Храмы России http://temples.ru/forum/ |
|
Суда на Мариинской системе http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4225 |
Страница 1 из 5 |
Автор: | DMITRY [ 03 сен 2011, 21:31 ] |
Заголовок сообщения: | Суда на Мариинской системе |
Трешкот [0985] Трешкот- небольшое палубное судно. На снимке ПГ беспалубное судно. трешкот Вложение: 3b.jpg [ 17.72 KiB | Просмотров: 3362 ] По ссылке снимок начала 20 века "Крестьянка, гребец на карбасе в Кеми." http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74082&cid=1369673 Второй снимок "Женщины - гребцы на карбасе." http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74083&cid=1372624 Судно такого же размера, на корме надстройка, которую называют каютой или "казенкой". КАРБАС — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) длиною 4,2-14,0 саж., б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с. К. ходят на веслах и под парусами, употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п. http://www.historyx.ru/brokgauz_efron4/page/karbas.81315/ Типичный карбас имел острую корму (впрочем, делали и транцевую) ... [На снимке ПГ- транцевая- корма судна, имеющая прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.] Крышу навеса или рубки (болка) выстилали берестой. Никакой меблировки и отделки каюта не имела: на пол укладывали ... ворох сена, прикрытый старым парусом. Речной карбас имел длину 6, 4—8, 5 м (иногда и более) ... Вложение: 3c.jpg [ 81.16 KiB | Просмотров: 3362 ] http://karbas.narod.ru/statyi/karb.htm Вложение: 3d.jpg [ 51.3 KiB | Просмотров: 3362 ] http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E1%E0%F1 Возможно, что название судна на 0985- КАРБАС. ПГ неслучайно снял карбас. Суда такого типа встречались в поездке по Мариинской системе. [0931] Вознесенье Вложение: 3e.jpg [ 84.64 KiB | Просмотров: 3362 ] [1054] Горицы, р.Шексна |
Автор: | DMITRY [ 22 сен 2011, 21:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
МАРИИНСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОЛУЛОДОК [0924] Ранее № 14192 http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=3971&start=390 Петер прислал уточнение к названию снимка. В начале навигации прежде всего начинают трогаться в путь суда из Рыбинска к С.-Петербургу с грузом, зимовавшим на этой пристани. В тоже время начинают идти к Рыбинску и суда, зимовавшие в С.-Петербурге, преимущественно порожние и отчасти подгруженные. Немного спустя к Рыбинску поспевают волжские суда, идущие весной на значительной осадке- до 1,5 и более саж. [3,24 м.]. Эти суда, если их размеры дозволяют проход через шлюзы, после отгрузки до осадки 0,83 саж. [1,8 м.], идут по Мариинскому пути, суда же больших размеров перегружаются в системные. Источник: М.П.С. краткий очерк "Мариинский водный путь", 1908 год. Из этого следует, что (внести в обычное примечание): Мариинский системный полулодок- тип полулодка, предназначенного для прохождения по Мариинской системе и имеющий размеры и осадку, которые позволяют беспрепятственно проходить все гидросооруженя этой системы. Текст из краткого очерка можно добавить в расширенный комментарий. |
Автор: | Елена [ 23 сен 2011, 12:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
Обычный и расширенный комментарии дополнены. [0924] |
Автор: | seredina77 [ 06 окт 2011, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
DMITRY писал(а): Трешкот [0985] Трешкот- небольшое палубное судно. На снимке ПГ беспалубное судно. трешкот По ссылке снимок начала 20 века "Крестьянка, гребец на карбасе в Кеми." http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74082&cid=1369673 Второй снимок "Женщины - гребцы на карбасе." http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74083&cid=1372624 Судно такого же размера, на корме надстройка, которую называют каютой или "казенкой". КАРБАС — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) длиною 4,2-14,0 саж., б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с. К. ходят на веслах и под парусами, употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п. http://www.historyx.ru/brokgauz_efron4/page/karbas.81315/ Типичный карбас имел острую корму (впрочем, делали и транцевую) ... [На снимке ПГ- транцевая- корма судна, имеющая прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.] Крышу навеса или рубки (болка) выстилали берестой. Никакой меблировки и отделки каюта не имела: на пол укладывали ... ворох сена, прикрытый старым парусом. Речной карбас имел длину 6, 4—8, 5 м (иногда и более) ... http://karbas.narod.ru/statyi/karb.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E1%E0%F1 Возможно, что название судна на 0985- КАРБАС. ПГ неслучайно снял карбас. Суда такого типа встречались в поездке по Мариинской системе. [0931] Вознесенье [1054] Горицы, р.Шексна Думаю, что это знаменитая лодка-белозерка. Приведу фрагмент статьи "СУДОХОДСТВО НА БЕЛОМ ОЗЕРЕ ДО И ПОСЛЕ ПРОРЫТИЯ БЕЛОЗЕРСКОГО ОБВОДНОГО КАНАЛА" Ирины Геннадьевны Щукиной (к сожалению, ныне покойной): "Судоходство на Белом озере было сосредоточено в руках белозерских и крохинских жителей - владельцев знаменитых "белозерок" (лодок, приспособленных для плавания по капризному и порой бурному озеру). Число таких лодок колебалось от 300 до 4006. Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу. Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру7. Строились лодки-белозерки из соснового, елового, осинового леса8. По конструкции они были очень прочны и устойчивы, имели киль, вмещали большое количество груза. Длина судна достигала 21 фута (6,4 м), высота бортов - 7 футов (2,13 м), осадка с грузом составляла 1 фут (ок. 0,3 м) 9. Стоимость каждой лодки составляла до 1,5 тысячи рублей 10. Центры изготовления таких лодок располагались в бассейне Белого озера, по рекам Вологде, Сухоне и ее притокам. Помимо Мариинской системы, лодки-белозерки использовались для перевозки грузов и по Северной Двине." http://novlenskoe.ru/past/Gladin/belozer_kanal.html Правда, думаю, что в указаниях размеров лодки-белозерки закралась ошибка в указании высоты бортов в 7 футов (2,13 метра) при длине лодки в 6,4 метра и осадке с грузом в 0,3 метра (всего 30 сантиметров). У лодки при высоте бортов в 1/3 длины никакой устойчивости к капризам Белого озера (на озере штормовых дней доходит до 160 дней в году) не будет. У лодки с фотографии "Трешкот" длина соответствует описанию в статье Щукиной И.Г., осадка примерно тоже соответствует, география мест, где П-Г заснял эти лодки тоже соответствует географии их распространения... Вот, хочу также дать ссылочку на пост в ЖЖ известного кулинара Максима Сырникова о моём соседе и друге Столярове Михаиле и его домашнем музее лодок и рыбацкого быта рыбаков Белого озера. http://kare-l.livejournal.com/276254.html В посте есть и о лодках-белозерках. А вот, на всякий случай, моя фотография мишиной лодки-белозерки. |
Автор: | seredina77 [ 06 окт 2011, 12:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
Кстати, на вотографии Вознесенья мной замечены лодки-кижанки вот их современные реплики http://www.museum.ru/alb/image.asp?38599 ну и ещё много фото можно увидеть, пройдя поиском, например, в Яндексе по запросу "лодка кижанка". |
Автор: | Елена [ 06 окт 2011, 22:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
seredina77 писал(а): Сергей, в общем вроде похоже. Широкая, с низкими бортами, устойчивая. А где же крытая пристройка на корме? |
Автор: | seredina77 [ 07 окт 2011, 10:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
DMITRY писал(а): Мифическая белозерка Реальная белозерка [0985] Число таких лодок колебалось от 300 до 4006. [color=#0000FF]В разные годы. Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу. Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру.[/color] Лодка на снимке небольшая и перегружается потом еще на более легкую. Возможно. Сколько тогда было лодок в Вознесенье- 6000? Это Вы о чем? Все перемешано: идут в Рыбинск- обратно через оз.Белое в Вознесенье- возвращаются в Крохино(?), берут новую партию товара и снова в путь. В первый рейс навигации лодки идут в Рыбинск (до него по Шексне было около 400 км), берут первую партию (например, хлеба (зерна) с рыбинской хлебной биржи) груза и идут первый рейс (обратим внимание, РАННЕЙ ВЕСНОЙ, помним о сходе льда на Шексне, о её порожестости до построения Мариинской системы, помним о времени, которое описано в данном фрагменте статьи И.Г.Щукиной) до Вознесенья через Белое озеро, обратно от Вознесенья приходят через Белое озеро уже в Крохино, берут следующую партию груза, котоый к моменту возвращения лодки по уже более устаканившейся весенней судоходной обстановке прибывает на неприспособленных для судоходства по Белому озеру судах по реке до Крохино из Рыбинска, и снова через Белое озеро лодки отправляются до Вознесенья. Почему до Вознесенья, спросите Вы, если белозерки для хождения по Белому озеру? Отвечу так: Пройдя Белое озеро, по рекам Ковже и Вытегре (от устья Ковжи до устья Вытегры что-то около 150 км, я сейчас точно не помню) груз попадает на берег другого озера, славящегося своим непростым нравом, Онежского, по которому целесообразно опять груз везти на судах, приспособленных к хождению в таких условиях... Надеюсь моя мысль понятна... Или вы предлажили бы заниматься постоянными перегрузками? Так что Вас смущает и вызывает перемешивание? На каком участке работали лодки? Крохино-Вознесенье-Крохино Вот на таких ходить до Рыбинска и обратно? Один рейс в году? Почему бы нет! Лишняя деньга ниодному судовладельцу не лишняя. Про казенку на корме не говорится. А что? Казёнка - это обязательный атрибут судна? По фотографиям того же П-Г видно, что казёнки эти на всех лодках отличаются, стало быть, сделаны кустарно самими судовладельцами... Информации о белозерках нет, (у кого?)только один путанный текст многократно тиражирован в сети (сеть - наше всё!). В нем не только размеры напутаны (с этого места поподробнее, пожалуйста, что "напутано", кроме того, что Вы уже огласили, а я прокомментировал выше?). В "Обзоре водных путей России" за 1798-1898 гг. под ред. инженера С.М.Житкова, 1900 г. пишется: Обзор за сто лет на территории в 1/6 часть суши - глубоко научно-краеведческий труд! Кто такой инженер С.М.Житков? Какого ведомства инженер? Какую должность он занимал? Бывал ли этот инженер в тех местах, про которые он написал?... У Белого озера перегружают из речных судов в палубные (морские, что ли? шутка) и ни слова про лодки (а он про лодки-то и не знал, потому как в Белозерье не бывал, а писал/редактировал свое обозрение по наслышке...). Кстати, напомню, Белозерский канал был последним участком Мариинской системы, введённым в эксплуатацию в 1848 году. И.Г.Щукина в своей статье (ссылочку я дал) писала, что с веедением в строй канала необходимость перевозки грузов через озеро полностью отпала и лодки-белозерки для транспортировки грузов стали не нужны. Но ненужность лодок для работы на Мариинской системе не означает, что их изготовление и эксплуатация полностью прекратились. Рыбный промысел на Белом озере существовал с древнейших времен и по сей день... П-Г путешествовал по Мариинке через почти 60 лет после пуска Белозерского канала, в эти времена лодки-белозерки уже утратили свою массовость грузового транспорта Неопрятно выглядят эти лодки. Я полагал, что мы пытаемся определить тип судна, а не его эстетику. Для перевозки грязных грузов подошли бы. Да, скорее всего пассажиров в начале 20 века на рыбацких лодках не возили... Какой груз можно перевозить под открытым небом на большое расстояние в такой лодке? Рыбу (снетка белозерского), например http://genn-mikheev.narod2.ru/fotoistorii/ribaki_beloozera/ И так, кто такой инженер Житков я не знаю, а вот с Ириной Геннадьевной Щукиной знаком был. Она коренная белозерка. Работала научным сотрудником сначала Белозерского музея (г.Белозерск), а в последние годы в Кирилло-Белозерском музее (г.Кириллов). Лично у меня доверия к информации от коренного жителя изучаемых мест, краеведа, научного работника, музейного работника, имевшего доступы к различным архивам и документам несравнимо больше, чем к 9 словам неизвестного инженера, неизвестно на чем основанным. Про Карбас версия не проходит... |
Автор: | seredina77 [ 07 окт 2011, 10:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
Елена писал(а): seredina77 писал(а): Сергей, в общем вроде похоже. Широкая, с низкими бортами, устойчивая. А где же крытая пристройка на корме? А крытая надстройка (казёнка) обязательно должна быть? Это современная лодка. |
Автор: | Елена [ 07 окт 2011, 12:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
seredina77 писал(а): А крытая надстройка (казёнка) обязательно должна быть? Это современная лодка. Ну а кто же его знает! Может эта казенка тоже часть конструкции, необходимой для коварного Белого озера . Кстати, определение "белозерки" есть в словаре Брокгауза и Ефрона: Белозерка вид судна — а) Барка плоскодонная, плавающая по Вышневолоцкой системе; наибольшие размеры ее в длину 14 саженей, в ширину 6½ саженей и в высоту — 10 четвертей аршина. Несколько таких барок (от 3-х до 5-ти) сплачиваются вместе с помощью гребок и шестов. б) Лодка, длиной не более 3 саженей, шириной 3 фута и глубиной 1¾ фута; груза поднимает до 25 пудов, углубляясь на 1 фут; служит 4—6 лет; строится в Белозерском бассейне из осинового, соснового и частью елового леса. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/11254/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0 25 пудов — это ж 400 кг! |
Автор: | DMITRY [ 09 окт 2011, 11:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Суда на Мариинской системе |
Многоликая БЕЛОЗЕРКА [0985] [1054] [0931] Из вышенаписанного получается: - по словарю 1) Барка плоскодонная, плавающая по Вышневолоцкой системе, макс. длина 30 м, ширина 13 м. Несколько таких барок (от 3-х до 5-ти) сплачиваются вместе с помощью гребок и шестов. 2) Лодка, длиной не более 6,5 метра, шириной 90 см. - И.Г.Щукина 3) Длина до 6,4 м, высота бортов- 2,13 м, осадка с грузом- ок. 0,3 м. В этом описании все параметры противоречат друг другу. Ошибка не только в осадке, лодки длиной 6,4 м и высотой бортов 2 м быть не может. С такой осадкой не пройти летом шекснинские пороги, когда на ней не было шлюзов. О.А.Золотова и Е.А.Скупинова "От Мариинки до Волго-Балта. Суда и судоходство", Вологда 2010 (прислал Петер): Вложение: 5a.jpg [ 32.37 KiB | Просмотров: 3362 ] Даже при минимальной длине и ширине эта лодка превышает размеры судна на 1054, которое больше по размерам судна на 0985. Но описание дано на начало 19 века. В середине века был прорыт Белозерский канал и потребность в таких белозерках отпала. Вероятно, они уменьшились в размерах до тех, которые у лодок на снимках ПГ. Вложение: 5b.jpg [ 36.66 KiB | Просмотров: 3362 ] Белозерка- это общее название различных по назначнию и конструкции судов, которые плавали по Мариинской системе от Белозерска до Вознесенья и Рыбинска и по смежным системам (Вешневолоцкой) в период с начала 19 по начало 20 веков. В каждый временной отрезок белозерками назывались разные типы лодок, а в одно время такие названия были у различных лодок в разных местах этого региона. Каждая белозерка была модификацией какого-нибудь судна, только в конструкцию вносились изменения с учетом плавания по конкретному району и виду перевозимых грузов. Суда на снимках ПГ можно назвать белозерскими карбасами, белозерскими галиотами, может это белозерки образца на начало 20 века. Не было одной единственной белозерки. В начале 19 в. и в начале 20 в. они отличаются по размерам, некоторые другие типы судов также назывались белозерками. "Напоминала уменьшинные галиоты". Построить казенку на корме и получится, как на снимке ПГ. Вложение: 5c.jpg [ 33.6 KiB | Просмотров: 3362 ] И.Березин "Пешком к карельским водопадам.", 1903 г. http://elibrary.karelia.ru/ |
Страница 1 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |