Храмы России http://temples.ru/forum/ |
|
Печи для плова http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=40&t=4196 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Елена [ 23 июн 2011, 13:07 ] |
Заголовок сообщения: | Печи для плова |
В поисках разной информации в сети наткнулась на интересные рассказы о своих путешествиях по Древнему Мерву и не только, жительницы Ташкента Галины Долгой. Я написала письмо Галине с рассказом о наших исследованиях, у нас завязалась переписка. Результаты которой я бы хотела показать всем участникам проекта. Первое, что я ей показала, это: [0082] Ответ Галины: Это место узнал мой муж, хоть, как он говорит, оно изменилось и от крепости остались только оплывшие стены. Это были постройки 19 века. Это недалеко от Байрамали, он стоит в 25 км к востоку от Мары и через него сегодня едут в Мерв. В одном тексте о Мерве мне попалась такая фраза: "... и уже затем, посетив хорошо сохранившуюся уединенную загородную мечеть Ходжа-Юсуф XVI века, направиться на запад, к мавзолею Мухаммеда ибн-Зейда и окружающим его небольшим глинобитным постройкам, видимо, более позднего времени, вроде бедных ханак— странноприимных помещений для паломников и дервишей." http://etnolingvistika.ru/sultan-kala-staryiy-seldzhukskiy-merv.html То есть, эти самые постройки вокруг стены с порталом, вполне могут оказаться "текинским монастырем" из списка Хантингтона. ("Текинский монастырь в 8 верст. от Байрам-Али") http://prokudin-gorskiy.ru/huntington_list.php Такая версия у нас проскальзывала очень давно, без доказательств, только на основании оценки внешнего вида, насколько я помню. Кроме того, у нас есть один снимок, о котором почти забыли , хотя он отмечен как "Предположительно", то есть по сути не идентифицирован. Я имею ввиду "Печи для плова" [0155] Когда я показала Галине этот снимок с вопросом, напоминают ли ей что-нибудь эти сооружения, Галина ответила совершенно однозначно. Привожу ее слова: Мы называем такие печи очагами. На очаг ставится казан, под ним разжигается огонь. Готовить можно не только плов, а все, что угодно. Очагов много. Это, скорее всего говорит о том, что в этом месте собирается много народа. Мы видели в нашей поездке по Туркмении подобную "кухню" в одном из святых мест, куда приезжают паломники и в большом количестве. Скорее всего, "кухня" на снимке тоже находилась в одном из таких мест. Ведь в районе Мерва погребены многие святые, которым поклонялись и поклоняются до сих пор. Прослеживается связь с тем снимком, который вы присылали раньше[имеется ввиду 0082] и этим. Думаю, и тот, и другой сняты в одном месте. На первом много домиков с куполами, там могли жить паломники. Разрушенная часть стены может быть частью древней мечети, и кухня где-то рядом с домиками. А очаги на фото сделаны из глины, как и дома, из так называемого сырцового кирпича, не обожженного, смесь глины с сухой травой, сформованная и высушенная на солнце. Форма очага такая для большего сохранения тепла, чтобы меньше использовать дров, их ведь в пустыне нет, используют саксаул, а его и топором не разрубить. Так что жар надо беречь, а такая форма как раз это и позволяет. Далее я нашла в сети вот такое фото, как изменялся во времени очаг для плова: А затем получила еще одно письмо от Галины: Я не знаю, но уверена ,что две туркменские фотографии связаны. Низкие домики с куполами очень похожи на места для размещения паломников. предполагаю, что в этом месте находились либо медресе (храм), либо мавзолей (сооружение, где покоится прах святого), либо муложатхона (место, где собираются дервиши для молитвы) ... Здесь же очаги. И много. Много людей, много надо еды. Готовили группами, каждая сама себе. Это не как в столовой. Потому очаг не один большой, а много и небольших. Я прицепила фото современных очагов у святого места, называемого Газли-ота по имени святого, к которому сегодня приходят туда молиться. Находится это место на северо-западе Туркмении. Это для справки. Вы видите, что очагов много. Они больше тех, что на фото П-Горского, и форма у них несколько иная, но это сути не меняет. Форма, кстати, тоже энергоемкая, для меньшего расхода топлива. Вообщем, я думаю, что подписи к туркменкским фото вы нашли. И "Текинский монастырь", и "печи для плова" - это одно и то же место. И находится оно в 8-ми км от Байрамали, который как раз стоит на краю комплекса "Древний Мерв". Фото очагов у святого места Газли-ота: |
Автор: | Сергей Прохоров [ 23 июн 2011, 14:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Печи для плова |
Замечательно, Елена! Значит, теперь снимок 0155 можно уверенно идентифицировать как печи для плова. Ваше давнее предположение подтвердилось. Теперь еще узнать бы, где был этот "текинский монастырь"... (То, что снимок 0082 - это не мечеть Юсуфа Хамаданского, - это точно.) Нельзя ли уточнить у Галины Долгой, где конкретно была эта мечеть и что за стена видна на заднем плане? Она написала, что это место было в Байрамали, на пути в Мерв. Что это - случайная оговорка или действительно речь идет не собственно о территории Мерва, а о его окрестностях? Если мечеть находилась не в самом Мерве, то этим можно объяснить то, что в литературе по Мерву (в том числе и в подробной книге 1894 года) о ней нет никаких данных. Но так ли это? |
Автор: | Елена [ 23 июн 2011, 14:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Печи для плова |
Спасибо, Сергей! Я задала этот вопрос Галине, ждем её ответа. |
Автор: | Елена [ 24 июн 2011, 13:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Печи для плова |
Ответ от Галины: Место, о котором говорит Галина, находится в районе, отмеченному на плане буквами G и H. |
Автор: | Владимир Глазунов [ 24 июн 2011, 23:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Печи для плова |
http://radikal.ru/F/i062.radikal.ru/1106/f8/fa691f845c83.jpg.html |
Автор: | Сергей Прохоров [ 26 июн 2011, 21:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Печи для плова |
Елена писал(а): Ответ от Галины: Место, о котором говорит Галина, находится в районе, отмеченному на плане буквами G и H. Я именно это и предполагал, о чем несколько раньше написал в частном письме Елене. Нужно искать какие-то старые изображения Байрам-Али. (Хотя, конечно, Галина Долгая тоже может ошибаться...) Надо сказать, что Слава в сообщении от 26 июня ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=19&start=10 ) упорно утверждает, что это мечеть Юсуфа Хамаданского, находит все новые подтверждения - и даже не упоминает мое сообщение от 20 июня ( http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14146#p14146 ), где я показал (используя его же метод), что здание на фотографии снимок 0082 никак не может ею быть. Ладно, может быть, найдем это здание. Впрочем, в его сообщении от 26 июня ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=19&start=10 ) есть вполне здравые, на мой взгляд, мысли относительно других фотографий, о чем я напишу все-таки в теме "Идентификация туркестанских фотографий по списку Хантингтона", где этим мыслям более подходящее место. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |