
39-5b.jpg
39-5b.jpg [ 61.02 KiB | Просмотров: 3069 ]

В красном прямоугольнике фрагмент на откосе оз.Вороново, который показан выше в красном кружке. Деревья не позволяют увидеть весь откос, а скала (белый прямоугольник) закрывает само озеро Вороново.

0265 оз.Вороново
Вложение:
39-5cd.jpg
39-5cd.jpg [ 198.91 KiB | Просмотров: 3069 ]

Место в красном квадрате видно сквозь деревья на 0266. Что по черной стрелки ниже, это уже не видно.

Схема Генри
Вложение:
39-5e.jpg
39-5e.jpg [ 236.19 KiB | Просмотров: 3069 ]

Фиолетовые лучи- вид по картине Шишкина.
Белый квадрат- скальная перемычка с деревьями, перекрывающая вид на оз.Вороново.
Светл.-зеленые стрелки- направление течения (повороты). Эти же стрелки указаны и на других рисунках.

картина Шишкина


Вложения:
shishkin.jpg
shishkin.jpg [ 116.91 KiB | Просмотров: 3069 ]


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:38, всего редактировалось 3 раз(а).
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13221 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 01:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Связка 4-х снимков на Пор-Пороге

[0262] [0264] [0265] [0266]

0262 + 0264

Вложение:
39-6a.jpg
39-6a.jpg [ 209.97 KiB | Просмотров: 3069 ]

0265 + 0266
Связаны уже ранее (стр.40, 18.01.11).

Все 4 снимка связаны между собой и перенос 2-х из них на Гирвас влечет перенос и 2-х других.

На № 0265 озеро, а не река.

Вложение:
39-6b.jpg
39-6b.jpg [ 134.8 KiB | Просмотров: 3069 ]

По бревнам и пене видно круговое движение воды. Значит слева выхода нет.
Выход справа, что соответствует истоку из оз.Воронова.


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:44, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13223 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 11:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава согласился с нашими доводами и признал, что на фотографиях - Гирвас, см. переписку в конце сообщения http://oldcolor.livejournal.com/13815.h ... 383#t27383 .

Специально для Елены цитирую:

Цитата:
Очевидно, меня сбил с толку следующий парадокс: песчаного откоса за Пор-Порогом на разливе реки (озере?) более не существует, он полностью зарос лесом: http://photosla.narod.ru/tsbukpik/votto ... 27688_.jpg
В то же время на разливе Суны за Гирвасом откос не только сохранился, но и похож как две капли воды на откос с прокудинских снимков. Меня убедила только старая карта Пор-Порога. Будем считать эти пороги перед песчаным откосом Пор-Порогом, хотя окончательно я надеюсь поставить все точки над "i" в ходе планируемой летней экспедиции в Карелию.
В тоже время хочу заметить: у нас нет подтверждений, что разлив Суны за Пор-Порогом назывался озером Вороново, да и сама подпись этому противоречит: "Река Суна у озера Вороново", а вовсе не "Озеро Вороново на реке Суне".

Относительно названия "озеро Вороново" я полностью согласен со Славой.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13225 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 14:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
О названии озера Вороново

[0265] №0265 [0261] №0261

"... у нас нет подтверждений, что разлив Суны за Пор-Порогом назывался озером Вороново, да и сама подпись этому противоречит: "Река Суна у озера Вороново", а вовсе не "Озеро Вороново на реке Суне".
http://oldcolor.livejournal.com/13815.html

Нет также подтверждений о том, что озеро так не называлось, имело другое название или было безымянным.
Альбом ПГ не энциклопедический словарь. Поэтому делать выводы из сочетаний "река у озера" или "озеро на реке" не стоит. Исходя из большого числа неточностей в названиях для ПГ эти два сочетания одно и тоже.
Сам этот "разлив" 400 на 400 метров, что по карельским масштабам может уже называется озером.

О технологии лесосплава

Лесосплав- это не хаотическое плавание бревен по течению. Бревна идут партиями. У партий могут быть разные владельцы и их нельзя перемешивать. Поэтому между партиями есть интервалы в движении и есть места, где эти партии останавливают для соблюдения этих интервалов.
Например, пропускается через Пор-Порог (ПП) партия лесопромышленника А (л/пр А). На нижнем озере (по записи ПГ оз.Вороново) партия останавливается. Это видно на 0261.

В это время к ПП подходит и останавливается партия л/пр Б. Как только партия А уходит из оз.Вороново начинается пропускание через ПП партии Б, которая также останавливается на оз.Вороново и ждет, когда партия А освободит следующий перегон и т.д.

Нижнее озеро на ПП- звено в технологическом процессе. На ПП ежедневно работают люди, приказчикам надо отдавать им указания и организовывать процесс. Поэтому озеро не может не иметь названия, но, возможно, что это название употребляют только люди, работающие на сплаве, а для всех других его нет, как нет и самого озера.
Мы пока не нашли ни подтверждения, ни опровержения названия и решаем, что ПГ ошибся, а мы естественно правы и "исправляем" ошибку.

Пока не установлено другое название или подтверждено существующее следует считать нижнее озеро на ПП, как Вороново, согласно подписи ПГ.


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:45, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13226 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 16:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Я только сейчас заметил, что Дмитрий неправильно привязал к карте рисунок Шишкина. Напоминаю, как выглядит этот рисунок:

Изображение

Направление по карте - примерно такое (зеленая стрелка):

Изображение

На рисунке видны: водопад 3 (по нумерации по плану Генри; правее и дальше - водопад 2, а справа от него частично скрытый деревьями проток от водопада 1 (изображенного на фотографиях снимок 0262   , снимок 0264   и снимок 0266   ); у левого края рисунка - берег перешейка между озерами. При направлении, показанном Дмитрием, не было бы видно ни водопада 3, ни протока, идущего от водопада 1.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13227 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 20:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Вношу предложение по идентификации (не бесспорной, но, как мне кажется, с большой степенью вероятности) еще одной фотографии, известной только по контрольному снимку.

снимок 2608   :

Изображение

Этот контрольный снимок неведомо каким путем оказался вклеен во второй уральский альбом 1912 года над подписью "Вид с быка постоянного моста через Тобол", которая явно не соответствует содержанию.

Данную ошибку уже давно заметил Слава. По его предложению снимку дано название "Река Суна в Карелии. Водопад". Следует сказать, что, по всем известным нам данным, Прокудин-Горский практически больше нигде не фотографировал водопады (фотография рядом с водопадом в окрестностях Гагры не в счет: здесь природа явно не кавказская), и в данном случае можно говорить не о "высокой степени вероятности", а о полной уверенности в такой идентификации.

Но все же остается вопрос: какой же конкретно это водопад?

В поездке по Мурманской железной дороге Прокудин-Горский фотографировал следующие водопады и пороги (даю ссылки на соответствующие страницы моего сайта):
а) водопады на реке Суне - Кивач, Пор-Порог и Гирвас ( http://ps-spb2008.narod.ru/murm_suna1.htm );
б) водопад Воицкий падун ( http://ps-spb2008.narod.ru/murm_nadvoitsy.htm );
в) два неизвестных водопада или порога - вероятно, на реке Нижний Выг ( http://ps-spb2008.narod.ru/murm2.htm );
г) порог на реке Сороке - рукаве Нижнего Выга ( http://ps-spb2008.narod.ru/murm_soroka1.htm ).

Данная фотография явно не относится с водопадам и порогам, названным в пп. б, в и г: все они находятся в равнинной местности, а на фотографии видна довольно высокая скала.

Этот водопад не похож и на Кивач: в главной части водопада Кивач берега гораздо круче и выше, а в верхней части, наоборот, низкие берега.

Гирвас, судя по плану ( http://ps-spb2008.narod.ru/murm_plan_girvas.htm ) и по старым изображениям ( http://ps-spb2008.narod.ru/attr_suna.htm ), представлял собой мощный широкий поток с двумя безлесными островками посередине реки. Вряд ли здесь можно было найти такой уголок, как на фотографии снимок 2608   .

Остается Пор-Порог.

Какое место Пор-Порога сфотографировано? К большому сожалению, я не смог найти каких-то изображений, по которым можно было бы с полной уверенностью ответить на этот вопрос. Остается воспользоваться планом и некоторыми косвенными данными.

Обратим внимание на направление солнечного освещения.

Сравнение всех остальных фотографий Пор-Порога с планом водопада показывает, что во время съемки солнце находилось на юго-западе (см. снимок 0261   , снимок 0262   , снимок 0263   , снимок 0264   , снимок 0265   , снимок 0266   ). По направлению освещения на фотографии снимок 2608   следует предположить, что она сделана приблизительно с юга на север.

По этому признаку подходят два места - у водопадов, обозначенных на плане под номерами 1 (правая часть, если смотреть по течению) и 4. Но по деталям подходит только один водопад - 1. Место и направление съемки обозначено красной стрелкой с цифрами 2608:

Изображение

На переднем плане фотографии снимок 2608   - водопад 1 (правая часть). За ним низкий скалистый берег, а слева от него видно начало бурного потока между двумя островками. Слева на заднем плане островок с довольно высокой скалой, противоположная сторона которого видна на фотографиях левой части водопада 1 - снимок 0262   , снимок 0264   , а также снимок 0266   (маленький кусочек).

Возникает вопрос: как попал в это место Прокудин-Горский? Ведь другие фотографии Пор-Порога (а также и Гирваса) сделаны с противоположного, левого берега Суны. По-моему, на этот вопрос можно легко ответить. На том же плане я показал направление для фотографии снимок 0263   (у Дмитрия оно указано не совсем верно). Совершенно ясно, что для того, чтобы ее сделать, Прокудин-Горский перебрался на островок; очевидно, он использовал лодочную переправу. Но если так, почему бы было не продолжить переправу и добраться до правого берега?


Наконец, есть и еще одно обстоятельство, увеличивающее вероятность того, что на снимке снимок 2608   изображен Пор-Порог.

Альбом "Мурманская железная дорога" находится в хорошем состоянии. Во всем альбоме есть только три места с отклеившимися фотографиями (одна на странице 16 и две на странице 24). При этом сохранившиеся негативы двух из них были идентифицированы самими работниками библиотеки Национального Конгресса (снимок 0313   "Группа. Я с двумя (Мурман)", см. стр. 16 альбома; снимок 0355   "Петровская часовня в Соловецком монастыре", см. стр. 24 альбома; это второе название ошибочно, но оно авторское).

Остается только один отсутствующий контрольный снимок, которому не поставлена в соответствие никакая фотография, - "Водопад Гирвас" (стр. 24 альбома). Можно предположить, что снимок 2608   - это и есть тот самый контрольный снимок (почему-то вклеенный не на свое место). А учитывая то, что Прокудин-Горский перепутал друг с другом названия Пор-Порог и Гирвас, на фотографии изображен именно Пор-Порог.

(Об этом я уже писал раньше, viewtopic.php?f=24&t=3572&start=540 Тогда Слава справедливо возразил мне, что одного этого обстоятельства недостаточно для идентификации фотографии. Но теперь, я думаю, можно говорить и о нем в качестве дополнительного аргумента в пользу предлагаемой идентификации.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13228 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 21:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Сергей! Спасибо, что проверили и исправили направление и место вида по картине Шишкина.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13229 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 21:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Привязка к плану всех семи снимков Прокудина-Горского, рисунка Шишкина и открытки:

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13230 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 22 янв 2011, 22:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Сергей!
Как получается, что на схеме поток слева направо, а на 2608 справа налево?


Вложения:
40-1.jpg
40-1.jpg [ 30.6 KiB | Просмотров: 3071 ]


Последний раз редактировалось DMITRY 11 фев 2012, 00:48, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13231 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 ... 44  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет